Обучение детей правилам пожарной безопасности в школе
Пожарная безопасность в школе
Пожарная безопасность в школе – это комплекс мероприятий, разработанный государственными органами, в которые добавляются правила, разрабатываемые администрацией каждого учебного заведения. Цель составленных документов – защита учеников, учителей, технического персонала, имущества и других материальных ценностей от пагубного воздействия пожаров.
Противопожарные мероприятия в школе
Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия:
- Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее.
- Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.
- Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.
- Разработанный план и схема эвакуации из здания.
- Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии.
- Эвакуационные таблички, размещенные на всех этажах и выходах.
- Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.
- Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в школе. Занятия проводятся и с учащимися, и с учителями по отдельности. Для этого разрабатываются специальные учебные инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.
- Проводятся учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания школы.
Ответственность за проводимые мероприятия ложится на директора и его заместителей. Это ответ на вопрос, кто в школе должен отвечать за пожарную безопасность. При этом ответственность также ложиться на учителей, в ведомстве которых есть кабинеты и учебные мастерские.
Учения по пожарной безопасности проводятся совместно с представителями пожарных частей, которые предварительно объясняют, как должна проводиться эвакуация, на какие тонкие моменты должно быть обращено внимание, в какой очередности эвакуируются ученики и сотрудники школы.
Противопожарные средства в школе
Как обеспечивается противопожарная безопасность в школе
Администрация учебного заведения должна не только организовывать противопожарные мероприятия, но и полностью контролировать выполнение правил и требований ПБ. То есть, чтобы и учащиеся, и сотрудники соблюдали не только учебный режим, но и режим пожарной безопасности. Вот те мероприятия, которые должны соблюдаться внутри здания и на пришкольной территории:
- устранение любых факторов, которые могут стать причиной возникновения пожара;
- строго соблюдать график проведения инструктажей и занятий, которые нацелены на повышение знаний по ПБ;
- разрабатывается план эвакуации, он утверждается директором школы;
- разрабатываются меры по оповещению людей на случай возникновения пожара;
- директором, его приказом, распределяются обязанности учителей и технического персонала на случай пожара;
- распределяются обязанности за учителями, которые придется использовать в процессе проведения массовых мероприятий: линейки, праздники, концерты, школьные вечера и прочее;
- содержание здания школы и территории в чистоте, использование при оформлении негорючих материалов.
Инструктаж для учителей
Как проводят обучение учеников
Технике пожарной безопасности в школе начинают учить еще в младших классах. Здесь детям дают простые понятия о том, что собой представляет огонь, а соответственно и пожар. Почему он является опасным, но для каких целей его применяют. То есть рассказывают о всех плюсах и минусах. Но при этом закладывают знания о том, как надо правильно обращаться с огнем, и что нужно делать, если в здании вдруг начался пожар.
Ученики младших классов не могут усвоить большой объем информации, особенно технической. Поэтому знания даются в виде игры, где используются наглядные пособия в виде игрушек или картинок. Сегодня большой популярностью пользуются мультфильмы. Нередко для малышей организуют экскурсии в пожарные части, где наглядно показывают пожарные машины, самих сотрудников в полном обмундировании. Это самая действенная мера.
На этом этапе обучения малышей учат, как правильно тушить костры, как можно спастись от огня и дыма, как правильно пользоваться бытовыми электрическими приборами. Обязательно заучивают номера телефонов МЧС.
По сути, ученикам младших классов прививают небольшое количество простейших правил. Вот они:
- баловаться со спичками нельзя;
- нельзя играть возле костров или предметов, нагретых докрасна;
- нельзя сушить вещи над бытовыми электрическими приборами и кострами;
- нельзя оставлять электроприборы без присмотра;
- нельзя разводить костры без участия взрослых;
- если был обнаружен пожар, то надо приложить все усилия, чтобы привлечь внимание взрослых: кричать, шуметь, звонить и прочее.
