Прямое и косвенное дополнение
Прямое и косвенное дополнение – это… (45 примеров)
В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Укажем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.
Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.
Например:
Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
Поймал кого? рыбку.
«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.
Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):
Жалко (кого?) девочку , сиротку Феклушу (Н. Некрасов).
Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).
Способы выражения прямого дополнения
Прямое дополнение обычно выражается:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога:
- помою (что?) миску;
- накормила (кого?) котёнка;
- напишем (что?) сообщение;
2. существительным в форме родительного падежа без предлога:
а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:
б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:
3. несвободным словосочетанием:
Примеры предложений с прямым дополнением
Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).
Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).
(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).
Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).
Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).
Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).
Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).
В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение так называется из-за того, что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.
Способы выражения косвенных дополнений
1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:
- увлекаемся (чем?) спортом;
- веришь (во что?) в победу;
- ходите (на чём?) на лыжах;
- сочувствовали (кому?) приятелю;
- жать (чем?) серпом;
- зайду (к кому?) к нему.
2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:
- количественным или собирательным числительным в падежной форме;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- нечленимым словосочетанием;
- фразеологизмом.
Это число делится (на сколько?) на четыре .
Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам .
Лес печальнее и однообразнее (чего?) моря , особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный (И. С. Тургенев).
Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.
Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове .
Гость вежливо поздоровался (с кем?) с Виктором и поклонился (кому?) его сестре .
Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).
Науки юношей питают (М. Ломоносов).
Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).
Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).
Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине , которая стояла неоконченная (Н. Григорович).
Видеоурок
Проверим свои знания и выполним тест, указав в предложениях прямые и косвенные дополнения.
Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя побед (В. Быков).
Зачем бобру хвост? В случае опасности бобры громко шлепают хвостом по воде, предупреждая таким образом сородичей (А. Чижевский).
Надо взять у друга эту книгу, чтобы прочитать повесть к следующему уроку.
Мне пришлось заступиться за девочку, которую обижали дети.
Тебе налить ещё кваса?
Девочка усердно готовилась к предстоящему экзамену.
Она зажгла свечу и понесла её в комнату, прикрывая колеблющееся пламя рукой.
Шила в мешке не утаишь (пословица).
Директору нужно еще кое с кем переговорить на эту тему.
Что с тобой случилось сегодня?
Знаю, что скоро мне придется задуматься о будущем.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Прямое и косвенное дополнение
Косвенное дополнение.
В испанском языке косвенное дополнение обычно дублируется. По крайней мере один раз мы с этим уже сталкивались на примере глагола gustar.
Парн ю ему нравится девушка. (дословный перевод)
Зачем здесь le (ему)?
На начальном этапе в уроке уровня А1 мы объясняли это тем, что глагол gustar никогда не бывает один, перед ним всегда пишется возвратная частичка или местоимение.
Это действительно так. Данный феномен называется дублированием косвенного дополнения.
Или иными словам:
Дублирование косвенного дополнение — тот случай, когда косвенное дополнение (complemento indirecto) в испанском повторяется в предложении местоимением дательного падежа.
Давайте попробуем разобраться, когда такое дублирование является обязательным, а когда происходит по желанию.
I. Первое, что можно запомнить, это то, что косвенное дополнение (complemento indirecto) можно дублировать с любыми глаголами и практически в любом предложении.
Для примера возьмем такую фразу.
Rodrigo quiso traer las manzanas a su abuela. — Родриго захотел принести яблоки своей бабушке.
Дублирование косвенного дополнения (complemento indirecto) здесь не обязательно, однако, для испанцев оно вполне естественно и всегда происходит посредством использования местоимений дательного падежа, вот они перед вами:
me — мне
te — тебе
le — ему, ей, Вам
nos — нам
os — вам
les — им, вам
Напомним, что все местоимения как дательного, так и винительного падежей всегда крепятся к глаголу и могут стоять:
1) либо перед формой глагола, например, le voy a decir la verdad — ему (ей/Вам) я скажу правду;
2) либо после инфинитива и слитно с ним voy a decir le la verdad — я скажу ему (ей/Вам) правду
В нашей фразе косвенное дополнение (complemento indirecto) — a su abuela . Какое местоимение нам подойдет? Своей бабушке — местоимение ей, le .
