Astapro.ru

33 квадратных метра
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэма 12 блок разбор

«Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока

«Сегодня я – гений!» — так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Двенадцать» — эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете». Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле», «расстригу-попа», старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни», «в зубах цигарка», «примят картуз», и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз». Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на контрасте: «черный вечер» и «белый снег». Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой», потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это «грустная злоба». Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем», но «станет всем»:

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла». Эта сцена – композиционный центр поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой».

Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом»? Для кого теперь «свобода без креста», а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого». Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа. До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?

Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока — «в белом венчике из роз впереди Исус Христос». Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.

Наверное, от того, какую оценку дать этому символу, и будет зависеть разгадка поэмы: что это – благословение или проклятие революции? Очевидно, что каждое последующее поколение найдет свое объяснение. Но до тех пор, пока эта поэма будет тревожить умы и сердца людей, произведение будет воистину гениальным.

Анализ поэмы «Двенадцать» (Блок Александр)

А. А. Блок написал поэму “Двенадцать” в январе 1918 года. Россия в то время была потрясена Октябрьской революцией. Октябрьская революция — неоднозначное событие, споры о котором ведутся по сей день. Одни считают, что ее победа стала следствием слабости Временного правительства, тогда как другие — что победа была закономерной.

Читать еще:  Можно ли самоклейку клеить на старую самоклейку

О поэме Блока, написанной через два месяца после переворота в России, также до сих пор спорят. В центре произведения — послереволюционный город, власть в котором захвачена большевиками, а порядок охраняется двенадцатью патрульными, в чью честь и названа поэма.

Хотя Блок к 1918 году и отошел от такого литературного направления, как символизм, но в “Двенадцати” действительно много символов. И трактовки у них могут быть совершенно разные.

Блок поддерживал революцию (хотя и разочаровался в ней к концу 1918 года), но, читая поэму в первый раз, трудно понять отношение автора к описываемым событиям. Автор изображает как положительные, так и отрицательные стороны революции.

Первая особенность поэмы, которую я хочу отметить, — это цветопись. Блок описывает город, используя только белый и черный цвета: “Черный вечер. Белый снег“, “белый снежок”, “сугроб”. Эти цвета обычно ассоциируются у нас с добром и злом. Россия колеблется между ними. По мнению Блока, будущее России белое, а прошлое (“кондовая”, “избяная”, “толстозадая” Русь) — черное.

С каким же цветом ассоциируется у Блока настоящее России, то есть революция? В 11 главе появляется “красный флаг”, в 12 — Иисус несет “кровавый флаг”. Красный цвет — символ крови и революции, которые, к сожалению, неразделимы.

В поэме революцию поддерживает даже стихия. Мы видим, как “ветер” и “мороз” мягки к “двенадцати”, но не держатся на ногах и мерзнут противники революции: “старушка”, “буржуй”, “Вития” (писатель), “поп”. Последние являются символами старого, уходящего мира. Все они понимают свою безнадежность, поэтому бездействуют.

Во второй главе поэмы появляются красногвардейцы. Уже с первых строк заметна неприязнь рассказчика к ним:

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину надо бубновый туз!

Блок сравнивает “двенадцать” с каторжниками, которые оказались на свободе.

В какой-то степени это так и есть. Патрульные были в большинстве своем выходцами из крестьянства — самого бесправного и закрепощенного слоя общества. После революции границы сословий стерлись — крестьяне и бояре стали равны. Красногвардейцы почувствовали, что им все можно, думая, что они действуют на благо страны: “Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!” Они захвачены духом революции, ведь именно она позволила им почувствовать власть. Ими движет “черная злоба”, но большевики направили ее в “святое” русло.