Правила пожарной безопасности для учеников младших классов
Техника безопасности при пожаре в школе для учеников средних классов – это более серьезный подход. Вот элементы получения знаний:
- прививаются знания, как надо правильно пользоваться электрической техникой;
- дается информация о легковоспламеняющихся материалах: почему они так называются, как контактируют с огнем, и каковы последствия этого контакта;
- правила использования огнетушителей и других приспособлений и инструментов;
- правила спасения себя и других детей.
Последний пункт особенно важен. Поэтому проводятся учения, в которых отрабатываются правила эвакуации из школы. Работа над всеми пунктами проводится в виде викторин, конкурсов. Особое внимание уделяется практическим занятиям.
Ученики средних классов изучают, что собой представляет огнетушитель
Правила противопожарной безопасности в школе у учеников старших классов – это в основном практические занятия. На них старшеклассников обучают, как и какими средствами можно бороться с очагом возгорания, как грамотно провести спасение людей. То есть, оканчивая школу, учащийся старших классов должен уметь следующее:
- быстро отыскать выход из горящего здания, используя знаки и таблички;
- быстро найти огнетушитель и при необходимости использовать его для тушения огня;
- опознать причину, по которой может произойти возгорание;
- уметь предотвратить эту причину;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- останавливать игры малышей с огнем, предотвращая тем самым возникающую опасность;
- распознавать материалы, которые при нагреве могут воспламеняться, особе внимание незнакомым предметам и изделиям;
- обесточивать бытовые электроприборы, когда дома или квартира остаются пустыми;
- не использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разведения костра, розжига печей и каминов;
- нельзя тушить водой бытовые приборы, подключенные к сети переменного тока;
- костры заливаются водой до полного тушения, то есть пока дым не перестанет идти;
- нельзя бросать зажженные спички в урны, в сухую траву или в кучу тополиного пуха;
- сразу оповестить пожарную охрану о случившемся пожаре.
По сути, старшеклассник должен обладать всеми первоначальными навыками пожарного.
Старшеклассников обучают более серьезным навыкам
Как должны себя вести ученики при пожаре в школе
Основной набор правил пожарной безопасности для школ заключается несколькими пунктами:
- Если внутри помещений здания появился дым и резкий запах горящих предметов, то основная задача учеников – строго слушать учителя, потому что именно он сможет точно оценить обстановку. В его обязанности входит обеспечение безопасности вверенных ему детей, поэтому его указания должны выполняться учащимися беспрекословно.
- Нельзя поддаваться панике.
- Покидать здание школы надо быстро, но бежать нельзя. Потому что это может спровоцировать падение, а соответственно и давку. В результате последнего могут пострадать дети.
- Как только школьники вышли из школы, необходимо следовать за учителем. Он далее проведет перекличку и определит, все ли ученики из его класса покинули школу.
- Никакой самодеятельности. Пожар – дело серьезное, это не игра, это опасная для жизни ситуация.
Эвакуация учащихся в школе
Учения в школе
Проводимые учения по пожарной безопасности в школе – это практические занятия. Проводятся они на высоком уровне, предшествует им серьезная подготовка. В первую очередь готовится план проводимых мероприятий. Обязательно директором создается приказ о проведении учений, в котором обозначаются сроки, время, ответственные. В основу документации закладывается план эвакуации: его графическая и тестовая часть.
Предварительно с учениками проводятся занятия, в которые повторяются правила эвакуации. На них же еще раз обозначаются эвакуационные пути, маршруты и выходы. Такие же занятия проводятся с учителями и техническими работниками школы. Проводит их директор или один из его заместителей.
Утверждается список наблюдателей, которые будут оценивать проводимые мероприятия. Обычно в этот список входят учителя из других школ, а также представители отдела образования администрации города или района. Нередко в состав комиссии входят фотографы или видеооператоры, которые полностью зафиксируют проводимые мероприятия.
