Astapro.ru

33 квадратных метра
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий интеллектуальнопознавательной игры рождество христово

Познавательная программа «Великий праздник — Рождество Христово»
классный час (5 класс) на тему

Познавательная программа «Великий праздник — Рождество Христово»

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Великий праздник – Рождество Христово»

Дата проведения: 05.01.15г.

Время проведения: 10-00

Место проведения: г. Кореновск, ДХТД

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята. Вы все хорошо знаете, что приближается прекрасный праздник — Рождество Христово. А знаете ли вы, что это за праздник? Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире. Их объединяет одно – вера в господа Иисуса Христа. 6 января в 12 часов ночи начинается торжественное богослужение в православных храмах. А 7 января принято поздравлять друзей и родных с этим светлым праздником. В отличие от европейцев, которые стремятся отметить Рождество в кругу семьи, и даже двери закрывают, в России принято двери держать открытыми, чтобы заходили все, кто хочет отпраздновать Рождество, поделиться праздничной радостью.

День перед Рождеством получил название «сочельник», и слово это происходит от пищи, вкушаемой в этот день – сочива, каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, смешанной с медом и с миндальным и маковым соком. К 6 января, то есть к Рождественскому Сочельнику, в избах делали большую уборку, натирали полы можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. До 6 января соблюдали пост, вкушали только кутью с медом и сочиво. Лишь вечером, с появлением первой звездочки заканчивался пост. Люди замешивали пироги, ставили блины, месили тесто для пышек. Готовили праздничный стол. Чтобы младенец Христос заглянул в дом, на окошко ставили всевозможные игрушки.

Чтобы вы лучше поняли историю этого праздника, я бы хотела показать вам мультфильм.

Показ мультфильма «Великие библейские герои и истории»

В старину подготовка к празднику начиналась в последнюю предрождественскую неделю. Вечером вся семья клеила игрушки, красила в серебро и золото орехи на елку. Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощем с огорода, который предварительно разукрашивали. Картофель. Сначала это были посеребрянные и позолоченные картофелины. Затем научились выдувать стеклянные шары, а искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству. Эти шары стоили дорого, были многим не по карману.

Сейчас уже утеряна добрая традиция вешать сладости на рождественскую елку, а ведь это куда вкуснее и заманчивей для детей – снять с елки сладости и съесть, чем получить их со стола.

А знаете ли вы какой сладостью украшали на Руси елку? Пряником. Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не ели сладости беспорядочно и почти каждый день, а получали их на праздник, в кулечке. Иногда сладости развешивали на елке, и затем дети получали их как приз.

Сначала вешали на елку румяные яблоки, потом мандарины, потом золоченые и серебряные орехи, хлопушки и , конечно же, пряники.

А какая главная игрушка Рождества? Или его называют еще добрый вестник Рождества? Конечно же, ангел. Купить эту игрушку в магазине тогда было очень дорого, поэтому его делали сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, тюль, бумага, пух, перья.

Вед.: 12 дней от Рождества до Крещения называются Святками – святыми днями. Первая неделя, от Рождества до Нового года по старому стилю, проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать. Празднеством возрождающегося солнца и была Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей. По обычаю, колядующих надо встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год. Все, что в домах давали, дети складывали в мешок, а потом вместе съедали. Вот так веселились с 7 по 14 января по новому стилю.

Вед.: Ну а в ночь с 13-го на 14-е наступает православный Новый год. Этот праздник принято отмечать варениками, но не простыми, а с сюрпризами. “Сюрприз” — это предсказание будущего. Важно было осторожно жевать вареник, чтобы не проглотить сюрприз. Если в варенике попадет сова, то это означает ум, мудрость; сердце – взаимная любовь; штанга – сила, здоровье; нить – дорога, зерно – богатство; цветок — счастье; пуговица – обнова; сахар – сладкая жизнь; перец – острые ощущения; соль – ссора.

Ну, конечно, кому не хочется узнать свое будущее? И хоть это не поощряется христианской религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.

