Как сосредоточиться на домашнем задании
Как преодолеть рассеянность и невнимательность
Что такое невнимательность и откуда она берётся
Внимание — психическая функция, которая помогает нам замечать детали окружающего мира, концентрироваться на выполнении учебных и других задач, помнить о запланированных делах. Разумеется, все люди могут иногда что-нибудь забыть или перепутать. Проблема появляется, если человек постоянно рассеян и не собран, это мешает и в учёбе, и в быту.
Признаки проблем с концентрацией внимания:
- невозможность надолго сосредоточиться на одном деле;
- забывчивость (вы забываете о встречах, договорённостях, домашних заданиях, не берёте в школу нужные учебники);
- потеря вещей (кошельков, ключей, очков);
- необязательные ошибки в учебных работах (зная материал, вы записываете неправильные цифры, пропускаете важные условия задач, путаете буквы в словах, неверно выполняете вычисления).
Как правило, у хронической рассеянности обязательно есть причина или несколько причин. Достаточно их найти и устранить, чтобы стать более внимательным и собранным.
Основные причины невнимательности и рассеянности:
- переутомление;
- подсознательное нежелание выполнять поставленную перед собой задачу;
- сбой «автопилота»;
- необходимость выполнять слишком много задач одновременно;
- синдром дефицита внимания.
Переутомление
К ослаблению внимания часто приводят хронический недостаток сна или большие физические и умственные нагрузки в течение длительного времени. Наверняка вы и сами замечали: если за уроки сесть на свежую голову, помарок и ошибок в задачах возникает намного меньше, а в состоянии усталости и сонливости порой трудно вникнуть в условие задачи.
Как бороться:
- Спите не меньше 7–8 часов в сутки даже в самые напряжённые учебные дни. Сделайте спокойный здоровый сон своей привычкой: следите за режимом дня, ложитесь и вставайте примерно в одно и то же время; если не выспались ночью, найдите возможность поспать днём 1-2 часа.
- Регулярно проводите время на свежем воздухе. Благодаря прогулкам и спорту на свежем воздухе клетки мозга получают больше кислорода, в результате повышаются активность и работоспособность, улучшаются память и внимание.
- Делайте паузы в учебе. Чтобы избежать переутомления во время занятий, применяйте технику 45×15, описанную в книге Яны Франк «Муза и чудовище». Через 45 минут занятий на 15 минут переключайтесь на какую-либо другую деятельность, не связанную с концентрацией внимания: домашние дела, разговор по телефону, зарядку. Повторите цикл 45×15 несколько раз — до полного завершения запланированных на сегодня задач. Отдых и переключение помогают вновь сосредоточиться на умственной деятельности.
Нежелание действовать
На степень рассеянности и забывчивости сильно влияет уровень мотивации. Если мы подсознательно не хотим куда-то идти или что-то делать, мозг помогает нам избавиться от неприятной обязанности и как бы «вычеркивает» информацию о ней из памяти. Если вы часто забываете о встречах, договорённостях, обещаниях, записи домашнего задания или сроках выполнения реферата, возможно, проблема не в рассеянности как таковой, а в отсутствии желания.
Как бороться:
- Пересмотрите свои дела и задачи с точки зрения приоритетов. Составьте список дел и ситуаций, в которых вы особенно часто проявляете рассеянность, и ответьте на вопрос, почему вам так трудно удерживать внимание на этих задачах, насколько вам необходимо этим заниматься и почему. Не исключено, что по итогам анализа список уменьшится на несколько пунктов, зато про остальные пункты вы забывать перестанете.
- Переформулируйте свои планы так, чтобы их хотелось выполнять. Проще всего достигать тех целей, которые сулят нам вознаграждение, моральное или материальное. Чем конкретнее поставлена цель, тем более ясно вы можете представить положительный эффект от неё. Формулируйте свои задачи таким образом, чтобы вам захотелось добиться результата. Например, вместо цели «Хочу выучить иностранный язык» поставьте цель «Научиться общаться на иностранном языке со сверстниками в интернете», и сосредоточиться на ней станет проще.
- Убедитесь, что поставленная цель реальна и достижима. Если наш мозг считает, что достичь цели невозможно, он перестаёт выделять энергию на ее достижение и концентрироваться на ней. В результате мы либо постоянно забываем о цели, либо не можем сосредоточиться на выполнении нужных действий. Если цель слишком большая, разбейте её на промежуточные шаги и двигайтесь поэтапно. К примеру, ваша цель — сдать ЕГЭ на 90+ баллов. Запишите все темы, которые нужно для этого освоить, изучайте их последовательно, на каждом этапе проверяйте себя и только после этого двигайтесь дальше.
Сбой «автопилота»
Многие бытовые действия мы совершаем автоматически, не задумываясь: уходя, закрываем дверь квартиры, выключаем свет, плиту, собираем учебники в школу. Если в момент совершения автоматического действия нас что-то отвлекает, программа может дать сбой. По этой причине люди часто теряют вещи, забывают выключить утюг, взять с собой нужные документы.
Как бороться:
- Хотя бы раз в день делать медитацию осознанности. Техника выполнения медитации: сесть или лечь в удобную позу и сосредоточиться на своем теле, его положении и ощущениях внутри себя, на коже, в мышцах. Не отвлекаться на любые внешние раздражители, не думать ни о чём другом. Продолжительность медитации: 5–10 минут.
- Чаще менять алгоритм привычных действий. Ходите в школу другой дорогой, меняйте последовательность утренних ритуалов, по-другому складывайте вещи на столе и на полках. Когда вы меняете алгоритм поведения, мозг отключает «автопилот» и начинает выстраивать новые нейронные связи. Это развивает интеллект и улучшает концентрацию.
Избыточное количество задач
Когда нужно выполнять несколько дел одновременно или удерживать в памяти несколько задач, внимание рассеивается, а концентрация снижается. Неудивительно, что про одну или несколько задач можно забыть, а другие выполнить некачественно. Избыток задач негативно сказывается на эффективности работы или учёбы.
Как бороться:
- Выбрать одно дело и сосредоточиться на нём. При этом важно по максимуму устранить отвлекающие факторы — убрать лишние предметы с рабочего стола, закрыть ненужные игры и программы на компьютере, отключить звук или уведомления на телефоне, выключить музыку, телевизор, радио, попросить, чтобы вас не отвлекали и не беспокоили домашние.
- Разбираться с поступающими задачами сразу, не откладывая на потом. Если делать возникающие новые дела сразу, меньше риск, что из-за обилия задач вы о чем-то забудете. Этот способ лучше всего работает с мелкими учебными и бытовыми делами.
- Использовать методики эффективного планирования:
- Составляйте списки задач (они помогут удерживать нужные дела в памяти).
- Освойте систему канбан. Запишите дела и задачи на цветные карточки и распределите на специальной доске в графы «Нужно сделать», «Делается» и «Сделано». По мере выполнения задач передвигайте карточки в нужную графу. Таким образом, вы всегда можете следить за процессом и корректировать последовательность действий.
- Применяйте визуальные подсказки. Кладите записки с напоминанием о важных делах в клавиатуру компьютера или вешайте на видном месте над столом, положите на стол какую-нибудь вещь — ручку, карандаш, книгу — которая сразу же напомнит вам о запланированной задаче.
Дефицит внимания
Синдром дефицита внимания встречается у людей любого возраста. При этом синдроме человеку сложно в течение длительного времени концентрироваться на одной и той же задаче. Справиться с проблемой помогут упражнения на улучшение концентрации. Делать их нужно регулярно — как минимум раз в день на протяжении 2–3 недель.
Примеры упражнений:
Взгляд на пальцы. Сядьте с прямой спиной на стул или кресло, расправьте плечи. Поднимите правую руку на уровень плеча и отведите её в сторону, поверните голову и сфокусируйте взгляд на пальцах правой руки. Удерживайте взгляд на пальцах в течение 1 минуты, после чего повторите упражнение с левой рукой.
Прямая линия. Ведите ручкой по бумаге прямую линию, удерживая внимание только на этом действии. Как только вы заметили, что внимание рассеялось, нарисуйте на линии маленькую зазубрину и продолжайте дальше. Чем меньше получилось зазубрин, тем выше уровень вашей концентрации. Старайтесь не отвлекаться и не уходить в свои мысли хотя бы 2–3 минуты.
Секундная стрелка. Положите перед собой часы с секундной стрелкой и, не отрываясь, следите взглядом за её движением. Удерживайте внимание на стрелке в течение 5 минут, не отвлекаясь и не погружаясь в свои мысли.
Что нужно запомнить:
- Мы становимся рассеянными, забывчивыми и невнимательными по разным причинам. Правильно определив причину, можно быстро и эффективно вернуть себе концентрацию.
- Основные причины невнимательности: переутомление, нежелание выполнять намеченные задачи, сбой «автопилота», избыточное количество задач и дефицит внимания.
- Избегайте переутомления: высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе, делайте паузы во время учёбы. Используйте систему 45×15: 45 минут занятий — 15 минут любой другой деятельности.
- Разберитесь с мотивацией: расставьте приоритеты, переоцените ваши цели и приведите их в соответствие со своими желаниями, сформулируйте задачи таким образом, чтобы они звучали более привлекательно. Это поможет избавиться от постоянной забывчивости.
- Старайтесь не полагаться на «автопилот» в повседневных делах, тренируйте осознанность, замечайте детали окружающего мира, меняйте алгоритмы рутинных действий.
- Минимизируйте количество задач, выполняйте их последовательно одну за другой, старайтесь делать мелкие дела сразу, чтобы они не накапливались. Если задач всё равно осталось много, применяйте разные методики эффективного планирования — составляйте списки, визуализируйте задачи.
- Работайте над концентрацией внимания с помощью специальных упражнений.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С СДВГ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
Наш автор Стас Иванов, папа, ребенку которого ставят диагноз СДВГ, перепробовал много советов в поисках средств, помогающих сыну сосредоточиться на выполнении домашнего задания. И кое-что нашел, и делится своим опытом.
Уроки, заданные на дом, отравляют жизнь всем детям, даже «ядерным» отличникам. После школы хочется прыгать, бегать и веселиться, а не пыхтеть над домашкой, высчитывая клеточки вниз и вправо для красоты выполненной работы. А представляете, каково это — приклеить себя к стулу, когда ноги, руки и голова так и просятся рвануть с места? Вот так примерно, а то и хуже чувствует себя ребенок с СДВГ (по-научному — с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а по-родительски — просто ребенок-СуперДВиГатель).
Делать уроки с Михаськой та еще радость. Сидишь рядом и как Цербер гавкаешь: «пиши!», «решай!», «не отвлекайся!». Последняя команда самая сложная. Как не отвлекаться, если по улице проехала машина оранжевого цвета? Или услышал, как у соседей ложки зазвенели? Или если корешок какой-то старой книжки вдруг заинтересовал? А кот так вообще разлагатель дисциплины со своими игрушечными мышами. Всё мы делали — и стол переставляли подальше от окна, и кота выгоняли из комнаты. Да только это не помогало. Михаська чесался, пел, тянулся за линейками на другом конце квартиры. А что делал я? В очередной раз вычеркивал из своей записной книжки советы по усмирению СДВГ-шника над домашним заданием. Да, я ставил над своим сыном опыты в то время, как он делал домашку. Поможет ли лавандовое эфирное масло ему сосредоточиться? Снизит ли активность жевание жвачки? Поможет ли батут перед домашкой? Впрочем, кое-какие способы на Миху все-таки влияли хорошо.
Когда наши семейные знакомые узнают, что я сижу рядом с сыном во время домашки, они меня искренне не понимают. «Тебе что — делать нечего?», — как минимум говорят они. Делать-то мне как раз есть много чего, да вот только Михей без меня не справится. У детей с синдромом дефицита внимания нарушены сразу несколько компонентов исполнительной системы — мотивационная саморегуляция, вербальная рабочая память, ингибирование, чувство времени. Теперь простым языком. Если обычный ребенок понимает, что хорошо выполненная домашняя работа сегодня это хорошая оценка завтра, то на СДВГ-шника такая мотивация не действует. Он не будет заставлять себя делать домашку только потому, что завтра получит пятерку. Он живет текущим моментом, делает то, что его интересует именно сейчас. А кого, положа руку на сердце, искренне интересуют уроки? Да никого! Просто у того ребенка, который сам без понуканий делает уроки, эмоциональная и мотивационная саморегуляция работает хорошо, а у моего сына как у представителя клана СуперДВиГателей — не работает вообще. Так же ведет себя и вербальная рабочая память. Если другой ребенок мысленно может себя заставлять, командовать себе «надо переписать этот текст, переписал, ищу орфограммы, подчеркиваю, надо заточить карандаш и вернуться к урокам», то мой — не может. Он также не может силой мысли повлиять на свою катастрофическую отвлекаемость (это и есть ингибирование — способность блокировать отвлекающие побуждения). Функции вербальной рабочей памяти и возвращения ребенка в нужное русло деятельности выполняю я: «ты уже поднял ластик, не рисуй на нем, пиши упражнение дальше», «надо дописать ответ к задаче», «ты попил воды, возвращайся за стол». А если прибавить сюда потерю чувства времени и неумение планировать неинтересные дела даже в краткосрочной перспективе, то становится понятно, зачем я нужен Мишке рядом, пока он делает уроки.
Обычно это четко запланированный час . Причем контролируемый взрослыми, сам ребенок за уроки не сядет, надеяться бесполезно. У нас прижился час 16:00. После школы проходит достаточно времени, чтобы от нее отдохнуть, при хорошей погоде — активно набегаться по двору, полазать по турникетам, при плохой — разрешаем сыну прыгать, бегать, танцевать и даже неконструктивно орать дома (помогают шведская стенка, кольца, батут, спортивная игра на приставке, играя в которую нужно много двигаться). Это важно: энергия, которой переполнен сын, должна хотя бы частично уходить, ее надо сбрасывать. Физические упражнения помогают . Но, правда, ненадолго.
Пока сын бегает, прыгает и резвится под присмотром бабушки, другой сознательный взрослый готовит место для уроков: убирает все ненужное, все, что потенциально может отвлечь ребенка от уроков. Мы пробовали делать уроки на кухне, пытаясь одновременно готовить ужин. Не вышло. Михею было интереснее узнать, из чего состоит борщ, а не как он правильно пишется. Уроки он делает в бабушкиной комнате, в которой нет игрушек, подальше от окна и при включенном на телевизоре белом шуме . Удивлены? Сами не поверили, что это может помочь. Но когда один из специалистов сказал, что негромкий белый шум лучше стерильной тишины, потому что заглушает отвлекающие звуки с улицы, бубнящих соседей и шорохи кота в другой комнате, то решили попробовать. Да, стало немножечко лучше. Не сразу. Первые дни сам белый шум вызывал много вопросов, но потом интерес к нему Миша потерял и действительно стал меньше отвлекаться на проезжающие под окнами машины и разные звуки в доме, происхождение которых надо было выяснить сию секунду.
Зная, что Миша умеет находить повод отлучиться из-за стола в поисках какой-нибудь ручки или скрепки, мы завели огромный органайзер, в котором собраны все нужные канцелярские принадлежности, включая ножницы, блоки стикеров, бумаги для черновых записей, карандаши, линейки… Поводов отлучаться стало значительно меньше.
С гиперактивным ребенком не получится делать домашку, не спланировав ее заранее. Планирование тоже на ответственном взрослом . Если заданий слишком много, распланируйте их выполнение в несколько подходов, чтобы большой объем не вызывал панику и напрочь не блокировал желание хоть что-то сделать. Кстати, просто сказать ребенку, что надо решить две задачи, написать по русскому два упражнения и прочитать рассказ Носова, будет мало. Надо это визуализировать, надо расписать на листочке, что именно надо сделать, вплоть до мелочей, и листочек поместить перед глазами. Сделал дело — вычеркиваем. У нас работает такая штука: заламинированный лист картона, на котором все предметы графически обозначены блоками. В первом классе это 8 предметов (да, все, включая физкультуру), во втором — уже девять (добавляется английский язык). Проверяете дневники — печатный, электронный, уточняете в родительских чатах домашку (ага, опять вы) и прописываете тонким стираемым маркером, что именно надо сделать сегодня. Не знаю, почему, но Мише нравится стирать с такого планшета выполненное задание. Он сразу видит, сколько еще дел осталось. Раньше, когда мы только проговаривали объем домашки, он всячески сопротивлялся и саботировал, ему казалось, что уроков бесконечно много, «и вообще нечестно, это вы только что придумали».
Учебники в младшей школе сейчас довольно красочные, а это еще один фактор отвлекаемости! Мы часто прибегаем к помощи картонок с прорезанными окошками в них разного размера — поуже, пошире, чтобы подходили на ширину разных заданий в учебниках. Сын видит одно задание на развороте , которое сейчас надо сделать, и не отвлекается на рисунки на полях, на схемы к другим задачам… Да, мы на досуге с женой высчитывали средние значения и сделали целый комплект таких закрывашек, но так заморачиваться совсем необязательно. Попробуйте просто прикрывать ненужные части страниц листочками бумаги, большими стикерами, например.
К слову о стикерах. До ламинированного расписания у нас была своеобразная игра: я писал задания на разноцветных стикерах и приклеивал их на стену над письменным столом. Миша выполнял задание и приносил мне стикер, на котором оно было написано. Со временем я понял, что Михей предпочитает сначала делать задания на зеленых стикерах, а потом на желтых и розовых. На зеленые я стал писать самые трудные — у нас это математика. Но спустя пару недель мою хитрость разоблачили и в первую очередь пошли розовые стикеры с литературой.
Что нам еще помогает:
- Оральная стимуляция. Он грызет карандаши, ручки, раньше грыз ногти, когда усиленно старался сосредоточиться на уроках. Одна знакомая в шутку посоветовала купить прорезыватель для зубов. Шутка шуткой, а мы взяли и купили. Нашли такое ожерелье с жевательными бусинами, и иногда оно действительно сильно выручает. Это удобно — просто повесить на шею. Жевачка вот не работает — из нее выдуваются пузыри, а это значит, что начинается установка рекорда на самый большой пузырь, и домашка откладывается.
- Легкие закуски. Крекеры, кусочки яблок, орешки лежат в мисочке на столе, за которым делает домашку Миша. Они тоже заземляют его, как и жевательные бусы. И, кстати, не возникает неожиданных «что-то я проголодался», «пойду съем бутерброд сначала».
Что у нас НЕ сработало.
- Совет делать домашние задания в обнимку с любимой игрушкой. Кому-то, наверное, и помогает, но не Мише. Миша просто начинал с ней играть.
- Совет мазать мочки ушей лавандовым эфирным маслом — оно успокаивает. Может, и успокаивает. Но у Миши повышенная чувствительность к запахам, и он от этого реально страдает.
Пока справляемся так. Может, и вам с вашим гиперактивными детьми помогут наши советы. Но если резюмировать все до одного предложения: самое главное, что нужно СДВГ-шному ребенку для выполнения домашнего задания, — это внимательный и терпеливый взрослый рядом.
Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы
Умение концентрироваться, т.е. сосредотачивать усилия на конкретной цели и выделять главное, поможет ребенку более качественно подготовить домашнее задание, продуктивно работать в классе, собраться перед выступлением, да и просто быть более успешным. В статье рассказывается о том, как научить ребенка концентрировать свое внимание.
Концентрация и сосредоточенность — это свойства внимания. Внимание — это психический процесс, который можно (и нужно!) развивать, и именно этому посвящена данная статья.
Бесполезно повторять ребенку «Сконцентрируйся!», если не объяснить ему, как это делается. Сконцентрироваться — означает «сосредоточиться в центре», и этот центр — его собственное тело, которое он может ощущать на физическом уровне. А для ребенка характерно разбрасываться (то есть отвлекаться), особенно если ему не интересно то, чем он занят. Он неосознанно ищет возможность развлечься.
Прежде всего объясните ребенку, что ему необходимы те знания, которые он получает в школе. Признайте, что многие вещи он со временем все равно забудет, как вы забыли многое из того, что учили в школе. Тем не менее, учеба в школе научила вас легко снова находить (или вспоминать) нужную вам информацию, а также узнавать новое. Домашние задания развивают любознательность и способность к обучению.
Вторая прелесть концентрации в том, чтобы довести домашнее задание до желаемого результата, выполнив работу качественно и в разумные сроки.
Чтобы приучить ребенка думать о том, что он делает, просите его задавать себе вопросы о том, что происходит с ним здесь и сейчас. Это очень простой прием позволит ему быстро вернуться в настоящее время. Всякий раз, когда он почувствует, что отвлекается или что растерялся, можно формулировать вопросы таким образом: где я. который час. что я должен сейчас делать. Задавая себе эти вопросы один за другим и постепенно возвращаясь к реальности, ребенок научится быстрее концентрироваться, когда ему это необходимо. Ответы на эти вопросы могут быть такими: где я? – у себя в комнате, за своим письменным столом; который час? — сейчас 19:30; что я должен сейчас делать? — я должен выучить эти словарные слова, а потом начать делать математику (или: я играю перед ужином, так что я могу делать что хочу до тех пор, пока мама не позовет меня).
Техники, которым вы можете обучить ребенка, чтобы мобилизовать концентрацию перед выполнением домашнего задания, можно также использовать в классе или перед контрольной.
Некоторые считают, что сконцентрироваться можно только в идеальных условиях (тишина, полутень, спокойное место). Это убеждение на самом деле неверно, так как вне этого идеального места будет очень сложно (вернее, практически невозможно) вновь мобилизовать внимание. Лучше приспосабливаться к реальным условиям, чтобы приобрести способность легко концентрироваться в любой ситуации. Пусть ребенок узнает, что умение сконцентрироваться в любой обстановке — это сила, которая придает уверенности.
Если ребенок испытывает беспокойство или его одолевают тревожные мысли, следует предварительно прибегнуть к техникам, которые позволяют успокоиться или к брюшному дыханию. И только после этого предложите ему следующие упражнения.
Техника: сосредоточиться на себе, чтобы сконцентрироваться
Продолжительность: 3 минуты
Порядок действий:
- Попросите ребенка сесть удобнее, закрыть глаза. Пусть почувствует и назовет точки опоры своего тела на стуле. Перечисление нужно начинать с самой верхней точки и заканчивать самой нижней (от плеч до ступней).
- Затем попросите его сконцентрироваться на несколько мгновений на макушке головы (в случае надобности положите на нее что-нибудь, например книгу).
- Попросите его представить, что он рисует цветной круг в этом месте, и чтобы он удерживал этот круг несколько мгновений.
- Пусть вернется к точкам опоры (перечисляя сверху вниз), затем к кругу, поменяв цвет, и т.д.
Советы:
- Чтобы ребенок доставал ногами до пола, опустите сиденье стула ниже или поставьте ему под ноги что-нибудь, чтобы он мог ощущать точку опоры на уровне свода стопы, пальцами, пятками. Находясь в классе он может подвинуться на краешек стула, чтобы ноги коснулись пола.
- Чтобы «почувствовать» зону макушки головы (которой уделяется большое внимание в практике йоги), положите на нее что-нибудь весомое (толстую книгу, например) и подержите несколько секунд. После этого останется легкое «ощущение присутствия»(биение, пульсация, ощущение давления или легкости).
- Вариант в положении стоя: пусть ребенок положит себе на голову книгу так, чтобы она не падала. Приведите ему в пример африканских женщин, которые носят так тяжелые корзины, сохраняя идеальное равновесие.
Техника: экспресс-концентрация
Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:
- Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
- Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
- Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.
Примечание: поднимая глаза вверх на 20 градусов, ребенок переводит свой мозг в «положение альфа», способствующее лучшей концентрации.
Об авторе: Мария Михайловна Сагайдачная, педагог-психолог СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»
Использованная литература: Е.Камаровская «Помогите, у ребенка стресс!», Изд-во «Питер», 2012 г.)
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Отвлекающий фактор. Как эффективно работать дома при карантине
С каждым днём из-за коронавируса всё больше российских компаний вынуждены закрывать офисы и отправлять сотрудников на удалённую работу. Для многих это неудобно, ведь дома настроиться на рабочую волну намного сложнее. Как сосредоточиться на работе и выстроить эффективный день, выяснял Лайф.
Возможность работать из дома в удобной пижаме, по своему расписанию, без необходимости ехать в офис в переполненном транспорте многим казалась пределом мечтаний, но, как только дело коснулось практики, оказалось, что работа на диване подходит не всем. О том, как настроиться на рабочий лад, рассказала психолог Елена Шадрина.
Организуйте себе обычное рабочее утро
Если вы планируете работать полулёжа с ноутбуком на коленях, ваша продуктивность однозначно будет близка к нулю. Делайте всё так, как вы делали, собираясь в офис. Встав с кровати, умойтесь, позавтракайте, оденьтесь, как в офис, и садитесь за рабочий стол. Отдельное внимание хотелось бы уделить одежде. Она действительно влияет на ваше мышление, поэтому она не должна быть домашней. Многим любимая пижама не даёт переключиться из домашнего состояния в рабочее.
Составьте список дел
Постарайтесь установить чёткое расписание, чтобы укладываться в сроки. В этом пункте есть хорошая новость о том, что необязательно придерживаться стандартной схемы «С девяти до шести»: если вы продуктивнее вечером, ничто не мешает вам начинать в два-три или, например, разбивать день на несколько блоков, когда вам нужно куда-то съездить. Главное — придерживайтесь намеченного плана, и тогда приниматься за дела будет легче.
— Дома действительно комфортно, никто с этим не спорит, поэтому появляется желание заниматься бытовыми делами, которые отвлекают от работы: уборкой, мытьём окон, холодильника и т.д., — отмечает Шадрина. — Поэтому советую написать список задач. Выделите три-четыре самых важных и спланируйте их выполнение на первую половину дня, пока ваше внимание максимально включено. Что касается соцсетей, то, если они вас отвлекают, поставьте блокировку или возьмите за правило заглядывать туда только на перерывах.
Концентрируйтесь на работе
Проблема концентрации внимания в современном мире, к сожалению, является достаточно актуальной, поскольку способна существенно снизить продуктивность любой деятельности человека.
Часто основными «провокаторами» снижения концентрации внимания выступают отвлекающие факторы, при переключении на которые человеку сложно сосредотачиваться на выполнении задания. Итог — процесс затягивается и на него затрачивается гораздо больше времени и сил. Старайтесь не отвлекаться.
Ещё один важный пункт: если одновременно с вами на карантине находятся и дети, договоритесь с ними о том, как вы будете общаться с ними в течение дня. Попробуйте провести более чёткие границы: да, фактически вы дома, но это не значит, что родные и соседи могут обращаться к вам по любому несрочному вопросу или что вы всегда можете прерваться на часовой разговор по телефону. Рабочие часы — это рабочие часы, неважно, где вы находитесь.
Если ребёнок совсем маленький, психолог советует прибегнуть к помощи игр. Вам понадобится два листа бумаги: зелёного и красного цвета. Объясните малышу, если рядом с вами лежит зелёный — значит, вы свободны и можете общаться, если вы взялись за важные задачи — в помощь запрещающий красный лист.
Не забывайте про отдых
До этого момента мы обсуждали, как заставить себя работать. Но это не значит, что вы совсем не можете воспользоваться преимуществами работы дома. Делайте перерывы и можете даже вздремнуть для повышения производительности. Если сон в течение дня вас не бодрит, но вы чувствуете, что внимание рассеивается, попробуйте энергично подвигаться, чтоб «подзарядиться», или просто пройдитесь по комнатам либо почитайте какую-нибудь небольшую «лёгкую» статью.
Продумайте питание
Ещё один важный момент, о котором стоит задуматься, — питание. Все, кто хоть раз оставался на целый рабочий день в собственной квартире, знают, как велика вероятность провести его с чаем и печеньками или постоянно отрываясь от дел, чтобы ещё раз заглянуть в холодильник за вкусненьким. Помните, что дома вы сами решаете, какая еда окажется у вас на тарелке, — это касается и основных приёмов пищи и перекусов.
Ищите плюсы
— Многим придётся вернуться к поездкам в офис после снятия карантина, поэтому нужно развлекаться и наслаждаться удалённой работой, пока она есть, — советует психолог Елена Шадрина.
В середине дня можно выделить час для занятий фитнесом или приготовления здорового ужина для всей семьи. Дома работать удобнее, поэтому можно успеть решить не только актуальные задачи, но и выполнить работу наперёд.