Как мы построили вертолет 13 фото
Сборка вертолета на радиоуправлении. Как мы построили вертолет (13 фото)
Сколько уже говорилось про вертолеты. Тем созданно уйма. А новичек приходит на паркфлайер и задает все те же самые вопросы: «какой мотор купить для 700-й тушки», «какую серву поставить на хвост HK600», «какой аккумулятор лучше будет сидеть в 500-ке», и «почему на ней лопсти от 600». В лучшем случае ему дают ссылку на форм, в худшем отправляют в гугл, но чаще всего просто игнорируют. Цель статьи разобраться что надо купить, чтобы построить вертолет с нуля.
Начнем мы пожалуй с того, что в этой статье будет обсуждаться только то, что нам хочется и что для этого надо купить. По поводу настройки и сборки будем разговаривать в других темах.
Самые частые вопросы при выборе ПЕРВОГО вертолета.
«Хочу бензиновый, большой вертолет, говорят они круто летают, какой купить?»
Отбросьте мысли о ДВС. Обычно это машины не меньше 50 класса,с калильным двигателем, а это газонокасилка с метровым несущим винтом, энергия которого сопоставима с выстрелом из крупнокалиберного ствола. Высокая сложность управления заставит вас отказаться от ремонта вертолета на всю жизнь, испортив впечатления моделизма.
«У меня много денег мне плевать на стоимость вертолета, что мне нужно чтобы летать на 700 алгине?»
При нулевых навыках пилотрования первый полет будет длиться не дольше 20 секунд. Поднимите в воздух, испугаетесь, запутаетесь в стиках и уроните модель в лучшем случае в землю, в худшем случае отрубите себе руки, пальцы и прочие части тела. Для того чтобы летать на 700 алгине Вам понадоится одна две тысячи $ и хороший хирург-травматолог.
«Могу ли я сам сделать вертолет из того что продается в автомагазинах?»
Если вы RC-вертолетчик с пятилетним стажем, слесарь 11 разряда и авиационный инженер, Вы таких вопросов не зададите. Рядовой человек не сможет сделать ЛЕТАЮЩИЙ вертолет своими руками.
Для новичка есть 2 доступных класса вертолетов: 250 и 450. Оба эти класса имеют право на нахождение у вас дома. 250-ка в сборе обойдется лишь немногим дешевле старшего 450 друга. Ей нАмного сложнее управлять, он очень провортный, шустрый и резкий вертолет, т.к. чем больше габариты, тем больше его стабильность, тем дальше его можно от себя отпускать и из-за его размеров его лучше видно, я остановлюсь на 450 модели в связи распространенностью класса, огромном количестве рем. деталей и тюнинга, и совокупности летных характеристик.Хорошо настроенная 450-я модель с стабилизацией ведет себя в водухе очень прилично, на ровне с 500-ми собратьями. Именно модель 450го класса идеальна для новичка.
С моделью мы определились, теперь переходим к деталям:
Аппаратура
Лучше всего купить аппаратуру от Turnigy. или , сказать трудно. Для новой модели аппаратуры необходимо докупить . Старую модель лучше купить с встроенным передающим модулем.Все же я рекомендую старую добрую турнигу9х. Она почти всегда в стоке, все её болячки выявленны и лечатся. Сразу для аппаратуры купите и
Цена: 2000р + 300р + 230р
Тушка
Многие поклонники фирм T-REX и ALIGN скажут что лучше стоит брать оригинал, мотивируя это тем что они надежнее, точнее в управление и приятние в воздухе. Во всем они правы кроме одного. Естественный износ деталей у новичка наступает редко, а менять поломанные детали приходится часто. Мой совет: берите копию от HK. С или приводом не имеет большого значения.Ремень может простить некотороые ошибки при приземлении на хвост, кардан лучше передает мощность на хвост, не так плавают обороты как при ременном приводе, нет «перехлеста», при приземлении на хвост лишь небольшая вероятность поломки кардана, все же чаще ломаются лопасти. Лично я выбрал именно карданный привод и вам рекомендую!
