Что ждет ведомственную охрану в году
Вневедомственная охрана в 2020 году
Информация о сокращениях во вневедомственной охране, запланированных в 2020 году, появилась в онлайн-СМИ в июле 2019 года. Авторы сообщили о ее планирующемся переподчинении ОМОН и переименовании в роту обеспечения охраны. Основной задачей роты обеспечения станет круглосуточное патрулирование маршрутов, а непосредственно охрану зданий и объектов на посту поручат комендантским частям МВД.
Авторы сообщений ссылались на данные закрытого совещания, состоявшегося при Совбезе РФ. В журналистских материалах указывались и отделы, филиалы и управления вневедомственной охраны, которым в 2020 году грозит ликвидация.
Опровержение
Через несколько дней пресс-служба Росгвардии опровергла новости, распространенные в интернете и вызвавшие серьезный резонанс. В сообщении, размещенном на официальном сайте Росгвардии, говорится, что данные, изложенные в публикации, не правдивы. Никаких планов по расформированию вневедомственной охраны, перераспределению полномочий, нет. Подобные вопросы не обсуждались на ведомственных совещаниях – авторы статьи ввели в заблуждение пользователей.
Грядут изменения
Журналистские выводы о предстоящем реформировании службы пока официально не подтвердились, но без изменений не обойдется. Они упомянуты в Концепции развития вневедомственной охраны, рассчитанной на 2018-2021 годы и далее. В документе говорится, что для оптимизации управления вневедомственной охраны (ВО) в 2020-2021 годах необходима территориально распределенная централизованная система наблюдения. Она позволит моментально реагировать на поступающие тревожные сигналы на районном уровне.
В период до 2021-го, а в перспективе и до 2025 года планируется реализация следующих мероприятий:
- подготовить изменения в закон «О войсках национальной гвардии» в части делегирования полномочий российскому правительству по определению объектов, охраняемых национальной гвардией;
- разработать проект закона «Об охранной деятельности в РФ»;
- усовершенствовать требования в части антитеррористической защищенности охраняемых объектов.
Уже реформировали
Охранное подразделение реформировали уже не раз. В ходе предыдущих реорганизаций менялась ее структура, сокращалось или увеличивалось количество служащих – в зависимости от выполняемых задач и количества охраняемых объектов.
Сокращение штатной численности, перераспределение полномочий и другие необдуманные действия могут иметь негативные последствия. Одно из них – вынужденное сотрудничество предприятий и ведомств с частными охранными фирмами. Будет ли это финансово выгодно и эффективно? Вряд ли, потому что услуги частных компаний обходятся дороже, чем государственных.
Предыдущие сокращения и переоснащения
Последняя масштабная реорганизация вневедомственной охраны, затронувшая структуру и специфику подразделения, состоялась в 2012 году. Тогда сокращение коснулось почти 40 тысяч служащих. В 2017-2018 годах реформирование продолжилось: рабочие места потеряли около 3 тысяч человек. Процесс коснулся и переоснащения ведомства – сотрудники государственной охраны начали использовать новые шлемы и бронежилеты, приняли на вооружение специальные комплексы для поиска и обезвреживания взрывчатки.
Индексация зарплат
В 2020 году служащие вневедомственной охраны получат повышенную заработную плату. Увеличение окладов произойдет за счет индексации. Индексация планируется ежегодно, начиная с осени 2019 года, и будет соответствовать официальному уровню инфляции. Это значит, что к концу текущего года оклады сотрудников подразделения возрастут в среднем на 4-4,5%. Примерно на такую же сумму увеличатся они и в 2020-м.
При расчете заработной платы служащих государственных охранных ведомств учитываются:
- должность;
- звание;
- стаж работы;
- льготы (если они положены);
- региональный коэффициент (он действует в районах со сложными и особыми условиями жизни и работы).
Служащие, задействованные в охране самых важных зданий и учреждений в России, получают повышенные оклады. Большинство подобных объектов сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.
Часть объектов передадут
Ранее охранное ведомство обеспечивало безопасность государственных культурных и научных учреждений. В 2019-ом полномочия по охране многих таких объектов правительство передало коммерческим структурам. В следующем году процесс передачи продолжится. По предварительной информации, из перечня охраняемых зданий и сооружений исключат научные и публичные библиотеки, музеи, плотины и другие гидротехнические сооружения, государственные архивы, недвижимость Центрального банка РФ.
Перечисленные меры позволят российскому правительству сэкономить государственные бюджетные средства. Насколько существенной будет экономия, финансисты ответить затрудняются, потому что модернизация действующей системы охраны повлечет за собой рост расходной части.
В любом случае о расформировании, серьезном сокращении штатной численности или упразднении охранной службы речь не идет. Чиновники федерального уровня, курирующие реформу отрасли, уверены, что работы для госохранных структур будет достаточно даже после уменьшения количества курируемых объектов.
В 2020 году реформа продолжится: не исключено, что ВО передадут функции других подразделений Министерства внутренних дел РФ.
О планах Росгвардии слить всю ведомственную охрану с ФГУП «Охрана» Росгвардии»
Главной темой встречи с журналистами заместителя директора Росгвардии Сергея Лебедева стал переход подразделений вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы, Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» и Научно-исследовательского центра «Охрана» в ведение Росгвардии
В начале декабря состоялся брифинг заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции Сергея Лебедева. Главной темой встречи с журналистами стал переход подразделений вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы, Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» и Научно-исследовательского центра «Охрана» в ведение Росгвардии. ( подробнее ► ).
«. это всероссийская охранная компания, обладающая уникальным правовым статусом. Она эффективно решает задачи по защите интересов государства и общества, прав и свобод граждан в сфере обеспечения надежной защиты имущества и объектов различных форм собственности.»
Пожалуй с этим трудно не согласиться. Хотя, хотелось бы узнать мнение на этот счет у альтернативных охранных структур, которые также активно занимаются охраной жилых домов, квартир и других объектов, а еще, и это самое главное- мнение пользующихся охранными услугами.
Но дальше — больше.
Заявление Лебедева С.А. относительно слияний и поглощений на рынке охранных услуг мягко говоря вызвало удивление. В частности, Сергей Анатольевич заявил, что
«. наблюдается тенденция присоединения ведомственных охран, созданных другими федеральными органами исполнительной власти к … ФГУП «Охрана» Росгвардии»?!
И далее, в качестве примера сказано, что в настоящее время в Правительстве Российской Федерации осуществляется подготовка соответствующего решения по реализации согласованного предложения Минпромторга России и Росгвардии о присоединении к ФГУП «Охрана» ведомственной охраны объектов промышленности. Данные вопросы сейчас прорабатывается всеми заинтересованными сторонами. А Росгвардия надеется присоединить все ведомственные охраны к ФГУП «Охрана» Росгвардии, — сообщил Сергей Лебедев.
Не верите? Можете посмотреть фрагмент видеозаписи брифинга на 2 минуте 55 секунде и убедиться в планах и намерениях Росгвардии.
Мы не беремся судить насколько данная инициатива Росгвардии жизнеспособна. Возможно и не так все обстоит, а один из руководителей Росгвардии может быть оговорился или его неправильно поняли.
Нам также непонятно, а входит ли в круг присоединяемых охран ведомственные охраны, недавно созданные стратегическими акционерными обществами (ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть», ПАО «Транснефть»)?
Хотя разумное зерно в идее Росгвардии наверняка есть. Единое руководство, единый контроль, проще мобилизовать. . Это все правильно.
В конце концов, тенденция на избавление федеральных органов исполнительной власти от непрофильных активов и несвойственных функций те же имеет место быть. Да и разговоры относительно акционирования различных ФГУПов и МУПов время от времени возникают.
Но как бы там ни было, просим Вас высказать Ваше мнение относительно идеи присоединения ведомственной охраны к ФГУП «Охрана» Росгвардия, чего в этом больше, плюсов или минусов?
РИА «Индустрия безопасности» намерена и впредь держать руку на пульсе ситуации и следить за дальнейшим развитием событий и объективно информировать наших читателей о происходящем.
Вневедомственная охрана в 2020 году
В июле 2019 года в онлайн-СМИ прошла информация о запланированных в 2020 году сокращениях среди работников вневедомственной охраны. Наряду с этим говорилось также о планируемой смене названия на «Роту обеспечения охраны» и передаче в подчинение ОМОН. Главной задачей, поставленной перед ротой, будет патрулирование маршрутов в круглосуточном режиме. А вот ранее возложенные на них обязанности по охране объектов, зданий и сооружений передадут комендантским частям МВД.
Выводы журналистов и опровержения Росгвардии
В качестве источников авторы ссылались на информацию некоего закрытого совещания, проведенного при Совбезе РФ. В опубликованных материалах также содержались указания на действующие управления, филиалы и даже отделы вневедомственной охраны, существование которых будет прекращено в 2020 году.
Спустя несколько дней вышло официальное опровержение от пресс-службы Росгвардии о распространившихся новостях, взбудораживших всю общественность. На официальном сайте было размещено обращение, говорившее о недостоверности всех данных, отраженных в публикации. На сегодняшний день не планируется никаких кардинальных изменений, например, таких:
- Расформирование вневедомственной охраны;
- Сокращение сотрудников вневедомственной охраны;
- По перераспределению полномочий;
- И других подобных мероприятий.
Пресс-служба Росгвардии утверждает, что на ведомственных собраниях такого рода вопросы не поднимались, а авторы резонансного материала вводят граждан в заблуждение.
Изменениям быть!
Несмотря на то, что имеющиеся выводы журналистов не нашли официального подтверждения, столкнуться с переменами нам все же придется. О них говорится в утвержденной Концепции развития вневедомственной охраны, реализация которой рассчитана на 2018-2021 года и далее. Документ рассказывает о необходимости оптимизации управления ВО в 2020-2021 годах для чего необходимо территориально распределить централизованную систему наблюдения. В свою очередь, такие изменения дадут возможность моментального реагирования на каждый поступающий тревожный сигнал именно на уровне района.
В полной мере реорганизацию вневедомственной охраны исключить нельзя, поскольку реформы в этом направлении проводились уже не раз, а вышеупомянутая Концепция содержит в себе описания реализации множества мероприятий до 2021 года, а с учетом описанных перспектив вплоть до 2025 года. Среди них обозначены следующие:
- подготовка проекта изменений в закон «О войсках национальной гвардии», касаемо разделов о делегировании Правительству РФ полномочий по определению объектов, которые находятся под охраной национальной гвардии;
- разработка законопроекта «Об охранной деятельности в РФ»;
- усовершенствование уже имеющихся требований, предъявляемых к антитеррористической защите объектов, находящихся под охраной.
Опыт прошлых лет
Ни для кого не секрет, что охранное подразделение уже не раз подвергалось реформам. Предыдущие изменения касались структуры и численности служащих, на основании возлагаемых обязанностей и численности охраняемых объектов. Именно поэтому полностью исключить упомянутую реорганизацию невозможно, ведь на это влияет и печальное состояние экономики страны. Финансирование данного отделения осуществляется полностью из бюджета, а, как следствие, правительство не упустит возможности уменьшения такой статьи расходов, и, по мнению экспертов, определенное сокращение в рядах ВО будет весомым шагом по оптимизации федеральных расходов.
Аналитики же, учитывая всю специфику вневедомственной охраны, ее главные задачи и количество объектов, находящихся под охраной, описывают наиболее возможные негативные последствия в результате таких кардинальных и необдуманных изменений. К примеру, предприятия и ведомства будут вынуждены прибегнуть к услугам частных охранных фирм. Но будет ли от такого сотрудничества какая-то финансовая выгода? Это очень сомнительно, поскольку частные компании устанавливают цены на свои услуги значительно выше государственных структур.
В 2012 году состоялась последняя из масштабных реорганизаций вневедомственной охраны. Она коснулась и специфики, и структуры всего подразделения. В результате чего почти сорок тысяч служащих попали под сокращение. Но на этом процесс не остановился.
В 2017 – 2018 годах изменения продолжились:
- примерно 3 тысячи человек потеряли работу;
- для сотрудников были введены совершенно новые бронежилеты и шлемы;
- на вооружение поступили особые комплексы по обнаружению и обезвреживанию взрывчатки.
Увеличение окладов сотрудников ВО и передача части объектов
В 2020 предусмотрено проведение индексации заработной платы для всех служащих вневедомственной охраны. Начать планируется осенью 2019 года, и проводиться будет ежегодно. Индексация будет полностью соответствовать официальному по стране уровню инфляции. Соответственно, уже в этом году оклады сотрудников вырастут примерно на 4-4,5%. В 2020 году увеличение прогнозируется на примерно аналогичную сумму.
Заработная плата государственных служащих ВО складывается из различных показателей и зависит от должности и звания, стажа работы и положенных льгот, а в районах, с особыми условиями работы и жизни, применяется региональный коэффициент. Стоит отметить, что работающие на охране важнейших учреждений в России имеют значительно большие оклады. Основная масса таких объектов расположена в Москве и Санкт-Петербурге.
Но такие перемены произойдут за счет экономии средств государственного бюджета, путем передачи части государственных учреждений культуры и науки коммерческим структурам. Этот процесс начат уже в текущем 2019 году, и в следующем он продолжится. Предварительно имеется информация об исключении из перечня следующих объектов:
- научные и публичные библиотеки;
- музеи;
- плотины и другие гидротехнические сооружения;
- государственные архивы;
- недвижимость, принадлежащая Центральному банку РФ.
Однако финансисты затрудняются в оценке предполагаемой экономии. Поскольку результатом таких изменений будет не только экономия бюджетных средств государства, но и увеличение их расходной части.
В заключение
Можно быть уверенными, что о полном расформировании или глобальном сокращении численности состава ВО беспокоиться не стоит. На федеральном уровне чиновники, отвечающие за проведение подобной реформы, утверждают, что государственные охранные структуры не останутся без работы даже при значительном уменьшении объектов в зоне ответственности ВО. В 2020 году нас ждет продолжение реформ подразделений вневедомственной охраны. Эксперты не исключают возможную вероятность передачи ВО части функций других подразделений, входящих в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Враг Росгвардии № 1: кто мешает Золотову зарабатывать миллиарды?
Росгвардии не нравится, что у неё нет (пока) монополии на охрану госимущества. Ведь у многих министерств есть свои ведомственные охранные структуры. Более того, они выступают конкурентами в тендерах на охрану гособъектов со ФГУП «Охрана», принадлежащим Росгвардии. Например, Ведомственная охрана Минсельхоза с начала 2019 года получила контракты на 257 млн рублей, а Ведомственная охрана Минэнерго — на 275 млн рублей. Полмиллиарда на дороге не валяются, решили в Росгвардии, и она на днях получила обе эти организации: указом президента они п ерестали существовать и были присоединены ко ФГУП «Охрана».
Сейчас главный очаг сопротивления — Управление ведомственной охраны Минтранса, которое так просто сдаваться на милость росгвардейцев не собирается. Более того, оно отчаянно конкурирует со службой Золотова на госторгах. И обычно выигрывает, предлагая более низкие цены на охрану.
С начала 2018 года и до октября нынешнего охрана Минтранса выступила конкурентом Росгвардии в 43 тендерах на общую сумму 215 млн рублей. В итоге управление Минтранса выиграло 30 тендеров, Росгвардия — только 9 (в четырёх остальных победителем стала третья компания. — Прим. «Базы»).
Причём Управление Минтранса выигрывает тендеры на охрану не только транспортной системы (аэропортов, например), но и других гособъектов: зданий судов, Роспотребнадзора, музеев.
С начала года Управление заработало на госзакупках 3,4 млрд рублей. Это даже больше, чем ФГУП «Охрана» (2,9 млрд; также у Росгвардии множество территориальных управлений и других учреждений, которые тоже получают контракты).
Но успех транспортников, похоже, разозлил тех, кого злить небезопасно. Тем более что Росгвардия — это не просто охрана, но ещё и надзорный орган на рынке охранных услуг (когда это касается государственных, стратегических и иных объектов).
Согласно данным СПАРК-Интерфакс, в 2018–2019 годах Росгвардия проверила Управление ведомственной охраны Минтранса 148 раз. То есть ревизоры из Росгвардии заходят в разные филиалы Управления Минтранса 1–2 раза в неделю.
И, как правило, выходят не с пустыми руками: Росгвардии удалось найти 565 нарушений! Например: «работниками команды „Томск“ в 2018 году не пройден ежегодный медицинский осмотр в 2018 году», «16 работников Крымского отряда Краснодарского филиала ФГУП „УВО Минтранса России“ не прошли обязательную дактилоскопическую регистрацию» и т. д.
Некоторые нарушения охраны Минтранса относятся к категории «лезет не в своё дело». Например, в феврале-марте 2019 года Росгвардия, проведя очередную проверку, выяснила, что Управление охраняет «11 объектов, не отнесённых к сфере ведения Минтранса» и «240 объектов, не включённых в перечень охраняемых объектов… утверждённый приказом Минтранса».
Росгвардия составила предписание — устранить нарушение. Но охрана Минтранса подала в суд. Категория дела называется так: «привлечение к административной ответственности за самоуправство». В итоге Арбитражный суд Москвы недавно признал часть пунктов предписания Росгвардии недействительными.
Во-первых, из закона следует, что ведомственная охрана может охранять любую госсобственность (а не только своего ведомства). Во-вторых, если Минтранс не внёс в свой перечень всё, что его Управление охраняет, в этом тоже ничего страшного. «Иное бы противоречило целям создания ведомственной охраны, в частности, когда при создании нового объекта у государственного заказчика не будет возможности обеспечить его защиту до момента внесения объекта в перечень», — говорится в решении суда.
На этом история не закончилась, и в сентябре Росгвардия подала жалобу в 9-й арбитражный апелляционный суд. Заседание назначено на ноябрь.
В июле спор Росгвардии с охраной Минтранса уже дошёл до Верховного суда. Но иск тогда подала Росгвардия. Управление Минтранса выиграло тендер на охрану Северного флотского военного суда. Представители ведомства Золотова тоже подавали заявку, но проиграли. В суде они пытались доказать, что Управление Минтранса не имеет права охранять то, что не связано с транспортом. Но Верховный суд решил, что всё в порядке.
Советник гендиректора Управления ведомственной охраны Минтранса Александр Божков рассказал, что они получили не одно, а несколько предписаний от Росгвардии (её региональных управлений) о запрете охранять не транспортные объекты. Все они были обжалованы, и суды встали на сторону Минтранса. «Кроме того, письмом от 19.07.2019 № 350/2149 Управление Росгвардии по Мурманской области исключило из выданного им предписания пункты касаемо охраны объектов, не отнесённых к сфере ведения Минтранса, признав тем самым правомерность позиции предприятия», — сказал Александр Божков. Пресс-служба Росгвардии оперативно не ответила на запрос «Базы».
Однако ведомство Золотова сдаваться не собирается. Тем более когда у тебя в руках дубинка — право проверять и наказывать, — ею Росгвардия систематически и результативно лупит конкурентов.
В марте 2019 года к «Охране» Росгвардии было присоединено ФГУП «Связь-безопасность», которое ранее принадлежало Минкомсвязи. У «Связи-безопасности» до этого нашлось много нарушений, в том числе любимое у Росгвардии — охрана объектов, не относящихся к сфере деятельности профильного министерства. Против бывшего руководства «Связи-безопасности» были возбуждены уголовные дела из-за выплаты золотых парашютов. До своего присоединения «Связь-безопасность» имела 4,6 млрд рублей в год и около 15 тыс. сотрудников.
В 2017 году к «Охране» Росгвардии была присоединена Ведомственная охрана Минпромторга. Поводом также стали многочисленные нарушения, которые обнаружила Росгвардия. Только за февраль 2017 года нашлось 116 нарушений. Также было возбуждено уголовное дело против бывшего главы ведомственной охраны Владимира Подольского. Его признали виновным в выплате зарплаты мёртвым душам, за что он получил 4 года колонии. В результате присоединения Росгвардия получила 18 тыс. сотрудников и дополнительные 5 млрд выручки в год.
В 2018 году нефтяные компании, в том числе «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть» и «Сибур», пожаловались в Совет безопасности России на попытки Росгвардии монополизировать услуги по охране их предприятий. В письме говорилось о росте числа предписаний Росгвардии в адрес ЧОПов, защищающих объекты ТЭКа.