Безграничная свобода действий патрульных привела к трагедии — смерти Катьки. Катька символизирует старую, грешную Русь с ее порядками (“С офицерами блудила”). Образ девушки кардинально отличается от образов женщин из произведений любовной лирики Блока. Говоря о Катьке, Блок использует грубые слова: “Шоколад Миньон жрала”, “Лежи ты, падаль, на снегу”. Ее смерть — это разрушение старых устоев и очищение мира от грехов. Можно ли сказать, что убийство Петькой Катьки оправдано Блоком? Нет; как уже сказано, он принимает революцию, но не отрицает ее ужасов. Убийство — это то, о чем нельзя умолчать и что нельзя оправдать. Петька, конечно, сожалел о содеянном (“Лишь у бедного убийцы / Не видать совсем лица. “), но как только остальные патрульные стали насмехаться над ним (“. Что ты, Петька, баба, что ль?”), Петька будто забыл о Катьке, которую, как признался сам, любил, и продолжил шествие по улицам города.

Символично то, что Петька целился не в Катьку, а в Ваньку — предателя революции. Ванька же выжил, потому что предателей слишком много, чтобы ото всех избавиться. Но есть ли у них будущее? Я считаю, что нет, потому что революция сильнее их всех.

“Вьюга”, которая упоминается впервые в десятой главе, — символ революции, непредсказуемой, разрушительной и в то же время очищающей. Вьюга уносит с собой старые порядки и приносит новый мир. Стоит отметить, что она “пылит … в очи” не только противникам революции, но и “двенадцати”: они не видят друг друга “за четыре за шага”. Таким образом она, я считаю, пытается остановить их от беспорядков.

Главный (и самый спорный) символ поэмы — это, конечно же, “Исус” Христос. Появляется он лишь в последней строфе поэмы, но имеет огромное значение в ней. Во-первых, становится ясно, что патрульных неспроста двенадцать. Двенадцать апостолов было в Библии, причем среди них был и предатель — Иуда (в поэме его роль играет Ванька). Иисус идет впереди патрульных, символизируя новый мир, позади же “не отстает” “голодный пёс” — символ старых порядков, которые многие не могут отпустить.

Читать еще:  Ремонт головки блока цилиндров шлифовка гбц

Много споров ведется о том, почему Иисус появился в поэме. Блок говорил:: “Когда я кончил [писать поэму], я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. Теорий действительно много. Одни считают, что Иисус ведет красногвардейцев и поддерживает революцию. Другие — что “кровавый флаг” в его руках испачкан его же собственной кровью; я с этой теорией не согласна, ведь Блок сам пишет, что Христос “от пули невредим”. Мне кажется, что Иисус уходит из России и оставляет ее большевикам. И даже не потому, что те борются с религией, а потому, что общество достигло своей вершины — равенства и справедливости. Двенадцать красногвардейцев пришли на смену двенадцати апостолам в России. Нельзя сказать, что Христос прощает красногвардейцам убийства. Ни в коем случае, ведь они сами раньше верили в Бога (а может быть, и до сих пор верят)! Сейчас же они “без креста” охраняют революцию, отрицая десять заповедей. Я думаю, что Блок считает такое положение дел временным. В итоге эти “двенадцать” очистят Россию от грехов и создадут опору новому — коммунистическому — обществу, где все равны и где нет причин идти на преступления.

Революция в поэме Блока — это “мировой пожар”, это всепоглощающая сила, сопротивляться которой бесполезно. Красногвардейцы — те, кто этот пожар будет распространять. Мне кажется, Блок не оправдывает их плохие поступки и даже не хочет отвести от них наше внимание. Но он призывает нас попытаться понять “двенадцать”. Они — бывшие бедняки, не имевшие никакой силы, — стали буквально опорой нового мира. Ими движут “черная злоба” и в то же время жажда справедливости. В этом, мне кажется, и заключается идея произведения Блока: нужно дать революции шанс, перетерпеть ее ужасы, чтобы насладиться результатами.

Символы поэмы действительно многозначны. Именно они — причина того, что у двух людей может сложиться в корне разное понимание “Двенадцати”. Поэма — признанная вершина творчества великого русского поэта. Блок дал пищу для размышлений абсолютно всем читателям. Наверное, невозможно до конца понять “Двенадцать, какие-то сомнения все равно останутся. Именно это и является залогом актуальности произведения через много-много лет.

Краткий анализ поэмы А. Блока Двенадцать

Краткий анализ поэмы А. Блока «Двенадцать»
(к 90-летию со дня опубликования)

Прошло ровно 90 лет с того далёкого Февраля 1918 года, когда Александр Блок
написал свою поэму «Двенадцать». Самой яркой и колоритной фигурой поэмы является
Катька – проститутка. Толстоморденькая, как любовно называет её автор. Легко
прослеживается двойственное отношение автора к этой, с позволения сказать,
«девушке».
С одной стороны ясно, что автору нравится Катька и он не прочь переспать с ней.
Велик соблазн трахнуть молодую, сочную девку. Без лишних умствований, канителей
и заморочек. Ей даже стихов своих читать не нужно. Заплатил денег и пользуйся. С
другой стороны явно заметно, что он робеет, сказывается сложное материальное
положение поэта, видимо, у него совсем нет наличных денег.
Что можно сказать про Катьку. Она нигде не работает. Ведёт распутный образ
жизни. Вкусно ест, много пьёт и веселиться. Классовое сознание её находится на
самом низком уровне. Ей все равно с кем ложиться в кровать, продавая своё тело.
Лишь бы самцы платили деньги за эти услуги. Заработанные таким образом деньги
Катька прячет в чулок, что является крайне негигиеничным способом хранения
денег.
Катька явно пользуется бешеным успехом у мужчин. Все хотят Катьку и офицеры
белой гвардии, и юнкера, и солдаты, и матросы, и даже отдельные морально
неустойчивые большевики, такие как Петруха.
Образ Катьки – проститутки это собирательный образ. Автор поэмы воплотил в нем
черты сразу многих развратных женщин, начиная от Императрицы Екатерины II,
известной своим распутством, и заканчивая Катюшей Масловой приспешницей мерзких
буржуйских нравов.
Судя по тому, что у Катьке на теле не один ножевой шрам, Катька — деваха
рисковая. Ни одного своего полюбовника она уже отшила, когда у него
заканчивались деньги.
Нет денег, нет любви! Есть деньги, — люби сколько влезет!!
На холодном февральском ветру трепещет кумачёвый транспарант с революционным
призывом: «ДаёшЪ?!» Этот призыв обращён, в том числе, и к таким девкам, как
Катька. Из контекста поэмы следует, что Катька не прониклась революционной идеей
и не хочет давать без денег.
Перед революционным патрулём поставлена конкретная задача: — Ликвидация
проституции — этой социальной язвы, по-другому не назовешь это явление, мешающее
революционным массам строить светлое будущее, ведь оно отвлекает от главного
дела и парализует волю
Катька сама предопределила свою трагическую судьбу, не согласившись спать с
поэтом без денег. Закономерен трагический финал её короткой жизни –
прострелённая голова.
Конечно, автору жалко убитую Катьку, но воплощение великой идеи требует жертв!
На лице Катьки застыло недоумение: – «За что? Как же так?» — как будто
спрашивает она у читателя. Вопрос её повисает в морозном воздухе без ответа. И
только вдумчивый читатель способен найти ответ на Катькин вопрос – «Поэтов нужно
любить не за деньги, а просто так!»
В заключительной части своей поэмы автор даёт понять своим читателям, что
революционный патруль ни остановят, ни снег, ни ветер, ни стужа. Он будет
уничтожать проституток и дальше, пока не перебьют всех, до единой.
Страшно подумать, во что могли бы превратить Великую Октябрьскую
Социалистическую Революцию такие вот Катьки.

Читать еще:  Как резать гипсокартон в домашних условиях

Анализ поэмы «Двенадцать»

Интересно будет рассмотреть историю создания поэмы «Двенадцать», автор которой известный писатель Александр Блок, а также обратить внимание на жанр, проблематику и композицию произведения. Все это пригодится, если мы делаем краткий анализ поэмы «Двенадцать». Обязательно познакомьтесь с кратким содержанием поэмы и прочитайте краткую биографию Александра Блока.

История создания поэмы, жанр и композиция

Написание произведения происходило на фоне Февральской революции, которая, как известно, прокатилась в 1917 году, и как раз год спустя Блок сел за работу над свей знаменитой поэмой «Двенадцать». Произведение пронизано холодком того времени, как будто эпоха застыла. Поэма получила свое название из-за двенадцати апостолов Христа. Финальную и запоминающуюся фразу Блок записал в своей записной книжке, которая сохранилась до сих пор.

Анализ поэмы «Двенадцать» непременно должен включать в себя сведения о жанре и композиционном строении. Как видно даже из заглавия этой статьи, данное произведение — это поэма, но изначально автор задумывал его сделать в виде пьесы. В итоге получилось большое стихотворное произведение с драматургическим содержанием. По структуре и форме оно имеет кольцевую композицию. Начинается и завершается антитезой.

Состоит поэма из двенадцати глав. Отдельно стоит отметить, и это весьма интересная деталь в анализе поэмы, что произведение музыкально. В каком смысле? Исследуя линию сюжета, можно услышать марши и стук барабанов, чье-то пение и разговор.

Проблематика и тема

Проблематика поэмы подразумевает сопоставление двух понятий: Старой России и Новой. Александр Блок изображает Старую Россию голодным псом, а Новую — двенадцатью. Конечно, Блок вкладывал в смысл не политические процессы, а глубокие философские размышления.

Если говорить об основной теме произведения, то здесь можно выделить два момента:

  • Тема России — реальность казалась поэту страшным и разрушающимся миром, а Февральская и Октябрьская революции — инструментами для ее краха. Блок хотел передать читателям свою мыслью том, что жизнь человека ничего не стоит, закон не на стороне простых людей.
  • Нравственность. Когда убивают Катьку, никто и не задумывается о том, что должно последовать наказание. Люди больше не видят смерть, как что-то ужасное и наказуемое. Но носителями нравственности остаются «двенадцать».

Основные образы и другие детали анализа поэмы «Двенадцать»

Герои в поэме делятся также на два мира: старый и новый. Представители нового мира — двенадцать красногвардейцев. В старом мире их тоже двенадцать: Старушка, Буржуй, Писатель, Товарищ поп, Барыня в каракуле, Пять Проституток, Бродяга и, конечно же, пес.

Есть также такие персонажи, как Катька и Ванька, но они не относятся к этим мирам. Блок создает любовную линию.

Финальным и самым противоречивым является образ Христа, который раскритиковали современники Блока. По привычной модели появления Христа на голубом небе, в поэме он появляется в момент беспокойства стихий. Христос возглавляет оба мира и за ним идут все без исключения. Такой прием автор использует, чтобы показать, что Бог всегда рядом, неважно, нуждаются в нем или нет.

Из анализа поэмы «Двенадцать» четко видно, что Александр Блок — символист, и на этом приеме построена его поэма. Красный флаг противопоставлен белому венчику, который показывает чистоту и непорочность Христа. Символ Христа и это, как назвал его Блок,- «Исус» — делает этот образ, да и поэму целиком, более народными. Ведь допустимо такое произношение его имени. Поэма — революционное произведение, написанное в жанре и стиле того времени, со всеми реалиями и трудностями. Именно поэтому оно признано народом и так любимо до сих пор.

Уверены, что наша статья, где приведен анализ поэмы «Двенадцать» оказалась полезной для вас. Приглашаем вас почаще заходить на наш литературный блог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector