Портфолио студента как инструмент получения перспективной работы
Портфолио студента как инструмент получения перспективной работы
Каждый успешный, активный, идущий в ногу со временем студент мечтает о головокружительной карьере. Произвести положительное впечатление на работодателя, выгодно представить себя поможет собранная информация о собственных навыках, достижениях и умениях. С этой целью современные студенты оформляют портфолио еще на стадии получения образования в ВУЗе, колледже или техникуме.
Портфолио студента ВУЗа – это рекламная карточка, цель которой продемонстрировать интересные, яркие и запоминающиеся моменты из личной и профессиональной жизни студента и доказать присутствие необходимых для получения желаемой работы навыков. В портфолио отражают научные, спортивные, творческие и личные достижения, которые подтверждаются приложенными документами (грамотами, дипломами, фотографиями).
Созданием портфолио студенту лучше заняться на первом курсе, тогда появится дополнительная мотивация к самоорганизации и планированию собственного будущего. Если, будучи первокурсником, этого сделать не получилось, то выпускнику такой документ необходим обязательно для объективного определения собственной самореализации и профессиональных компетенций.
Любой человек, столкнувшись с проблемой создания портфолио, невольно задумается о собственной значимости, такой документ поможет:
— объективно взглянуть на себя, проанализировать собственные образовательные и творческие достижения;
— спланировать и оценить направления дальнейшей деятельности;
— работать над собой, учиться самоконтролю;
— повышать уровень образования в течение всей жизни.
Как сделать портфолио?
Сделать портфолио самостоятельно несложно, но подойти к этому вопросу необходимо со всей ответственностью. Следует помнить, что структура и последовательность разделов должна быть логична, отвечать существующим образовательным стандартам, не должна иметь грубых стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок. Некачественный документ может оттолкнуть людей, готовых помочь вам в развитии или карьере, а значит, цель портфолио не будет достигнута.
Для начала нужно найти образец или пример портфолио студента ВУЗа или колледжа, лучше сравнить несколько вариантов, в Интернете их можно скачать бесплатно. В каждом ВУЗе присутствуют собственные требования к разделам портфолио, нет единого, унифицированного шаблона.
На сегодняшний день выделяют следующие типы портфолио:
— Портфолио документов – портфель документов, подтверждающих достижения студента;
— Портфолио работ – сборник творческих, исследовательских, а также описание направлений его творческой и учебной деятельности;
— Портфолио отзывов – содержит отзывы преподавателей, руководителей, а также собственную оценку достижений.
При желании эти типы портфолио можно объединить в одно электронное портфолио студента. Электронный вид документов мобилен и удобен для хранения. Для его создания достаточно знать программы Word и PowerPoint. Современные молодые люди размещают электронное портфолио в сети Internet и используют для трудоустройства. Существуют онлайн-сервисы для создания презентации онлайн, на них можно найти образец портфолио студента и создать собственное, используя существующие в сервисе шаблоны.
В структуре любого вида портфолио распространены следующие разделы:
— титульный лист: как и любой другой титульник содержит название ВУЗа, Ф.И.О. учащегося. Кроме того, может содержать личные данные – дату рождения, специальность, квалификацию, форму обучения, период, за который предоставлены документы, контактную информацию (номер телефона, Email, Skype и т.д.), фотографию в углу титульного листа;
Образец титульного листа портфолио
— учебная деятельность: примеры учебных работ, средний балл, отзывы преподавателей;
— профессиональный опыт: производственная практика, участие в мастер-классах, обучение на военной кафедре, наличие профессий, в качестве подтверждающих документов можно приложить отзыв с места прохождения практики, сертификаты, дипломы, оценочные листы;
— научно-исследовательская работа: участие в олимпиадах, конкурсах, работа в научных кружках, выступления на конференциях, публикации в журналах, подтверждаются грамотами, публикациями, сертификатами, дипломами, курсовыми работами, листами наблюдений.
-внеурочная деятельность: участие в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, военно-патриотическая деятельность.
-дополнительное образование: участие в секциях, кружках, студиях, получение дополнительной профессии.
Образец портфолио студента:
Портфолио стр. 1
Портфолио стр. 2
Портфолио стр. 3
Портфолио стр. 4
Портфолио стр. 5
Портфолио стр. 6
Портфолио стр. 7
Портфолио стр. 8
Портфолио стр. 9
Портфолио стр. 10
Портфолио стр. 11
Портфолио стр. 12
Когда портфолио может пригодиться?
Безусловно, пригодится не всем. Этот документ будет хорошим помощником только активным, перспективным и предприимчивым студентам.
Многие крупные компании готовы взять на работу молодых специалистов, и для получения перспективной работы грамотно оформленные достижения – незаменимый инструмент. Для этих целей больше подойдет электронное портфолио студента в виде презентации. В нем следует в первую очередь выделить именно те моменты, которые, на ваш взгляд, были бы интересны работодателю.
Наличие портфолио может повлиять на размер стипендии, некоторые ВУЗы выплачивают дополнительную академическую стипендию наиболее успешным студентам и выбирают таких учащихся, анализируя их успеваемость, достижения и социальную активность. Кроме академической стипендии существует еще президентская стипендия, которую тоже получает далеко не каждый желающий, тут тоже портфолио может пригодиться.
Любителям участвовать в конкурсах и олимпиадах иногда требуется портфолио. Это касается, в первую очередь, престижных конкурсов, таких как «Студент года». Целью такого конкурса является выявление и поддержка талантливой молодежи, победители награждаются дипломами и ценными подарками.
Каждому студенту хочется добиться успеха, получить признание и хорошую, достойно оплачиваемую работу. Создав собственное портфолио, мало кому будет интересно оставить его листы наполовину пустыми. Чтобы сделать презентацию, способную произвести впечатление, придется относиться к учебе внимательнее — писать научные работы, публиковать статьи, участвовать в научных конференциях, олимпиадах.
Если с наукой возникнут трудности, бросать оформление своих заслуг не стоит, можно обратить внимание на творческие конкурсы или спортивные соревнования. Это поможет и самоопределению, в процессе участия в конкурсах может оказаться, что специальность выбрана неправильно и ваше призвание, например, дизайнер, а не механик. Еще не поздно сменить профессию, пройти обучение на дополнительных курсах.
Добиваясь успеха в выбранной сфере образования, продолжая пополнять портфолио студента грамотами, наградами, дипломами, подтверждая профессиональную компетенцию, можно значительно увеличить шансы устроить свое будущее наилучшим образом и получить хорошую работу. А опыт участия в конкурсах и соревнованиях поможет быстрому движению по карьерной лестнице.
Видео по теме:
Портфолио как перспективный инструмент оценки индивидуальных достижений студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селин Б. Н.
Текст научной работы на тему «Портфолио как перспективный инструмент оценки индивидуальных достижений студента»
ПОРТФОЛИО КАК ПЕРСПЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА
старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков БелЮИ МВД России
Сегодня в мире растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена не позволяет отразить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у обучаемых для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания вуза. Наиболее часто используемые, стандартизированные тесты, как нам представляется, также не могут оценить как «продвинутые навыки» обучаемых, так и их умения выполнять задания в реальных жизненных и профессиональных ситуациях. Широкое применение тестов является ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в высшем профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной гражданской жизни. И, несомненно, менее всего они предназначены для выявления индивидуальных возможностей и склонностей студентов.
Анализ зарубежного опыта и российской практики показывают, что важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений («портфолио») студента, и как более высокая ступень технологии планирования профессиональной карьеры — «портфолио карьерного роста».
Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: министерский портфель, портфель инвестиций и т.п. Портфо-лио (в широком смысле слова) — это способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в (или за) определенный период его обучения.
Наиболее широкое применение портфо-лио получило в зарубежной практике, причём диапазон его применения постоянно расширяется: от начальной до высшей школы и на рынках труда.
Идея использования портфеля индивидуальных образовательных достижений возникла как результат исследовательской работы в рамках Национальной образовательной инициативы Великобритании, цель которой состояла в повышении качества подготовки студентов высших учебных заведений путем формирования гармонично развитой личности обучаемого, осознающей содержание обучения и способной брать под личную ответственность и контроль достижение результатов своего образовательного и духовного развития. Данная концепция была названа «Планирование личностного развития» (ПЛП). Согласно определению, приведенному в Методических рекомендациях по развитию компетенций студента вуза, ПЛП рассматривается как «структурированный и последовательный процесс демонстрации студентом результатов своей образовательной и творческой деятельности и планирование процесса личностного, профессионального и карьерного роста» [2] и является частью концептуальной контрольно-формирующей стратегии «Развития компетенций студента высшего учебного
заведения», компонентами которой являются а) формализованная (оценочная) фиксация результатов образовательного процесса, сопровождаемая подтверждающими документами (аттестации, оценки, творческие задания, курсовые и дипломные работы, проекты, отчеты) и б) рефлексивная составляющая достигнутых результатов образовательной подготовки (планы, отчеты) с их поэтапным осмыслением.
Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
Характерным явлением, лежащим в русле Болонского процесса, стало создание единых европейских образцов портфолио, таких как, например, принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио» для оценки уровня компетенции в области иностранных языков, который, в свою очередь, позволяет оценить достижения учащихся на основе «Общеевропейских компетенций владения языком» [1].
Анализ современной российской педагогической практики показывает, что идея применения портфолио нашла наибольший отклик в системе общего образования, в частности в рамках экспериментальной программы профильного обучения (пред-профильной и профильной подготовки), где «портфель индивидуальных образовательных достижений» [5] признан одним из компонентов индивидуальных показателей образовательных результатов ученика.
Рабочей группой Министерства образования и науки России разработан подход [4], в котором задаются рамочные стандарты этого документа. В предлагаемом варианте портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Каждый раздел имеет описание по подходам к его наполнению, преимуществам каждого из разделов и существующим ограничениям.
«Портфолио документов» — портфель документированных индивидуальных образовательных достижений, предполагающий возможность как качественной, так и количественной оценки его материалов. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не раскрывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности,
учебного стиля, интересов и т.п. «Портфо-лио документов» может быть представлен сертификатами официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п.
«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может состоять из текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т.д.
Предлагаемая классификация портфо-лио представляется нам, с одной стороны, несколько упрощенной, и в то же время довольно-таки избыточной. Авторы документа принимали во внимание, видимо, возрастные особенности учеников средней школы, разбив его для простоты на несколько отдельных видов. Однако такое членение, не смотря на кажущуюся выгоду оптимизации процесса, совершенно неприемлемо в условиях высшего учебного заведения и тем более вуза МВД России. Нам представляется целесообразным объединить представленные ранее портфолио в одном документе, уделив особое внимание реализации принципа рефлексии, и поддерживая мнение о том, что рефлексивность как профессионально важное качество личности является «ключевой основой для структурирования всех других профессионально важных качеств в целостные системы» [3].
Формирование субъекта профессиональной деятельности предполагает, что специалист руководствуется соответствующими именно этой деятельности мотивами, способен к самостоятельному целеполаганию, имеет средства контроля и оценки качества своей профессиональной деятельности, т.е.
способен к профессиональной рефлексии. Указанные качества необходимы любому специалисту-профессионалу, но в сфере публичных профессий, к которым относятся специалисты системы правоохранительных органов, они приобретают большую значимость, поскольку главным инструментом её деятельности становится личность специалиста. Это усиливает значение психологического аспекта проблемы, делает его знаковым в ряду содержательных, методических и организационных моментов подготовки специалиста.
Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, зачет, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс обучаемого, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других студентов.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить или заменить результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог диплома, аттестата, свидетельства о результатах тестирования, а также выступать наряду с ними.
В отношении образовательного процесса учебных заведений системы МВД России представляется необходимым решение следующих задач по обеспечению эффективного введения и применения портфолио:
1. Разработка списка формирования и
развития ключевых и профессиональных компетенций специалистов системы МВД России.
2. Унификация требований по формированию и развитию компетенций в рамках юридического вуза.
3. Учет служебной специфики вуза.
4. Организация спецкурсов для персонала, отобранного для осуществления контроля и координации работы с портфолио (методистов учебного отдела, наставников, преподавателей).
5. Разработка механизмов учета содержания портфолио работодателем при приеме на работу.
6. Организация взаимодействия участников образовательного процесса, включая подразделения ОВД, определенные для прохождения профессиональной стажировки; общественные и иные организации и ведомства.
Мы полагаем, что реализация данных задач позволит осуществить переход на новую форму оценки индивидуальных достижений курсантов вузов МВД России — «портфолио», что в перспективе будет способствовать дальнейшей поддержке и стимулированию учебной мотивации курсантов; поощрению их активности и самостоятельности, расширению возможностей обучения и самообучения; развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; содействию индивидуализации образовательной составляющей обучаемых и, несомненно, заложит дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации и профессионального роста.
1. European Language Portfolio: accredited model No. 8. 2001. — Center for Information on Language Teaching and Research (CiLT), 2001.
2. http://www.qaa.ac.uk/academicinfrastructure/progressFiles/guidelines/progfile2001 .asp
3. Илларионова, Т. Ф. Рефлексия как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов [Электронный ресурс]. — http: / /www.uop6.ru/uploads/1111550665/illarionova.doc
4. Новикова, Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт [Текст] / Т.Г. Новикова // Директор школы. — № 7. — 2004. — С. 14 — 18.
5. Профильное обучение: первые итоги эксперимента, практика и перспективы // Вестник образования России. — 2005. — № 18. — С. 72
Портфолио студента как инструмент получения перспективной работы
Подборка обязательно осуществляется с участием самого обучаемого и включает его лучшие работы, которые оцениваются на основе четко определенных критериев выставления баллов независимыми экспертами (преподавателями, сокурсниками и т.д.) и сопровождаются свидетельствами самостоятельной работы обучаемого.
На сегодняшний день в образовании сложилась определенная типология портфолио, представленная в отечественных и зарубежных работах [2].
Первый вид — «рабочее» портфолио — рассматривает подборку работ студента за определенный период времени, показывающую произошедшие изменения в его уровне подготовки. Второй вид — «протокольное» портфолио — может содержать любые работы, отражающие в форме документов все виды учебной деятельности, от результатов участия в «мозговой атаке» до черновиков готовых работ. Третий вид — «процессное» портфолио — отражает достижения студента в соответствии с документированными фазами процесса обучения. Четвертый вид — «итоговое» портфолио — обычно используется для получения суммарной оценки знаний и умений обучаемого на основе интегрирования оценок, полученных по различным дисциплинам учебного плана. Формы представления итоговой работы могут быть самыми различными, нередко используются аудиовизуальные средства или электронные версии законченной работы студента. Четвертый вид портфолио также обязательно содержит подготовленное студентом письменное обоснование выбора работ, включенных в представленные итоговые результаты.
Основными принципами формирования портфолио являются непрерывность (постоянный сбор данных); диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса); проблемная ориентированность (включение в состав критериев отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); технологичность критериев отслеживания (включение в критерии максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания); широкий спектр обнаружения изменений (возможность выявления необычных результатов, аномалий); обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс); научность (научная обоснованность модели и отлеживаемых параметров); вариативность (возможность внесения изменений в структуру мониторинга).
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи, к которым можно отнести:
- поддержку высокой учебной мотивации студентов;
- повышение активности и самостоятельности студентов;
- расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной деятельности студентов.
Одной из технологий создания этого инструмента является on-line портфолио. В его общей структуре можно выделить четыре основных компонента: материалы, подтверждающие достижение студентом основных задач курса; материалы, представляющие собственное видение студентом учебного материала; результаты осмысления проделанной им работы в рамках индивидуального плана; отчет о результатах выполнения завершающего проекта по осваиваемому курсу.
«On-line-портфолио» может принимать различные формы. Первая — портфолио может быть создано студентом посредством загрузки ряда документов в специально отведенную для этого часть общего сайта курса, предполагающую работу студента по заранее составленному шаблону. Вторая форма — портфолио позволяет студенту создать свою собственную веб-страничку и составить портфолио в соответствии с собственным понимаем форм отчета по курсу обучения. Хотя первый из этих двух вариантов несомненно легче в освоении и использовании, второй вариант дает студентам больше свободы, позволяет работать более самостоятельно, проявляя в полной мере способности к творчеству по результатам обучения.
В современных условиях основной парадигмой образования становятся: «учение — как учиться», «саморазвитие» и «обучение через всю жизнь». Преподаватель является организатором самостоятельной познавательной деятельности студентов, открывая перед ними различные пути и методы организации самостоятельного познания. Формирование портфолио поможет студенту осознать свои сильные и слабые стороны, а также выбрать приоритетные направления своей образовательной траектории.
Работа студентов над личным профессиональным портфолио начинается в самом начале обучения, когда они на специальных занятиях знакомятся с целями и задачами использования, функциями портфолио и технологией работы с ним. На этом этапе они имеют возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования необходимых компетенций и критерии их оценки, что должно настроить их на серьёзную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Уже на этом этапе можно начать работу по выбору индивидуальной траектории обучения в соответствии с анализом предыдущих достижений студента, степенью его готовности к освоению образовательной программы по специальности.
Несмотря на многие нерешенные организационные проблемы и дополнительные трудозатраты со стороны педагогов, преимущества портфолио несомненны. В целом портфолио обеспечивает:
- непрерывный процесс отслеживания и оценивания качества учебных достижений, на основе которого можно принимать решения об эффективности учебного процесса и реализовывать индивидуальный подход к обучению;
- многомерные представления о различных учебных достижениях и учебной деятельности;
- оценки мыслительной деятельности студента, его междисциплинарных умений, умений постановки проблем, решения нестандартных задач, понимания учебных предметов и овладения соответствующими навыками.
