Пожарная охрана ее виды и задачи
Пожарная охрана: история, виды и задачи
История зарождения
Первым документом, устанавливающим и регулирующим порядок деятельности по борьбе с постоянными пожарами, был «Наказ о Градском благочинии» от апреля 1649. Именно эта дата считается годом «рождения» Пожарной охраны.
Наказ о градском благочинии
Царь Алексей Михайлович заложил в наказ основные принципы деятельности пожарной охраны, которые остаются актуальными до сих пор.
- Наличие штатного состава, который получал вознаграждение
- Осуществляются постоянные профилактические объезды по городу. Позже такие поездки получили название дежурство.
- Созданы водоливные трубы, которые с успехом начинают использовать при тушении возгораний
- Объезжие получают право определять наказание для горожан, нарушивших установленные правила противопожарной безопасности.
Данная служба оправдала свое появление. Штатные составы огнеборцев начинают появляться почти во всех городах российского государства.
Совершенствование пожарно – сторожевой охраны продолжил Петр I. Он создает первую противопожарную охрану, состоящую из профессионалов. Для нее начинает возводиться при Адмиралтействе первое депо. Осуществляется закупка специальных пожарных насосов из кожи, имевших медные брандспойты.
Расширение строительства пожарных депо и их планомерное размещение по территории России начинается при царствовании Николая I. В этом период возводится русская достопримечательность того времени – пожарная башня для наблюдения, получившая тюркское название каланча. Она имела сигнальный флагшток. Она стала наиболее высоким местом, с которого открывался вид не только на окраины города, но и на ближайшие поселения.
Приход XIX в. ознаменовался строительством завода по изготовлению противопожарного оборудования, в главных городах – Москве и Санкт-Петербурге. В 1904 г. сходит с завода первый автомобиль, предназначений для тушения огня.
Определение «Пожарная охрана» и больше информации в отдельном материале:
Основные виды
Учения ведомственной пожарной охраны
На сегодняшний день на территории России официально существуют и действуют следующие виды пожарной охраны:
В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
- организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
- организация и осуществление государственного пожарного надзора;
- тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
- профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся: во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), ведомственных учебных заведениях МЧС.
Муниципальной пожарной охраны , как самостоятельного вида не существовало до 2005 г. Она является дополнительным звеном ГПС и право на ее создание имеют органы местного самоуправления на территории муниципальных образований.
В систему муниципальной пожарной охраны входят:
- подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
- объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.
Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:
- организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
- спасение людей и имущества;
- участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.
В 1999 г. вступает в силу закон « О ведомственной охране », который регулирует создание и деятельность этого вида противопожарной службы. Существует четкий список федеральных органов, которые наделаны правом по созданию ведомственной пожарной охраны. В 2000 г. этот перечень включал 15 ведомств.
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
Государственная и муниципальная являются основой противопожарной системы, но на какие виды подразделяется пожарная охрана еще? Это частная и добровольная службы, направленные на профилактику и борьбу с пожарами.
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частная ПС создается физическим лицом на его финансы. Как правило, цели и задачи формируются заказчиком. Однако осуществлять свою деятельность она может только при наличии лицензии, выдаваемой МЧС. Самой главной задачей, которая ставится перед частным видом противопожарной службы, является профилактика огнеопасных ситуаций. Она состоит в тесном контакте с добровольными пожарными дружинами. По состоянию на 2016 г. существует чуть более 600 таких противопожарных подразделений, действующих на частной основе.
Добровольная пожарная охрана – совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны. Добровольная пожарная охрана организовывается на общественных началах обычными небезразличными гражданами. Занимается профилактическими мерами по предупреждению возгораний.
Вся пожарная охрана подразделяется на виды, которые созданы для обеспечения всестороннего и полного противопожарного контроля.
Основные задачи
Деятельность каждого вида пожарной охраны подчиняется 3 основным задачам (ст. 4 Федерального закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»):
- Организация и осуществление профилактики пожаров.
- Спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи.
- Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Все виды и задачи пожарной охраны взаимосвязаны. Развитие пожарной охраны не стоит на месте. С каждым годом оборудование и техника становится все современней, создаются новые штатные составы, а задачи выполняются более эффективно.
