Astapro.ru

33 квадратных метра
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Последовательность действий при пожаре в учреждении

Официальный сайт департамента образования муниципального образования
«Южно-Курильский городской округ»

Порядок действия работников образовательного учреждения в случае возникновения пожара

ПАМЯТКА О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

Порядок сообщения о пожаре.

Заметив пожар или загорание, необходимо немедленно организовать оповещение об этом всех находящихся в здании людей, независимо от размеров и места пожара или загорания, равно как и при обнаружении хотя бы малейших признаков горения (дыма, запаха гари) и немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01». Очевидно, что быстрота прибытия пожарной помощи, позволит успешнее ликвидировать пожар и быстрее помочь людям, находящимся в опасности.

Сообщения о пожаре, как правило, передаются по телефону. Поэтому каждый человек должен хорошо знать места расположения телефонных аппаратов, особенно тех, которые доступны в любое время суток. Следует помнить, что с помощью сотового телефона можно вызвать помощь даже при отсутствии денег на счете или SIM-карты по номеру «112».

Каждый работник образовательного учреждения, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность, фамилию и номер своего телефона);

б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

в) известить о пожаре руководителя образовательного учреждения или заменяющего его работника;

г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.

Эвакуация людей и имущества

Во избежание травмирования и гибели людей во время эвакуации следует действовать спокойно, без паники. Для предотвращения распространения огня в другие помещения обязательно следует плотно закрывать за собой двери. Вдыхание раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. Во избежание ожогов, проходя через горящие помещения, следует защитить открытые части тела одеждой, двигаться пригнувшись или на четвереньках, так как внизу температура воздуха ниже и меньше дыма. Следует помнить, что сильное нервное возбуждение мобилизует физические ресурсы: прибавляется энергия, возрастает физическая сила, повышается способность к преодолению препятствий, но при этом у некоторых людей теряется способность адекватно воспринимать ситуацию. В таком состоянии резко возрастает внушаемость, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляются склонности к подражанию. В таких ситуациях, если нет четкого руководства эвакуацией, может возникнуть паника и давка. Люди могут забыть о наличии запасных выходов. Дети могут прятаться от страха в шкафы, под кровати и другие труднодоступные места.

Руководитель образовательного учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;

г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;

е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;

к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;

м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;

г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;

д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;

е) выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;

ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;

з) воздержаться от распахивания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

Читать еще:  Дачный фонтан многообразие идей

В образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы обязан:

а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты, особенно в зимнее время.

В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, сообщить об этом руководителю или заменяющему его работнику и принять меры к устранению нарушений;

б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и в установленное время сообщить сведения о количестве людей в пожарную охрану;

в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также исправный ручной электрический фонарь.

Порядок действий в случае возникновения пожара

2.1. немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо чётко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);

2.2. приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации людей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

2.3. известить о пожаре руководителя учреждения или замещающего его работника;

2.4. принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.

  1. Руководитель учреждения или замещающий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

3.1. проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

3.2. осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

3.3. выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

3.4. удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

3.5. прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

3.6. организовать отключение сети электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения огня;

3.7. обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

3.8. организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;

3.9. информировать начальника пожарного подразделения, прибывшего к месту пожара, о наличии людей в здании.

  1. При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

4.1. с учётом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

4.2. исключить условия, способствующие возникновению паники.

4.3. эвакуацию людей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения;

4.4. тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне;

4.5. выставить посты безопасности на выходах из здания, чтобы исключить возможность возвращения людей и работников в здание, где возник пожар;

4.6. при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей, воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стёкол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здания, следует закрывать за собой все окна и двери.

о мерах пожарной безопасности для сторожей-вахтеров

  1. Ответственность за пожарную безопасность объекта несет их руководитель, а при его отсутствии лицо исполняющее его обязанности.
  2. Сторожевая охрана на объекте обязана:

— знать и точно выполнять правила пожарной безопасности;

— следить за строгим соблюдением установленного противопожарного режима лицами работающими на объекте, а так же посетителями;

— следить за исправным содержанием и постоянной готовностью к действию имеющихся средств пожаротушения и средств пожарной сигнализации;

— в случае срабатывания одного из лучей автоматической пожарной сигнализации и убедившись в том, что пожар произошел, вызвать пожарную охрану, а до ее прибытия принять меры к ликвидации пожара;

— следить за исправностью электроустановок и электропроводки на территории, о всех замечаниях,могущих привести к пожару, своевременно сообщать руководству объекта;

— знать и умело использовать при пожаре первичные средства пожаротушения;

— знать расположение на территории всех водоисточников, проездов к ним, требовать от руководителей объекта их не загромождать складируемым материалом, машинами;

  1. Территория объектов должны постоянно содержаться в чистоте, очищаться от отходов и мусора.
  2. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы и подступы к пожарному инвентарю и оборудованию, проезды по территории должны быть всегда свободными.
  3. Разведение костров, сжигание отходов на территории запрещается.
  4. Территория объектов должна иметь наружное освещение, достаточное для быстрого нахождения водоисточников, наружных пожарных лестниц и входов в здание.
  5. В случае пожара должен быть обеспечен свободный доступ во все помещения пожарным, для чего ключи от помещений должны храниться в специальном металлическом ящике на вахте.
  6. В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у сторожей-вахтеров должны быть электрические фонари.
  7. Установки автоматической пожарной сигнализации и оповещения должны постоянно содержаться в включенном положении.
  8. В помещении вахты должна быть вывешена инструкция о порядке действия сторожа-вахтера при получении сигналов о пожаре или неисправности установок автоматической пожарной сигнализации
  9. Объект должен быть оснащен достаточным количеством средств пожаротушения.
  10. При эксплуатации электросетей и приборов ВОСПРЕЩАЕТСЯ:
Читать еще:  Описание и фото яблони сорта осеннее низкорослое

— эксплуатировать провода с поврежденной изоляцией;

— снимать электропровода с роликов, крепить электропровода на гвоздях;

— применять в электросети некалиброванные предохранители «жучки»;

— завязывать провода, применять абажуры из бумаги;

— пользоваться разбитыми выключателями, розетками, патронами и т.п.

— пользоваться электроплитками и другими электронагревательными приборами без несгораемых подставок, а так же оставлять их без присмотра включенными в электросеть.

  1. Обязанности и действия сторожа-вахтера при пожаре:

Сторож -вахтер при обнаружении пожара или признаков горения обязан:

— немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану тел. 01 или на пульт диспетчера 110 ПЧ по телефону 3-00-01;

— принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей;

— в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства: —

— проверить включение автоматических систем пожарной защиты /оповещения людей о пожаре;

— при необходимости отключить электроэнергию;

— удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

— встретить прибытие подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшею пути тля подъезда к очагу пожара, проинформировать руководителя тушения пожара о возможных особенностях объекта, количестве и пожарных свойствах хранимых веществ, материалов, изделий и о любых других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара.

Отдел надзорной деятельности Всеволожского района
УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области

Инструкция действий учащихся и работников при пожаре

Директор МКОУ ООШ д. Павлово

Пижанского района Кировской области

Инструкция о порядке действий персонала

по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся и персонала МКОУ ООШ д. Павлово Пижанского района Кировской

при угрозе возникновения и в условиях:

пожара, чрезвычайной ситуации, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, теракта № 37

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА.

1. Обнаружив признаки пожара (огонь, дым, запах гари) или услышав: сирену, сигнал звукового оповещения-тревоги, текстовые команды системы оповещения и управления людей при эвакуации, оцените обстановку – откуда исходит опасность? немедленно сообщите о пожаре по городскому телефону 01, МТС 010, Би Лайн 112, затем 1 или 001 , МЕГАФОН 112, далее1 или 010 свою фамилию и контактный телефон, адрес и номер школы, место (кабинет, коридор и т.д)– в котором произошел пожар, наличие людей в школе и есть ли угроза их жизни, кратчайший путь для подъезда к очагу пожара. Поставьте в известность руководство школы. Если сигнал тревоги – сирена еще не звучит — включите ближайший ручной пожарный извещатель (звонок) — для оповещения и эвакуации людей.

ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА.

2. Немедленно, с момента обнаружения пожара, если его очаг не превышает 1 кв.м., тушение пожара организуют и проводят с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения подготовленные работники, прошедшие соответствующее обучение, не занятые эвакуацией детей. Тушить водой включенные в сеть электроприборы опасно для жизни. Для защиты от поражения током отключите электричество от сети (автоматы в этажном щите). Если очаг пожара превышает 1 кв.м., при угрозе жизни и невозможности потушить огонь, немедленно покиньте опасную зону, плотно прикрыв за собой двери горящего помещения.

3. Вахтёр по сигналу тревоги объявляет пожарную тревогу и эвакуацию из здания школы, для чего задействует электрический звонок, открывает двери запасных и аварийных выходов, распашных решеток, регулирует эвакуацию, не допускает встречных и пересекающихся потоков людей.

4. Учителя прекращают уроки и занятия, объявляют порядок эвакуации, берут с собой аптечку первой помощи, классный журнал и мобильный телефон, оставив остальные вещи в кабинете.

5. Учащиеся не собирают портфели, берут с собой только мобильные телефоны. Запрещается забегать в раздевалку, переодеваться, переобуваться, брать свои вещи.

6. Учитель, выбрав по плану эвакуации кратчайший путь эвакуации, быстро, без паники, организованным порядком выводит детей из кабинета. Старшеклассники пропускают младших и помогают им. Эвакуируют пострадавших своими силами.

7. Порядок выхода учащихся из кабинета: первым выходит ряд ближний к двери, вторым – средний ряд, третьим – ряд у окна. Учащиеся кладут руку на плечо впереди идущему, спускаются цепочкой, не обгоняя друг друга. При движении по лестницам держитесь за перила, соблюдайте осторожность.

8. Учитель проверяет, что в классе никто из учеников не остался.

9. Покидая помещение, отключите все электроприборы, погасите свет, закройте окна, форточки и двери, это будет дополнительным препятствием на пути распространения огня и дыма.

ПРИ НАЛИЧИИ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПОЖАРА НА ПУТЯХ ЭВАКУАЦИИ.

10. Действуйте в зависимости от сложившейся обстановки. Если кратчайший путь эвакуации в дыму, то эвакуируйтесь по запасным или аварийным путям эвакуации и выходам из здания.

11. Если у Вас нет индивидуального средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания от: угарного газа, окиси и двуокиси азота, а все коридоры заполнены дымом, но видимость более 10 метров, используйте влажные повязки для защиты дыхательных путей от: ожогов, сажи и копоти, расположитесь как можно ближе к поверхности пола, так как воздух для дыхания сохраняется только до нижней границы дыма, передвигайтесь к выходу ползком, вдоль стен, чтобы не потерять направление.

ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ЭВАКУАЦИИ.

12. Если видимость менее 10 метров вернитесь в помещение. Плотно закройте двери и окна. Проход по сильно задымленным этажам без средств защиты органов дыхания запрещен.

13. Изолируйте помещение от проникновения дыма, уплотнив вентиляционные отверстия, щели и зазоры дверного проема влажной тканью (полотенца, шторы). Для эвакуации воспользуйтесь окнами 1-го этажа или наружными стационарными пожарными лестницами. Спускаться по водосточным трубам и прыгать из окон выше 2-го этажа запрещено, т.к. смертельно опасно. Если нет признаков удушья и помутнения сознания — не открывайте окно. Подойдите к окну, напишите на окне, подайте знаки об оказании вам помощи, постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных. При отсутствии возможности самостоятельно эвакуироваться необходимо лечь на пол, используйте влажные повязки для защиты дыхательных путей от ожогов и сажи. Звоните по телефону 01, сообщите о ситуации и своем местонахождении. Ждите прибытия спасателей.

Читать еще:  Что означает на языке цветов имя алена

14. Если вы уже покинули горящее здание, то постарайтесь организовать встречу пожарных подразделений, укажите им проезд к месту пожара. Укажите руководителю пожарного подразделения: место расположения люков пожарных гидрантов, где вывешен план эвакуации всего здания школы и покажите на нем: где находятся отрезанные пожаром люди, которых необходимо эвакуировать в первую очередь, какие помещения охвачены огнем и куда распространяется пожар, где размещено наиболее ценное имущество, подлежащее эвакуации.

15. Пострадавшим окажите первую помощь. К ожогам приложите чистую влажную ткань без ворса. Для доставки пострадавших в лечебное учреждение вызовите скорую помощь по телефону 03.

16. Если вы покинули здание через окно или по пожарной лестнице, обязательно сообщите о себе руководству школы.

17. Все эвакуированные учащиеся собираются и строятся по классам в заранее обозначенном месте сбора – около котельной. Замеряется время полной эвакуации. Учащиеся проверяют, здесь ли сосед по парте, при его отсутствии немедленно сообщают учителю. Наличие персонала школы проверяется по табельным спискам. Учителя по классным журналам сверяют наличие учащихся, «По списку в 9 классе-15 учащихся, на уроке присутствовало-15, в строю-15, эвакуированы все», о чем докладывают директору школы. Директор школы объявляет дальнейший порядок действий и назначает время совещания для разбора допущенных ошибок и подведения итогов эвакуации.

Во время всех вышеперечисленных действий ответственность за жизнь и здоровье учащихся несет учитель, урок которого в данном классе совпал по времени с пожаром или тренировкой по эвакуации.

Действия при пожаре

Действия должностных лиц в случае пожара

В случае возникновения пожара должностные лица и дежурные службы учреждения должны:

u Сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану;

u В случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства;

u Проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещение людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

u При необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановит работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

u Прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

u Удалить за пределы опасной зоны всех людей, не участвующих в тушении пожара;

u Осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

u Обеспечить соблюдение требований безопасности работникам, принимающим участие в тушении пожара;

u Одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

u Организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

u Сообщить подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранимых на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава.

При прибытии пожарного подразделения руководитель образовательного учреждения (или лицо, его замещающее) информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара.

ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О ПОЖАРЕ

– немедленно позвоните «01»;

– примите необходимые меры по тушению пожара подручными средствами и огнетушителями;

– срочно произведите эвакуацию учащихся, учителей и обслуживающего персонала из школы до приезда пожарной команды.

При пожаре необходимо опасаться высокой температуры, задымленности, загазованности, обрушения конструкций, взрывов технического оборудования.

Помните, что опасно входить в зону задымления при видимости менее 10 м. прежде чем войти в горящее помещение, накройтесь с головой мокрым покрывалом. Дверь в задымленное помещение следует открывать осторожно во избежание вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха. В задымленном помещении двигайтесь ползком или, пригнувшись, для защиты от угарного газа дышите через увлажненную ткань.

Медицинская помощь при пожаре

Первая медицинская помощь оказывается в очагах поражения своими силами, силами санитарных постов, а также путем само- и взаимопомощи. Первая врачебная помощь оказывается силами врачебных бригад, лечебных учреждений района.

Порядок действий руководителей образовательных учреждений в чрезвычайных ситуациях

Действия при возникновении и ликвидации последствий пожара

Действия при возникновении пожара

1. Немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону «01».

2. Подать установленный сигнал тревоги для пожарного звена, обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

3. Эвакуировать обучающихся и персонал в соответствии с планом эвакуации.

4. Принять меры по локализации очага пожара.

5. Отключить газо- и электроснабжение в школе.

6. Организовать спасение материальных ценностей

7. Организовать встречу пожарной команды и проинформировать о месте пожара.

Действия при ликвидации последствий пожара

1. Проверить по спискам наличие обучающихся и сотрудников, эвакуированных во время пожара.

2. Организовать розыск отсутствующих после пожара, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

3. Составить акт о нанесенном материальном ущербе.

4. Представить донесение в управление образования.

5. Организовать проведение восстановительных работ.

6. Организовать прерванный пожаром учебный процесс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector