История советской пожарной охраны
ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ. СТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ
В 1920 году пожарная охрана была передана в ведение Главного управления коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел.
В 1934 году в составе НКВД СССР было организовано Главное управление пожарной охраны. В подчинении органов внутренних дел пожарная охрана находилась до 2002 года.
Начиная с 1932 года в СССР существовала военизированная и профессиональная пожарная охрана в составе МВД.
В 1936 году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны в области государственного пожарного надзора.
В 1927 году Постановлением правительства РСФСР утверждено Положение «О государственном пожарном надзоре», создано Главное управление пожарной охраны.
Для ограждения народного достояния РСФСР от пожарных бедствий 17 апреля 1918 года Совет Народных Комиссаров издал Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», заложивший основы создания советской пожарной охраны.
Общее руководство делом борьбы с пожарами, а также разработка предупредительных и оборонительных мер борьбы с огнем были возложены на Пожарный совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем П. Е. Елизарова.
НКВД по линии своего ведомства принимал необходимые меры по предупреждению пожаров в стране. Его отдел местного хозяйства разрабатывал и рассылал на места инструкции по пожарной безопасности.
В мае 1918 года вследствие поджогов, совершенных враждебными элементами, возникли крупные пожары в Москве и Туле. В целях пресечения поджогов Коллегия НКВД РСФСР утвердила 11 июня 1918 года «Обязательное постановление по предупреждению пожаров», разосланное губернским и уездным Советам Депутатов. Постановление было опубликовано также советскими органами печати Москвы и призывало население городов и сельской местности пресекать всякие попытки совершения пожогов. Ночные караульные обязывались следить за лицами, вызывающими подозрение. Против лиц, задержанных на месте поджогов, оказывающих сопротивление ночным караульным, разрешалось применять оружие.
До июля 1920 года пожарное дело в городах находилось в ведении Всероссийского Совета Народного Хозяйства (ВСНХ).
12 июля 1920 года противопожарная служба была передана в ведение НКВД РФСР на основании Декрета «О сосредоточении пожарного дела в НКВД», утвержденного Советом Народных Комиссаров и подписанного В. И. Лениным. В декрете сказано: «Во изменение декрета СНК от 1 декабря 1918 года…общее заведование и управление пожарным делом в РСФСР как в административно-техническом, так и финансово-хозяйственном отношении, со всеми делами, имуществом и кредитами изымаются из ведения Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) и передаются в НКВД».
С этого момента в системе пожарной охраны устанавливается единоначалие: руководство пожарным делом по всей стране возложено на Центральный пожарный отдел, созданныйв коммунальном отделе НКВД. Он руководил борьбой с пожарами, разрабатывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарное имущество, осуществлял руководство пожарными командами и другими пожарными организациями. В губернских и городских отделах коммунального хозяйства пожарным делом ведали губернские и городские пожарные подотделы.
Борьба с пожарами стала для НКВД одной из боевых задач.НКВД четко определил круг обязанностей профессиональных пожарных команд и запретил местным органам использовать их не по назначению. Совет Труда и Обороны (СТО) предоставил комиссии в составе НКВД, ВЧК и НКТ право привлекать население к тушению пожаров в порядке трудовой повинности.
Летом 1920 года возникали крупные пожары в различных районах республики в населенных пунктах, на промышленных объектах. Зафиксированы также лесные и болотные пожары. Уездные и волостные исполкомы не принимали своевременных мер ктушениюприродных пожаров, что приводило к значительному опустошению. 10 августа 1920 года НКВД разослал циркуляр всем губисполкомам с требованием вести самую энергичную борьбу с пожарами, не щадя средств.
С 1921 по 1923 годы в структуру НКВД входило Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ), в задачи которого входило руководство пожарным делом в республике. ГУКХ НКВД уделяло много внимания борьбе с пожарами. Особую тревогу вызывали лесные пожары. Для борьбы с ними при НКВД была создана центральная пожарная тройка и местные тройки. Было организовано 7 дежурных пожарных железнодорожных поездов, выработаны планы привлечения войск и трудовых частей к борьбе с пожарами и правила пожарной охраны лесов и торфяных болот.
8 июля 1921 года Совет труда и обороны в своем постановлении признал задания, возложенные на пожарные органы и «работу пожарных организаций — ударными со всеми вытекающими из сего последствиями». В этом же постановлении было предложено ВСНХ ускорить изготовление пожарного инвентаря. СТО обязал был возвратить из рядов Красной Армии всех пожарных работников, прослуживших в пожарных командах до призыва в армию не менее шести месяцев.