Двигатель и регулятор.
Есть зарекомендовавший себя мотор для 450 класса. Простой, надежный, в комплекте уже есть пиньоны, если и поломается не составит труда самостоятельно перемотать намотку.
Регулятор стоит выбирать из потребностей мотора. Оптимальным выбором будет регулятор на 40А. Например отличный компактный рег с ВЕС и массой отзывов. Но он не влезет в корпус, придется вешать снаружи (мало кого это останавливает). Если же Вы эстет и хотите чтобы вид у вертолета был безупречный купите малыша. В последнее время качество сборки этой модели стало лучше, но брак всеравно присутствует. Обязательно купите разъем и термоусадку и , чтобы иметь возможность присоединить к регулятору аккумулятор.
Цена: 650р + 600р + 120р
Сервоприводы
Много и очень много вариантов существует на счет сервоприводов для тарелки перекоса.
Самое лучшее что я встречал по соотношению ценакачество это . У знакомого они отлетали 2 сезона на 3х вертолетах. Пережили порядка 20 падений и до сих пор держат ноль и уверенно отрабатывают быстрый переход в крайние положения. Возьмите на всякий случай 4 штучки. Запасная серва лишней не будет.
Для хвоста я настойчиво рекомендую раскошелится на дорогой и проверенный сервопривод. Нет ничего хуже чем выход из строя хвостовой сервы. Как вариант , . Поверьте моим словам, скупой платит дважды. Именно хвостовая серва постоянно находится в работе, за полет она испытывает колосальные нагрузки. Можно использовать и , но обязательно проверяйте их перед каждым полетом и в перерывах между аккумулятрами. Ваша внимательность ни раз вас выручит.
Цена: 720р + 1300р
Гироскоп.
Мой вам совет, для начала вполне хватит . Да, в чем-то он уступает футабавским гирикам, пусть и редко, но попадается бракованный, но за 400 рублей ничего лучше не найти. НО если у вас есть возможность, не пожалейте денег на . Она ни раз спасет кошелек от опустошительных трат на новые лопасти, промежуточные валы и главные шестерни.
Цена: 400р или 2400р
Аккумуляторы и зарядка.
Классический вариант для 450 вертолета аккумулятор емкостью 2.2Ач. Выбирать стоит по токоотдаче для начала(полет блинчиком), за глаза хватит . Отличная батарея. Возьмите 2 или 3 штуки, ибо для нормальной тренировки одной батареи мало. Позже, когда вы подрастете и научитесь висеть, делать петли и бочки, для активного пилотажа прикупите себе аккумуляторы рангом побольше, а сейчас это пустая трата денег.
Зарядное устройство однозначто . Модели будут меняться, время будет идти вперед, а зарядное устройство, как и RC-аппаратура у вас останется на долгие годы. Не поскупитесь и купите оригинальную версию.
Цена: 900р + 900р
Инструмент
Обязательно купите и .
Цена: 150 рублей
Рем. комплект.
Ошибка многих новичков в том, что они думают что никогда не будут падать. БУДЕТЕ! И падать будете очень часто. Именно по этой причине я и выбрал 450-й кит. Цена краша колеблется в 100-400 рублей. В основном это лопасти несущего и заднего винта, главная шестерня, хвостовая балка, флайбар, а так же промежуточные и хвостовые валы. На последнем можно съэкономить купив модель с ременным приводом. Обязательно купите так называемый краш-кит. Он позволит сразу же приступить к ремонту модели в поле и через 10 минут снова летать.
Если не так давно, каких-то три-четыре года назад, модель вертолета была редкостью, и посмотреть на нее сбегались все люди, находившиеся на поле в зоне видимости, то сегодня это довольно распространенное направление моделизма. В настоящее время рынок буквально завален всеми видами моделей вертолетов, начиная от комнатных «микро» и заканчивая бензиновыми и турбореактивными монстрами. Все они, разные по внешнему виду и назначению, тем не менее, имеют очень много общего в конструкции и в оснащении. Эта статья — о схожести и конструктивных различиях моделей вертолетов.