Эвакуацию проводят парами, учитель впереди
Тренировка по эвакуации начинается с пожарной тревоги. Действия учителя таковы:
- Обеспечить слаженность эвакуации учеников из своего класса. Главная задача преподавателя – исключить панику среди детей.
- Он должен оценить ситуацию и понять, по какому маршруту выводить детей будет более безопасно.
- Производит раздачу индивидуальных средств защиты: смоченные платки и тряпки.
- Не допустить, чтобы дети бросились тушить очаг возгорания. Необходимо объяснить, что этим будут заниматься подготовленные профессионалы.
- Объясняется и ситуация, связанная с личными вещами учеников. Брать их с собой нельзя, потому что портфели и рюкзаки только будут мешать при эвакуации.
- С собой учитель должен взять только журнал.
- Эвакуация производится слажено по намеченному маршруту.
- После того как класс покинул здание школы, учитель должен отвести группу на безопасное расстояние от горящего здания и провести перекличку на предмет наличия всех учащихся.
- После чего он должен доложить результат переклички директору школы.
Существуют определенные правила эвакуации детей и сотрудников из школы. Первыми выводят учеников, которые оказались ближе всего к очагу возгорания. В приоритете школьники, которые учатся в классах, расположенных на верхних этажах. Идеально – если школу первыми покидают малыши. Но тут по ситуации.
Каждый класс покидает здание парами. Первым идет учитель, показывая направление движения. Последними идут крепкие мальчики. Они обеспечивают порядок и создают условия оказания помощи более слабым своим товарищам. На них возлагается обязанность закрыть за собой двери. Таким образом предотвращается распространение огня. Директор, его заместители и ответственные за ПБ покидают школу последними.
Практические эвакуационные мероприятия в школе должны проводиться не реже 2-х раз в год. В конце составляется акт, в котором указываются результаты и недостатки.
К мерам пожарной безопасности в школе необходимо относится ответственно. Это серьезные мероприятия, которые гарантируют высокую степень противопожарной безопасности объекта.
Методические рекомендации по обучению школьников правилам пожарной безопасности
методическая разработка на тему
Данный материал содержит методические рекомендации по обучению школьников правилам пожарной безопасности. Рекомендации разработаны для младшего, среднего и старшего школьного возраста. В материале представлены цели, задачи и формы работы с детьми с учётом их возрастных особенностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по обучению школьников правилам противопожарной безопасности
Цель: привитие учащимся навыков пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих , улучшение правовой подготовки, обучение правилам пожарной безопасности .
Школьники младших классов.
— создать условия для изучения детьми младшего школьного возраста правил пожарной безопасности;
— рассказать о причинах возникновения пожара, познакомить с признаками и свойствами предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности;
— учить детей правилам проведения при пожаре;
— формировать представление о работе пожарной службы.
В начальной школе детям (с 1 по 4 класс) следует рассказать о самых простых правилах противопожарной безопасности и мерах предосторожности. В качестве тем для беседы со школьниками можно выделить:
- Что такое огонь, какую роль он играет в жизни людей, и вред, который может нанести неуправляемое возгорание;
- Почему недопустимо играть со спичками и опасные последствия таких игр.
- Меры обеспечения безопасности при пользовании газовыми плитами и электроприборами.
- Причины возгораний и предупреждение пожароопасных ситуаций.
- Основные средства тушения возгораний.
- Работа службы противопожарной охраны.
Работая с детьми, следует учитывая возрастные особенности их поведения и восприятие окружающего мира. Большинство учеников младших классов активны и впечатлительны. Дети довольно быстро утомляются и часто теряют свое внимание. По этим причинам обучающий процесс рекомендуется проводить в игровой форме.
Можно использовать и другие методы обучения, такие как:
Показ видео и мультипликационных фильмов.
Проведение тематических бесед.
Знакомство с обучающей детской литературой (сказки, рассказы, стихи, загадки).