Огнеборцы России (фильм)
Задачи современной пожарной охраны
Основные функции пожарной охраны — защита населения, объектов и имущества от пожаров. Для их осуществления выполняются следующие задачи: профилактика пожаров; устранение пожаров; аварийно-спасательные работы; обеспечение работы системы. В законодательстве и на практике под пожарной охраной подразумевают объединение различных организаций как государственной, так и частной форм собственности.
К подобным организациям относятся надзорные органы, структурные, территориальные и пожарно-спасательные подразделения, образовательные и исследовательские учреждения, а также добровольные организации.
Профилактика
Одной из основных задач пожарной охраны являются профилактические меры, помогающие минимизировать появления пожаров. Надзорные органы контролируют соблюдение всех норм пожарной безопасности и требований законодательства.
Для этого периодически инспектированию подвергаются все предприятия, чтобы вовремя выявить недочеты. Соответствующие предписания на предприятии устраняют лица, ответственные за пожарную безопасность.
Проводятся обследования, включающие изучение документооборота, наличие необходимых противопожарных устройств, оборудования, обустройство эвакуационных выходов и другие важные детали.
Также проверку проходят проекты будущих зданий и сооружений. Без одобрения надзорных органов принятие строительного объекта в эксплуатацию невозможно. Способ воздействия на нерадивых руководителей и их работников — предписания и штрафы.
Помимо инспектирования большую роль в предупреждении пожаров играет обучение и информирование населения. Сезонные пожары лесов, торфяников, других засушливых зон часто возникают из-за действий человека, также как и опасные ситуации в быту. Поэтому специалисты прибегают к обращениям через СМИ, плакатам, организовывают ликбезы для детей и взрослых.
Перечисленные меры дополняются обязанностью федеральных органов власти регулировать и обновлять нормативно-законодательную базу в данной сфере. От них зависит функционирование системы в целом и способы работы ее частей.
Также чиновники заведуют финансовыми вопросами целевых программ федерального уровня. В последнее время из-за закона «О техническом регулировании» многие нормативные документы приобрели вид регламентов, действие которых распространяется на подразделения МЧС.
Аварийно-спасательные работы
Устранение пожаров происходит поэтапно. В первую очередь, пожарная охрана принимает сообщение о происшествии. Далее сотрудники с оснащением следуют на место вызова, предварительно проанализировав информацию.
По прибытии производится разведка места, аварийно-спасательные работы, и непосредственно ликвидация пожара. В зависимости от ситуации руководителем тушения может быть отдан приказ об исполнении специальных работ, которые разрешено проводить одновременно.
Существует несколько способов тушения и ограничения пожаров. Заранее просчитывается так называемое решающее направление, и в соответствии с ним сосредотачиваются силы подразделения. После ликвидации пожара расчет возвращается в подразделение.
При устранении пожаров сотрудники пожарной охраны вправе воспользоваться имуществом граждан, которое понадобиться для связи, передвижения или тушения.
В их обязанности входит эвакуация людей, оказание доврачебной помощи, создание преград распространению пожара. Как правило, к месту происшествия не подпускают посторонних либо ограничивают доступ во избежание жертв и помех в работе.
Первая медицинская помощь оказывается при определенных состояниях пострадавших, перечень которых утвержден приказом МЧС. Пожарная охрана реагирует на пожары при звонках, устных сообщениях, видимых признаках возгораний или при поступлении сигнала в автоматических системах оповещения.
Руководителем тушения пожара назначается отдельное лицо. Такой сотрудник принимает все ключевые решения, определяет границы и может задействовать простых людей. Работа пожарной охраны регламентируется боевым уставом.
Дежурная смена караула всегда находится в полной готовности. Сотрудники носят форменную одежду, четко соблюдают дисциплину. Профессиональные навыки и физическая подготовка поддерживаются на высоком уровне.
Все вызовы принимаются диспетчером пожарной части. Он должен проводить мониторинг обстановки в районе, знать важные объекты и их характеристики, быть в курсе состояния техники и оборудования.
Ведет журналы, куда записывает поступившие вызовы, и находится на связи с подразделениями. Представляет отчеты начальству о результатах работы.
Организация работоспособности
Пожарная охрана — сложный государственный инструмент. Управлять такой системой можно лишь при планировании и жестком контроле. Работа любого органа, подразделения и даже добровольца регулируется Федеральной противопожарной службой.
Чтобы обеспечить исправное функционирование системы необходимо знать реальное положение дел в пожарной охране. Производится сбор и обработка данных о технических средствах пожаротушения.
Контролируется работа всех подразделений, принимаются меры по модернизации оборудования, повышения квалификации служащих. Также Федеральная служба решает административные вопросы, связанные с кадрами, курирует материально-техническое обеспечение.
Согласно регламентам принимает участие и содействует проведению специальных экспертиз противопожарного оборудования и работам по лицензированию.
Отчасти координирует деятельность аккредитованных органов сертификации в пределах своей компетенции. Это касается и испытательных лабораторий. Организации должны входить в систему МЧС.
Немаловажна охрана труда и жизни сотрудников пожарной охраны. Силами МЧС разработаны и внедрены нормативные акты для пожарных, определяющие меры их защиты.
Работники Государственной противопожарной службы имеют право на получение бесплатной одежды и экипировки специального назначения. Поставляемые машины, оборудование для тушения, средства индивидуальной защиты и костюмы пожарных подлежат сертификации.
Составляются планы по улучшению работы пожарной охраны. Они разрабатываются на несколько лет вперед и затрагивают все аспекты деятельности.
Оценка эффективности производится благодаря показателям. Так, реализация целевых программ безопасности прошлых лет привела к снижению смертности, общего количества пострадавших, экономического ущерба более чем на 20 % при пожарах. Программы направлены на внедрение передовых технологий и улучшение материальной базы.
Иерархия в управлении
Первое звено в цепи управляющих органов — Правительство РФ, осуществляющее общее руководство. На второй позиции находится МЧС, но достаточно большая часть подразделений подчиняется другим ведомствам.
Например, тушение лесных пожаров не относится к официальной обязанности указанного министерства, а подчиняется Рослесхозу. Однако ведомственные пожарные охраны согласовывают свою деятельность с органами МЧС.
В целевых программах принимают участие все ведомства. Интересно, что обеспечение пожарной безопасности консульств РФ в других странах в основном происходит по российским законам.
ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
— Государственная противопожарная служба;
— муниципальная пожарная охрана;
— ведомственная пожарная охрана;
— частная пожарная охрана;
— добровольная пожарная охрана.
Основными задачами пожарной охраны являются:
— организация и осуществление профилактики пожаров;
— спасение людей и имущества при пожарах;
— организация и осуществление тушения пожаров и аварийно-спасательных работ.
Государственная противопожарная службаявляется составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входят:
— федеральная противопожарная служба;
— противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:
— спасение людей и имущества при пожарах на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
— организация и осуществление тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
— организация разработки и осуществление государственных мер, нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
— организация и осуществление профилактики пожаров;
— организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации.
Основными задачами противопожарной службы субъекта Российской Федерации являются:
— организация и осуществление профилактики пожаров в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации, а также в организациях, находящихся в его собственности (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России);
— спасение людей и имущества при пожарах;
— организация и осуществление тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселений субъекта Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
— тушение пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в соответствии с Соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Муниципальная пожарная охранасоздается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Ведомственная пожарная охранасоздается федеральными органами исполнительной власти, организациями в целях обеспечения пожарной безопасности.
В качестве примера можно привести наличие собственных специализированных подразделений (пожарных частей) на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, морских объектах, в закрытых военных подразделениях, на некоторых сельхозобъектах и т. п.
Частная пожарная охранасоздается гражданами, имеющими законодательно закрепленное право на участие в обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации.
В целях реализации этого права граждане могут создавать частную пожарную охрану и оказывать услуги на основании заключенных договоров по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах и на предприятиях.
Добровольная пожарная охрана— форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА И ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации, форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и предприятия [9, 12, 14, 15, 22, 33, 34].
Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) [16, 21].
Обязательное обучение в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой [5].
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» органами управления образованием, пожарной охраной и ВДПО могут создаваться добровольные детские объединения — дружины юных пожарных (ДЮП). Возраст детей — от 10 до 17 лет [23].
ДЮП, как правило, организуются на базе средних общеобразовательных школ, в детских домах и интернатах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в оздоровительных учреждениях и лагерях на период пребывания в них детей.
Базовыми центрами по работе с ДЮП являются городские пожарные части. ДЮП создаются в целях совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач.
9-й съезд ВДПО, состоявшийся в мае 2001 года, постановил: работу с детьми, дружинами юных пожарных, юношеский пожарно-прикладной спорт, финансирование юношеских спортивных мероприятий считать приоритетным направлением работы Общества.
В целях активизации деятельности школьного пожарного добровольческого движения в марте 2002г. Главным управлением ГПС МЧС России, Центральным советом ВДПО, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации было совместно разработано Примерное положение о дружинах юных пожарных (прил. 1).
ГОСТ 12.1.004-91 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ»
В соответствии с ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования» [1] пожарная безопасность объектов различного назначения должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.
Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей и выполнять одну из следующих функций:
— исключать возникновение пожара;
— обеспечивать пожарную безопасность людей;
— обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;
— обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.
Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара (ОФП), в том числе их вторичных проявлений, на требуемом уровне.
В ГОСТ 12.1.004-91 указывается, что ОФП, воздействующими на людей и материальные ценности, являются:
— повышенная температура окружающей среды;
— токсичные продукты горения и термического разложения;
— пониженная концентрация кислорода.
К вторичным проявлениям ОФП, воздействующим на людей и материальные ценности, относятся:
— осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;
— радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;
— электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;
— опасные факторы взрыва, произошедшего вследствие пожара;
Каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений ОФП, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей на объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо:
— установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов;
— обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям;
— организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т. п.).
Система противодымной защиты объектов должна обеспечивать незадымление, снижение температуры и удаление продуктов горения и термического разложения на путях эвакуации в течение времени, достаточного для эвакуации людей, и (или) коллективную защиту людей.
В зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т. п.), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре, и расчетного времени тушения пожара.
Применяемая пожарная техника должна обеспечивать эффективное тушение пожара (загорания), быть безопасной для природы и людей. Для пожарной техники должны быть определены:
— быстродействие и интенсивность подачи огнетушащих веществ;
— допустимые огнетушащие вещества (в том числе с позиций требований экологии и совместимости с горящими веществами и материалами);
— источники и средства подачи огнетушащих веществ для пожаротушения, запас специальных огнетушащих веществ (порошковых, газовых, пенных, комбинированных);
— требования к устойчивости от воздействия ОФП и их вторичных проявлений и др.
Среди организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не последнюю роль играют такие, как привлечение общественности к вопросам пожарной безопасности; организация обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения — в порядке, установленном правилами пожарной безопасности соответствующих объектов пребывания людей; нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре; разработка и реализация инструкций о соблюдении противопожарного режима и действий людей при возникновении пожара и многое другое.
ГОСТ 12.1.004 — единственный из стандартов, в котором приведен метод расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия ОФП на людей. Там же рассматривается пожароопасная ситуация, при которой место возникновения пожара находится вблизи одного из эвакуационных выходов из здания (считается, что это наиболее опасная ситуация). При расчете самый главный вопрос, который требует ответа: успеют люди эвакуироваться или нет? Это во многом зависит от скорости нарастания ОФП (температура, потеря видимости, токсичность газов, снижение концентрации кислорода), причем для каждого из ОФП есть свое критическое время.
Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи муниципальной пожарной охраны
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»
Статья 11.1. Муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи частной пожарной охраны
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»
Статья 12.1. Частная пожарная охрана
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности.
(часть третья в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи добровольной пожарной охраны
Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О добровольной пожарной охране»
Задачи добровольной пожарной охраны
Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
1) осуществление профилактики пожаров;
2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Добровольная пожарная охрана форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.
Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.
Пожарно спасательное подразделение. Порядок определения числа и места дислокации подразделений пожарной охраны
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»
Статья 22.2. Пожарно-спасательные гарнизоны
Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее — подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.
Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.
В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.
В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.
Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.
Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:
территориального пожарно-спасательного гарнизона — руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;
местного пожарно-спасательного гарнизона — начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы — сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.
Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.
В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 346 ;