Гадания исстари были неотъемлемой частью культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной культуры. Самыми пригодными днями для гаданий были понедельник и пятница, четверг слыл днем шабаша всей нечисти. По поверью, в черный четверг бесовский совет решил погубить Иисуса Христа. Древнейшие славяне гадали на кружках. Они раскрашивали деревянные кружки в черный и белый цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом будет кружок. Была и такая примета: кто в Новый год чихнет – тот здорово год проживет. В этот день старались не пить вина, не ругаться. Ведь считалось, как проведешь новогодний день, таким и будет весь год.

Вед.: Но всему, как говорится, наступает конец. С приходом праздника Крещения веселье с ряжеными, гаданием заканчивается у ледяной проруби, называемой Иорданью. Прорубь остужает разгоряченный пыл и смывает все грехи. Дома, постройки, огороды окропляли святой водой, отгоняя от них всякую нечисть.

Конкурс «Нарисуй свое желание»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель работы-духовно-нравственное информирование учащихся о православном празднике Рождества Христова на основе классических поэтических текстов.

Классный час с элементами творческой работы. Духовно — нравственное воспитание обучающихся через обобщение знаний о православном празднике » Рождество — Христово».

Литературно-музыкальная композиция ,некого не оставит равнодушными.

Данный материал можно использовать на уроках МХК, ОПК, литературы.

Конкурс творческих работ учащихся, номинация Поэтическое творчество (поэзия, проза).

Сценарий разработан для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме.

Сценарий составлен для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме. В сценарий включена сценка по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Рождество Христово»

«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» из цикла «ИСТОКИ ПРАВОСЛАВИЯ»

для воспитанников воскресных школ Кулебакского района

Подготовила и провела педагог дополнительного образования Дахно Ж.М.

ЦЕЛЬ: Обращение к духовно — нравственным традициям и ценностям своего народа.

ЗАДАЧИ:
— углубление знаний о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;
— формирование у детей познавательных потребностей и интересов;
— воспитание уважения к вековым традициям, христианским ценностям и народной мудрости.

— «Евангельская история Рождества Христова в иконах»

— «Путь к Вифлеемской звезде»

— «О чём нам Библия расскажет»

— «С Рождеством Христовым!» — домашнее задание:

«Праздничная открытка» — нарисовать Рождественскую открытку с поздравлением и вручить ее участникам (формат А3)

«Рождественская колядка» — театрализованный показ (продолжительность выступления 5-7 минут)

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

— ёлка в рост ребёнка нарисованная и вырезанная

— ёлочные игрушки из бумаги-жетоны (для каждой команды разные)

— сувениры на память для каждого ребёнка, мешочек или коробка

-ручки шариковые на команду

-клей-карандаш ПВА на каждую команду

-баночка с жетонами на стол каждой команды

-раздаточные карты для заданий

С Рождеством Христовым, дорогие дети!

Видите, как светит звездочка в ночи.

Но одна большая звездочка — святая –

Прямо в наше сердце льет свои лучи.

Вместе с Иисусом звездочка явилась.

Чтобы ярким светом людям возвещать,

Что в убогих сенях ласково склонилась

Над Христом-младенцем ласковая мать.

-Я рада приветствовать сегодня вас на игре.

-Вести игру буду я. Меня зовут Жанна Михайловна.

-Оценивать выполнение заданий и подсчитывать баллы будет жюри: Наталья Николаевна.

-Ребята, предлагаю нам познакомиться. Нужно придумать название команды, отражающее тему игры и эмблему.

-Написать название на двух карточках: на настольной и для планшета. Эмблему нарисовать.

На выполнение даётся 1 минута.

-Молодцы! Очень интересный и творческий подход к выполнению задания.

-Хочу сказать, как будем оценивать задания. На каждую команду выдаются отдельные лучики одной звёздочки. За правильный ответ капитан команды быстро подбегает и приклеивает лучик. Когда звезда будет закончена, начинаем наряжать ёлочку. Каждой команде выдаются разные игрушки. За правильный ответ капитан без напоминания быстро приклеивает их вразнобой.

Раздать звёздочки и ёлочные игрушки

-А сейчас давайте немного поиграем. Я буду говорить фразу, а вы все вместе хором дружно завершаете её.

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки
красуются рождественские … (елочки).

Читать еще:  Меры пожарной безопасности в котельной

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданье … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился …(Иисус Христос).

-Первое задание «Рождественская викторина». Каждой команде по вопросу. Можно совещаться, но не долго, отвечаем быстро.

1.Сколько времени прошло со дня рождения Христа?

2.Почему Ирод приказал убить Иисуса?

3.Из какого рода происходили Мария и Иосиф?

4.Кто возвестил Марии, что Она станет Матерью Спасителя?

5.Что такое вертеп?

6.Как звали родителей Девы Марии?

-А теперь вопросы будут не простые, а хитренькие, с подвохом. Нужно быть внимательными.

1.Как называется время между Рождеством и Крещеньем — посиделки или колядки?(Святки)
2. Из чего готовили сочиво — из мяса или из рыбы?

(Из пшеничных, рисовых или ячменных зерен с медом)
3. Как называется вечер накануне Рождества — Васильев или Ильин?(Рождественский сочельник)
4. До каких пор не начинают праздничную трапезу в сочельник — до рассвета или до заката? (До первой звезды)
5. Что стало приютом для святого семейства в Вифлееме — гостиница или дворец правителя? (Пастушья пещера, хлев)
6. Первой колыбелью для младенца Иисуса стала детская кроватка или люлька из ткани? (Ясли — кормушка для овец)

(после каждого вопроса щелчок, чтобы появился ответ)

7. Кто первым пришел с дарами к младенцу Иисусу — родственники или соседи? (Пастухи)
8. Как называются песни, с которыми ходили по дворам на Святки, подблюдные или заздравные? (Колядки)
9. Кто ходил по дворам с песнями и стишками, славя Христа, — бродячие артисты или монахи? (Колядовщики)
11. Как благодарили хозяева колядовщиков — аплодисментами или криками «Браво»?

(Различным угощением — колбасой, куском пирога и др)
12. Сколько блюд по обычаю должно быть на рождественском столе — семь или одиннадцать?

(Не меньше двенадцати — по числу апостолов)
13. Как называется традиционное рождественское угощение из теста — жаворонки или куличи?(Пряники в форме звезды, козули, пироги)
15. Какую рубаху по обычаю надевали на Рождество россияне — чистую или модную? (Новую)

-Молодцы ребята! Вы много знаете, внимательно слушаете и быстро отвечаете.

(после каждого вопроса щелчок, чтобы появился ответ)

-Ребята, все мы знаем, что от Рождества до Крещения идут святки, и в это время принято веселиться, дарить друг другу подарки и Христа прославлять.

-Каждая команда получила домашнее задание: нарисовать поздравительную рождественскую открытку и исполнить колядку или рождественскую песенку, можно даже со стихами.

-Своё домашнее задание покажет команда…

-Следующий конкурс «Евангельская история Рождества Христова в иконах»

-Многие из вас видели икону Рождества Христова. На ней отображены все моменты, связанные с этим событием.

-Но фрагменты закрыты мозаикой. Каждой команде свой фрагмент. Я вам раздам карточки. Вы внимательно рассмотрите, и расскажите всем нам.

Раздать карточки с иконой

-Итак, первый фрагмент у команды…

-Кто изображён здесь? (Пастухи)

-Ребята, вы знаете, что на каждый момент Рождественского события были написаны ещё и отдельные иконы.

-Я вам их тоже буду показывать.

-Расскажите нам о пастухах, что же с ними произошло?

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел чистым, ясным голосом возвестил :

«Не бойтесь. Слушайте, ибо я несу вам благую весть о великой радости, которая будет всем людям. Ибо в этот день родился городе Давида Спаситель, который есть Христос Господень. И таков будет знак вам: вы найдёте младенца, лежащего в яслях».

(после ответа детей)

-У команды … был открыт этот фрагмент. Кто на нём изображён? (Ангелы)

-В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

(после ответа детей)

-В это время с дарами шли волхвы с востока (волхвы — это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, Волхвы увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду, которая указала им путь.

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

(после ответа детей)

-И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
И в Вифлеем дары свои

волхвы несли за ней.
И на соломе там нашли

(после ответа детей)

(Младенец, Богородица, вертеп)

-Поздним вечером Мария и Иосиф вошли в город, но ни одна дверь не открылась перед ними. Тогда мужчина и женщина расположились на ночлег в пещере, где хозяин гостиницы оставлял скот и прятал овец в непогоду.

-Когда ночная темнота сгустилась, холмы и город были так тихи и спокойны, что крик петуха в ночи показался пронзительным звуком рожка. Но с петушиным криком остановилось время.

Мир замер в ожидании, и ни кто не мог сказать, как долго это длилось.

-Придя на землю, Иисус Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

(после ответа детей)

-А кто же находится за этими двумя квадратиками?

-Кто ответит – получит дополнительный балл.

-В нижней части – две сцены. Иосиф с престарелым пастухом и омовение Младенца. Между ними – овечки и деревья.

-служанки — сцена омовения Младенца Христа

-фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом — искуситель, во сне влагающий Иосифу помыслы подозрения против Пресвятой Девы. — считают, что этот пастух своими беседами искушает Иосифа, заставляя его усомниться в истине бессеменного Рождества Иисуса Христа.

(после ответа детей)

-Своим поздравлением нас порадует команда…

-Следующее задание нашей игры «Путь к Вифлеемской звезде»

-Каждой команде я раздам карточки с заданием. На ней изображён лабиринт и несколько входов в него. Найдя правильный вход, вы без труда прочитаете слова из Евангелия.

-Нужно прочитать и записать.

Раздать карточки с лабиринтом

«Мы видели звезду Его на востоке

и пришли поклониться Ему…»

-Подошло время поздравления от команды…

«О чём нам Библия расскажет»

1. Иисус был Назорей.
И скажи вот что скорей:
Почему ж не в Назарет
Бог пришел на этот свет? (Мария и Иосиф пошли на перепись в родной город Иосифа)

2. Мое имя – Валтасар,
Мельхиор еще, Гаспар,
Наши имена при том
Связь имеют с Рождеством.
Кто такие, назови,
Эрудитом прослыви! (волхвы)

3. В дар Младенцу принесли
Все волхвы с родной земли:
Злато, смирну, ладан.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 1 Скачиваний: 4

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Журнал Педагог

Автор: Азова Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: казенное учреждение ХМАО — Югры «Социально — реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»
Населённый пункт: г. п. Пионерский Советский район Тюменская область ХМАО — Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: игровая познавательная программа «Рождественские посиделки»
Дата публикации: 23.01.2017
Раздел: дошкольное образование

казенное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» Подготовила воспитатель Азова Л. М. Стационарное отделение. г. п. Пионерский

Цель:
расширение знаний несовершеннолетних о православных праздниках, их названиях и происхождении.
Задачи:
1. Расширять кругозор воспитанников о православных праздниках, их названиях и происхождении. 2. Развивать познавательную активность, внимание, логику мышления, коммуникативные навыки и социальные контакты. 3. Воспитывать основы нравственного поведения; приобщать к русским традициям.
Оборудование:
жетоны – снежинки, макет с новорожденным Иисусом Христом, ангелами. Картинки с двумя снеговиками для игры «Найди 10 отличай». Картинки со снежинками для игры «Найди одинаковые снежинки». Круги: большие – 5 шт., среднего размера – 5 шт., круги маленького размера 5 шт. для конкурса « Составь снеговика». Свечи – 7 штук. 4 кружки, кольцо, 2 полотенца. 7 глубоких тарелок — для гадания. Корзинка для игры «Примерзли». Таблица с предсказаниями.
Технические