Получится:
Rodrigo le quiso traer las manzanas a su abuela .
II. Есть случаи, когда дублировать косвенное дополнение нужно обязательно:
1) Первый случай — когда косвенное дополнение (complemento indirecto) оказалось в начале фразы.
Сравните:
Мы уже показали статью Хуану. — Ya ( le ) hemos mostrado el artículo a Juan.
Хуану мы уже показали статью. — A Juan ya le hemos mostrado el artículo.
В первой фразе дублировать можно по желанию, во второй le перед глаголом обязательно.
2) Нужно дублировать косвенное дополнение (complemento indirecto) выраженное ударными местоимениями — это сочетания a mí и a ti :
Tienes que enviar el catálogo con precios a mis socios y a mí . — Ты должен прислать каталог с ценами моим партнёрам и мне.
Косвенное дополнение здесь моим партнерам и мне — a mis socios y a mí . Вместе это будет нам, то есть nos .
Обязательно дублируем:
Nos tienes que enviar el catálogo con precios a mis socios y a mí .
Вот еще один пример:
Mañana llamaré a ti y a tu hermano. — Завтра я позвоню тебе и твоему брату.
Косвенное дополнение здесь — a ti y a tu hermano . Вместе это будет вам, то есть os .
Ставим местоимение перед сказуемым, получится:
Mañana os llamaré a ti y a tu hermano .
3) Третий случай с глаголами нравиться — gustar, encantar и их синонимами.
С этого примера мы начали
A l chico le gusta la chica . — Парню нравится девушка.
С этими глаголами дублирование обязательно.
Например, нельзя сказать: Las mates siempre encantaban a Marta . — Математика всегда восхищала Марту.
Только:
Las mates siempre le encantaban a Marta . — Математика всегда восхищала Марту.
4) Четвертый случай касается глаголов чье дополнение указывает не на адресата действия, а на того, кто это действие (или скорей ощущение) испытывает, вот некоторые из таких глаголов:
molestar — тревожить, беспокоить, мешать
div e rtir — развлекать
interesar — интересовать
cansar — вызывать усталость, утомлять
parecer — казаться
resultar — получаться, выходить
conv e nir — идти на пользу: подходить
И несколько примеров с ними:
Le molestó a tu padre que no vinieras. — Твоего отца встревожило, что ты не приходил.
Le ha cansado a la abuela el paseo. — Бабушку утомила прогулка.
Le pareció bien al jefe nuestro plan. — Шефу понравился наш план.
No le conviene al niño comer tantos dulces. — Ребенку не на пользу есть столько сладостей.
Прямое и косвенное дополнение – это… (45 примеров)
В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Укажем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.
Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.
Например:
Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
Поймал кого? рыбку.
«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.
Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):
Жалко (кого?) девочку , сиротку Феклушу (Н. Некрасов).
Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).
Способы выражения прямого дополнения
Прямое дополнение обычно выражается:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога:
- помою (что?) миску;
- накормила (кого?) котёнка;
- напишем (что?) сообщение;
2. существительным в форме родительного падежа без предлога:
а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:
б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:
3. несвободным словосочетанием:
Примеры предложений с прямым дополнением
Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).
Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).
(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).
Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).
Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).
Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).
Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).
В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение так называется из-за того, что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.
Способы выражения косвенных дополнений
1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:
- увлекаемся (чем?) спортом;
- веришь (во что?) в победу;
- ходите (на чём?) на лыжах;
- сочувствовали (кому?) приятелю;
- жать (чем?) серпом;
- зайду (к кому?) к нему.
2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:
- количественным или собирательным числительным в падежной форме;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- нечленимым словосочетанием;
- фразеологизмом.
Это число делится (на сколько?) на четыре .
Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам .
Лес печальнее и однообразнее (чего?) моря , особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный (И. С. Тургенев).
Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.
Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове .
Гость вежливо поздоровался (с кем?) с Виктором и поклонился (кому?) его сестре .
Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).
Науки юношей питают (М. Ломоносов).
Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).
Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).
Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине , которая стояла неоконченная (Н. Григорович).
Видеоурок
Проверим свои знания и выполним тест, указав в предложениях прямые и косвенные дополнения.
Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя побед (В. Быков).
Зачем бобру хвост? В случае опасности бобры громко шлепают хвостом по воде, предупреждая таким образом сородичей (А. Чижевский).
Надо взять у друга эту книгу, чтобы прочитать повесть к следующему уроку.
Мне пришлось заступиться за девочку, которую обижали дети.
Тебе налить ещё кваса?
Девочка усердно готовилась к предстоящему экзамену.
Она зажгла свечу и понесла её в комнату, прикрывая колеблющееся пламя рукой.
Шила в мешке не утаишь (пословица).
Директору нужно еще кое с кем переговорить на эту тему.
Что с тобой случилось сегодня?
Знаю, что скоро мне придется задуматься о будущем.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения
§1.Общие понятия
Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу. Они распространяют главные и другие второстепенные члены, содержат компоненты смысла, нужные для более детальной передачи информации. Сравним:
(информация представлена без детализации)
Маленький мальчик медленно ест суп.
(информация представлено более детально благодаря второстепенным членам)
§2. Дополнение
Дополнение – это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого (или других членов предложения) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:
Я люблю (что?) мороженое.
Как выражается дополнение
1. Именем существительным в косвенных падежах без предлога или с предлогами:
Мы встретились с Анной на площади. Я подарил ей цветы.
2. Кроме собственно существительных распространено выражение дополнения словами в функции существительного: прилагательными и причастиями, образованными переходом в другую часть речи, например: больной, влюблённый, участвующие, встречающие и т.п.:
Старик смотрел на молодых с улыбкой.
3. Именем числительным:
Десять делится на два.
4. Как существительные, так и слова в функции существительных могут заменяться соответствующими местоимениями:
Старик смотрел на них с улыбкой.
Доктор посоветовал ему много гулять.
6. В качестве дополнения могут выступать синтаксически неделимые словосочетания или устойчивые лексические сочетания (=фразеологизмы):
Мы прочитали несколько книг.
(несколько книг – синтаксически неделимое словосочетание, нельзя сказать: Мы прочитали книг. Или: Мы прочитали несколько)
Мы пуд соли вместе съели.
(пуд соли – фразеологизм)
Следует различать прямое и косвенное дополнение.
Прямое и косвенное дополнение
Прямое дополнение — это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:
Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:
- обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного: выпить воды, поесть супа;
- при переходном глаголе есть отрицание не: не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания.
Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.
§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение
Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?
Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.
Согласованное и несогласованное определение
Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:
Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.
(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой)
Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.
Согласованные определения выражаются:
1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;
2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;
3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;
4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.
Но определение может быть и несогласованным. Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:
Несогласованное определение на основе управления:
Книга мамы лежала на тумбочке.
Ср.: книга мамы — мамина книга
(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)
Несогласованное определение на основе примыкания:
Хочу купить ей подарок подороже.
Ср.: подарок подороже — подарок дорогой
(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)
К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.
Ср.: центр в пять этажей – пятиэтажный центр
(центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр — согласованное определение, тип связи – согласование)
В комнату вошла девочка с голубыми волосами.
(девочка с голубыми волосами — несогласованное определение, тип связи – управление.)
В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:
Остановка автобуса перенесена.
Бабушка приготовила мясо по-французски.
3) глагол в неопределённой форме:
У неё было умение слушать.
(слушать — глагол в неопределённой форме)
4) сравнительная степень прилагательного:
Он всегда выбирает путь полегче, а она — задачи потруднее.
(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)
Её рассказ тронул меня.
(её – притяжательное местоимение)
6) синтаксически неделимое словосочетание
Он врач высшей категории.
(высшей категории – синтаксически неделимое словосочетание)
Приложениe
Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:
Я люблю свою сестру — малышку.
В гостинице со мной жила группа туристов — японцев.
Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:
Я увидела набережную реки Сухоны.
(Сухоны — согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)
Сын прочитал сказку «Золушка».
(«Золушка» — несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах
§4. Обстоятельство
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.
Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.
Разряды обстоятельств по значению
Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.
- Образа действия – как? каким образом?: Дети громко смеялись.
- Меры и степени – как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.
- Места – где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.
- Времени — когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.
- Условия – при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.
- Причины — почему? отчего?: Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.
- Цели — зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.
- Уступки — несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.
Обстоятельства выражаются
1) наречиями: быстро, громко, весело;
2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю;
3) местоимениями: в нём, над ним, под ним;
4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.