- Портфолио студента образовательного учреждения СПО: Методические рекомендации по структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию) «портфеля достижений студента». — М.: Е-медиа, 2007. — с. 48
- Разработка и сертификация аттестационных тестов: учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова / Государственный университет управления. — М.: ГУУ, 2007 — 91с.
Работа представлена на II научную международную конференцию «Современное обеспечение учебного процесса», Индонезия (о. Бали), 22-29 января 2008 г. Поступила в редакцию 16.01.2008.
Портфолио студента. Правила составления и оформления
Вы — студент. Активный, успешный, считающий себя идущим в ногу со временем. И точно мечтаете о будущей сногсшибательной карьере! Что ж, в этом деле одной лишь старательности и профессионализма явно недостаточно. На работодателя еще потребуется произвести выгодное впечатление.
Приступаем к делу
Как это сделать? Беспроигрышный вариант — собрать тщательно продуманную и отфильтрованную информацию о своих собственных достижениях, умениях и навыках. Именно для этого существует студенческое портфолио, причем приступают к его формированию уже на первых курсах родного учебного заведения.
Портфолио студента колледжа или вуза – это своего рода реклама, смысл которой — в демонстрации наиболее ярких, интересных, одним словом, ключевых моментов учебной, профессиональной и даже личной жизни будущего молодого специалиста. Цель — предстать перед потенциальным работодателем с наиболее выигрышной стороны и убедить последнего в наличии тех необходимых для трудоустройства и успешного продвижения по карьерной лестнице навыков, которые так востребованы в нынешнем обществе в целом и котируются в глазах конкретного босса в частности.
Чем же можно похвалиться?
В портфолио студента находит свое отражение весь спектр научных, творческих, спортивных и личных достижений, которыми может похвалиться будущий молодой специалист. Подтверждением служат наглядные свидетельства в виде красиво оформленных дипломов, грамот, фото и прочих документов, имеющих отношение к делу.
Создавать портфолио студента его будущему владельцу стоит начать уже в первый год студенческой жизни. Помимо прочего, такое занятие отлично повышает мотивацию к планированию карьерных перспектив и овладению навыками дисциплины и самоорганизации.
Если же первокурсник отнесся к делу легкомысленно и не поторопился зафиксировать начало студенческой жизни, заведя «копилку достижений», то от выпускника она требуется в обязательном порядке. Ведь к окончанию учебного заведения ему следует поторопиться с самоопределением в профессиональном и личностном плане.
Что дает портфолио
Каждый, кто задумался о формировании подобного документа, поневоле вынужден «провести ревизию» индивидуальной учебной, трудовой и личной биографии, оценить свою значимость в глазах своих и окружающих.
Портфолио станет помощником в решении задачи объективной оценки творческих и прочих компетенций и успехов, планировки направлений будущей деятельности, овладения навыками самоконтроля, повышения ценности себя как специалиста.
Как самостоятельно изготовить портфолио студента?
Оформить его своими руками не так уж и сложно, но в этом вопросе следует проявить определенную ответственность. Не нужно забывать, что данный документ составляется согласно определенным канонам, самодеятельность здесь неуместна.
Разделы его должны иметь четкую структуру и быть логически выстроенными. Должна соблюдаться необходимая последовательность изложения и наблюдаться взаимосвязь между соседними частями или главами.
Само содержание не должно противоречить существующим стандартам образовательного характера. Ни в коем случае не допускаются грубые ошибки — от стилистических до пунктуационных и орфографических. Наличие их сразу же заявляет о невысоком уровне грамотности соискателя и способно оттолкнуть тех, кто готов обратить благосклонное внимание на профессиональные и прочие достоинства будущего работника. Предъявление такого некачественного документа окажет эффект, обратный ожидаемому, — скорее оттолкнет, чем привлечет возможных коллег и начальство.
Как оно выглядит
Единого универсального портфолио студента не существует. Каждый вуз обладает собственной спецификой, и требования к разделам и составу данного документа везде свои. Шаблоны для портфолио студента существуют в огромном количестве как в печатном виде, так и на просторах сети интернет. Раздобыть подходящий не составляет никакой сложности. Решив подойти к делу грамотно, просмотрите несколько вариантов и определитесь с выбором портфолио студента, образец которого вам подходит больше всего.
Какие же типы их в основном бывают? Как правило, таковых несколько. Есть чисто документальные, представляющие собой сборники всевозможных грамот, дипломов, свидетельств и т. п.
Если вы — гуманитарий
Представители творческих (а также научных) профессий чаще всего в студенческие годы заняты формированием пакета собственных работ, наглядно демонстрирующих направления исследовательской, научной, творческой либо другой специфической деятельности.
Портфолио может представлять собой коллекцию отзывов — руководителей, преподавателей, других заинтересованных лиц.
Все вышеописанные типы возможно объединить в единый документ, к тому же перевести его в электронный формат. Хранить данные в цифровом виде — практично и удобно, такое портфолио на компактном носителе всегда под рукой и может быть в любой нужный момент продемонстрировано работодателю.
Что требуется знать
Оформление портфолио студента в «продвинутой» электронной форме требует элементарных навыков владения программой Word (либо другим текстовым редактором), а также PowerPoint — средством для создания презентаций. Среди современных студентов стало популярным размещение такого электронного портфолио в сети Internet (например, в облачном хранилище), где оно практически всегда под рукой.
Более того, появились уже и специальные онлайн-сервисы, позволяющие создавать презентации прямо в сети, снабженные коллекцией образцов и шаблонов.
Портфолио студента — образец оформления
Из чего же конкретно состоит данный документ? Давайте рассмотрим стандартную структуру портфолио студента.
В документе любого вида имеется титульный лист с названием вуза, данными учащегося в виде Ф.И.О. и иногда — даты рождения. Чаще всего титульный лист портфолио выпускника или студента содержит указание на квалификацию и специальность. Здесь же упоминается форма обучения и временной период, к которому относятся предъявляемые документы.
Кроме того, титульный лист портфолио несет, как правило, всю необходимую контактную информацию (номер мобильного телефона, адреса скайпа и электронной почты). В уголке его располагается фотография.
Что на следующих листах?
Как правило, основные и самым тщательным образом оформленные первые страницы бывают посвящены учебной деятельности студента. Их обычно заполняют примерами учебных работ, выписками из ведомостей с указанием среднего балла, преподавательскими отзывами.
Далее следует информация, касающаяся профессиональной стороны дела — описание имеющегося опыта, данные о прохождении разных видов производственной практики, о наличии дополнительной профессии (что подтвердить можно приложением соответствующих сертификатов, дипломов и квалификационных удостоверений). Сюда же помещаются и отзывы, полученные на производстве при прохождении практики. Если студент принимал участие в каких-либо мастер-классах, это следует обязательно упомянуть и дополнить имеющимися свидетельствами и фотографиями.
Наука — это престижно
Отдельный раздел портфолио студентов вуза обычно бывает отведен для научной работы и различных исследований. Здесь же описывается участие в разных видах конкурсов и олимпиад, посещение научных кружков и объединений, журнальные и газетные публикации, доклады и выступления (если таковые были) на всевозможных конференциях. Данный раздел обычно бывает заполнен образцами публикаций, сертификатов, газетных статей, текстов выступлений и т. п.
Следующий из разделов содержит чаще всего информацию о внеурочной деятельности студента, то есть о тех спортивных мероприятиях и творческих конкурсах, где он мог проявить себя, а также о военно-патриотической деятельности.
Напоследок приводятся данные о дополнительном образовании — студиях, секциях, кружках и пр.
В каких случаях ваше портфолио вам пригодится?
Это случается не у всех и не всегда. Поможет оно активному, предприимчивому студенту, хорошо знающему, чего он хочет добиться в жизни и в профессии. Такой выпускник автоматически попадает в число перспективных.
Большинство крупных компаний не против сотрудничества с молодыми специалистами, таким образом вчерашний студент может в одночасье получить вполне перспективную работу. Вот тут-то грамотно оформленное портфолио способно оказать своему владельцу неоценимую услугу.
Как уже упоминалось выше, удобнее всего иметь цифровую версию данного документа. Можно подготовить не слишком длинную электронную презентацию, в которой в форме выразительно оформленных слайдов подать краткую информацию о себе, интересную именно с точки зрения будущего работодателя.
На что еще может повлиять наличие либо отсутствие портфолио?
Порой от него зависит даже получение студентом стипендии. В отдельных вузах принято самым успешным студентам назначать вознаграждение в виде дополнительной академической стипендии. Выбирают претендентов на нее из числа максимально успешных, а таковыми всегда считаются те, кто лучше всех учатся и демонстрируют высокую социальную и общественную активность.
Существует и президентская стипендия, и претендующим на ее получение портфолио также совсем не помешает.