В 1921-1925 годах отмечались крупные пожары, особенно в сельских местностях. Только в 1924 году было зафиксировано более 70 000 пожаров.
Для борьбы с пожарами повсеместно организовывали Добровольные пожарные дружины и общества. Росло число профессиональных пожарных команд, принимались меры по обеспечению их необходимой техникой, внедрению новых методов пожаротушения.
В 1921 году в Москве и других городах были организованы пожарные курсы.
В 1922-1923 годах начали осуществлять учет государственных и частных промышленных предприятий, изготавливающих различные предметы пожаротушения. Принимались меры к выработке более совершенных способов борьбы с пожарами: был исследован вопрос о возможности применения авиации в борьбе с пожарами, в особенности с лесными; разработан вопрос о применении взрывчатых веществ при тушении лесных пожаров.
За 1924 год и первую четверть 1925 года утверждены Уставы и Инструкции для Добровольных пожарных дружин и обществ, установлены льготы для добровольных пожарных организаций и их членов (Постановление ВЦИК от 01.12.1924 года и СНК от 25.02.1925 года), утверждена Инструкция внутреннего устройства профессиональных пожарных команд. В Ленинграде был открыт пожарный техникум для подготовки пожарных специалистов, установлены тесные межведомственные отношения по согласованию пожарной работы с (Народным Комиссариатом Путей Сообщения, военным Комиссариатом, ВСНХ, НарКоматом Здравоохранения)
В 1925 году ГУКХ НКВД возобновляет издание журнала«Пожарное дело».
В период с 1926 по 1930 годы для усиления мер борьбы с пожарами НКВД проводит ряд мероприятий.В мае 1926 года было созвано Всероссийское совещание пожарных работников, на котором обсуждался вопрос о состоянии пожарной охраны и задачах пожарных работников. НКВД представил правительству проект Положения «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР».
18 июня 1927 годаПостановлением ВЦИК и СНК РСФСР утверждено Положение «О Государственном пожарном надзоре», которое стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ГПН проведение предупредительных мероприятий.
В Положении указано, что руководство пожарным делом на территории РСФСР осуществляют НКВД РСФСР и НКВД АССР (автономных республик). НКВД руководит пожарным делом через центральный пожарный отдел Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ). В Положении установлен порядок образования местных пожарных органов, определялись функции центрального и местных органов пожарного надзора.
Для подготовки и переподготовки руководящих кадров коммунального хозяйства в 1926 году Ленинградский техникум коммунального хозяйства был преобразован в высшие курсы коммунального хозяйства.
31 декабря 1930 года приказом № 337 ВЦИК и СНК РСФСР постановили упразднить НКВД РСФСР. Главное управление коммунальногохозяйства с полным штатом работников передаются из системы НКВД в непосредственное подчинение Совету Народных Комиссаров РСФСР.
10 июля 1934 года Постановлением ЦИК СССР образован общесоюзный НКВД СССР, в состав которого входили милиция и пожарная охрана.
В рамках НКВД были выработаны структура и принципы работы противопожарной службы. Комиссариатом внутренних дел разработаны нормативы о взаимоотношениях пожарной охраны, органов милиции, уголовного розыска, мест заключения, учреждений коммунального хозяйства и других органов, находящихся в ведении НКВД.
НКВД РСФСР положил начало широкому привлечению трудящихся к предупреждению и тушению пожаров, охране общественного порядка и другой государственной работе.
За период с октября 1917 по март 1946 года НКВД, его работники отдали немало сил делу укрепления противопожарной службы, накопили ценный опыт в борьбе с пожарами.
15 марта 1946 года все Народные Комиссариаты СССР, союзных и автономных республик были преобразованы в Министерства. Противопожарная служба вошла в состав МВД СССР.
ЗНАК «ЛУЧШЕМУ РАБОТНИКУ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ» НКВД СССР
В соответствии с утвержденным в 1936 году Положением пожарным знаком «Лучшему работнику пожарной охраны» НКВД СССР награждался начальствующий состав пожарной охраны за активную деятельность по укреплению пожарной безопасности страны и образцовую, самоотверженную работу на пожарах. В последующие десятилетия с учетом возлагаемых на пожарную охрану функций в Положение о вручении знака внесены дополнения.
За время существования награды форма знака не менялась, за исключением герба страны, изменения касались состава входящих республик и принадлежности к силовому министерству: НКВД-МВД-МООП-МВД.
Этим знаком награждались сотрудники и работники пожарной охраны до 2000 года.
История советской пожарной охраны
Войти
Как создавалась единая пожарная охрана
Пожарная охрана СССР до 1931 г. была крайне разобщена. Только в РСФСР пожарной безопасностью занималось 18 различных ведомств. Журнал «Власть Советов» (№ 16) писал: «едва ли найдется еще одна отрасль советского строительства, которая была бы так раздроблена между отдельными ведомствами. В Ленинграде имеется 293 пожарных команды, которые находятся в подчинении 11 ведомств ».
4 марта 1931 г. СНК РСФСР издал документ о централизации пожарной охраны республики, которая перешла в ведение ОГПУ. Ведомственная осталась лишь в НКПС, на Военно-морском Флоте и НК водного транспорта. Охрану лесов от пожаров СНК СССР постановлением от 14 мая 1931 г. возложил на ВСНХ. Так же до 1 июля 1938 года в 8 городах: Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове, Свердловске, Горьком, Харькове и Одессе действовала своя своя городская пожарная охрана. Постановлением СНК Союза ССР от 6 мая 1938 г. N 601 их передали в Наркомвнудел СССР и создали Добровольные пожарные команды.
Под катом один из интереснейших исторических документов: Постановление СНК СССР от 06.05.1938 N 601 «О реорганизации пожарной охраны в 8 городах и об усилении частей пожарной охраны Наркомвнудела СССР» вместе с «Положением о Добровольной пожарной дружине на промышленных предприятиях» от 5 мая 1938 года
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 1938 г. N 601
О РЕОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В 8 ГОРОДАХ
И ОБ УСИЛЕНИИ ЧАСТЕЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НАРКОМВНУДЕЛА СССР
Председатель СНК Союза ССР
В.МОЛОТОВ
Управляющий Делами СНК Союза ССР
Н.ПЕТРУНИЧЕВ
14. Все члены дружины разбиваются по рабочим сменам предприятия с тем, чтобы в каждой смене было необходимое количество дружинников для несения службы по предупредительной противопожарной работе и организации пожаротушения имеющимися на предприятии средствами.
15. В нерабочее время на предприятиях устанавливается дежурство членов дружины в количестве, обеспечивающем пожарный надзор на предприятии и своевременный вызов пожарной помощи.
16. Руководство тушением пожара до прибытия городской пожарной команды осуществляет начальник дружины. По прибытии городской пожарной команды руководство переходит к прибывшему старшему начальнику городской пожарной охраны.
17. На наиболее ответственные и огнеопасные объекты предприятия начальником дружины составляются оперативные планы пожаротушения, которые согласовываются с местными органами пожарной охраны НКВД СССР и утверждаются руководителем предприятия.
18. Учебные занятия с дружинниками производятся согласно расписания, объявленного приказом руководителя предприятия, в свободное от работы время.
19. Начальник дружины обязан:
а) подготовить членов дружины предупреждать загорания на охраняемом предприятии, а при возникновении его — быстро ликвидировать;
б) систематически проверять и требовать от предприятия исправного содержания пожарного водоснабжения;
в) содержать в исправном состоянии противопожарное оборудование как в цехах, так и находящееся на вооружении дружины и следить за постоянной готовностью его к действию;
г) вести систематическую работу по предупреждению пожаров на охраняемом объекте и наблюдение за выполнением правил и мер пожарной безопасности;
д) разработать и знать оперативный план противопожарной обороны предприятия и планы пожаротушения отдельных цехов;
е) вести среди рабочих, инженерно-технических работников и служащих пропаганду противопожарных мероприятий путем проведения бесед, лекций, организации пожарных уголков в клубах и т.д.;
ж) обучить рабочих предприятия пожарно-техническому минимуму.
20. Члены дружины обязаны:
а) твердо знать правила и обязанности дружины, положение и инструкцию о ней;
б) выполнять возлагаемые на них обязанности и распоряжения начальника дружины;
в) являться по сигналу о тревоге к назначенному месту сбора и на занятия по установленному расписанию;
г) наблюдать за целостью и исправностью противопожарного оборудования как на предприятии, так и состоящего на вооружении дружины, и о всех замеченных недостатках немедленно сообщать начальнику цеха и начальнику дружины;
д) нести дежурство на предприятии по установленному расписанию дежурств в рабочее и нерабочее время;
е) наблюдать за соблюдением противопожарного режима на производстве во время работы и принимать меры к устранению замеченных недочетов, сообщая обо всем начальнику цеха и начальнику дружины или лицам, их замещающим;
ж) знать пожарный техминимум и пожарную опасность технологического процесса своего производства и меры пожарной безопасности во время работы в цеху;
з) вести противопожарную пропаганду среди рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия, способствуя организации в цеху (в своей смене) ячеек противопожарной профилактики.
21. Никто из членов дружины не имеет права уйти с дежурства, учений или покинуть свою позицию на пожаре без разрешения своего непосредственного начальника.
22. За активную работу члены добровольной пожарной дружины поощряются по представлению начальника дружины и руководителя предприятия:
а) грамотами,
б) деньгами,
в) ценными подарками.
За выдающиеся заслуги по предупреждению или ликвидации пожара члены дружины представляются к награждению:
а) специально установленными знаками и
б) общегосударственными наградами.
23. За несение службы в добровольной пожарной дружине членам дружины выплачивается ежемесячно дополнительное вознаграждение к основной зарплате в размере от 30 до 50 руб. в химической, машиностроительной, металлургической, нефтяной, угольной и энергетической промышленности и в размере от 20 до 40 руб. в пищевой, легкой, лесной, торфяной и цветной промышленности.
Примечание. Практиканты получают вознаграждение в половинном размере.
24. За невыполнение возложенных обязанностей, распоряжений начальника дружины, за нарушение правил внутреннего распорядка в дружине и другие проступки на виновных членов добровольной пожарной дружины налагаются следующие взыскания:
Начальником дружины:
а) выговор;
б) предупреждение об исключении из дружины;
в) исключение из дружины.
Руководителем предприятия:
а) исключение из дружины с одновременным увольнением с предприятия.
За невыполнение распоряжений начальника дружины в боевой обстановке при тушении пожара виновные привлекаются к уголовной ответственности.
Народный Комиссар
Внутренних Дел Союза ССР
Генеральный Комиссар
Государственной Безопасности
Н.ЕЖОВ
Приложение N 1
к Постановлению СНК Союза ССР
от 6 мая 1938 г. N 601
Организация пожарной охраны в СССР и Российской Федерации. Справка
В июле 2010 года, оказавшемся аномально жарким и засушливым, в многих регионах центральной части России начались лесные и торфяные пожары. К началу августа ситуация не улучшилась.
Во времена СССР (с 1966 г.) руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, осуществлявшие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые было возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.
В пожарной охране МВД имелся Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, сеть территориальных пожарно-технических станций, проводящих научно-исследовательские работы в области пожарной безопасности, а также учебные заведения, готовящие инженеров и техников пожарного дела. Некоторые министерства и ведомства (например, министерство путей сообщения, министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели свою ведомственную пожарную охрану. На промышленных предприятиях и стройках, в учреждениях и организациях, колхозах и совхозах организовывались из рабочих, служащих и колхозников добровольные пожарные дружины.
Привлекали население к делу профилактики пожаров республиканские, краевые и др. добровольные пожарные общества. Члены добровольных пожарных дружин пользовались по месту работы рядом льгот (например, им предоставлялся дополнительный отпуск).
Для выполнения своей главной задачи – борьбы с огнем – пожарная охрана располагала различными автомобилями, пожарными самолетами и вертолетами, поездами и катерами, специальными лабораториями. Были даже подразделения пожарных десантников – их выбрасывали на парашютах в труднодоступных районах для локализации и ликвидации очагов пожара.
Все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара. Применялось боронование (опашка). При тушении лесных пожаров использовались сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при при тушении лесных пожаров в 1972 г. в подмосковных лесах. В СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 км.
Большое значение придавалось профилактике пожаров. Например, пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах, где дома из дерева, устраивались отсечные кирпичные стенки, непреодолимые для огня.
Зимой заранее делались просеки, чтобы затруднить распространение пожара. Ранней весной, когда в лесу еще сыро и большой пожар невозможен, делались профилактические сжигания прошлогодней листвы и опавших веток, так называемые «контролируемые отжиги».
Заранее составлялись метеопрогнозы, по которым можно было предвидеть силу и географию пожаров, завозился инвентарь для тушения, горючее для техники.
В Российской Федерации да 2007 г. за лесные пожары отвечала единая структура – Гослесохрана, в штате которой было примерно 75 тысяч лесников. Профессиональные лесничие регулярно патрулировали территорию и либо оперативно тушили пожар, либо успевали оградить от огня населенный пункт.
С принятием нового Лесного кодекса Гослесохрана была ликвидирована полностью, а ее функции распределены между региональными властями и частными арендаторами. По новому Лесному кодексу за борьбу с огнем должны отвечать региональные структуры, выигравшие аукцион на ведение противопожарных работ с передачей им соответствующих субвенций из федерального бюджета. А МЧС России осуществляет тушение лесных пожаров при угрозе распространения огня на населенные пункты, нефте- и газопроводы, потенциально опасные и другие объекты экономики.
Сейчас законодательством леса разбиты на 4 зоны ответственности: федеральные леса; федеральные леса, полномочия на тушение которых выданы субъектам РФ, и леса, принадлежащие субъектам РФ; леса Министерства обороны; леса на приграничных территориях.
Субъекты РФ, как правило, собственных сил и средств на тушение лесных пожаров не имеют. В отличие от Федерального агентства лесного хозяйства, которое имеет достаточно серьёзные силы и средства, в том числе лесную авиаохрану. Федеральное агентство лесного хозяйства проводит торги и конкурсы, заключает договора с организациями на проведение работ по тушению лесных пожаров. И также в целях обеспечения тушения лесных пожаров вносит в условия договора аренды на лесные участки и угодья соответствующие предложения и требования, возлагая функции по тушению лесных пожаров и на лесопользователей.
Арендаторы по закону обязаны лишь обеспечить тушение пожара, но не тушить его.
По мнению представителей Гринпис, МЧС не обладает опытом по тушению лесных и, особенно, торфяных пожаров. Машины и оборудование, которыми располагают подведомственные МЧС структуры, как считают в природоохранной организации, зачастую просто непригодны для работы на лесных пожарах – например, не могут пройти по лесным дорогам без покрытия или не могут обеспечить забор воды из мелких и частично пересохших водоемов. В итоге среди всех занятых на тушении лесных пожаров 80% – это работники леса. Но во многих регионах нет представителей лесных служб: там, где основные площади лесов переданы в аренду, силы лесничеств и бывших лесхозов невелики – ведь предполагается, что основные лесохозяйственные работы должны выполнять арендаторы.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Борцы с огнем. Краткая история развития пожарной охраны России
Испокон веков одним из самых тяжких бедствий на Руси были пожары. Летописи полны описаний того, как огненная стихия уничтожала города, деревни, леса.
Россия первая
Попытки решить проблему пожаров на законодательном уровне предпринимались не раз. Самые значительные шаги были сделаны во время царствования Алексея Михайловича Романова. Как раз тогда и вышел «Наказ о градском благочинии». Его историческая ценность состояла в том, что впервые были предусмотрены основные признаки и атрибуты профессиональной пожарной охраны: постоянный платный состав, наличие водоливных труб, круглосуточные дежурные объезды города и наказания жителей, виновных в поджоге.
При императоре Николае I начались планомерная организация пожарных команд и повсеместное строительство депо для их размещения. Одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча. Она была самой высокой точкой, откуда просматривались не только городские окраины, но и близлежащие сёла.
В течение XIX в. открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве. На них выпускались насосы, складные лестницы, а в 1904 г. на фабрике фирмы «Фрезе и К°» был изготовлен первый пожарный автомобиль. Научно-техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска и оригинальностью решений. Так, именно в России был впервые разработан и испытан ручной пенный огнетушитель.
И люди, и роботы
Без работы пожарные не сидят и в наши дни. Вот свежая сводка. Из горящей больницы Нижнего Тагила силами МЧС эвакуировано 56 человек. В Хакасии степной пожар перекинулся на полтора десятка дачных домов — пришлось задействовать вертолёт с водосливным устройством. А в Амурской обл., Приморском и Забайкальском краях из-за угрозы лесных пожаров вблизи населённых пунктов был введён режим ЧС. На борьбу со стихией там вышли 3,5 тыс. человек.
«Однако наибольшее число пожаров по-прежнему регистрируется в жилом секторе — около 70% от общего количества, — говорит Борис Борзов, главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору. — Основные их причины — несоблюдение правил пожарной безопасности и такие явления, как безработица и чрезмерное употребление алкоголя».
Государственная противопожарная служба МЧС России ежегодно предотвращает до 450 тыс. пожаров. Разработан перечень сезонных операций — «Жильё», «Лето», «Детский отдых». Они дают свои результаты. Так, операция «Детский отдых» включает инструктажи и занятия с персоналом лагерей, формирование добровольных дружин из числа их работников, проведение конкурсов среди детей и соревнований по пожарно-спасательному спорту. В итоге за последние 5 лет в летних лагерях не произошло ни одного пожара с гибелью людей.
. Сейчас в распоряжении Государственной противопожарной службы самая современная техника. Это автомобили всевозможных назначений, вездеходы, робототехнические комплексы. Скажем, робот «Пеликан» выдерживает экстремально высокие температуры и способен тушить возгорания в туннелях, на железнодорожных станциях, на промышленных предприятиях. В арсенале российских пожарных — беспилотные летательные аппараты. Они могут заниматься разведкой и доставлять огнетушащие вещества и спасательные устройства в высотные здания.
Благодарим Управление организации информирования населения МЧС России за помощь в подготовке материала.