Проведение конкурсов и викторин на противопожарную тему.
Организация внеклассных занятий (экскурсии в подразделения пожарной охраны и посещение различных выставок).
Практические занятия с детьми (создание специфической обстановки, отработка действий по обеспечению своей безопасности при появлении дыма или огня, эвакуация детей из помещений школы).
После прохождения обучения, ученики младших классов должны понять, что из себя представляет огонь, какую опасность представляет пожар и какие последствия несет. Дети обязаны знать почему и как происходят пожары, какие природные явления могут стать причиной возникновения огня, какие приборы и предметы могут представлять опасность, а также правила обращения с ними. Школьники должны изучить самые основные противопожарные правила, знать и уметь себя вести в случае опасности задымления или неконтролируемого процесса горения, как проводится эвакуация из здания школы. Каждый ученик должен научиться вызывать службу пожарной охраны по мобильному или городскому телефону: правильно назвать адрес происшествия, свою фамилию и имя.
Школьники средних классов.
— создать условия для изучения детьми среднего школьного возраста правил пожарной безопасности;
— учить детей безопасному поведению в быту, обращению с огнём, газовыми и электрическими бытовыми приборами;
— обучить необходимым действиям при возникновении пожароопасной ситуации;
— отработка эвакуационных действий.
Для учеников школы средних классов (с 5 по 9) необходимо провести ряд занятий по изучению правил противопожарной безопасности, поведению в случае внезапных опасных ситуаций и способах их предотвращения, в частности:
- Ознакомление с наиболее важными правилами противопожарной безопасности.
- Аккуратное обращение с огнем, огнеопасными и взрывчатыми веществами.
- Безопасная эксплуатация электроприборов, газового оборудования.
- Методы предотвращения возгорания в жилых помещениях, учебных заведениях, общественных местах, на природе.
- Необходимые действия для гарантии защиты своей жизни и жизни учащихся младших классов при возникновении пожароопасной ситуации.
- Отработка эвакуационных действий при внезапном задымлении или пожаре в классе или здании школы.
- Правильное и безопасное эксплуатирование разных типов первичных и подручных средств пожаротушения для борьбы с возгораниями.
Обязательно следует рассказать учащимся об осторожности при разведении костров в лесу и о пожарах, которые происходят из-за неосмотрительного обращения с огнем в лесу.
Помимо теоретических лекций и бесед по противопожарной безопасности, с учениками средних классов можно проводить викторины, конкурсы по противопожарной тематике, спортивные мероприятия, в которых ученики смогут принять активное участие. К окончанию обучения, ученик средних классов обязан:
знать, что такое пожар, процесс горения.
изучить основные огнеопасные, горючие вещества и материалы, а также причины возможных возгораний.
ознакомиться с наиболее важными требованиями правил противопожарной безопасности.
уметь правильно вести себя при образовании внезапного появления дыма, загорания или пожара.
выучить алгоритм вызова пожарной бригады на место происшествия, знать как вызвать пожарную охрану.
знать различные способы тушения огня как первичными, так и всевозможными средствами, находящимися под рукой.
иметь представление о работе службы противопожарной охраны, пожарных.
понимать меру ответственности и знать возможные последствия несоблюдения и нарушения правил противопожарной безопасности.
при возникновении пожароопасной ситуации, суметь верно оценить обстановку и принять действия по обеспечению защиты своей жизни и жизни младших школьников.
уметь безопасно для себя и окружающих применять средства тушения огня.
выполнять главные условия правил пожарной безопасности.
Школьники старших классов школы.
— ознакомить детей с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными»;
— учить детей использовать первичные средства пожаротушения;
— отработка эвакуационных действий;
— обучить старших школьников оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
С учениками старших классов (с 10 по 11) проводится завершающий этап изучения норм противопожарной безопасности. Школьники наиболее глубоко изучают степени безопасности при пожаре:
- Применение разных видов огнетушителей, пожарного инвентаря, кранов пожарного водопровода.
- Виды пожарно-технического вооружения.
- Опасность при возгорании электросетей и электрооборудования.
- Средства автоматического тушения огня, пожарно-охранные сигнализации.
- Степень осторожности от получения ожогов, отравления угарным газом, удара электрическим током.
- Умение оказать первую доврачебную помощь людям, получившим ожоги или отравление продуктами горения, пострадавшим от удара электрическим током. — порядок действий при появлении дыма и огня.
- Устранение паники и помощь младшим школьникам при проведении эвакуационных действий.
Проводить беседы и занятия по изучению правил пожарной безопасности в старших классах нужно с учетом профессионального ориентирования подростков. Необходимо подчеркнуть, что знания и следование этим правилам непременно пригодятся им и в дальнейшей взрослой жизнедеятельности: в квартире и офисе, на заводе и фабрике. Напомнить про обеспечение собственной защиты, как на работе, так и на отдыхе. Ответственно подходить к вопросу безопасности других людей.
По окончании этапа изучения правил выпускники старших классов обязаны иметь нижеприведенный багаж знаний и умений:
понимание причин происхождения, течения и гашения пожаров.
твердо помнить основные свойства большинства горючих веществ и возможные причины их возгорания.
ориентироваться в физических и химических свойствах процесса горения.
знать огнеопасные свойства разных веществ и материалов.
знать источники происхождения пожаров, способы по их предупреждению;
разбираться в способах и методах тушения возгораний.
разбираться и уметь пользоваться основными видами средств тушения возгорания.
изучить правила проведения эвакуации. — иметь представление о работе пожарных.
запомнить и не нарушать при пожаре правила безопасности.
осознавать юридическую меру ответственности за невыполнение или нарушение правил.
научиться правильно оценивать вероятный риск возникновения пожарных ситуаций в различных помещениях, на улице и при проведении огнеопасных работ.
уметь быстро оценить ситуацию при различных пожароопасных обстоятельствах, принять надлежащие меры для локализации возгорания.
обладать навыками пользования различными видами огнетушителей, пожарным инструментом и инвентарем, кранами пожарного водопровода, автоматическими и ручными системами пожаротушения.
точно следовать указаниям и инструкциям пожарных при тушении возгорания и при необходимости оказывать им помощь.
при необходимости оказать первую медицинскую помощь людям, получившим ожоги или отравление продуктами горения.
Очень важная роль на этапе обучения школьников отводится родителям. Они должны как можно чаще напоминать детям о мерах предосторожности с огнем, рассказывать им как надо действовать в опасных ситуациях для обеспечения собственной безопасности. Убирать из зоны видимости спички, зажигалки, следить за исправностью электроприборов и электропроводки. Не допускать контакта детей с опасными химическими и горючими веществами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по правилам пожарной безопасности. Автор Мефедовсая Г.С. Можно использовать на занятиях по закреплению знаний у детей по правилам пожарной безопасности.
Цель: ознакомить с правилами пожарной безопасности. Исторический экскурс из истории становления профсии пожарного и пожаротушения. Вместе с детьми разбираем памятку безопасности при пожаре. Закр.
Презентация составлена на основе плакатов по правилам пожарной безопасности.
Цель данного мероприятия:обобщить знания учащихся по правилам пожарной безопасности, учить предотвращать эти ситуации, развивать творчество учащихся, умение работать, думать в коллективе.
Занятие учит детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Данное занятие является обобщающим.
Материал поможет учителю через образные ассоциации формировать основы безопасности жизнедеятельности младших школьников при пожаре; воспитывать у детей чувства ответственности за своё поведение.
Пожарная безопасность в школе
Из этой статьи вы узнаете, как обеспечить пожарную безопасность в школе – с каких мероприятий начать, как провести обучение, какие обязанности возложить на ответственное за ПБ лицо, разработать инструкции по пожарной безопасности, подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе.
Основной документ, которым следует руководствоваться при обеспечении пожарной безопасности в школе или на другом объекте, – это «Правила противопожарного режима в РФ».
Поскольку в школах одновременно находится больше 50 человек, по требованиям пожарной безопасности они относятся к объектам с массовым пребыванием людей. Особые требования предъявляются к школам-интернатам, детским садам и другим заведениям, в которых дети и взрослые находятся целые сутки.
С каких мероприятий по пожарной безопасности в школе начать?
Чтобы обеспечить пожарную безопасность в школе, разработайте и утвердите следующие приказы:
- об установке противопожарного режима;
- о назначении ответственных за ПБ в целом по школе и в отдельных кабинетах, мастерских;
- о разработке инструкций по пожарной безопасности в школе – общеобъектовой, по отдельным видам работ, хранению материалов, кабинетам (для кабинетов физики, химии, информатики, мастерских – отдельных, для остальных – общих), для ответственного по ПБ, о действиях во время эвакуации при пожаре, о ПБ на прилегающей территории (стадион, школьный двор и т.д.);
- об установке порядка обучения по ПБ (обучение по ПТМ, система инструктажей);
- о разработке и утверждении программ обучения по ПТМ, инструктирований. Программу обучения по ПТМ нужно согласовать в подразделении МЧС, которое вас курирует;
- об утверждении графика инструктажей, плана обучения по ПБ для сотрудников школы;
- об утверждении графика проведения противопожарных тренировок;
- об утверждении перечней необходимого противопожарного оборудования, инвентаря, графиков его техобслуживания, поверки, испытаний;
- о разработке и утверждении правил пожарной безопасности в школе для учащихся.
После того как все указанные в приказах мероприятия по пожарной безопасности в школе будут выполнены, можно считать, что с ПБ у вас все в порядке.
Для успешной работы по ПБ понадобятся журналы:
- регистрации инструктирований;
- учета, осмотра огнетушителей;
- техобслуживания пожсигнализации, системы оповещения;
- проверки гидрантов;
- проверки помещений;
- учета, осмотра, испытаний средств противопожарной защиты.
Обучение правилам пожарной безопасности в школе
В учебном центре обучение по ПБ проходят:
- директор;
- инженер по ПБ;
- ответственное за ПБ лицо;
- работники, которые занимаются газо- и электросваркой;
- члены комиссии по проверке знаний по ПБ.
При наличии минимум 3 прошедших обучение в центре сотрудников в школе можно организовать обучение и проверку знаний сотрудников в собственной комиссии. Для этого нужно разработать и согласовать в курирующем органе МЧС программу ПТМ.
Здесь выбирайте, что будет выгоднее и проще – обучать сотрудников самостоятельно или отправлять их на обучение в центр. Например, если в школе задействован всего 1 сварщик, проще отправить его на обучение в центр, чем разрабатывать для него отдельные программы обучения и обучать его «у себя».
Кто разрабатывает инструкции по пожарной безопасности в школе
Инструкции по пожарной безопасности в школе разрабатывает инженер, инструктор по ПБ (или как эта должность прописана в штатном расписании). Если подобного специалиста в штатном расписании нет, ее разрабатывает ответственное за ПБ лицо.
Единого требования к Правилам противопожарного режима по этому поводу нет, поэтому работодатель может поступать по своему усмотрению. Читайте как составляются инструкции по пожарной безопасности , в том числе в школе.
Обязанности ответственного по ПБ в школе
Ответственный за ПБ в школе:
- следит за порядком содержания зданий и их частей, территорий;
- обеспечивает наличие, соответствие требованиям и доступность эвакуационных путей;
- обеспечивает наличие, исправность средств и систем пожаротушения, сигнализации, оповещения;
- организовывает ПБ во время эксплуатации оборудования, мероприятий с массовым пребыванием людей (походов, дискотек, праздников);
- разрабатывает планы эвакуации, обеспечивает их актуальность, наличие и доступность;
- контролирует осмотр и закрытие помещений по окончании учебного дня у учеников и рабочего – у учителей;
- проводит инструктажи по ПБ. Эту обязанность он может делегировать другому сотруднику, который прошел обучение;
- организовывает тренировки персонала по эвакуации, использованию первичных средств пожаротушения, другие обучающие мероприятия по ПБ;
- разрабатывает или согласовывает инструкции и правила пожарной безопасности в школе;
- разрабатывает декларацию по ПБ. Образец заполнения пожарной декларации для школы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе
Как выполняются мероприятия по пожарной безопасности в школе, контролирует ГПН (Государственный пожарный надзор) МЧС РФ. Это делается в ходе плановых и внеплановых проверок.
- Плановые проверки соблюдения правил пожарной безопасности в школе проводятся по ежегодному плану. Смотрите пример плана и результаты проведения плановых проверок проверок или на сайте вашей областной прокуратуры (например, для Оренбургской области – здесь http://www.orenprok.ru/right-menu/spspd/plans). Эти проверки проводятся 1 раз в 3 года.
- Внеплановые проверки проводятся, если в ГПН МЧС поступили заявления от частных или должностных лиц о нарушении требований ПБ в конкретном учреждении. Также их назначают после технического перевооружения, реконструкций, капремонтов. Внеплановой проверки не избежать, если органы власти устанавливают на территории, к которой относится ваша школа, особый противопожарный режим.
По результатам проверок выдаются предписания на устранение нарушений, могут выписываться штрафы. Из размеры зависят от тяжести и повторяемости нарушения (первичное, повторное):
- на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб.;
- на юридическое лицо – от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Деятельность предприятия может приостанавливаться на срок до 90 суток.
В некоторых случаях при впервые выявленном нарушении можно «отделаться» предупреждением.
Штрафы накладываются также в случае возникновения на объектах пожаров:
- на должностных лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 350 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Если в результате пожара пострадал или погиб человек – от 600 тыс. руб. до 1 млн руб.
Избежать плановых проверок можно, проведя аудит ПБ. Если независимая оценка пожарного риска будет положительной, плановых проверок не будет до окончания срока действия соответствующего заключения.
Не забывайте, что выполнение мероприятий по пожарной безопасности ежегодно проверяется во время подтверждения готовности школы к началу нового учебного года, которое проводится до 20 августа.
Качественную работу ответственного за пожарную безопасность в школе лица подтверждает наличие исправного оборудования и следующих документов по пожарной безопасности:
- актов обследования вентканалов, дымовых, газовых каналов;
- актов, подтверждающих проведение огнезащитной обработки деревянных систем здания (например, чердачных стропил);
- внутренних и наружных противопожарных водоводов, актов их испытаний;
- декларации ПБ;
- документации по работам по огнезащите конструкций из металла, лестниц, повышению пределов огнестойкости;
- документации на противопожарные элементы здания – окна, двери, шторы, люки;
- инструкций по действиям персонала по эвакуации людей во время пожара;
- перезаряженных огнетушителей, их паспортов;
- планов эвакуации, соответствующих знаков;
- пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, проектной документации, договоров на их обслуживание;
- пожарных рукавов, заполненных журналов их перекатки (форма 54-Э), соответствующих актов. Если по дате годность пожрукава закончилась, но он находится в рабочем состоянии, проводится его проверка на герметичность. В случае положительного результата срок годности рукава продлевается на 10 лет. Соответствующие документы также должны иметься;
- приказов о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в здании в целом и в отдельных кабинетах, отделах, мастерских;
- протоколов замеров сопротивлений изоляции;
- протоколов испытания наружных противопожарных лестниц, ограждающих кровельных конструкций;
- расчетов категорий взрывопожарной и пожарной опасности для некоторых категорий помещений;
- сертификатов на отделочные материалы для внутренних работ;
- удостоверений о прохождении обучения по ПБ, ПТМ, протоколов проверки знаний, журналов инструктирований;
- эвакуационных выходов, их размеров, пропускной способности и состояния (свободный доступ, отсутствие хлама).
Кроме того, следует:
- организовать места для курения;
- не реже 1 раза в 6 месяцев проводить практические тренировки по эвакуации персонала и учащихся при пожаре для лиц, которые работают в пределах школы.
Кто несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в школе – арендодатель или арендатор?
Однозначного ответа, кто отвечает за пожарную безопасность в этом случае, в законодательстве нет. Поэтому если помещение в школе сдается в аренду частной секции или кружку, прописывать границы ответственности за ПБ следует в договоре.
Однако «спихнуть» все на арендатора, например перед проверкой, не получится. Установка системы противопожарной защиты – трудоемкая и затратная работа, которая, как правило, выполняется во время ремонта здания. И арендатор не сможет сделать эти работы сам (физически и финансово).
Поэтому целесообразно разделять ответственность за ПБ следующим образом: ответственность за установку системы противопожарной защиты возлагать на арендодателя, а за соблюдение правил пожарной безопасности (использовать исправные электроприборы, проходить инструктажи, не курить в помещении и т.д.) – на арендатора.
Итак, из этой статьи вы получили представление, как обеспечивается ПБ в школе. Были перечислены мероприятия, которые следует выполнить в первую очередь, обязанности ответственного за ПБ, порядки обучения и разработки по ПБ, даны рекомендации по подготовке заведения к проверке контролирующими органами, а также ориентировочные суммы штрафов за невыполнение требований ПБ.
Обучение детей правилам пожарной безопасности в школе
Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается ещё с младших классов. Детям дают начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.
Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то учителя занятия на данную тему часто проводят в игровой форме, а также устраивают экскурсии в пожарную часть. Также школьникам показывают обучающие диафильмы и видеоролики, из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС, учатся правильно использовать электрические приборы, тушить с помощью воды костры и пр.
Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:
- Брать и использовать спички нельзя;
- Недопустимо играть около костров или раскалённых предметов;
- Над костром или обогревателями нельзя сушить вещи;
- Запрещено разведение костров без взрослых;
- Не оставлять без присмотра включенные электрические приборы;
- Звонить, кричать и всячески привлекать внимание взрослых, если был обнаружен пожар.
Противопожарная безопасность для учеников средней ступени, включает в себя следующие элементы:
- Привитие знаний и умений обращения с разными электроприборами;
- Получение знаний о легко воспламеняемых материалах;
- Изучение правил использования огнетушителей и иных средств борьбы с огнём;
- Основные знания о правильном спасении своей жизни и жизней других детей.
- Работа над закреплением всех этих элементов ведётся в игровой форме, проводятся различные викторины и конкурсы, а также практические занятия.
Обучение основам пожарной безопасности у учеников старших классов, проходит в форме учений, на которых те получают прочные практические навыки борьбы с огнём, а также учатся спасать людей.
Таким образом, заканчивая обучение в школе, старшеклассник должен точно знать ответы на следующие вопросы и уметь выполнять следующие действия:
- Как искать запасные выходы, где располагаются огнетушители;
- Что может стать причиной пожара, и умение предотвратить её появление;
- Основы оказания первой медпомощи;
- Предотвращать и останавливать игры детей с огнём;
- Никогда не нагревать открытым пламенем неизвестные материалы;
- Обесточивать электрические приборы, уходя из дома, не протирать их мокрыми тряпками, когда те включены в сеть, а так же не тушить их водой.
- Не пользоваться легко воспламеняющимися жидкостями для розжига печей и костров;
- Заливать костёр водой, пока не перестанет идти дым;
- Не бросать зажженные спички в сухостой, тополиный пух, в урны.
- Сразу же оповещать пожарную охрану о случаях обнаружения возгораний.