Устройство тротуаров и дорожек из плит
Устройство тротуаров и дорожек из плит
Технические рекомендации
по устройству тротуаров из бетонных плит
Дата введения 2005-03-09
РАЗРАБОТАНЫ ГУП «НИИМосстрой»
УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 27 декабря 2004 г.
ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН ВСН-15-95
Технические рекомендании разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.
Рекомендации направлены на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок, садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.
В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В.Городецкий, к.т.н. Р.И.Бега, В.Ф.Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М.Аракельянц, к.т.н. И.И.Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н.Аракельянц (ЗАО «СДМ Гидропривод»).
Технические рекомендации согласованы с ОАО «Инждорстрой», ОАО «Гордорстрой».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г.Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.
Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.
Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине больше 4, при меньших значениях 4 — мелкоразмерными элементами.
1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.
1.3. Для решения эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см), принятыми в ГОСТ 17608-91*.
1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.
1.5. Плиты и элементы мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств, соответствующих требованиям ГОСТ 17608-91*.
1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение — 4-6 см; если допускается движение легковых автомобилей — 6-8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей — 8-10 см.
1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.
1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис.1.
Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов
Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов
1 — плиты; 2 — рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 — основания из песчано-цементной смеси,
бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 — песчаный морозозащитный слой;
5 — мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 — полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита;
8 — базальтовая сетка.
2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ
2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.
2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м до 1,0 м , бульдозеры мощностью 80-250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.
2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.
2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и поперечных уклонов.
Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл.1).
Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности
Моя тротуарная дорожка — как сделать самостоятельно, поэтапное руководство
Дорожки на даче из тротуарной плитки не просто красивый и удобный декоративный элемент дизайна нашего участка. Порой это единственный выход, чтобы в непогоду мы могли чувствовать себя комфортно на своей даче. Если вы любите творить и радоваться результатам, то эта статья поможет сделать все грамотно, и без лишних денежных и трудовых затрат.
- Планируем и разбиваем территорию дачного участка на сектора
- Приобретаем материалы
- Некоторые рекомендации и особенности
- Основные этапы укладки плитки
- Разметка площадки
- Выборка земли
- Установка бордюра
- Подготовка основы для тротуарной плитки
- Укладка плитки
- Весь процесс укладки тротуарной плитки за 5 минут (видео)
- Затирка швов, заключительные работы
- Рекомендации по укладке плитки (видео)
Показать все содержание
Существует большое разнообразие покрытий: бетонные, кирпичные, дорожки из дерева, гальки, щебня, керамики, природного и искусственного камня, тротуарной или гранитной брусчатки, песочные дорожки и другие.
Дорожки из тротуарной плитки — всегда чисто и красиво!
В данном случае мы рассмотрим устройство дорожек одним из самых простых видов дорожного покрытия — тротуарной плиткой.
возможность ремонта и демонтажа (даже спустя какое-то время),
не плавится как асфальт под солнцем,
не лопается от холода как бетон (морозоустойчивая)
не требовательна в уходе,
имеет огромное разнообразие цвета и формы.
Все это поможет сделать наш садовый участок неповторимым!
Планируем и разбиваем территорию дачного участка на сектора
Дорожка на даче своими руками – это увлекательная работа. А приступая к любым строительным работам необходимо тщательное планирование. Составляем на миллиметровой бумаге схему нашего участка. Учитываем постройки, площадки, насаждения, места парковки и так далее. От ворот к входу в постройки — дорожка обязательна. Остальные направления выбираем согласно авторскому замыслу.
Простой способ планирования дорожек на дачном участке – по протоптанным ранее тропинкам. Как правило, наша дорожка должна быть на расстоянии не меньше чем на 0.6-0.8‐м от деревьев (из-за разрастания корневой системы, которая со временем может деформировать нашу тропинку).
Важно помнить! Проход для одного человека в среднем составляет 0.75м. Поэтому ширина тропинки будет 0.75-0.80см, а в местах постоянного движения 1-1.5‐м. Площадки будут различной величины в соответствии с назначением.
Разметка дорожек
Если вы не часто работаете с болгаркой, то выбирайте плитку, которая требует меньше подрезки — это прямоугольная или квадратная тротуарная плитка. Её можно уложить оригинально, если выбрать хороший узор и цветовую палитру. Ширину тротуара подбирайте так, чтобы брусчатка ложилась в него без обрезки – так вы экономите время и материал.
Приобретаем материалы
Чтобы тротуар не нуждался в постоянном ремонте нужно правильно подбирать плитку в зависимости от нагрузок. Например, для строительства пешеходной дорожки используем фибролиту толщиной 25-40 мм. В местах парковки авто используем вибролитую плитку большей толщины (40-60 мм). Дорожки промышленного значения покрывают вибропресованной плиткой толщина, которой 60-80 мм (такую плитку изготавливают только на специализированных предприятиях).
Некоторые рекомендации и особенности
Для того чтобы ориентироваться в видах и размерах плитки, обратите внимание на следующую статистику. Тротуарная плитка для дорожек на даче чаще всего используются прямоугольной формы 20х10 см. Также широкое применение получила плитка квадратной формы самых разных размеров от 10х10 см до 50х50 см. Так как большая плитка тяжелая сама по себе, её используют довольно редко. Тем более, если речь идет о дачном участке в несколько соток, где тропинки по большей части около 70-80 см. Поэтому большинство предпочитает плитку размером 30х30. Но если вам достаточно в каких-то местах проложить тропинку в 0.5 м — это идеальный вариант: плитку в один ряд укладывают между бордюров.
Вариантов брусчатки не счесть, поэтому можно угодить даже самому изысканному вкусу
Кроме традиционных видов, плитки бывают в виде шестигранника, ромба, бабочек, волны, мозаики, веера, и т. д. Толщина такой плитки может быть от 2.5-6 см. Можно делать тротуарные тропинки без бордюра. Но если вы живете в зоне, где выпадение осадков часто и обильно, то это плохой вариант. Бордюр делает дорожку не только эстетично завершенным, но и более крепким.
- При выборе бордюрного камня следует учитывать цвет тротуарной плитки. Иногда для бордюра используют прямоугольную плитку, ставя её на ребро.
- Щебень или гравий выбираем средний или мелкий. Предпочтительнее щебень. С помощью него создаем основу менее текучую и более крепкую.
- Песок нужен чистый, без примесей глины, камней или корней растений.
- Геотекстильный материал послужит хорошей защитой от прорастания травы, укрепит основу и поспособствует отводу скопившейся воды. Одной из основных характеристик её является исключение проседания тротуара.
- Цемент используем М-400 или М-500 для приготовления смеси верхнего слоя основания и затирки швов.
Основные этапы укладки плитки
Разметка площадки
По всему периметру планируемой дорожки вбиваем колышки на расстоянии 1-3м. Натягиваем шнур по высоте будущего бордюра. Если много изгибов, то ставим колышки точно по намеченному контуру тротуарной дорожки. В готовом виде она должна быть выше грунта, на достаточной высоте, чтобы во время дождей вода не скапливалась на тротуаре. Для этого поверхность будущей дорожки строиться с небольшим поперечным уклоном. Разметка одного бордюра делается на 5 градусов выше другого для свободного стека воды. Уклон может быть и продольным и продольно-поперечным.
Разметка площадки под дорожки осуществляется с помощью шнура
Если укладка дорожки выполняется без уклона, используем желоба для отвода воды. В некоторых случаях оставляют грунт. Дорожка получается намного выше земельного участка. Есть опасность что талая и дождевая вода намного быстрее приведут к деформации нашу дорожку.
Выборка земли
Точно по намеченным меткам выбираем грунт на глубину 20-30 см. Глубина зависит от толщины основания, которое мы будем формировать под плитку. Колышки должны быть вбиты в землю глубже намеченной выборки, чтобы не нарушить намеченной разметки. Выбираем грунт по всей площади, где будет формироваться основание под плитку. Проводя земельные работы, постоянно проверяем уровень грунта, чтобы было равномерно.
Установка бордюра
Высота бортов больше, чем плитки, поэтому по краям очищенного участка прокапываем канавки на 15 см ниже уже выкопанной поверхности. Шириной также 15 см. Этого достаточно для укрепления бордюр. Утрамбовываем основу для дорожки ручной или механической трамбовкой.
Для этого в вырытые канавки вдоль всей тропинки засыпаем гравий на 5-8 см. Намачиваем его и утрамбовываем до уплотнения и выравнивания поверхности. Затем по маякам устанавливаем бордюр. Закрепляем установленный бордюр на цементный раствор(1:5 одна часть цемента 5 песка). Проверяем правилом и уровнем наклон будущей дорожки (5 градусов). Даем застыть раствору не меньше суток. Только потом приступаем к формированию основания.
Если Ваша тропинка с бордюром, то начинать тогда нужно именно с бордюра
Подготовка основы для тротуарной плитки
Делаем подсыпку гравия или щебенки (5-15 см), смачиваем и утрамбовываем. По всей площади раскатываем геотекстиль, который предохраняет наш тротуар от прорастания травы, а также от просыпания песка в щебень и улучшает дренаж. Затем слой песка (5-10 см). Уплотняем. Перед самой укладкой песок смачиваем и даём подсохнуть. Песок должен быть влажным, но не мокрым.
Геотекстиль необходимо прокладывать и под щебенку, если нестабильный грунт. Он задержит проседание гравия или щебенки в землю. Это поможет ещё больше укрепить основание тротуарной дорожки.
Пока песок просыхает, готовим цементно-песчаную смесь.
В песок добавляем цемент с расчетом 1 часть цемента и 5 песка. Песок при этом должен быть без примесей глины, земли, корней или камней. Тщательно перемешиваем. Высыпаем готовую смесь на слой подсохшего песка и утрамбовываем. Этот слой должен быть 4-5 см.
Для того чтобы этот слой был равномерным по всей площади тротуарной дорожки при помощи правила или обычной доски с прорезанными буквой «Г» краями выравниваем смесь. При этом бордюры по оба конца такого самодельного правила будут служить маяками.
Если же площадь выравнивания велика, трубы укладываем на расстоянии 1‐м параллельно друг друг. Замешиваем цементно-песчаный раствор, а затем утрамбовываем этот слой и излишки стягиваем правилом. Трубы служат маяками. Вытянув трубы, аккуратно подсыпаем в образовавшиеся углубления смесь цемента и песка.
Укладка плитки
Укладка тротуарной плитки на даче потребует от нас киянки, уровня и правила. Ещё мастерок или кельма.
В результате всех наших приготовлений расстояние от верхнего слоя до верха бордюра должно составлять толщину плитки минус 1 см. При мощении тротуарная плитка должна быть выше бордюра на 1 см. После усадки она опустится почти вровень.
Укладка плитки
Укладываем плитку от себя, чтобы не наступать на подготовленное основание. Можно приложить правило с торца, чтобы выровнять первый ряд. Следующие ряды тогда будут ложиться согласно рапорту или выбранному узору. Если какая-то брусчатка выступает или проваливается, нужно снять ее мастерком и подсыпать или убрать лишнее, и снова положить на место, обстучав резиновой или деревянной киянкой. Прикладываем уровень и проверяем плоскость. Все время нужно проверять высоту плитки правилом по крайним плиткам, учитывая небольшой уклон для стека воды.
Если плитка неправильной формы или мы выбрали узор с большим количеством подрезки, то вначале укладываем целые плитки по всей дорожке согласно рисунку и только потом заполняем подрезанные части. Так по краям может использоваться некондиционная плитка, которую мы отложили ранее.
Для этого берем болгарку и к ней круг по бетону, строительный карандаш. Размечаем плитки. Отчерчиваем необходимый размер. Режем по стороне которая идет в отходы.
Работа эта очень пыльная. Помним о средствах защиты: очки, беруши, перчатки и, конечно же, респиратор. Ни в коем случае не снимайте кожух с болгарки! Возьмите просто болгарку нужного диаметра.
Весь процесс укладки тротуарной плитки за 5 минут (видео)
Затирка швов, заключительные работы
Оставшуюся цементно-песчаную смесь используют для затирки плиточных швов. Подсыпаем смесь по всей площади и затираем шваброй с жестким ворсом. Лишнее убираем той же шваброй. Затем с помощью садовой лейки или поливочного шланга с разбрызгивателем намачиваем нашу дорожку. Оставляем так на 3-4 дня. Смесь схватывается и набирает прочности. Поэтому важно не ходить по уложенной брусчатке в это время.
Уход за плиткой в эксплуатационный период не сложный, но имеет свои особенности. В зимний период нельзя чистить снег металлическими предметами. Также для плитки вредна соль и солесодержащие смеси от обледенения. Для безопасности лучше посыпать снег или лед песком.
Вид садовых дорожек из брусчатки может радовать вас не один десяток лет. И неважно сделаете вы это сами или обратитесь к профессионалам.
Технологическая карта на устройство сборных покрытий тротуаров
ОРДЕНА ЛЕНИНА ГЛАВМОССТРОЙ ПРИ МОСГОРИСПОЛКОМЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ ПОКРЫТИЙ ТРОТУАРОВ
Технологическая карта разработана проектно-технологическим отделом треста Мосоргстрой (А.Н. Абрамович, А.П. Смирнов), согласована с Управлением подготовки производства Главмосстроя.
Технологическая карта рекомендована к внедрению в строительном производстве.
1. Область применения . 1
2. Технология строительного процесса . 1
3. Технико-экономические показатели . 3
4. Материально-технические ресурсы .. 4
Приложение 1. Допускаемые отклонения от проектов . 4
Приложение 2. График производства работ . 5
Приложение 3. Калькуляция трудовых затрат . 6
Приложение 4. Схема операционного контроля . 6
Лист 1. Конструктивные схемы сборных тротуарных покрытий . 7
Лист 2. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров . 7
Лист 3. Схема организации работ при устройстве тротуаров (с бортовыми камнями) 9
Лист 4. Схема организации работ при устройстве тротуаров (без бортового камня) 10
Лист 5. Приспособления для контроля ширины швов. Вакуум-захват для укладки плит . 12
1 . Область применения
1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.
1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.
1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.
2 . Технология строительного процесса
2.1 . При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки», ТУ 400-1-190-79 «Фигурные элементы мощения», инструкциями ВСН-26-76 и ВСН-50-79.
2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:
песчаного подстилающего слоя;
основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;
покрытия из сборных плит.
Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .
2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .
2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:
геодезические разбивочные работы;
подготовка земляного полотна;
доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.
2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:
выполняется земляной ящик под бортовой камень;
устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);
устраивается подстилающий слой;
укладываются плиты покрытия;
заполняются швы между плит.
Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .
Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.
Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.
2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.
2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.
2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.
2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:
при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;
при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.
2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.
2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).
2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.
2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.
2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.
2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.
2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.
Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .
2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.
2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.
2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 — 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 — 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.
По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.
Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.
Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.
2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.
2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.
2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.
2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .
2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).
2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .
2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.
2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
3 . Технико-экономические показатели
(на 100 м 2 тротуара)
Затраты труда, чел.-дн. — 18,39
Потребность в машинах, маш.-см. — 0,17
Стоимость затрат труда, руб. — 78,78
Затраты труда на 1 м 2 , чел.-дн. — 0,184
Стоимость затрат труда на 1 м 2 , руб. — 0,788
Делаем на участке дорожки и площадки из плитки и брусчатки
Мощение дорожек плиткой и брусчаткой из бетона, клинкера или камня
Популярным материалом для мощения дорожек, лестниц и площадок на участке являются штучные изделия из бетона, клинкера или природного камня . Производители предлагают множество различных вариантов брусчатки, тротуарной плитки, бордюров и других элементов разного цвета и формы.
Проект планировки дорожек и площадок на участке
Для начала работ необходимо иметь проект планировки участка . Лучше заказать такой проект профессионалу — архитектору и сделать это заранее, на этапе проектирования застройки участка .
Если решили обойтись своими силами, то при планировании дорожек и площадок на участке руководствуются следующими правилами:
- Цвет мощения выбирают в тон стенам или кровле дома — дорожки не должны выделяться и создавать пестрый фон на участке.
- Направление дорожек должно совпадать с тропинками, которые Вы уже протоптали на участке — от калитки к дому, от дома к гаражу и хозяйственным постройкам и т.д.
- Определите расположение, размеры проездов и площадок на участке, и их назначение — проезды и места стоянки легковых автомобилей, пути проезда большегрузных автомобилей к дому (к септику) и площадке для складирования запасов топлива, сыпучих материалов, а также места размещения площадок для игр и отдыха.
- Определите направления движения потоков ливневых вод с дорожек и площадок, и в целом по участку. Участки с мощением должны иметь уклон 1-2% и не должны служить барьером для стока воды на участке. На границе мощения, в местах понижения рельефа, обязательно предусматривают устройство водоприемных лотков или колодцев. В необходимых случаях устраивают места для пропуска воды.
- Минимальная ширина проезда для автомобиля должна быть 3 м . Для стоянки легкового автомобиля необходима площадка размером 2,5 м х 5 м . Ширина пешеходной дорожки минимум — 0,8 м .
- Места проезда и стоянки легковых автомобилей и небольших грузовичков выкладывают брусчаткой толщиной 6-8 см . Проезды для тяжелых грузовиков необходимо покрывать брусчаткой толщиной не менее 10 см . Пешеходные дорожки делают из брусчатки или тротуарной плитки толщиной 4-6 см .
- Обязательно проследите за тем, чтобы уровень земли вокруг участков с мощением оказался на 5 — 10 см ниже верха бордюра. Иначе грунт будет постоянно сползать и загрязнять покрытие. Учтите, что, как правило, уровень земли со временем поднимется в результате ландшафтных работ на участке.
При проектировании въезда на участок учитывают планировочную разметку улицы и радиус поворота автомобилей.
Расположение ворот и размеры мощения площадки на въезде должны быть удобными для поворота грузового автомобиля на соответствующую полосу движения на проезжей части улицы.
Ворота для въезда грузовых автомобилей делают шириной не менее 3-х, до 4-х метров. Створки ворот при открывании наружу не должны создавать помех для движения людей по тротуару.
Дорожка и площадка для автомобиля
Устройство дорожки и площадки для стоянки легкового автомобиля показано на рисунке:
Котлован под площадку или траншею для дорожки в материковом грунте выкапывают на глубину примерно 0,4 м . Дно котлована, траншеи выравнивают с уклоном 3-4% в сторону стока воды и уплотняют катком или механической виброплитой.
Несущий слой из щебня или гравия укладывают слоями не толще 20 см . и каждый слой тщательно трамбуют — от этого зависит прочность покрытия. Верхний слой засыпки выравнивают с учетом уклона для стока воды.
Несущая засыпка должна обладать хорошей фильтрующей способностью. Вода под слоем брусчатки не должна накапливаться.
Лучшим материалом для несущего слоя является щебень или гравий фракции 30 — 60 мм .
Использовать для несущего слоя песок, песчано-гравийную смесь или смесь песка и цемента не следует. Несущая способность основания из этих материалов будет недостаточной. Покрытие на таком основании под колесами автомобиля, особенно грузового, будет проседать.
Для выравнивающей подсыпки готовят сухую смесь из промытого песка и цемента в соотношении по объему, на 1 часть цемента берут 12 частей песка. Слой выравнивающей смеси насыпают непосредственно перед укладкой брусчатки. Заранее смесь укладывать не следует.
Вместо песка можно использовать песчано — гравийную смесь, каменную крошку с размером частиц не более 4 мм .
Брусчатку укладывают на выравнивающую смесь и ударами резинового молотка по камню осаживают его, выравнивая в один уровень с соседними камнями и уплотняя песок подсыпки под камнем.
Для легковых автомобилей толщина мощения брусчаткой 6-8 см . Проезды и площадки для большегрузных автомобилей, например, к септику, к складу твердого топлива, к площадке для складирования сыпучих материалов необходимо покрыть брусчаткой толщиной 8-10 см .
Дорожки и площадки для людей
Устройство пешеходных дорожек и площадок в принципе такое же, как и для автомобилей, но с некоторыми отличиями:
Несущий слой можно сделать не только из щебня и гравия, но и из песка, ПГС, мелкой каменной крошки. Толщина несущего слоя достаточна 10 см.
Если на участке песчаный водопроницаемый грунт, то несущий слой можно не делать. Необходимо лишь выровнять (с учетом уклона для стока воды) и утрамбовать основание.
Дорожки и площадки на участке, по которым не будут двигаться автомобили, можно сделать без бордюров. Такая дорожка должна обязательно иметь поперечный уклон 1-2% от центра к краям.
Недостаток такого решения в том, что дорожку без бордюра не удается приподнять над газоном. Уровень газона имеет обыкновение со временем повышаться. В результате покрытие может легко затапливаться и загрязняться.
Для покрытия пешеходных дорожек достаточно взять брусчатку или тротуарную плитку толщиной 4 — 6 см .
Внешний вид покрытия зависит от формы, цвета камней и способа их укладки.
После укладки, на поверхности бетонной брусчатки может появиться белый налет. Это известковые отложения, которые, как правило, исчезают в течение года.
Делаем на участке лестницу
Иногда на дорожке бывает необходимо сделать лестницу в несколько ступенек.
Основание лестницы делают из бетона.
Бетонные ступени лестницы лучше всего облицевать клинкерной брусчаткой, плиткой или клинкерным кирпичом на цементном растворе.
Ширина проступи наружной лестницы 35 — 40 см , а высота ступеньки 12 — 18 см .
Лестница из камня или бетонных плит
Под верхней и нижней ступеньками лестницы обязательно устраивают фундамент из бетона. Грунт на склоне между фундаментами выравнивают и тщательно трамбуют.
На нижний фундамент на цементный раствор укладывают плиту первой ступеньки. Её поверхность должна быть на уровне садовой дорожки.
По краю первой ступеньки укладывают камни для устройства подступенка. За подступенком укладывают, тщательно трамбуют и выравнивают смесь песка или песчано — графийной смеси с цементом в соотношении 1 : 9 — 1 : 15. Толщина слоя цементно — песчаной смеси 10 — 20 см. Слой выравнивающей смеси насыпают непосредственно перед укладкой ступеньки. Затем укладывают плиту второй ступеньки и далее действуя подобным образом монтируют все остальные ступеньки. Самая верхняя ступенька должна опираться на бетонный фундамент.
Высоту ступенек садовой лестницы рекомендуется делать около 12 см. Глубина ступеньки 40 — 50 см. Плита ступеньки для стока воды укладывается с уклоном 1 — 2%.
Плиты из природного камня — песчаника или бетона рекомендуется сразу после монтажа лестницы обработать водоотталкивающим раствором. Пропитка укрепляет верхний слой плит и увеличивает их морозостойкость. Пропитку рекомендуется повторять через 3 — 5 лет.
Какое покрытие дорожек лучше . . .
Как сделать красивый родник в саду . . .
Подпишитесь на канал, не забывайте ставить лайки и делиться с друзьями.
Нажимая на Палец вверх , Вы сообщаете Дзену, что подобные материалы Вам интересны и настраиваете персональную ленту Дзен на показ большего количества статей на эту тему.