ОБЖ техника пожарной безопасности
Урок «Меры пожарной безопасности»
Районный конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
«Меры пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения при пожарах»
Людмила Григорьевна Брагина
преподаватель – организатор ОБЖ
МБОУ СОШ п. Пионерский
План – конспект урока
Тема урока: «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»,
МБОУ СОШ п.Пионерский
Людмила Григорьевна Брагина
— правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;
— основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании школы;
— об основных причинах и последствиях пожара;
б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;
в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по защите от них.
2.Воспитательная – формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях
* Цель использования информационной технологии на уроке:
— сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
— приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
— расширить возможности эмоционально и образно подать материал.
— добиться ясных представлений у учащихся о пользе, опасностях и вреде, которые может принести огонь, и способах обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизнедеятельности;
-продолжать формирование привычки к соблюдению правил пожарной безопасности, бережного отношения к своей жизни, таких качеств, как осмотрительность, находчивость, собранности
1.Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.
2.Процесс горения, условия его возникновения и прекращения.
3.Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
4.Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на людей.
5.Правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.
6.Паника во время пожара. Предотвращение паники.
7.Значение противопожарной службы.
учебник ОБЖ 8кл. под ред. А.Т. Смирнова -2011 г,
научно-методический и информационный журнал ОБЖ (октябрь 2009), дидактические материалы ОБЖ (5-9 класс),
1) Организационный момент.
2)Сообщение темы и цели урока.
3)Изложение программного материала.
Знакомство с понятием «Пожар».
Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь — явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».
Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ 8 класса определение пожара следующее: « Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей»
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре — это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.
по статистическим данным по Советскому району за 2011 год произошло :
— всего пожаров 120;
— погибло 7 человек,в том числе 2-детей;
— травмировано 27 человек;
— пожаров в жилом секторе -78;
— ущерб составил 5798700.00 рублей.
За 2012 год с 01. 01 по 29.08. 2012 года :
— в Советском районе произошло: 17 пожаров.
— в поселке Пионерский: 6 пожаров.
— материальный ущерб составил: 157000 рублей.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется еще и тем, что пожаро опасность окружающего мира, обусловленная появлением сотен тысяч новых веществ и материалов. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Вопросы безопасности детей всегда актуальны, так как самое ценное для нас – здоровье и жизнь детей.
Знакомство с условиями возникновения горения.
Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся) после полученных от учащихся ответов открыть на доске схемы № 1,№ 2).
Горючее вещество или горючие материалы
Основы безопасности жизнедеятельности
Планирование и выполнение мероприятий при чрезвычайных ситуациях природного (техногенного) характера и опасностях, возникающих при ведении военных действий
В статье описываются причины и признаки начинающегося пожара на дворовой территории, а так же необходимые действия которые надо предпринять.
Правила безопасного поведения при пожаре. Если обнаружили дым в подъезде. Пожар в образовательном учреждении. Возгорание в подвале. Что делать при пожаре в лифте
Меры безопасности по расстоянию при движении в условиях тумана. Почему туманы опасны. Движение в тумане по ПДД. Особенности вождения автомобиля при плохой видимости
Так расшифровывается ОБЖ, знакомая многим аббревиатура, связанная с обучением в современной системе дошкольного, общего, а также специального и среднего образования в нашей стране.
Дисциплина ОБЖ появилась в учебных школьных программах с 1991 года в качестве обязательного предмета, предназначенного для усвоения правил и навыков поведения в быту, при возникновении опасных, чрезвычайных природных ситуаций или аварий на промышленных предприятиях.
ОБЖ определяют как междисциплинарную область современных научных познаний, прикладных приемов и навыков, которые охватывает как теоретические проблемы, так и практику защиты людей от опасного или вредного воздействия среды обитания в любых жизненных ситуациях, сферах человеческой деятельности.
Государственная программа обучения подрастающего поколения основана на реализации требований многих Федеральных законов об охране здоровья людей, обеспечении дорожной, радиационной, пожарной безопасности; о защите населенных пунктов, их жителей от ЧС различного характера их возникновения; о воинской обязанности и прохождении военной службы.
Но, кроме этих необходимых элементарных навыков выживания ОБЖ включает другие цели и задачи в обучении подрастающего поколения – от детей до выпускников учреждений среднего образования.
Цель предмета ОБЖ – это формирование здорового, безопасного поведения в быту, а также правильных действий при возникновении различных ЧС, получение необходимых знаний, навыков оказания первичных мер медицинской помощи как самому себе, так и рядом находящимся пострадавшим людям.
Задачи учебного предмета ОБЖ – это передача базовых знаний и навыков в различных областях жизнедеятельности, с которыми дети, а затем школьники неизбежно столкнутся как в период обучения, так и став взрослыми гражданам нашей страны, обретя не только права, но и обязанности:
- По организации здорового образа жизни, обеспечивающего как ее продолжительность, так и качество, то есть минимизацию количества заболеваний, сохранение физического, психического здоровья; возможности выполнения своих планов, удовлетворения желаний.
- Изучение норм безопасного поведения, находясь дома, на улицах населенных пунктов, на отдыхе, включая побережье озер, рек, морей; правил купания, нахождения на транспортных средствах.
- Обучение первичным и базовым навыкам оказания медпомощи раненым, травмированным людям в различных ситуациях, в том числе обходясь исключительно подручными средствами.
- Изучение правил безопасного поведения в дорожных ситуациях, включая все виды транспорта – от автомобильного до железнодорожного.
- Обучение своду правил безопасности, навыкам неотложных действий при возникновении как природных стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, ураганов, так и ЧС техногенного характера – промышленных аварий, сопровождающихся взрывами, пожарами, распространением ядовитых, радиоактивных веществ.
- Инструктирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности при нахождении дома, в школе, в местах отдыха на природе. Учитывая количества пожаров и возможной опасности для людей в зданиях универсального торгово-развлекательного назначения, которые дети, подростки посещают вместе с родителями, так и самостоятельно; особое внимание уделяют правилам пожарной безопасности в общественных местах, что способствует выработке верного алгоритма поведения при возникновении нештатных ситуаций в них.
- Обучение по программам гражданской обороны, навыкам действий при получении сигналов ГО.
- Ознакомление с основами военной службы, усвоение базовых знаний о системе обороны Российской Федерации. Фактически цель преподавания по этому важному разделу ОБЖ содержит задачи военно-патриотического воспитания, взамен отмененной начальной военной подготовки, которая была обязательным предметом в системе образования советской школы.
Необходимость формирования привычек безопасного поведения у детей дошкольного возраста во время посещения ими дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и в период обучения в средней школе обусловлена обязанностью государства и общества сохранить жизнь, здоровье подрастающего поколения, так и легкостью восприятия новых знаний, правильных навыков детьми, подростками.
Если учитель любого основного предмета, давая знания, например, по географии или математике, не без оснований считает, что плохое усвоение материала не отразится на здоровье, жизни учеников, то преподаватель ОБЖ понимает, что знания и навыки, полученные на его уроках, правильно осмысленные и усвоенные, могут их спасти в сложных, опасных жизненных ситуациях; обязательно пригодятся в будущем.
Большинство преподавателей ОБЖ – это вышедшие в отставку офицеры министерства обороны, МЧС, МВД, специалисты по гражданской обороне различных муниципальных образований и ведомств.
При этом не следует думать, что все обучение ОБЖ преподавателями, вышедшими на пенсию из силовых ведомств, построено исключительно на их жизненном опыте.
Существует немало учебных центров, ведущих профессиональную подготовку, переподготовку как учителей ОБЖ для средних учебных заведений, так и воспитателей детских учреждений, основой которых служат программы, методические рекомендации, утвержденные Министерством образования, по согласованию учебных материалов с другими заинтересованными ведомствами – МЧС, МВД.
Во многих средних образовательных заведениях выделен, оснащен класс ОБЖ, где для практического изучения хранятся, используются на уроках защитные устройства органов дыхания; углекислотные, воздушно-пенные огнетушители; учебное оружие и другие, необходимые для выработки навыков, приемов обращения с ними, предметы, оборудование.
Для наглядного изучения выпускаются и развешиваются на стенах кабинетов, выделенных под классы ОБЖ, тематические наборы плакатов, где каждый плакат дает представление о тех или иных необходимых действиях, мерах безопасности при возникновении ЧС, а так же правилах пользования различными защитными средствами, обращения с первичными средствами тушения пожаров, оружием.
Для изучения теории каждый ученик средней школы имеет учебник ОБЖ, соответствующий программе для своего класса. Кроме того, выпускаются научно-популярные книги, посвященные различным разделам, аспектам основ безопасности жизнедеятельности. Реферат, написанный учащимся, которому интересна эта учебная дисциплина, после изучения дополнительной литературы, закрепляет полученные знания, что в своей практике часто используют опытные преподаватели ОБЖ. В данном разделе собрана и обобщена полезная информация для учеников и преподавателей по этому направлению.
ОБЖ техника пожарной безопасности
Пожары
Понятие пожара
Пожар-это неконтролируемое горение, уничтожающее или повреждающее материальные ценности, создающее опасность для жизни людей.
Пожар сопровождается физическими и химическими явлениями:
— химическая реакция горения,
— выделение и передача тепла,
— выделение и распространение продуктов сгорания,
Горением называется всякая реакция окисления, при которой выделяется тепло и наблюдается свечение горящих веществ или продуктов распада.
Горение веществ и материалов может быть прекращено путем устранения одного из трех компонентов, необходимых для горения:
Это можно сделать следующими способами:
1. Охлаждение, отнимающее часть тепла, идущую на поддержание горения.
2. Изоляция зоны горения для прекращения поступления туда горючих веществ или воздуха.
3. Разбавление реагирующих в процессе горения веществ водяным паром или газами, не поддерживающими горения, для уменьшения концентрации кислорода в воздухе.
4. Химическое торможение реакции горения галоидированными углеводородами (бромэтил, фреоны).
Выбор способов и приемов прекращения горения зависит от условий и обстановки на пожаре, а также от наличия тех или иных технических средств подачи огнетушащих веществ.
Если возник пожар:
— вызовите пожарную охрану по телефону «01»;
— выведите на улицу детей и престарелых;
— отключите электроэнергию (выверните или отключите пробки в щитке);
— тушите пожар подручными средствами (если нет опасности);
— горящие легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Необходимо воспользоваться огнетушителем;
— если огнетушителя нет, используйте плотную мокрую ткань;
— не открывайте окна и двери для уменьшения притока воздуха;
— если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покиньте помещение, прикрыв за собой дверь;
— организуйте встречу пожарных подразделений, укажите им очаг пожара;
— при невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, то выйдите на балкон, плотно закрыв за собой дверь, и криками привлеките внимание прохожих и пожарных.
Пожар в школе:
— сообщите в пожарную охрану по телефону «01»;
— эвакуируйте детей (младших школьников), действуя согласно планов эвакуации на случай пожара;
— организуйте людей и тушите пожар подручными средствами, огнетушителями;
— встречайте пожарных и информируйте их об очаге пожара;
В общем случае правила поведения при возникновении пожара можно снести к следующему:
— вызовите пожарную охрану по телефону «01», сообщив адрес объекта, где возник пожар и свою фамилию;
— эвакуируйте детей, больных, престарелых и инвалидов;
— используйте все имеющиеся средства для тушения пожара;
— если видимость менее 10 метров, входить в зону задымления опасно;
— помните, распыленная струя воды способствует осаждению дыма и снижению температуры;
— прежде чем войти в охваченное огнем помещение, уточните
— его внутреннюю планировку, места, где могут находиться люди;
— закройте нос и рот мокрой повязкой (шарфом, платком, косынкой и т.п.) для защиты от угарного газа, или, если есть возможность, наденьте противогаз или респиратор;
— набросьте на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, пальто;
— дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, избегая вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха;
— в сильно задымленном помещении двигайтесь ползком или пригнувшись, придерживаясь для ориентировки стен;
— При осмотре помещения помните, что люди, как правило, ищут спасения от огня в коридорах на лестничных клетках и даже на чердаках. Дети чаще всего прячутся под кровати, диваны, столы, в шкафы, кладовки, туалетные и ванные комнаты и на зов в большинство случаев не откликаются;
— если вы отыскали в горящем помещении человека, который может сам передвигаться, прежде всего закройте ему нос и рот тканевой повязкой (платком, косынкой, шарфом и т.п.) желательно мокрой, возьмите за руки и выведите в безопасное место;
— если на пострадавшем загорелась одежда, набросьте на него мокрое или даже сухое покрывало и плотно прижмите его к телу для прекращения доступа воздуха, а значит прекращения горения;
— если одежда загорелась на вас, как можно скорее снимите со или потушите, прижимаясь к полу, стене, земле; категорически запрещается бежать в горящей одежде — пламя только усиливается.
Для достаточной осведомленности в области противопожарной безопасности расскажем вам еще ряд сведений.
Средства пожаротушения и правила их применения.
Огонь безжалостен, но люди, подготовленные к этому стихийному бедствию, имеющие под руками даже элементарные средства пожаротушения, выходят победителями в борьбе с огнем.
Средства пожаротушения подразделяются на подручные (песок, вода, покрывало, одеяло и т. п. ) и табельные (огнетушитель, топор, багор, ведро).
Назначение и классификация огнетушителей.
Огнетушители— технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения.
Огнетушители классифицируются по виду огнетушащих средств, объему корпуса, способу подачи огнетушащего состава и виду пусковых устройств.
По виду огнетушащих средств огнетушители подразделяются на: жидкостные, пенные, углекислотные, аэрозольные (хладоновые), порошковые и комбинированные.
По объему корпуса огнетушители условно подразделяют на:
— ручные малолитражные с объемом корпуса до 5 литров;
— промышленные ручные с объемом корпуса 5…10 литров;
— стационарные и передвижные с объемом корпуса свыше 10 литров.
По способу подачи огнетушащего состава выделяют четыре группы огнетушителей:
— под давлением газов, образующихся в результате химической реакции компонентов заряда;
— под давлением газов, подаваемых из специального баллончика, размещенного в корпусе огнетушителя;
— под давлением газов, предварительно закаченных в корпус огнетушителя;
— под собственным давлением огнетушащего средства.
По виду пусковых устройств огнетушители подразделяют:
— с вентильным затвором;
— с запорно-пусковым устройством пистолетного типа;
— с пуском от пиропатрона;
— с пуском от постоянного источника давления.
Этой классификацией не исчерпываются все показатели многочисленной группы огнетушителей.
Огнетушители пенные.
Предназначены для тушения пожаров огнетушащими пенами: химической (огнетушители ОХП) или воздушно-механической (огнетушители ОВП).
Химическую пену получают из водных растворов кислот и щелочей, воздушно—механическую образуют из водных растворов пенообразователей потоком рабочего газа: воздуха, азота или углекислого газа.
Эти огнетушители применяют для тушения различных материалов, за исключением веществ, горящих без доступа воздуха и электроустановок, находящихся под напряженном.
Для приведения в действие огнетушителя ОХП необходимо:
— поднести огнетушитель к очагу пожара;
— рукоятку поднять и перекинуть, до отказа;
— перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть;
— направить струю на очаг загорания.
Огнетушители воздушно — пенные выпускаются как закачного типа, ’гак и с баллончиком для рабочего газа, располагаемым внутри корпуса огнетушителя.
К недостаткам пенных огнетушителей относятся узкий температурный диапазон применения (+5град.С… +45град.С), высокая коррозионная активность заряда, возможность повреждения объекта тушения, невозможность применения при ликвидации загорании электроустановок под напряжением, необходимость ежегодной перезарядки.
Огнетушители углекислотные (ОУ).
Предназначены для тушения загорании различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загорании на электрифицированном железнодорожном и городском транспорте, электроустановок, находящихся под напряжением не более 10000 В.
Огнетушащим сродством огнетушителей ОУ является сжиженный диоксид углерода (углекислота).
Температурный режим хранения и применения ОУ от минус 40 град.С до плюс 50 град.С.
Для приведения ОУ в действие необходимо:
— сорвать пломбу, выдернуть чеку;
— на править раструб на пламя;
— нажать на рычаг.
При тушении пожара следует соблюдать следующие правила:
— нельзя держать огнетушитель в горизонтальном положении
— или переворачивать головкой вниз;
— нельзя прикасаться оголенными частями тела к раструбу, т.к. температура па его поверхности понижается до минус 60-70 град.С;
— при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, не подводите раструб ближе 1 метра до электроустановок и пламени.
Углекислотные огнетушители подразделяются на:
— ручные (ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5, ОУ-б, ОУ-8),
— передвижные (ОУ-24, ОУ-80, ОУ-400):
— стационарные (ОСУ—5, ОСУ—511) Затвор у ручных огнетушителей может быть пистолетного или вентильного тина.
Огнетушители аэрозольные (хладоновые).
Предназначены для тушения загорании горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ за исключением щелочных, щелочно- земельных металлов, горение которых может происходить без доступа воздуха, а так же для тушения электроустановок, находящихся под напряжением до 380 В.
Огнетушащий состав хладон в процессе пожаротушения не оказывает воздействия на защищаемые материалы и оборудование.
Пожарная безопасность
Проект на тему: «Пожарная безопасность». Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Особенности в том, что дети являются активными участниками разъяснительной работы среди обучающихся школы.
Содержимое разработки
Выполнила: Панчук Сабрина
Руководитель проекта: Вторушина В.А.
Итоги реализации проекта.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем посёлке. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно как можно раньше начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Школе и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
— уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
— учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес);
— познакомить со средствами пожаротушения;
— расширить знания детей о профессии пожарного;
— воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
— привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
— формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
Принципы реализации проекта:
— систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
-целенаправленное изучение правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в лесу;
-принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний;
-принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Особенность этого проекта, в том, что дети являются активными участниками и отчасти организаторами разъяснительной работы среди учащихся школы, населения с целью снижения численности пожаров в населенном пункте.
Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. А каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей. В нашей стране от детских шалостей с огнём ежегодно гибнет много людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и всё, что создано руками человека, — всё уносит пожар за несколько часов. Иногда шалость, переходит в хулиганство и даже в преступление. Бывают случаи, когда ради развлечения ребята пускают с крыш домов горящие самолётики, поджигают почтовые ящики, обшивки дверей в квартирах и подъездах. Они совершенно не думают, к каким последствиям могут привести такие «развлечения». А последствия могут быть самые трагичные. Пожар легче предупредить, чем погасить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Статистика показывает, что обычно от15% до 25% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнём или нагревательными приборами. Ребёнок, оставшись один в квартире или доме, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический нагревательный прибор или даже устроить костёр, который он когда-то видел в лесу, огороде.
Виноваты в этом, конечно, родители, которые оставляют детей одних в квартире, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда потакая детским капризам, разрешают играть со спичками, поручают разжигать или присматривать за топящимися печами, газовыми плитами.
Опасные факторы пожара.
Первый опасный фактор пожара — открытый огонь. Для ликвидации очагов возгорания, предотвращения распространения пламени применяют различные средства тушения, подразделяют на подручные (песок, вода одеяло, покрывало и т.д.) и табельные (огнетушитель, багор, топор и т. д.) Наиболее распространённым средством тушения пожаров являются огнетушители. На корпусе каждого из них должна быть инструкция. Обычно наиболее доступным подручным средством борьбы с пожаром является вода. Воду можно применять, когда горят обычные материалы (дерево, бумага, ткани). Водой нельзя тушить горящую электрическую аппаратуру, находящуюся под напряжением, воспламенившуюся горючую жидкость (бензин, ацетон и т.д.)
Второй опасный фактор – дым, продукты горения. Воздействие воздуха, нагретого свыше 70°С, представляют серьёзную опасность для жизни. Порой достаточно несколько раз вдохнуть воздух, содержащий продукты горения, чтобы потерять сознание. При отравлении дымом человек нередко теряет способность рассуждать, становится равнодушным, наступает оцепенение, головокружение, а при остановке дыхания — смерть. Поэтому всеми доступными способами нужно защищаться от дыма. Преодолевая небольшой участок задымлённого помещения, можно на короткое время задержать дыхание на вдохе. Обычные средства и способы защиты от дыма (мокрые повязки респираторы и противогазы) лишь частично защищают от опасностей пожара. Тем более что количество кислорода в помещении нередко быстро снижается и даже в противогазе можно потерять сознание. Поэтому следует пробираться на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма. Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону 01 или единому номеру службы спасения 112.
Отправляя своего ребенка в школу, родители обычно спокойны и уверены в его безопасности. Они даже не подозревают, какая большая работа для этого проводится. Одно из основных направлений деятельности по охране здоровья учащихся — пожарная безопасность в школе.
Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Основной формой обучения школьников правилам пожарной безопасности является беседа. (Приложение1) При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории посёлка, района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т. п.).
Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками пожарной службы, участие в конкурсах на противопожарные темы, проведение экскурсий в пожарную часть.(Приложение 2) Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. (Приложение 3) После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приемов тушения огня. Более эмоциональное воздействие на учащихся оказывают фотографии пожарищ. (Приложение 4)
В начале учебного года необходимо учащихся знакомят с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. (Приложение 5). Периодически в школе проводиться показательная учебная эвакуация. Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения.
Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождается эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т. п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным «ЧП», то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряженности. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится, прежде всего на использовании систем специальной тренировки.
При обучении учащихся правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск. На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы: первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации.
Главная цель по обеспечению пожарной безопасности в школе: — сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.
Итоги реализации проекта.
За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности знаний о пожарной безопасности у детей значительно повысилась.
1. Дети лучше знают причины пожаров, правила поведения в случае возникновения пожара, сформировались привычки их соблюдения;
2. Научились набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с пожарными по телефону, четко знают и называют свой адрес;
3. Расширили знания о профессии пожарного;
4. Познакомились со средствами пожаротушения;
5. Овладели приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
6. Чаще стали нести ответственность за свои поступки и поменяли личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;