Механика
Модель вертолета довольно сложна. Для того чтобы вам было легче ориентироваться в инструкции, начнем с обзора механики. Эта информация предназначена не только для тех, кто хочет самостоятельно собрать модель из набора (KIT), но также пригодится и тем, кто просто хочет познакомиться с устройством вертолета поближе.
Семь вертолетов Михаила Миля, которые потрясли мир (9 фото + 6 видео)
Михаил Леонтьевич Миль — один из создателей отечественной вертолетной отрасли, родился в Иркутске в семье, которая не имела никакого отношения к авиации. Отец был железнодорожником, мать — стоматологом.
После получения высшего образования Михаил Миль работал в отделе особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), возглавлял отдел автожиров, занимался исследованием катастроф, а позже разработал собственный проект бескрылого истребителя.
После начала войны Миль был отправлен на фронт в составе эскадрильи из 14 автожиров. Однако широкого распространения на фронте они не получили.
Михаил Миль не оставлял мечты построить своей первый вертолет, и в 1945 году написал письмо Сталину с предложением о его создании, но ответа не получил. В то время он тайком занимался разработкой прототипа первого массового советского вертолета Ми-1.
И когда в 1947 году власти СССР обратили внимание на винтокрылые машины в связи с тем, что в США они получали все большее распространение, у Миля уже был готовый проект.
Первый серийный советский вертолет рождался в муках. В ходе испытаний было две катастрофы. В первом случае летчик успел покинуть машину, выпрыгнув с парашютом, а вот вторая унесла жизнь Матвея Байкалова. После тщательного расследования выяснилось, что причиной катастрофы стала некачественная сварка ротора, а не конструкторский просчет.
После запуска в производство на Ми-1 было поставлено около 20 мировых рекордов. Эта машина, наряду с Ми-2, на долгие годы стала «летающей партой» для советских летчиков.
И все-таки главную славу Милю принесли его средние и тяжелые вертолеты, и каждый из них шокировал мир. После завершения войны в Корее в 1951 году Камов и Миль представили Сталину проекты десантных военных вертолетов.
В этом конкурсе победил Ми-4, и именно потому, что у Миля уже был проработанный проект этой машины. После этого ОКБ Миля никогда не занималось легкими вертолетами, сосредоточившись на средних, тяжелых и сверхтяжелых машинах.
Идя по пути увеличения взлетной массы, Михаил Миль создал вертолет Ми-6 весом до 42,5 тонны, который мог бы перевозить до 12 тонн груза. Первоначально эта машина создавалась для перевозки мобильных ракетных комплексов «Луна».
В 1961 году Ми-6 стал первой в мире машиной, преодолевшей скорость 300 километров в час, считавшуюся в то время предельной для вертолетов.
Всего на вертолете Ми-6 установлено 16 мировых рекордов. Эксплуатировался вплоть до 2004 года.
Так называемый «Летающий кран» Ми-10 поднялся в воздух 15 июня 1960 ода. Широко использовался как в военных, так и в гражданских целях (модификация Ми-10К).
Был способен, в частности, участвовать в монтажных работах или перебрасывать целую бытовку для геологов на место работ. Эксплуатировался до 2009 года.
Ми-12 (В-12)
Ми-12 до сих пор считается самым большим вертолетом в мире. Шестого августа 1969 Ми-12 поднял груз 44 205 килограммов на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Создавался для переброски неразборных баллистических ракет.
Максимальная взлетная масса составляет фантастические 105 тонн. Всего было построено два таких вертолета, однако в серийное производство машина запущена не была.
Причиной стало то, что у военных появились более легкие стратегические ракеты на мобильных пусковых установках, потребности же народного хозяйства полностью закрывали Ми-6 и Ми-10, а позже и самый тяжелый серийный вертолет в мире Ми-26.
Ми-8 — самый массовый двухдвигательный вертолет в мире. Способен перевозить до 36 десантников или четыре тонн груза на расстояние более 1000 километров. Разрабатывался под руководством Михаила Миля в 1960-е годы.
Всего с начала эксплуатации построено более 12 тысяч этих вертолетов в десятках модификаций, при этом производство продолжается. В частности, на базе Ми-8 созданы транспортные, арктические, пассажирские, ударные, санитарные и многие другие вертолеты. Одна из самых современных модификаций — Ми-171А2. Применялся в десятках вооруженных конфликтов.
Разработка ударного вертолета Ми-24 во многом началась благодаря усилиям Михаила Миля. Именно он, изучая военную историю, понял, что еще с древних времен существовала тенденция повышения мобильности и боевой оснащенности Сухопутных войск. И что в конце XX века логичным ее продолжением будет создание ударного вертолета.
И хотя по состоянию здоровья Миль уже не мог принимать активное участие в разработке, первый полет машина совершила еще при жизни конструктора, 19 сентября 1969 года.
Позже на его базе была создана модификация Ми-35, которая сегодня является одним из самых продаваемых российских вертолетов.
Михаил Миль умер 31 января 1970 года в возрасте 60 лет. Проблемы со здоровьем, по воспоминаниям сослуживцев, были во многом связаны с тем, что каждую неудачу конструктор переживал долго и мучительно.
ОКБ им. Миля продолжает работу. После смерти конструктора в небо поднялись ударный вертолет Ми-28, легкий Ми-34, тяжелый Ми-26, средний Ми-38. Эти машины вместе с теми, которые были созданы легендарным конструктором, продолжают летать по всему миру, в десятках государств, а фамилия Миль стала ассоциироваться с понятием «русский вертолет».
Пять десантников на вертолетной платформе 15 минут летали над Кремлем: Что известно об учениях ФСО в Москве
Как мы уже сообщали, в четверг, 22 ноября, в соцсетях и одновременно сразу на десятках сайтов, появилось несколько фотографий и коротких видеосюжетов, на которых были запечатлены вертолеты, летающие. над Кремлем. Москвичи и гости столицы сразу же определили, что это — не санитарная авиация, и не винтокрылые машины ГАИ — ГИБДД , а техника военная. И — были недалеко от истины.
Вертолёты над Кремлём
Но особое любопытство вызывало даже не это. Один из вертолетов пронес над Кремлем — на головокружительной высоте и с большой скоростью — платформу (она была «пристегнута» к «вертушке» с помощью тросов). А на платформе находилось несколько смельчаков, которые держались — кто двумя руками, а кто и одной — за эти самые тросы.
На некоторых видеокадрах заметно — платформа слегка пружинила, поднимаясь то чуть вверх, то — слегка вниз, и даже покачивалась! Но это смельчаков абсолютно не смущало. И вообще — со стороны все действо было похоже. на цирковой номер, а люди в «вертолетной сетке» — на воздушных гимнастов.
Если бы не автоматы в их руках, которые, кстати, тоже можно было хорошо рассмотреть на фото и видео даже. при небольшом увеличении.
Вертолеты над Кремлем
Еще в четверг «Комсомолка», изучив все видеоматериалы, точно определила: военные вертолеты, в том числе и с десантниками, взлетали с территории Московского Кремля — как раз с того места, где находится «секретная» вертолетная площадка. (Она расположена за Петровской башней, в районе Тайницкого сада.) На нашем сайте мы опубликовали и фото этого объекта, но — кто автор снимка, я попросил не указывать. Мало ли что.
В четверг никаких разъяснений от Федеральной службы охраны (ФСО) России по поводу полетов вертолетов и десантников над Кремлем нам получить не удалось. Но в пятницу мы комментария все же дождались.
ЗВОНОК В КРЕМЛЬ
Начальник Центра по связям с прессой и общественностью ФСО России Александр Рясков: « Такие учения были и раньше, но их просто не замечали»
— Александр Алексеевич, что же все-таки происходило этот день в Кремле и его окрестностях?
— В четверг состоялся один из этапов плановых тактико-специальных учений ФСО. И учения эти прошли в штатном режиме.
— В них участвовала не только ФСО, но и другие службы…
— Да, обычно на таком этапе отрабатывается взаимодействие с силовыми ведомствами и другими органами исполнительной власти. (Возможно, имеется ввиду МЧС России. — А.Г.)
— Мы раньше рассказывали об учениях в Кремле. Но это была «наземная» операция. Когда в камуфляже, в спецзащите сотрудники ФСО, и не только, «обороняли» Кремль внутри. А то, что связано с воздушной операцией, это впервые проходило? Или мы просто об этом не знали?
— Не знали об этом.
Аудио: Александр Рясков, начальник Центра по связям с прессой и общественностью ФСО России в эфире Радио «Комсомольская правда»
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Сколько было всего на вертолетной платформе десантников?
— Пять. Но — при необходимости — их численность можно увеличить. Да и платформу, если потребуется, военный вертолёт поднимет и гораздо большего веса. Кстати, для безопасности все бойцы были пристегнуты карабинами.
2. Почему десантники, находившиеся в вертолетной корзине, были вооружены только автоматами?
— Это не имеет значения, чем они были вооружены. У них могло быть и другое оружие. (Какое конкретно — уточнять не будем)
3. Сколько было на самом деле вертолетов — прохожие наблюдали и четыре, и пять?
— Нет, вертолетов было всего два. Просто они делали несколько кругов, вот и создалось впечатление, что их было больше.
4. Откуда и куда перемещались десантники?
— В данном случая — вертолёт их «подцепил» в Кремле и потом туда же и вернул, сделав круг. (Этот полет продолжался около 15 минут.)
5. А для чего потребовались эти манёвры?
— Мало ли какие ситуации могут быть в реальности? ФСО должны уметь взаимодействовать с силовыми структурами и на земле, и в воздухе, должны быть готовы к любому развитию событий.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Дмитрий Песков:
Кремль — резиденция президента и режимный объект
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал нормальной практикой четверговые учения ФСО в Кремле: «В этом нет ничего экстраординарного. Кремль — действующая резиденция главы государства, хотя большая ее часть открыта для публики, но все-таки это режимный объект. Проведение подобных учений вполне нормальная практика».
КСТАТИ
От себя заметим — подобные учения в Кремле проводятся редко. И на вертолетах сюда стараются не залетать. Дело в том, что вибрация — воздуха и почвы, — которую создают винтокрылые машины, может отрицательно повлиять на древние постройки Боровицкого холма. На этот счет несколько назад здесь даже проводись специальные исследования.
Читайте также
Мишустин раскритиковал губернаторов за халатность
Премьер заявил, что в регионах формально отнеслись к угрозе распространения коронавируса
Геннадий Зюганов: Вирус вирусом, а к Ленину все равно идем
Лидер КПРФ рассказал обозревателю «КП» Александру Гамову о том, как партия отмечает 150-летие со дня рождения вождя мирового пролетариата
Путин обсудит коронавирус с главами регионов 22 апреля 2020: прямая онлайн-трансляция
На рабочей встрече обсудят основные вопросы эпидемиологической ситуации в субъектах страны [видеотрансляция]
Алексей Волин: Цифровые пропуска свободу не ущемляют и никому не вредят. А после вируса уже не понадобятся
Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ — в беседе с нашим обозревателем Александром Гамовым
Путин начал звонить министрам в прямом эфире
Президент опробовал новый формат общения с губернаторами
Горожане помитинговали против «самоизоляции», не выходя из дома
Русские бунтарство и смекалка вывели людей на виртуальные «уличные протесты». Но их «разогнали» так же технологично
Меркель спрячется от вируса в Альпах, а Ким Чен Ын — в бронепоезде
Где надеются спастись мировые лидеры в случае смертоносной пандемии
В Америке назвали 10 веских причин для ликвидации НАТО
В США уже раздались голоса — деньги нужны на борьбу с вирусом, а не воссоздание врага в виде России
Ученые попросили Путина выпустить из карантина детей и открыть парки
Президент вновь собрал вирусологов, чтобы понять сроки эпидемии
В Управделами Президента России раскрыли секрет кремлевских куличей
Рецепт выведывал наш обозреватель Александр Гамов
Правительство потратит на поддержку экономики 2,1 триллиона рублей
До конца месяца кабмин должен завершить подготовку документов для реализации всех антикризисных мер
Путин заявил о замедлении распространения коронавируса в России
Президент поручил увеличить число мест в больницах для пациентов с коронавирусом и обеспечить защиту врачей
Совещание Владимира Путина по ситуации с коронавирусом 20 апреля: онлайн-трансляция
Президент обсудил с экспертами санитарно-эпидемиологическую обстановку в России [видеотрансляция]
В Нур-Султане в сжатые сроки построили госпиталь для лечения Covid-19
Пандемия получила отпор благодаря оперативным административным мерам и развитой медицинской сети
Дмитрий Песков: Решение по карантину надо будет принять в течение недели
В Кремле рассказали, что дальше будут бороться с эпидемией коронавируса
«У нас в народе говорят: на Бога надейся, а сам не плошай»: Путин по-домашнему поздравил россиян с Пасхой
Президент заверил, что у страны есть все для победы над эпидемией
Пасха в России: У храмов дежурила полиция, но верующих не штрафовали
Патриарх Кирилл объяснил, почему встреча праздника дома пошла прихожанам на пользу
Депутат Госдумы Сергей Шаргунов: «Россия выдала ополченца Щербака из-за карантина»
Евгения Щербака, ополченца из «Спарты» легендарного Моторолы, депортировали в Казахстан, где его ждет тюремный срок
Госдума не одобрила важную поправку к Закону «О гражданстве»
Зато все остальные важнейшие и судьбоносные поправки были приняты единогласно
Путин поручил Шойгу подготовить армию к борьбе с эпидемией
Президент продлил иностранцам действие виз, а россиянам — прав и паспортов
«У нас десяток тестов с разной степенью чувствительности»: Геннадий Онищенко прокомментировал слова Лукашенко о российских тестах на коронавирус
Белорусский президент призвал рабочих «не париться по поводу этой болезни»
Месяц режима ЧП: экономика Казахстана возвращается к жизни
Месяц назад в Казахстане ввели режим чрезвычайного положения
Мишустин поручил построить для больных коронавирусом не только больницы, но и дороги
Выплаты по больничным листам получат около 2 миллионов человек [видео]
Возрастная категория сайта 18+
Семь вертолетов Михаила Миля, которые потрясли мир (9 фото + 6 видео)
Михаил Леонтьевич Миль — один из создателей отечественной вертолетной отрасли, родился в Иркутске в семье, которая не имела никакого отношения к авиации. Отец был железнодорожником, мать — стоматологом.
После получения высшего образования Михаил Миль работал в отделе особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), возглавлял отдел автожиров, занимался исследованием катастроф, а позже разработал собственный проект бескрылого истребителя.
После начала войны Миль был отправлен на фронт в составе эскадрильи из 14 автожиров. Однако широкого распространения на фронте они не получили.
Михаил Миль не оставлял мечты построить своей первый вертолет, и в 1945 году написал письмо Сталину с предложением о его создании, но ответа не получил. В то время он тайком занимался разработкой прототипа первого массового советского вертолета Ми-1.
И когда в 1947 году власти СССР обратили внимание на винтокрылые машины в связи с тем, что в США они получали все большее распространение, у Миля уже был готовый проект.
Первый серийный советский вертолет рождался в муках. В ходе испытаний было две катастрофы. В первом случае летчик успел покинуть машину, выпрыгнув с парашютом, а вот вторая унесла жизнь Матвея Байкалова. После тщательного расследования выяснилось, что причиной катастрофы стала некачественная сварка ротора, а не конструкторский просчет.
После запуска в производство на Ми-1 было поставлено около 20 мировых рекордов. Эта машина, наряду с Ми-2, на долгие годы стала «летающей партой» для советских летчиков.
И все-таки главную славу Милю принесли его средние и тяжелые вертолеты, и каждый из них шокировал мир. После завершения войны в Корее в 1951 году Камов и Миль представили Сталину проекты десантных военных вертолетов.
В этом конкурсе победил Ми-4, и именно потому, что у Миля уже был проработанный проект этой машины. После этого ОКБ Миля никогда не занималось легкими вертолетами, сосредоточившись на средних, тяжелых и сверхтяжелых машинах.
Идя по пути увеличения взлетной массы, Михаил Миль создал вертолет Ми-6 весом до 42,5 тонны, который мог бы перевозить до 12 тонн груза. Первоначально эта машина создавалась для перевозки мобильных ракетных комплексов «Луна».
В 1961 году Ми-6 стал первой в мире машиной, преодолевшей скорость 300 километров в час, считавшуюся в то время предельной для вертолетов.
Всего на вертолете Ми-6 установлено 16 мировых рекордов. Эксплуатировался вплоть до 2004 года.
Так называемый «Летающий кран» Ми-10 поднялся в воздух 15 июня 1960 ода. Широко использовался как в военных, так и в гражданских целях (модификация Ми-10К).
Был способен, в частности, участвовать в монтажных работах или перебрасывать целую бытовку для геологов на место работ. Эксплуатировался до 2009 года.
Ми-12 (В-12)
Ми-12 до сих пор считается самым большим вертолетом в мире. Шестого августа 1969 Ми-12 поднял груз 44 205 килограммов на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Создавался для переброски неразборных баллистических ракет.
Максимальная взлетная масса составляет фантастические 105 тонн. Всего было построено два таких вертолета, однако в серийное производство машина запущена не была.
Причиной стало то, что у военных появились более легкие стратегические ракеты на мобильных пусковых установках, потребности же народного хозяйства полностью закрывали Ми-6 и Ми-10, а позже и самый тяжелый серийный вертолет в мире Ми-26.
Ми-8 — самый массовый двухдвигательный вертолет в мире. Способен перевозить до 36 десантников или четыре тонн груза на расстояние более 1000 километров. Разрабатывался под руководством Михаила Миля в 1960-е годы.
Всего с начала эксплуатации построено более 12 тысяч этих вертолетов в десятках модификаций, при этом производство продолжается. В частности, на базе Ми-8 созданы транспортные, арктические, пассажирские, ударные, санитарные и многие другие вертолеты. Одна из самых современных модификаций — Ми-171А2. Применялся в десятках вооруженных конфликтов.
Разработка ударного вертолета Ми-24 во многом началась благодаря усилиям Михаила Миля. Именно он, изучая военную историю, понял, что еще с древних времен существовала тенденция повышения мобильности и боевой оснащенности Сухопутных войск. И что в конце XX века логичным ее продолжением будет создание ударного вертолета.
И хотя по состоянию здоровья Миль уже не мог принимать активное участие в разработке, первый полет машина совершила еще при жизни конструктора, 19 сентября 1969 года.
Позже на его базе была создана модификация Ми-35, которая сегодня является одним из самых продаваемых российских вертолетов.
Михаил Миль умер 31 января 1970 года в возрасте 60 лет. Проблемы со здоровьем, по воспоминаниям сослуживцев, были во многом связаны с тем, что каждую неудачу конструктор переживал долго и мучительно.
ОКБ им. Миля продолжает работу. После смерти конструктора в небо поднялись ударный вертолет Ми-28, легкий Ми-34, тяжелый Ми-26, средний Ми-38. Эти машины вместе с теми, которые были созданы легендарным конструктором, продолжают летать по всему миру, в десятках государств, а фамилия Миль стала ассоциироваться с понятием «русский вертолет».