Косвенное дополнение примеры предложений
Косвенное дополнение примеры предложений
Дополнение обозначает предмет (объект), на который направлено действие.
Между дополнением и дополняемым словом возможно наличие отношения субъекта к действию.
Если определение обладает способностью распространять члены предложения, выраженные именами существительными, то дополнение чаще всего зависит от сказуемого и распространяет именно его.
Все предложения для примеров мы нашли в рассказах Евгения Ивановича Носова «Зимородок», «Живое пламя», «Забытая страничка», «Хитрюга».
В качестве дополнения используются существительные и разные разряды местоимений с предлогами и без них. Напомним вопросы косвенных падежей, на которые отвечает дополнение:
КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?
У каждого рыболова (У КОГО?) есть (ЧТО?) на реке любимый уголок . Здесь он строит (КОМУ?) себе (ЧТО?) привад у. Забивает (ЧТО?) в дно реки у берега полукругом колья , оплетает (ЧТО?) их (ЧЕМ?) лозой , а (ЧТО?) пустоту внутри засыпает (ЧЕМ?) землёй . Получается что-то вроде маленького (ЧЕГО?) полуострова . Особенно когда рыбак обложит (ЧТО?) приваду зелёным (ЧЕМ?) дёрном , а забитые колья пустят (ЧТО?) молодые побеги .
Приведём примеры дополнений, выраженных личными, возвратными, указательными, относительно-вопросительными, определительными, неопределёнными, отрицательными местоимениями: давал мне, строит себе, вижу это, в чём дело, всем хотелось, нашёл что-то, ничем не испугать.
К тому же дополнением могут быть и другие части речи, если они приобретают значение существительного. Например, прилагательные, причастие, числительное, наречие, междометие: живому рад, об удачном расскажем, разделите сорок на два, не мечтайте о завтра, донеслось «ау».
Редко в роли дополнения выступают инфинитивы, неделимые словосочетания и фразеологизмы. Например: не догадался расспросить, жил дед с бабушкой, принести два ведра, решил больной вопрос.
Выделяют два вида дополнений – прямое и косвенное. Прямое дополнение выражается существительным в Винительном падеже без предлога, существительным в Родительном падеже с отрицанием, а также существительным со значением части предмета в Родительном падеже. Прямые дополнения распространяют переходные глаголы и слова категории состояния.
Примеры прямых дополнений:
Он вскинул на плечи (ЧТО?) рюкзак, поправил сбитую лямкой (ЧТО?) кепку.
Иногда разыгравшаяся мальва задевала (ЧТО?) поплавки, они вздрагивали, заставляли (КОГО?) меня насторожиться.
Я затаился и стал разглядывать (КОГО?) незнакомку.
Я попросил у тети Оли небольшой грибной (ЧТО?) кузовок, перекинул через плечо (ЧТО?) двустволку и зашагал в лес.
Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную (ЧТО?) тень.
А потом, возвращаясь домой, я собрал ещё (ЧТО?) несколько разных цветков и связал из них маленький (ЧТО?) букетик.
Косвенные дополнения употребляются с предлогами в Винительном и Родительном падежах, а также в Творительном и Предложном падежах.
Примеры косвенных дополнений:
Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой (ЧЕМ?) лейкой .
От свежевымытого (ЧЕГО?) пола тянуло (ЧЕМ?) прохладой .
Я вышел посмотреть на (ЧТО?) цветы .
Дожди сменились (ЧЕМ?) ветрами .
Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к (КОМУ?) товарищу .
Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую (ЧЕМ?) лямкой кепку.
Я попросил у (КОГО?) тёти Оли небольшой грибной кузовок, перекинул через плечо двустволку и зашагал в лес.
Нередко ученики путают дополнения с несогласованными определениями и обстоятельствами. Нужно помнить, что существительное в роли несогласованного определения можно заменить прилагательным.
Поздно вечером улеглись и долго еще не спали, прислушиваясь, не зашлепают ли по полу лапки (ЧЬИ?) беглеца.
Поплавки недвижно белели среди темно-зелёных лопухов (КАКИХ?) кувшинок.
После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик (ЧЕЙ?) тёти Оли.
Не забудем, что к обстоятельству, в отличие от дополнения, можно задать два вопроса: один из них падежный, а другой – смысловой.
Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗА ЧЕМ?) окунями.
Я открыл глаза и ахнул (ПОЧЕМУ? ОТ ЧЕГО?) от изумления.
Я наклонился поближе и окончательно убедился, что волшебный музыкант спрятался в (ГДЕ? В ЧЁМ?) раковине.
Литература
1. Ильченко О.С. Урок на тему «Дополнение» в VIII классе /Русский язык в школе. — 2003. — №4.
2. Носов Е.И. Кукла: сборник рассказов. — М., ООО «Издательство «Эксмо», 2015.
Прямое и косвенное дополнение в русском языке
В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Укажем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.
Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.
Прямое дополнение
Например:
Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
Поймал кого? рыбку.
«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.
Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):
Жалко (кого?) девочку , сиротку Феклушу (Н. Некрасов).
Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).
Способы выражения прямого дополнения
Прямое дополнение обычно выражается:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога:
2. существительным в форме родительного падежа без предлога:
а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:
б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:
3. несвободным словосочетанием:
Примеры предложений с прямым дополнением
Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).
Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).
(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).
Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).
Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).
Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).
Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).
В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение так называется из-за того, что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.
Способы выражения косвенных дополнений
1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:
- увлекаемся (чем?) спортом;
- веришь (во что?) в победу;
- ходите (на чём?) на лыжах;
- сочувствовали (кому?) приятелю;
- жать (чем?) серпом;
- зайду (к кому?) к нему.
2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:
Это число делится (на сколько?) на четыре .
Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам .
Лес печальнее и однообразнее (чего?) моря , особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный (И. С. Тургенев).
Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.
Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове .
Гость вежливо поздоровался (с кем?) с Виктором и поклонился (кому?) его сестре .
Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).
Науки юношей питают (М. Ломоносов).
Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).
Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).
Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине , которая стояла неоконченная (Н. Григорович).
Видеоурок
Проверим свои знания и выполним тест, указав в предложениях прямые и косвенные дополнения.
Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя побед (В. Быков).
Зачем бобру хвост? В случае опасности бобры громко шлепают хвостом по воде, предупреждая таким образом сородичей (А. Чижевский).
Надо взять у друга эту книгу, чтобы прочитать повесть к следующему уроку.
Мне пришлось заступиться за девочку, которую обижали дети.
Тебе налить ещё кваса?
Девочка усердно готовилась к предстоящему экзамену.
Она зажгла свечу и понесла её в комнату, прикрывая колеблющееся пламя рукой.
Шила в мешке не утаишь (пословица).
Директору нужно еще кое с кем переговорить на эту тему.
Что с тобой случилось сегодня?
Знаю, что скоро мне придется задуматься о будущем.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Прямое и косвенное дополнение – это… (45 примеров)
В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Укажем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.
Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.
Например:
Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
Поймал кого? рыбку.
«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.
Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):
Жалко (кого?) девочку , сиротку Феклушу (Н. Некрасов).
Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).
Способы выражения прямого дополнения
Прямое дополнение обычно выражается:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога:
- помою (что?) миску;
- накормила (кого?) котёнка;
- напишем (что?) сообщение;
2. существительным в форме родительного падежа без предлога:
а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:
б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:
3. несвободным словосочетанием:
Примеры предложений с прямым дополнением
Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).
Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).
(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).
Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).
Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).
Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).
Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).
В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение так называется из-за того, что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.
Способы выражения косвенных дополнений
1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:
- увлекаемся (чем?) спортом;
- веришь (во что?) в победу;
- ходите (на чём?) на лыжах;
- сочувствовали (кому?) приятелю;
- жать (чем?) серпом;
- зайду (к кому?) к нему.
2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:
- количественным или собирательным числительным в падежной форме;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- нечленимым словосочетанием;
- фразеологизмом.
Это число делится (на сколько?) на четыре .
Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам .
Лес печальнее и однообразнее (чего?) моря , особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный (И. С. Тургенев).
Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.
Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове .
Гость вежливо поздоровался (с кем?) с Виктором и поклонился (кому?) его сестре .
Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).
Науки юношей питают (М. Ломоносов).
Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).
Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).
Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине , которая стояла неоконченная (Н. Григорович).
Видеоурок
Проверим свои знания и выполним тест, указав в предложениях прямые и косвенные дополнения.
Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя побед (В. Быков).
Зачем бобру хвост? В случае опасности бобры громко шлепают хвостом по воде, предупреждая таким образом сородичей (А. Чижевский).
Надо взять у друга эту книгу, чтобы прочитать повесть к следующему уроку.
Мне пришлось заступиться за девочку, которую обижали дети.
Тебе налить ещё кваса?
Девочка усердно готовилась к предстоящему экзамену.
Она зажгла свечу и понесла её в комнату, прикрывая колеблющееся пламя рукой.
Шила в мешке не утаишь (пословица).
Директору нужно еще кое с кем переговорить на эту тему.
Что с тобой случилось сегодня?
Знаю, что скоро мне придется задуматься о будущем.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Дополнение в английском языке: разбираемся на примерах
Грамматика любого языка характеризуется набором главных и второстепенных членов предложения. Одним из наиболее употребляемых второстепенных членов предложения является дополнение. Поэтому данную статью посветим ему и рассмотрим дополнение в английском языке.
Что такое дополнение?
Подобно русскому языку, в английском дополнение – это второстепенный член предложения. Дополнения обозначают некий одушевленный или неодушевленный предмет/объект, по отношению к которому совершается определенное действие.
I’m searching for a book. – Я ищу книгу.
В данном примере «a book» (книга) является дополнением.
Дополнения в английском предложении обычно занимает место после глагола (либо глагольной конструкции глагол+прилаг.).
She is scared of him. – Она его боится. (пример с конструкцией глагол+прилаг.)
В английском выделяют два типа дополнения:
- Прямое (direct object)
- Косвенное (indirect object)
Рассмотрим каждый тип по-отдельности.
Прямое дополнение
Прямое дополнение в английском это непосредственный объект, на который направлено действие. Беспредложные дополнения всегда присоединяется к глаголу без помощи предлога, поэтому и имеют такое название.
Рассмотрим следующие примеры:
I hate this dish – Я ненавижу это блюдо.
I study chemistry at the university. – Я изучаю химию в университете.
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение – это тип дополнения, при котором указывается еще один объект, на который посредством прямого дополнения направлено действие. То есть это лексическая единица, которая в предложении отвечает на вопросы косвенных падежей «кому?», «чему?».
Теория звучит довольно запутанно и сухо, поэтому давайте рассмотрим правило на примере косвенных дополнений.
К примеру, возьмем глагол write (писать).
Глагол может употребляться с прямым дополнением.
She is writing a letter. – Она пишет письмо.
Но зачастую при употреблении данного глагола мы также указываем адресата, то есть объект, по отношению к кому совершается действие. Таким образом, выходит следующее:
She is writing us a letter. – Она пишет нам письмо.
В этом случае «us» (нам) – это косвенное дополнение, а «a letter» (письмо) – прямое.
Косвенное дополнение (или как иногда его называют непрямым дополнением) не может употребляться в предложении без прямого. Даже в случаях его отсутствия, оно подразумевается.
Ho wrote me… — Он мне написал.
Косвенные дополнения делятся на предложные и беспредложные.
Предложное дополнение
Это случаи, когда дополнение присоединяется к глаголу с помощью предлога, но обозначает непосредственный предмет, по отношению к которому совершается действие. Примеры предложных дополнений представлены ниже:
Mom is proud of her children. – Мама гордится своими детьми.
He is talking to his friend. – Он разговаривает со своим другом.
Беспредложное дополнение
Эта группа отвечает на вопрос «to whom?» («кому?). Это косвенное дополнение, которое присоединяется к глаголу без помощи предлога.
Пример беспредложных косвенных дополнений:
They gave the girl a book. – Они дали девочке книгу.
В данном случае «the girl» является беспредложным косвенны дополнением.
Сложное дополнение
Несмотря на пугающее название, сложное дополнение в английском языке не вызывает особых трудностей, если внимательно изучить теорию и понять суть. Поэтому предлагаем рассмотреть правило сложного дополнения в английском. По сути это простая грамматическая конструкция, состоящая из трех компонентов.
Формула выглядит так: глагол + дополнение (которое выражается существительным или местоимением) + инфинитив с/без to или же V4 (глагол + -ing)
Чтобы было легче разобраться, давайте начнем с примеров на русском языке.
Я хочу, чтобы ты меня слушал.
Я хочу, чтобы Джейн навестила брата.
Как перевести эти предложения на английский?
Если использовать конструкцию complex object, предложение будет выстроено грамматически правильно и звучать по-английски корректно.
I want you to listen to me.
I want Jane to visit her brother.
Важно запомнить, что на русский такие предложения переводятся при помощи придаточных предложений. То есть вы можете использовать союзы «чтобы», «как», «что».
Формальное дополнение
Выделяется так же такая категория, как формальное дополнение. Это дополнение, выраженное местоимением it, которое употребляется после ряда переходных глаголов. Например, feel, think, find. Оно никак не переводится на русский язык.
He finds it strange that his girlfriend does not show her smartphone to him.
Ему кажется странным то (тот факт), что его девушка не показывает ему своей смартфон.
Вопрос к дополнению
Еще один важный аспект в рамках данной темы – это вопрос к дополнению. Поскольку выделяется два типа дополнения, то и вопросы рассмотрим по отдельности.
Если речь идет о прямом дополнении, тогда все довольно просто. На первое место выходит вопросительное слово who (кто – для одушевленных объектов) или what (что – для неодушевленных предметов).
What are you writing? – Что ты пишешь?
Who did you meet there? – Кто тебя встретил там?
Если вопрос ставится к косвенному дополнению, тогда по-прежнему на первое место выходит соответствующее вопросительное местоимение, а предлог ставится в конец предложения, как показано в примерах:
What are you listening to? – Что ты слушаешь?
Who is she speaking of? – О ком она говорит?
Автор статьи: Анастасия Романова, методолог Lim English