Читать еще:  Какой краской покрасить деревянную фоторамку

средства:
цифровой фотоаппарат, фонограмма с Рождественскими песнями.
Дата проведения: 06
.01. 2017 год.
Время проведения:
16.00.
Место проведения:
игровая комната стационарного отделения.
Возраст:
3 -16 лет.
Предварительная

работа:
КТД «Рождение Иисуса Христа» изготовление макета. КТД «Ангелочки» мастер – класс. Просмотр православных журналов с рождественскими картинками. Прослушивание рождественских детских песен. Познавательное занятие – игра «Рождество Христово». Конкурс рисунков «Рождество». Аппликация «Рождество
Христово». Игры «Найди 10 отличай», «Найди одинаковые варежки», «Найди пару валенку», «Собери снеговика из кругов разного размера».
Ход мероприятия.

Ведущий.
Здравствуйте девчонки, мальчишки и уважаемые гости! Скажите, какие праздники прошли, какой праздник у нас приближается? (Ответы детей).
Ведущий.
Правильно, новый год, рождество старый новый год, крещение господне! А, что такое рождество? (Ответы детей). Праздник Рождества Христова — самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос — Спаситель мира. Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и тюрьмы и раздавали милостыню. В канун Рождества — Сочельник — пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол. Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Старый Новый
год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний детей и взрослых. — Вот и мы с вами сейчас поиграем!
Игра «Рождественские загадки».
Среди зимы – большое торжество. Великий праздник – … (Христово Рождество)! Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу … (в храм). Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, Перед иконами горят … (лампады). И, распушив зеленые иголочки, красуются рождественские … (елочки). Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, Все люди в храме зажигают … (свечи). И службе праздничной все радостно внимают, а после с Рождеством друг друга … (поздравляют). Здесь торжеством и тайной веет отовсюду, и сердце замирает в ожиданье … (чуда). Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – На земле родился … (Иисус Христос).
А сейчас начинаем рождественские конкурсы!

Конкурс «Найди одинаковые снежинки».
Участники конкурса за минуту должны найти две одинаковые снежинки. Побеждают участники, которые первыми справятся с заданием.

Конкурс «Составь снеговика».
Участники конкурса за минуту должны составить снеговика. Побеждают участники, которые первыми справятся с заданием.
3.

Конкурс «Найди 10 отличай».
Участники конкурса за минуту должны найти 10 отличай на картинках. Побеждают участники, которые первыми справятся с заданием.
Игра «Примерзли».
Для игры потребуется приготовить листочки, на которых нужно написать части тела, например, губы, рука, нога, ухо, мизинец на левой руке, нос. Эти листочки скручивают и складываются в корзинку. Выходит первый участник игры. Остальные участники по очереди берут из корзинки листочки и присоединяются друг к другу указанными частями тела. Таким образом, участники примерзают друг к другу.
5.

Конкурс для гостей «Рождественская викторина».
1. Какие христианские праздники вы знаете? Рождество, Крещение, Сретение, Пасха, Троица. Покров, Николин день, Ильин день. Благовещение, Вербное воскресенье, Успение и др. 2. Назовите число главных христианских праздников. (Двенадцать). 3. Какую книгу называют «суперкнигой»? (Библия). 4. Из скольких частей, состоит Библия? (Из двух — Ветхий завет, Новый завет).
5. Что означает слово «аминь»? (Правда). 6. Что означает слово «аллилуйя»? (Славьте Бога). 7. Что такое совесть? (Связь души и мозга). 8. В какой христианский праздник зима с весной встречается? (Сретенье – 15 февраля). 9. Что такое канон? (Правило, закон). 10. Что нужно делать перед едой по закону Моисея? (Надо пройти очищение, то есть помыть руки). 11. Как называется праздничный церковный звон, совершаемый одним колоколом? (Благовест). 12. Когда празднуют Рождество? (7 января). 13. Как называется день перед Рождеством Христовым, 6 января? (Сочельник). 14. Как называется Рождественская звезда? (Вифлеемская). 15. В каком городе родился Иисус Христос? (Вифлеем). 16. Как звали мать и отца Иисуса Христа? (Иосиф и Мария). 17. Кто дал имя Иисусу Христу? (Архангел Гавриил). 18. Что означает имя Иисус? (Спаситель). 19. Что означает Христос? (Помазанный). 20. Как называются праздничные дни между Рождеством и Крещением? (Святки).
21. Когда празднуют Крещение? (19 января). 22. Как называют Святки в Германии? (Святые вечера). 23. Как эти же дни называют в Белоруссии и на Украине? (Коляды). 24. Для чего в Сочельник 6 января ходят встречать первую звезду? (Считается, что сбудутся желания). 25. Какое блюдо пекут на Сочельник? (Пекут сочни). 26. Назовите самую известную книгу Н.В.Гоголя про Рождество? («Ночь перед Рождеством»).
Ведущий.
Ни один праздник на Руси не мог сравниться со Святками по числу обычаев и обрядов. Есть народное поверье, что новогодние и святочные гадания всегда сбываются. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. И до сих пор на Рождество и на Старый Новый год у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски. Девушки гадали на зеркалах, свечах, воске, иголках, нитках, валенках, и еще много гаданий можно перечислять. Мы с вами сейчас тоже попробуем погадать.
«Гадание на кружках».
Чтобы узнать, что нам предстоит в 2017 году, гадают на кружках. У нас на столе 4 кружки, в которых соль, сахар, хлеб, и кольцо. Соль – это слезы, неприятности. Сахар – это сладкая жизнь. Хлеб – это достаток во всем. Кольцо – это замужество, женитьба, спутник или спутница жизни. В году 4 времени года. Кружка – это время года. Вам необходимо выбрать из кружек,
которые накрыты полотенцем, одну кружку. Гадаем до 4 раз. Таким образом, вы узнаете, что вас ждет в каждом времени года. Желающих приглашаю к столу.
Ведущий.
Самое знаменитое и распространённое предсказание – гадание на воске. Оно пришло к нам ещё с древних времён и до сих пор пользуется большим спросом. Бытует мнение, что для точности и правдивости нужно брать именно восковую свечу. Зажигают свечу, и капают воск в середину тарелки до образования фигуры. Когда воск остынет в воде, достают фигуру и рассматривают рисунок на фигуре. По фигуре судят о судьбе. Если на фигуре много крупинок, или она похожа на кудрявое дерево, судьба даст изобилие в Новом году и т. д.
«Гадание на воске».
На столе стоят глубокие тарелки с водой. Около тарелок лежат свечи. Желающих погадать, приглашаю к столу. У вас появились восковые фигуры – предсказания. На столе у вас лежит таблица с предсказаниями. Рассматривая свои восковые фигуры, вы можете обращаться за помощью к таблице. Восковые фигуры выбрасывать нельзя. Их хранят целый год. Наши рождественские посиделки закончились, но праздник только начинается. Я поздравляю вас с Рождеством. Желаю вам здоровья, счастья и всех земных благ. До новых встреч!

Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Рождество Христово»

Автор материала: Дахно Жанна Михайловна

Содержимое документа:

«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» из цикла «ИСТОКИ ПРАВОСЛАВИЯ»

для воспитанников воскресных школ Кулебакского района

Подготовила и провела педагог дополнительного образования Дахно Ж.М.

ЦЕЛЬ: Обращение к духовно — нравственным традициям и ценностям своего народа.

ЗАДАЧИ:
— углубление знаний о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;
— формирование у детей познавательных потребностей и интересов;
— воспитание уважения к вековым традициям, христианским ценностям и народной мудрости.

— «Евангельская история Рождества Христова в иконах»

— «Путь к Вифлеемской звезде»

— «О чём нам Библия расскажет»

— «С Рождеством Христовым!» — домашнее задание:

«Праздничная открытка» — нарисовать Рождественскую открытку с поздравлением и вручить ее участникам (формат А3)

«Рождественская колядка» — театрализованный показ (продолжительность выступления 5-7 минут)

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

— ёлка в рост ребёнка нарисованная и вырезанная

— ёлочные игрушки из бумаги-жетоны (для каждой команды разные)

— сувениры на память для каждого ребёнка, мешочек или коробка

-ручки шариковые на команду

-клей-карандаш ПВА на каждую команду

Читать еще:  Организация и проведение противопожарных тренировок

-баночка с жетонами на стол каждой команды

-раздаточные карты для заданий

С Рождеством Христовым, дорогие дети!

Видите, как светит звездочка в ночи.

Но одна большая звездочка — святая –

Прямо в наше сердце льет свои лучи.

Вместе с Иисусом звездочка явилась.

Чтобы ярким светом людям возвещать,

Что в убогих сенях ласково склонилась

Над Христом-младенцем ласковая мать.

-Я рада приветствовать сегодня вас на игре.

-Вести игру буду я. Меня зовут Жанна Михайловна.

-Оценивать выполнение заданий и подсчитывать баллы будет жюри: Наталья Николаевна.

-Ребята, предлагаю нам познакомиться. Нужно придумать название команды, отражающее тему игры и эмблему.

-Написать название на двух карточках: на настольной и для планшета. Эмблему нарисовать.

На выполнение даётся 1 минута.

-Молодцы! Очень интересный и творческий подход к выполнению задания.

-Хочу сказать, как будем оценивать задания. На каждую команду выдаются отдельные лучики одной звёздочки. За правильный ответ капитан команды быстро подбегает и приклеивает лучик. Когда звезда будет закончена, начинаем наряжать ёлочку. Каждой команде выдаются разные игрушки. За правильный ответ капитан без напоминания быстро приклеивает их вразнобой.

Раздать звёздочки и ёлочные игрушки

-А сейчас давайте немного поиграем. Я буду говорить фразу, а вы все вместе хором дружно завершаете её.

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки
красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданье … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился …(Иисус Христос).

-Первое задание «Рождественская викторина». Каждой команде по вопросу. Можно совещаться, но не долго, отвечаем быстро.

1.Сколько времени прошло со дня рождения Христа?

2.Почему Ирод приказал убить Иисуса?

3.Из какого рода происходили Мария и Иосиф?

4.Кто возвестил Марии, что Она станет Матерью Спасителя?

5.Что такое вертеп?

6.Как звали родителей Девы Марии?

-А теперь вопросы будут не простые, а хитренькие, с подвохом. Нужно быть внимательными.

1.Как называется время между Рождеством и Крещеньем — посиделки или колядки?(Святки)
2. Из чего готовили сочиво — из мяса или из рыбы?

(Из пшеничных, рисовых или ячменных зерен с медом)
3. Как называется вечер накануне Рождества — Васильев или Ильин?(Рождественский сочельник)
4. До каких пор не начинают праздничную трапезу в сочельник — до рассвета или до заката? (До первой звезды)
5. Что стало приютом для святого семейства в Вифлееме — гостиница или дворец правителя? (Пастушья пещера, хлев)
6. Первой колыбелью для младенца Иисуса стала детская кроватка или люлька из ткани? (Ясли — кормушка для овец)

(после каждого вопроса щелчок, чтобы появился ответ)

7. Кто первым пришел с дарами к младенцу Иисусу — родственники или соседи? (Пастухи)
8. Как называются песни, с которыми ходили по дворам на Святки, подблюдные или заздравные? (Колядки)
9. Кто ходил по дворам с песнями и стишками, славя Христа, — бродячие артисты или монахи? (Колядовщики)
11. Как благодарили хозяева колядовщиков — аплодисментами или криками «Браво»?

(Различным угощением — колбасой, куском пирога и др)
12. Сколько блюд по обычаю должно быть на рождественском столе — семь или одиннадцать?

(Не меньше двенадцати — по числу апостолов)
13. Как называется традиционное рождественское угощение из теста — жаворонки или куличи?(Пряники в форме звезды, козули, пироги)
15. Какую рубаху по обычаю надевали на Рождество россияне — чистую или модную? (Новую)

-Молодцы ребята! Вы много знаете, внимательно слушаете и быстро отвечаете.

(после каждого вопроса щелчок, чтобы появился ответ)

-Ребята, все мы знаем, что от Рождества до Крещения идут святки, и в это время принято веселиться, дарить друг другу подарки и Христа прославлять.

-Каждая команда получила домашнее задание: нарисовать поздравительную рождественскую открытку и исполнить колядку или рождественскую песенку, можно даже со стихами.

-Своё домашнее задание покажет команда…

-Следующий конкурс «Евангельская история Рождества Христова в иконах»

-Многие из вас видели икону Рождества Христова. На ней отображены все моменты, связанные с этим событием.

-Но фрагменты закрыты мозаикой. Каждой команде свой фрагмент. Я вам раздам карточки. Вы внимательно рассмотрите, и расскажите всем нам.

Раздать карточки с иконой

-Итак, первый фрагмент у команды…

-Кто изображён здесь? (Пастухи)

-Ребята, вы знаете, что на каждый момент Рождественского события были написаны ещё и отдельные иконы.

-Я вам их тоже буду показывать.

-Расскажите нам о пастухах, что же с ними произошло?

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел чистым, ясным голосом возвестил :

«Не бойтесь. Слушайте, ибо я несу вам благую весть о великой радости, которая будет всем людям. Ибо в этот день родился городе Давида Спаситель, который есть Христос Господень. И таков будет знак вам: вы найдёте младенца, лежащего в яслях».

(после ответа детей)

-У команды … был открыт этот фрагмент. Кто на нём изображён? (Ангелы)

-В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

(после ответа детей)

-В это время с дарами шли волхвы с востока (волхвы — это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, Волхвы увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду, которая указала им путь.

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

(после ответа детей)

-И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
И в Вифлеем дары свои

волхвы несли за ней.
И на соломе там нашли

(после ответа детей)

(Младенец, Богородица, вертеп)

-Поздним вечером Мария и Иосиф вошли в город, но ни одна дверь не открылась перед ними. Тогда мужчина и женщина расположились на ночлег в пещере, где хозяин гостиницы оставлял скот и прятал овец в непогоду.

-Когда ночная темнота сгустилась, холмы и город были так тихи и спокойны, что крик петуха в ночи показался пронзительным звуком рожка. Но с петушиным криком остановилось время.

Мир замер в ожидании, и ни кто не мог сказать, как долго это длилось.

-Придя на землю, Иисус Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

(после ответа детей)

-А кто же находится за этими двумя квадратиками?

-Кто ответит – получит дополнительный балл.

-В нижней части – две сцены. Иосиф с престарелым пастухом и омовение Младенца. Между ними – овечки и деревья.

-служанки — сцена омовения Младенца Христа

-фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом — искуситель, во сне влагающий Иосифу помыслы подозрения против Пресвятой Девы. — считают, что этот пастух своими беседами искушает Иосифа, заставляя его усомниться в истине бессеменного Рождества Иисуса Христа.

(после ответа детей)

-Своим поздравлением нас порадует команда…

-Следующее задание нашей игры «Путь к Вифлеемской звезде»

-Каждой команде я раздам карточки с заданием. На ней изображён лабиринт и несколько входов в него. Найдя правильный вход, вы без труда прочитаете слова из Евангелия.

-Нужно прочитать и записать.

Раздать карточки с лабиринтом

«Мы видели звезду Его на востоке

и пришли поклониться Ему…»

-Подошло время поздравления от команды…

«О чём нам Библия расскажет»

1. Иисус был Назорей.
И скажи вот что скорей:
Почему ж не в Назарет
Бог пришел на этот свет? (Мария и Иосиф пошли на перепись в родной город Иосифа)

2. Мое имя – Валтасар,
Мельхиор еще, Гаспар,
Наши имена при том
Связь имеют с Рождеством.
Кто такие, назови,
Эрудитом прослыви! (волхвы)

3. В дар Младенцу принесли
Все волхвы с родной земли:
Злато, смирну, ладан.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector