Должностная инструкция замполита училища
Кто такой замполит в армии?
Замполит в армии играет весьма значимую роль. Чтобы понять это, нужно для начала прояснить, что сама по себе армия имеет сложное устройство, представляя собой механизм по превращению молодых ребят в профессиональных военных. За какой-то год необходимо обучить молодое пополнение обращению с оружием, с различным военным транспортом и техникой, закалить характер. Однако физическая подготовка и обучение — это ещё не всё. Развиваться у солдата должен и интеллект, а кроме того, требуется идеологическая подготовка.
Она необходима для того, чтобы солдат понимал, за что именно он воюет. Какие ценности он обязан защищать. Чтобы у него была мотивация переносить тяготы и лишения воинской службы. Чтобы при необходимости он мог смело идти в бой с врагом, не боясь погибнуть. Не имея ненависти к врагу и стойкого понимания тех идеалов, которые он защищает, солдат может и не добиться победы. А ещё каждый боец должен знать законы, историю хотя бы в рамках азов, разбираться в боевой тактике. И именно замполит в армии отвечает за то, чтобы бойцы получили необходимые им сведения, развивались в интеллектуальном плане.
Замполит в армии — со времён СССР
Замполиты появились в рядах армии в СССР. На тот момент данный специалист был ответственен за нравственное воспитание, идеологический и политический аспекты. Работал он как с молодым пополнением, так и с командирским составом. Задачи были крайне важными, так как идеологии в те времена давали ведущую роль. Замполит должен был объяснить, почему враги плохие, почему нужно придерживаться существующих взглядов, и так далее. Данный специалист работал и с командирским составом, объясняя, как правильно заниматься обучением рядовых.
Помимо этого, замполит следил за продовольственной ситуацией, за наличием экипировки. Был ответственен за полноценный отдых военнослужащих. К этому человеку можно было обращаться по огромному множеству вопросов, начиная от желания перейти в другую часть, заканчивая семейными проблемами дома. Вопросы решались либо на месте, либо в дальнейшем, с привлечением непосредственного начальства.
Праздничные дни также находились под его ответственностью, и замполиту было необходимо:
- Организовать встречи с родственниками военнослужащих;
- Провести встречи с известными людьми, культурными деятелями;
- Организовать спортивное мероприятие;
- Подобрать подходящее видео, как правило — идеологическое, организовать его просмотр.
Замполит в современной армии
Сегодня требования и задачи изменились, и серьёзное идеологическое воспитание перестало быть необходимым. Теперь замполит занимается в основном обучением. Он преподаёт военную историю, законодательство. Эти занятия позволяют не просто узнать нечто новое, но и усвоить информацию, которая будет полезной и после армии. Особенно это касается юридических аспектов.
За замполитом сохраняется также и воспитательная роль — как в рамках необходимости организовывать соответствующие мероприятия, так и при необходимости решения проблем индивидуального порядка, актуальных для единственного солдата. Преступные происшествия в пределах части также остаются в его ведении. Он отвечает за бойцов, которых воспитывает.
Подготовка замполитов осуществляется в ВУЗах с армейским уклоном. Однако помимо соответствующего образования важны и личностные качества такого специалиста. Так, он должен быть хорошим организатором, психологом, быть истинным примером для подражания. Только в таком случае успех будет ему гарантирован. Однако в реалиях данную должность нередко занимают люди. Не имеющие должных талантов и подготовки. Разумеется, что это создаёт не лучшую ситуацию.
Работа замполита
Замполит в армии — это крайне важный человек для самих солдат. Будучи должным образом подготовленным, имея талант и расположение к своей работе, он становится настоящим отцом для молодого пополнения, помогая решать самые разные вопросы. Как результат искореняется дедовщина, не возникает проблем с обеспечением. Личный состав имеет бодрый настрой, и каждый человек отлично понимает, чего ради он находится в рядах армии. Если же работы ведутся плохо или не ведутся вовсе, замполит теряет уважение, и власть над умами переходит в руки старослужащих или других людей. Обстановка может накаляться, солдатам некому обратиться со своими проблемами. Одним словом, все недоработки ощущаются сразу. Потому важность данной персоны нельзя недооценивать.
Работа замполита далеко не самая простая — хотя бы из-за того, что она охватывает широкий спектр самых разных сфер. Однако она крайне важна для поддержания здоровой атмосферы и боевого духа в армейских рядах.
Замполиты в полиции нужны для воспитания сотрудников.
27 марта 2012 года адвокат, председатель комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов предложил ввести в отделах полиции такую должность, чтобы предотвратить случаи, подобные казанскому.
В эфире «Русской службы новостей» он заявил, что заместитель по воспитательной работе должен общаться с личным составом правоохранительных органов, быть «братом и сестрой» для сотрудников. А. Кучерена уверен, что только улучшение психологического климата в правоохранительных органах сможет решить проблемы полиции.
«Наша психика находится в динамике. Иногда человек может неадекватно себя повести, в силу того что кто-то его оскорбил, у него какие-то плохие отношения с кем-то. И тут нужен специалист, который сможет сказать доброе слово, который мог бы помочь, а мог бы его отстранить от службы», — сказал адвокат.
А. Кучерена отметил, что замполитов следует набирать не из действующего состава, а «со стороны», чтобы избежать их ангажированности. По мнению члена Общественной палаты, человек на этой должности должен иметь юридическое образование, а также пройти курс психологии.
Замполит должен быть готов «не просто работать, а служить человеку», подчеркнул адвокат.
Напомним, сегодня министр внутренних дел Рашид Нургалиев также предложил ввести курс «Человеколюбие» в вузах МВД.
Так министр он отреагировал на предложение одного из членов Общественного совета о привлечении представителей религиозных конфессий к воспитанию и обучению будущих полицейских.
Напомним, сегодня министр внутренних дел Рашид Нургалиев также предложил ввести курс «Человеколюбие» в вузах МВД.
А если серьёзно, то…
«Все новое — хорошо забытое старое»…
Анатолию Кучерене, президенту, премьеру, министрам обороны и полиции хочу напомнить, что в Советское время были политические училища, которые готовили дипломированных специалистов по работе с личным составом в армии, в том числе и МВД.
В этом 2012 году исполнилось 45 лет со дня образования большинства военно-политических училищ Вооруженных Сил СССР. Формирование многих военно-политических училищ началось после выхода постановления ЦК КПСС от 21 января 1967 года «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте СССР».
В марте — июне 1967 года было образовано 8 военно-политических училищ, а к концу 90-х годов в Советском Союзе было уже 11 высших военно-политических училищ и одно высшее политическое училище МВД СССР, а именно:
· Голицынское высшее пограничное военно-политическое училище КГБ СССР (Московская область);
· Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи;
· Киевское высшее военно-морское политическое училище;
· Курганское высшее военно-политическое авиационное училище;
· Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО;
· Ленинградское высшее политическое училище МВД СССР;
· Львовское высшее военно-политическое училище (Училище осуществляло подготовку офицеров по специальностям: «культурно-просветительная работа» и «военная журналистика»);
· Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище;
· Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище;
· Рижское высшее военно-политическое краснознаменное училище;
· Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище;
· Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище.
Офицеры-политработники в эпоху СССР искренне и добросовестно исполняли свои служебные обязанности, являлись в большей степени учителями и воспитателями для офицеров, сержантов и солдат.
Напомню, что 1991 году, после уничтожения Советского Союза, новая власть, первым делом уничтожила институт «замполитов» в армии, на флоте, органах ГБ, милиции не предложив ничего взамен.
Задачу свою новая волна реформаторов-разрушителей выполнила сполна!
Даже самые агрессивные наши недруги не могли так сделать…
В результате борьбы с идеологией, была разрушена система воспитания военнослужащих, и, армия, из школы жизни превратилась в школу выживания. Лишь через несколько лет, после того, как все профессионалы, не выдержав унижений и неопределенности, уволились из рядов Вооруженных Сил, новая власть осознала, что воспитанием военнослужащих должны заниматься подготовленные специалисты.
Предложение А. Кучены хорошее, но плохим будет воплощение его, если его всё же захотят воплотить…
Жалкие потуги хоть как-то исправить ситуацию пристроив в армию психологов по ускоренной программе, священослужителей коренным образом ситуацию не изменят, тем более взяв их «со стороны».
Даже представить себе невозможно, как и сколько времени этот замполит будет вникать в премудрости службы, отдельно взятой службы или должности, чтобы иметь хоть какое-то представление, и на какой Почве он будет строить свою работу.
Видно ушла в историю эпоха тех боевых комиссаров, замполитов, политруков, и только Память в сердцах ветеранов, камне памятников будет хранить образ Великих людей — Инженеров человеческих душ, беззаветно верящих светлым идеалам, поднимающих в бой за них!
Замполиты! Удачное их уничтожение последствием ГКЧП
В России комиссары впервые стали появляться в воинских частях после Февральской революции 1917 в связи с нелояльностью ряда офицеров новой власти, а окончательно институт комиссаров был закреплён законодательно при создании Красной Армии. Комиссары осуществляли надзор за деятельностью командования воинских частей и руководили пропагандистской работой. Помимо базовых, политических функций, комиссары участвовали в административном и хозяйственном управлении. К началу 1920 года в Красной Армии было более трёх тысяч комиссаров. По выражению Троцкого: «В лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев, который — без кастовых привилегий — умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса.»должностная категория политработников подразделений (рот, батальонов, эскадронов и им равных) в Советских Вооруженных Силах в 1919—42 (с перерывами), назначаемых из членов партии для проведения её политики и воспитательной работы с военнослужащими.
История: должность введена в 1919 приказом РВСР. Существовала с 1919 до 1924, в 1935-1940. С началом Великой Отечественной войны Указами Президиума ВС СССР вновь введена 16 июля 1941 в Советской Армии и 20 июля 1941 в ВМФ, одновременно с введением института военных комиссаров.
Политрук вместе с командиром нёс ответственность за все стороны жизни и боевую деятельность подразделения, обладал одинаковыми с командиром правами; имел заместителя из числа коммунистов или комсомольцев. В обязанности политрука входило проведение в жизнь политики партии; воспитание личного состава в духе советского патриотизма, верности военной присяге; руководство партийными и комcомольскими организациями подразделения; информация воинов о положении на фронтах, событиях в стране и в мире; забота о материальном обеспечении личного состава и др.
Проводя повседневную воспитательную работу, политрук должен был личным примером бесстрашия и мужества воодушевлять воинов, обеспечивая выполнение боевой задачи. Первый в войне великий подвиг самопожертвования во имя Родины был совершён политруком роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии А.К. Панкратовым (бывший рабочий из Вологды; Герой Советского Союза, 1942, посмертно). В критический момент боя 24 августа 1941 под Новгородом он, увлекая за собой бойцов, с возгласом «Вперёд!» бросился на фашистский пулемёт и грудью закрыл его огонь.
Всему советскому народу стал известен подвиг младшего политрука В.Г. Клочкова-Диева. Газета «Правда» 22 марта 1942 писала: «В историю Великой Отечественной войны, как одна из славных и почётных её фигур, войдёт фигура политрука, с автоматом в руках, в маскировочном халате и каске, идущего впереди и увлекающего за собой бойцов к достижению возвышенной и благородной цели — разгрому германских фашистов и освобождению своего Отечества».
С переходом к единоначалию Указами Президиума ВС СССР должность политрука в Советской Армии 9 октября 1942 упразднилась (в ВМФ 13 октября 1942); вместо неё вводилась должность заместителя командира по политчасти.
Личное: (*другой не пример бывший замполит Беленко, унавший новейший самолеь на запад).
К концу 90-х годов в Советском Союзе было уже 11 высших военно-политических училищ и одно высшее политическое училище МВД СССР, а именно:
Голицынское высшее пограничное военно-политическое училище КГБ СССР (Московская область);
Донецкое высшее военно-политическое училище;
Киевское высшее военно-морское политическое училище;
Курганское высшее военно-политическое авиационное училище;
Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО;
Ленинградское высшее политическое училище МВД СССР;
Львовское высшее военно-политическое училище;
Минское высшее военно-политическое училище;
Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище;
Рижское высшее военно-политическое краснознаменное училище;
Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище;
Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище.
В Советской армии наиболее зловредной разновидностью работников трибуны были замполиты, окончившие военно-политические училища (реже встречались выпускники «гражданских» ВУЗов). В жизни воинской части они не смыслили ровным счетом ничего, поэтому предпочитали заниматься, чем умели, т.е. распределением квартир, дефицитной мебели, ковров, а также рассмотрением персональных дел коммунистов, допустивших отклонения от норм коммунистической морали.Сколько же человеческих душ ими загублено.
Косвенно, но результатом ГКЧП явилось»уничтожение» касты прихлебателей замполитов.
В сентябре 1991 году в российской армии должность «замполит» была переименована в «помощник командира по воспитательной работе», именовавшиеся по привычке ЗАМПОЛИТами. В 2002 году в военных ВУЗах была снова введено обучение политработников, специальность которых сейчас называется «офицер-воспитатель». Срок обучения по этой специальности — пять лет, первые выпускники пришли в войска в 2007 годую
Анекдот для эатравки:
— Товарищ замполит! А что такое в материализме развитие по спирали?
— Ну как вам сказать? Вот, например, в прошлом году, когда мы в нашей медсанчасти пускали девок по кругу, я от Клавки поимел триппер, в этом году — сифилис. Ну, а на следующем витке уже готовлюсь к СПИДу.
— И нельзя это дело никак предотвратить?!
— Э-э, дружок, против диалектики не попрешь!
Замполиты для генерала Шойгу. Министр вернёт в армию воспитателей
Активность Сергея Шойгу на посту министра обороны РФ не иссякает. Определившись с вопросами тела, к которым, несомненно, относятся прощание с портянками и замена банного дня на душевые кабины, министр перешёл к вопросам морально-нравственного воспитания военнослужащих.
В этой связи Шойгу объявил о принципиальном решении вернуть в армию институт офицеров-воспитателей. Министр особо подчеркнул, что рассматривать эту инициативу как рудимент советской системы не следует. Новые воспитатели, по видению Шойгу, должны быть профессионалами своего дела, умеющими «работать с душой солдата».
Пока неизвестно, какой вуз будет готовить таких профессионалов для нужд армии. Сам министр полагает, что этой задачей займётся один из гражданских вузов, хотя и не исключает, что миссия может быть поручена и военному университету.
Комиссары родом из Италии
Институт военных комиссаров, а впоследствии, замполитов, принято связывать с периодом советской власти, однако исторически это неверно.
Первые комиссары при войсковых частях появились ещё в XVI веке в армиях итальянских республик. Поскольку части формировались из наёмников, в обязанности комиссаров входил контроль за лояльностью солдат «работодателю».
Практически те же функции – контроль за лояльностью личного состава – входил в обязанности комиссаров в частях армии революционной Франции и подразделениях американских колонистов в войне за независимость США.
В армии царской России схожие функции выполняли полковые священники, которые однако не претендовали на управление войсками во время боевых действий.
После свержения самодержавия в России Временное Правительство ввело институт комиссаров в воинских частях, опираясь на мировой опыт: комиссары Временного Правительства следили за лояльностью командиров частей.
Однако широкое распространение институт военных комиссаров получил после Октябрьской революции, когда новая власть, нуждаясь в профессиональных военных, принимала на службу бывших офицеров царской армии, не будучи абсолютно уверенной в их лояльности.
Представители партии
Для контроля над деятельностью «военспецов» к ним приставлялись представитель партии большевиков с широкими полномочиями.
К 1919 году при Реввоенсовете республики был создан сначала Политотдел, а потом и Политуправление, регламентировавшее деятельность комиссаров в войсках.
На комиссаров возлагалась как деятельность, непосредственно связанная с боевой подготовкой и военными операциями, так и пропагандистская работа среди личного состава.
Появилось и низшее звено политработников – политруки, выполнявшие роль комиссаров на уровне роты и ниже. В отличие от комиссаров, они не имели полномочий вмешиваться в военное командование и занимались лишь работой с личным составом.
С 1925 года число комиссаров стало снижаться – в частях, где командиры были коммунистами, их присутствие не требовалось.
Должность комиссаров была восстановлена вновь в начале Великой Отечественной войны, но окончательно была упразднена в октябре 1942 года.
Причиной тому стали отсутствие квалифицированных кадров, а также жалобы со стороны командиров частей – фактически наличие комиссара создавало двоевластие в подразделении, что мешало выполнению боевых задач.
Место комиссаров окончательно заняли замполиты, которые находились в подчинении у командиров частей и занимались исключительно политико-воспитательной работой.
В довоенный период и отчасти в годы Великой Отечественной войны отмечалось, что комиссары и замполиты зачастую не имели должного уровня подготовки для выполнения поставленных перед ними задач.
Двойной удар
После войны воспитательной работе в армии стало уделяться большое значение. В 1967 году в СССР было открыто сразу 8 военно-политических училищ, в задачу которых входила подготовка будущих замполитов. Курсанты данных училищ получали не только военное образование, но и гражданскую специальность, как правило, «учитель истории СССР и обществоведения».
В задачи замполитов входила как общегосударственная подготовка военнослужащих, их политическое образование, так и пресечение неуставных взаимоотношений в частях, обеспечение нормального микроклимата в коллективе.
К моменту распада СССР существовало 11 высших военно-политических училищ, а также по одному подобному заведению в структуре КГБ и МВД. В 1992 году в связи со сменой государственного строя целенаправленная подготовка политработников была прекращена, а должность замполита переименовали в заместителя по воспитательной работе.
Отсутствие квалифицированных кадров, которые перестали выпускаться училищами, привело к тому, что эти должности стали занимать как выпускники обычных военных училищ, так и офицеры-срочники, выпускники военных кафедр гражданских вузов.
В результате воспитательная работа с солдатами, чей образовательный уровень в новой России резко упал, практически сошла на нет. Итогом этого стал рост неуставных взаимоотношений и низкая дисциплина в армии.
Понимание того, что со специалистами по воспитательной работе поступили как минимум неумно, пришло в 2002 году, когда в ряде военных университетов была возобновлена подготовка офицеров-воспитателей.
Первые выпускники по специальностям «военно-специальная работа», «педагог-психолог», «морально психологическое обеспечение войск» появились в подразделениях в 2007 году, а всего через два года по офицерам-воспитателям был нанесён новый удар.
Тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков посчитал воспитательную работу в армии излишней.
В 2009 году в рамках реформы было сокращено до 70 процентов должностей офицеров-воспитателей. В 2010 году был понижен статус Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны РФ. ГУВР был преобразован в управление при Главном управлении кадров Минобороны, а около 40 процентов его штатных должностей переведено из офицерских в гражданские. Данные решения вызвали крайне негативные оценки среди военных экспертов.
Теперь генералу армии Шойгу придётся восстанавливать разрушенную систему фактически с нуля.