Аттестация персонала монтажной организации
Аттестация персонала монтажной организации
Аттестация персонала на предприятии
Согласно российскому трудовому законодательству, в организации должно быть утверждено Положение об аттестации персонала, в котором определяются цели аттестации и описываются организационные процедуры.
При выборе системы аттестации сотрудников необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим элементам системы управления персоналом (профессионального развития, планирования карьеры, мотивации и стимулирования), чтобы добиться целостности и эффективности кадрового менеджмента, а главное, избежать конфликтов в трудовом коллективе.
Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Классификация целей аттестации персонала представлена в табл. 2.
Таблица 2 Цели аттестации персонала
1. Административные: повышение перевод понижение прекращение трудового договора
Заполнение вакансии работниками, проявившими свои способности, подтвердившими свое стремление к успеху.
Приобретение работником нового опыта.
Если руководство считает, что прекращение трудового договора с работником нецелесообразно, учитывая его стаж и заслуги в прошлом.
Информирование работников об относительном уровне их квалификации, качеств и результатов труда.
Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использование их по специальности, совершенствовании стиля и методов управления персоналом организации
Вознаграждение благодарностью, зарплатой, повышением в должности работников.
Изыскание резервов роста производительности труда.
Заинтересованность работников в результатах своего труда и всей организации.
Использование экономических стимулов и социальных гарантий. Создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности
Выделяют следующие виды аттестаций: итоговую, промежуточную и специальную (по особым обстоятельствам).
При итоговой аттестации, которая дает полную и разностороннюю оценку трудовой деятельности и морального облика работника и во многом помогает понять людей, предвидеть их поведение в тех или иных ситуациях, проводится раз в три — пять лет.
Промежуточная аттестация проводится регулярно через определенные периоды (иногда раз в квартал и даже ежемесячно), и каждая последующая базируется на результатах предыдущей. В крупных западных фирмах для руководителей и специалистов она проводится раз в год; для других категорий (новичков, лиц, включенных в резерв рабочих и младших служащих) раз в 6 мес.
Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами, (направление на учебу, утверждение в новой должности и пр.) проводится перед принятием соответствующего решения.
Наряду с аттестацией в практике управления персоналом может иметь место самооценка (самоаттестация) на основе письменных ответов на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценку выполнению своих служебных обязанностей, достигнутым результатам, профессионализму, производственной дисциплине и пр. Это позволяет узнать, какие требования они предъявляют к себе.
Однако самооценка весьма субъективна (завышена или занижена), поэтому должна обсуждаться в коллективе или с руководителем.
Анкета для самоаттестации может выглядеть следующим образом:
— ключевые области работы или выполняемые задания;
— отношение к работе и оценка ее эффективности;
— области, где работа была выполнена хорошо (плохо);
— причины успехов (трудностей);
— предложения о путях улучшения работы;
Источниками информации о себе могут служить: мнение окружающих (целесообразно составить список тех, чье мнение о себе важно знать), анализ своей жизни, ключевых событий, специальных анкет.
Функции аттестации могут быть явными и скрытыми. К явным относятся:
— установление в официальном порядке пригодности данного лица к выполнению той иной работы;
— контроль выполнения поставленной задачи;
— поиск резервов повышения эффективности труда;
— решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и пр.
Скрытыми функциями могут быть:
— выполнение требования вышестоящего руководства;
— придание большего веса принятым прежде кадровым решениям;
— знакомство руководителя с сотрудниками;
— разрушение круговой поруки, существующей в коллективе;
— возложение формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и пр.
Нужно помнить, что аттестация мотивирует и является предпосылкой изменения поведения работника. Общая позитивная оценка улучшает результаты работы в 70-90% случаев, но способствует формированию завышенной самооценки; общая отрицательная оценка порождает неуверенность в себе. Поэтому более обоснована оценка конкретных поступков.
Типичная процедура аттестации работающего персонала состоит из следующих основных элементов:
1) Разъяснение руководителем целей и порядка аттестации.
2) Предварительная оценка работника всеми теми, с кем ему приходится контактировать.
3) Участие в общих дискуссиях, деловых играх, выполнение специальных заданий, тестов, сдача экзаменов,
4) Обобщение руководителем наблюдений, данных опросов, самоотчета и подготовка к беседе.
5) Предварительная беседа аттестуемых с руководителем.
6) Написание им заключения.
7) Собеседование аттестуемых с комиссией.
8) Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития.
9) Подготовка итогового документа.
10) Осуществление практических мероприятий (изменение должности, премирование и пр.).
Аттестации предшествует заполнение анкеты на аттестуемого непосредственным руководителем или сотрудником кадровой службы. Аттестация при правильном ее проведении несет в себе ряд потенциальных выгод как для организации, так и для аттестуемых работников (табл. 3).
Таблица 3 Потенциальные выгоды от проведения аттестации
Выгоды для организации
Выгоды для работника
Дает информацию о том, насколько эффективно используется персонал организации и каково его качество
Признание достижений работников со стороны руководства стимулирует их готовность напряженно работать в интересах организации
Позволяет уточнить критерии оценки рабочих результатов и конкретизировать те требования, которые организация предъявляет к работникам
Работник получает крайне важную для себя обратную связь, позволяющую ему своевременно внести необходимые коррективы в свою работу, в отношение к делу
Показывает те трудности и проблемы, которые мешают работникам в достижении требуемых трудовых показателей
Работник получает возможность уточнить для себя те требования, которые предъявляются к его работе непосредственным руководителем и
Позволяет наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работников
Позволяет работникам лучше понять цели и задачи, стоящие перед организацией (подразделением), облегчая прохождение информации по вертикали сверху вниз
Позволяет поднять производительность труда и качество через повышение уровня
мотивации и ответственности работников
Повышает уровень приверженности работников к своей организации и ее целям
Является важным источником информации для руководства о положении дел в организации, облегчая прохождение информации по вертикали снизу вверх
Позволяет сформировать или уточнить состав кадрового резерва
Если же в ходе аттестации будут допущены те или иные ошибки, то потенциальные выгоды не будут реализованы и аттестация может не дать ожидаемых результатов.
Аттестация работников на соответствие занимаемой должности
Нормативная база
Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно. В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности». Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81 , определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.
К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.
Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.
Положение об аттестации работников
Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:
- Общая информация.
- Раздел о подготовительных мероприятиях.
- Раздел о проведении аттестации.
- Заключительные положения.
- Приложения.
Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.
Общий раздел
Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации
Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.
Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.
Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:
- объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
- оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
- стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.
Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников
Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:
- беременных;
- проработавших в должности менее года;
- находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
- пенсионеров по старости;
- несовершеннолетних;
- сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.
Остальной персонал можно аттестовывать.
Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:
- беременных;
- находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
- работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
- офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.
Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.
Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации
Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.
Например, согласно тексту Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, аттестация сотрудников органов внутренних дел проводится один раз в четыре года.
Шаг 4. Указать основания для проведения внеочередной аттестации
Лучше предусмотреть (на случай расставания) и зафиксировать, что внеочередную аттестацию можно провести:
- по соглашению сторон;
- в случае изменения условий труда по технологическим причинам;
- в случае неоднократного ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
Тогда работодатель будет иметь право направить работника на внеочередную аттестацию, по итогам которой принять соответствующее решение, в том числе предусмотренное пунктом 3 статьи 81 ТК РФ .
Например, в Положении, утвержденном Министерством транспорта РФ от 11.03.1994 № 13/11 (зарегистрировано в Минюсте 18.04.1994 № 548), досрочно аттестация производится в случаях, когда выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.
Раздел о подготовке к проведению аттестации
В данном разделе необходимо четко и понятно указать, какие шаги и меры обязан предпринять работодатель и подчиненные ему должностные лица.
Шаг 1. Определить состав комиссии
Состав комиссии определяется приказом работодателя.
В комиссии обязательно должны быть председатель, рядовые члены и секретарь.
Необходимо указать, кто из них имеет право голоса, а кто нет.
Также важно, за кем останется решающее право голоса, если мнения членов комиссии распределятся поровну (чтобы такого не было, комиссию следует создавать из нечетного количества представителей работодателя).
Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями.
Важно обозначить полномочия членов комиссии. Так, председатель отвечает за обоснованность и правомерность принимаемых коллегиальных решений, члены комиссии — за всесторонность и объективность выносимых решений, секретарь — за техническую работу.
Шаг 2. Составить график
График аттестации — это документ, который работодатель составляет ежегодно. Утверждается отдельным приказом. Утверждать график следует заранее, чтобы успеть ознакомить с ним тех, кому предстоит аттестация.
В графике указывается:
- список работников, подлежащих аттестации в этом году;
- дата и место проведения процедуры;
- время предоставления необходимых кадровых документов на аттестуемых сотрудников и Ф.И.О. ответственных за предоставление.
Шаг 3. Уведомить работников о предстоящей аттестации
Всех аттестуемых работников необходимо уведомить о процедуре заранее и под подпись. Насколько заранее, решает работодатель, но оптимальным сроком является один месяц.
Форма уведомления не важна, важен факт, подтверждающий ознакомление.
Если сотрудник отказывается, составляется соответствующий акт.
Если болеет — направляется соответствующее уведомление по месту регистрации и проживания заказным письмом с уведомлением о вручении.
Шаг 4. Получить необходимые кадровые документы
В связи с тем, что аттестационная комиссия принимает решения на основании предоставляемых документов, работодатель вправе самостоятельно предусмотреть, какой именно документ и в какие сроки должен быть предоставлен в комиссию.
Это может быть любое требование, как, допустим, портфолио.
К примеру, до недавнего времени педагогические работники государственных казенных учреждений социального обслуживания в Ленинградской области должны были предоставлять для аттестации портфолио социального работника, характеризующее результаты их деятельности. Однако стоит заметить, что в настоящее время это требование отменено Приказом Комитета по соцзащите населения Ленобласти от 21.01.2013 № 1.
Образец портфолио социального работника для аттестации
На практике чаще всего работодатель требует предоставить в комиссию характеристику или служебный отзыв на работника, который должен подготовить его непосредственный начальник.
С характеристикой работника нужно ознакомить под подпись. После ознакомления данный документ предоставляется в аттестационную комиссию.
Срок предоставления всех документов указывается в графике.
Раздел о проведении аттестации
Данный раздел является описанием пошаговой процедуры аттестации работников на предприятии.
Шаг 1. Определяем кворум
Для этого в положении должно быть написано, что при участии двух третей состава комиссии ее решения считаются правомочными. Если количество членов комиссии меньше, аттестация переносится на другой срок, определяемый работодателем с учетом требований описываемого положения.
Шаг 2. Описываем саму процедуру
Пишем, что проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности должно проводиться в присутствии самого работника и его непосредственного руководителя в доброжелательной атмосфере (работник и так в стрессе).
Указываем, что начальник представляет работника, а затем члены комиссии задают интересующие их вопросы.
После того как вопросы будут заданы, а работник на них ответит, аттестуемый сотрудник удаляется, а его руководитель и члены комиссии остаются для обсуждения и принятия соответствующего решения.
После принятия решения работник приглашается, и председатель объявляет ему решение комиссии.
Шаг 3. Закрепляем механизм принятия решений
Решения принимаются большинством голосов на основании документов, которые поступили в комиссию, и на основании сведений, которые сообщил начальник и сам аттестуемый работник.
Профессиональная деятельность работника должна оцениваться во взаимосвязи с квалификационными требованиями к его должности. Необходимо учитывать личный вклад работника в достижение целей, стоящих перед организацией, а также сложность и напряженность работы, которую он выполняет.
Стоит обратить внимание на отсутствие или наличие фактов нарушений трудового распорядка и должностных обязанностей.
Если голоса разделились поровну, решающий голос имеет председатель.
Все сомнения трактуются в пользу работника.
Шаг 4. Варианты решений комиссии
Описываем, какие решения может принять комиссия:
- сотрудник соответствует занимаемой должности;
- направить на обучение для соответствия занимаемой должности;
- ходатайствовать перед работодателем о повышении (оклада, в должности);
- рассмотреть вопрос о понижении в занимаемой должности по причине недостаточной квалификации;
- не соответствует занимаемой должности, рекомендовать направить на обучение для повышения квалификации или уволить в связи с недостаточной квалификацией.
Шаг 5. Оформляем решение комиссии.
Все решения комиссии оформляются протоколом или заносятся в аттестационный лист работника. Оформлять оба документа смысла не имеет, по сути это одно и то же, отличается только форма. В то же время никто не запрещает заполнить оба документа.
Аттестационный лист и протокол подписываются всеми членами комиссии, присутствующими на аттестации.
Далее аттестационный лист (и протокол при наличии) направляется в отдел кадров, где на основании этого документа будет издан приказ соответствующего содержания.
Приказ должен быть издан в определенные сроки, работодатель сам определит, в какие, но не более одного месяца.
Необходимо предусмотреть, чтобы сроки могли прерываться (при уходе в отпуск, временном отсутствии по невыясненным причинам или временной нетрудоспособности данный срок должен прерываться).
Нарушение сроков влечет отмену решения аттестационной комиссией.
Например, если А.В. Петров будет признан не соответствующим занимаемой должности, работодатель вправе его уволить, направить на обучение или понизить в должности (его воля, аттестационная комиссия предоставила ему такие полномочия).
Если работодатель примет решение переместить А.В. Петрова на нижестоящую должность, а А.В. Петров откажется, работодатель будет вправе его уволить по тем же основаниям.
Шаг 6. Права работника
Желательно указать, что в случае несогласия с итогами аттестации работник в установленном законом порядке может обжаловать это решение.
Заключительные положения
Данный раздел содержит сведения о том, где хранить аттестационные документы. Все аттестационные документы хранятся в кадровых подразделениях, протоколы — в номенклатурной папке, аттестационные листы — в личных делах сотрудников.
Срок хранения этих документов составляет 75 лет.
Аттестация персонала монтажной организации
— Процедура документального оформления аттестации
— Форма приказа, утверждающего результаты прохождения аттестации
Аттестация персонала, это:
1) оценка соответствия аттестованного сотрудника требованиям занимаемой должности;
2) возможность применять результаты аттестации в суде для защиты интересов Управляющей компании, или возникновения других спорных моментов.
Для эффективного решения задач по управлению деятельности сотрудников, занятых эксплуатацией зданий, необходимо иметь четкое представление об их способностях и навыках. Получить эту информацию можно, проведя аттестацию персонала и выявив профессиональные навыки аттестованных сотрудников в Управляющей компании. Порядок проведения аттестации, ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ, устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
В целях эффективного проведения аттестации должны быть разработаны соответствующие локальные акты и другие документы, обеспечивающие планомерность и объективность аттестации. Основным локальным документом (локальным нормативным актом), определяющим порядок проведения аттестации и реализацию ее решений, как правило, является положение об аттестации сотрудников организации.
Разработка организацией собственного положения призвана детализировать порядок аттестации и определить четкие последствия проведенной аттестации для конкретных сотрудников, а также устранить противоречия между нормами Трудового кодекса РФ и действующими нормативными правовыми актами. Внутреннее положение определяет систему аттестации сотрудников с целью определения профессиональной подготовленности и соответствия занимаемым должностям, а также порядок деятельности аттестационной комиссии.
В положении об аттестации должны быть отражены разделы: общие положения, подготовка к аттестации, проведение аттестации, оценка аттестуемого работника, правовые последствия аттестации, порядок рассмотрения трудовых споров.
Вспомогательными актами, обеспечивающими организацию и проведение аттестации, являются правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурных подразделениях, должностные инструкции работников.
К документам, обеспечивающим стадии и процедуры аттестации, можно отнести приказы работодателя о проведении аттестации, отзывы на аттестуемых работников, аттестационные листы, графики проведения аттестации по категориям работников и структурным подразделениям, образцы протоколов заседаний аттестационной комиссии и т. д.
Аттестация может проводиться как планово, в соответствии с утвержденным аттестационной комиссией или руководителем организации графиком, так и внепланово, по инициативе самого сотрудника или его непосредственного руководителя.
Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».
Минтруд России разъяснил вопросы проведения работодателем аттестации работников
Минтруд России ответил на вопрос о соотношении положений ст. 81 Трудового кодекса в части аттестации работников и ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», далее – Закон № 238-ФЗ (письмо Минтруда России от 18 сентября 2019 г. № 14-3/В-742).
Напомним, что согласно ст. 11 Закона № 238-ФЗ в случае если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено данным законом, применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года. Исключение сделано для случаев, когда иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
В то же время ст. 81 ТК РФ устанавливает возможность проведения аттестации работников для подтверждения их квалификации в целях определения соответствия работников занимаемой должности. Порядок проведения таких аттестаций устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Многие специалисты в настоящее время полагают, что с 1 июля самостоятельное проведение работодателем аттестации, как это предусмотрено ст. 81 ТК РФ, невозможно и для этих целей работников необходимо отправлять в центры независимой оценки квалификаций.
В Минтруде России ответили, что с целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.
Организации, на которые не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аттестации отдельных категорий работников, самостоятельно, на уровне локальных нормативных актов, решают вопрос о процедуре проведения аттестации, определяют цели и задачи, категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, сроки и порядок ее проведения, состав аттестационной комиссии, перечень документов, необходимых для проведения аттестации и др.
В свою очередь независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта. Именно эту процедуру регулирует Закон № 238-ФЗ.
Сказанное позволяет заключить, что чиновники считают аттестацию, проводимую на основании ст. 81 ТК РФ, и независимую оценку квалификации различными процедурами, преследующими разные цели. И положения Закона № 238-ФЗ не распространяются на проведение аттестации работников и не лишают работодателя права проведения такой процедуры.
Вместе с тем Минтруд России отметил, что в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.
Также в ведомстве обратили внимание на то, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики, установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 1 июля 2019 года.