Положение о портфолио студента
Положение о портфолио студента
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008, и в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего и начального профессионального образования.
1.2. Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений студента ГБОУ СПО ТОТФиП.
1.3. Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, проверки освоения общих и профессиональных компетенций, формирования мотивации на достижение определенных результатов в освоении основной профессиональной программы.
1.4. Портфолио студента ГБОУ СПО ТОТФиП – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты, копии приказов, фотодокументы и т.д.), отзывов и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты, результаты самостоятельной работы и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы).
1.5. Портфолио может содержать материал из внешних источников (отзывы или грамоты, выписки из приказов с практики, с военных сборов и т.д.), дающий дополнительную оценку освоения общих и профессиональных компетенций.
1.6. Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства, принятые в ГБОУ СПО ТОТФиП, и позволяет оценивать сформированность общих и профессиональных компетенций.
1.7. Портфолио создается в течение всего периода обучения в техникуме. Его формирование завершается вместе с завершением обучения.
1.8. Портфолио в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Основная цель портфолио – анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста студента.
2.2. Портфолио позволяет решить следующие задачи:
— проследить индивидуальный прогресс обучающегося/студента, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других;
— оценить образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля;
— поддерживать и стимулировать мотивацию обучающихся/студентов;
— поощрять активность и самостоятельность обучающихся/студентов, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности,
— формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
— содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающегося/студента;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
2.3. Формирование портфолио должно осуществляться с учетом следующих принципов:
— самооценки результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности;
— обучающийся/студент систематично отслеживает результаты своей деятельности в избранной им области, отбирает наиболее интересные работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру;
— структуризации и логичности материалов, представляемых в «Портфолио»;
— аккуратности и эстетичности оформления «Портфолио»;
— целостности, тематической завершенности материалов;
— наглядности и обоснованности презентации «Портфолио студента».
3. Порядок ведения портфолио.
3.1. Портфолио обучающегося/ студента формируется с первого курса обучения.
3.2. Ответственное лицо (классный руководитель, мастер производственного обучения, руководитель группы) доводит до сведения обучающихся/студентов информацию о структуре, содержании портфолио, требованиях, предъявляемых к его оформлению.
3.3. Обучающийся/студент, совместно с ответственным лицом определяют цель формирования портфолио, его вид структуру и содержание, планируют систему действий по организации работы над портфолио, определяют вспомогательные материалы, итоговую форму предоставления защиты портфолио.
3.4. Студент систематично отслеживает результаты своей деятельности, отбирает работы и включает их в портфолио.
3.5. Заведующие отделениями обязаны учитывать наличие портфолио при допуске к государственной (итоговой) аттестации.
3.6. Рекомендуется формировать электронный портфолио.
3.7. Электронный портфолио может быть размещен на сайте учебного заведения.
4. Структура портфолио
4.1. Портфолио оформляется в индивидуальной папке с файлами, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные достижения студента в разнообразных видах деятельности (учебной, производственной, научной, творческой, социальной, спортивной и др.) за период обучения в колледже.
4.2 Портфолио состоит из титульного листа, портфолио достижений, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов (см. Приложение 1, 2).
На титульном листе, в резюме студент самостоятельно записывает или оформляет на компьютере общие сведения о себе в соответствии с образцом.
В портфолио достижений студент самостоятельно записывает сведения об участии в учебно-производственной деятельности, в мероприятиях, научной деятельности, получении дополнительного образования и т. д.
Портфолио документов может содержать оригиналы и (или) копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений, заверенных заведующим отделением, а также фото- (видео-) материалы.
Портфолио работ включает в себя творческие работы, исследовательские работы, доклады на научно-практических конференциях, конкурсах, рефераты, печатные работы и т.д.
Портфолио отзывов – это характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма, отзывы о достижениях студента, благодарственные письма и др.
4.3 При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие условия:
— систематичность и регулярность ведения;
— достоверность предъявляемых сведений;
— аккуратность и эстетичность оформления;
— разборчивость при ведении записей.
5. Порядок представления портфолио
5.1. Обучающийся/студент представляет свой портфолио на олимпиадах профессионального мастерства, научно-практических конференциях (не зависимо от уровня их проведения), на экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю, а так же аттестационной комиссии на Государственной итоговой аттестации
5.2. Портфолио, предъявляемый на экзамене( квалификационном) по профессиональному модулю и на Государственной итоговой аттестации, должен иметь специфическую направленность, соответствовать профилю деятельности, выбранному обучающимся/студеном.
Приложение 1
«ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИНАНСОВ И ПРАВА» (ОБРАЗЕЦ)
Фамилия, имя, отчество_____________________________________________
Образование (какую школу, ПУ окончил, год окончания)_________________
Специальность, получаемая в колледже________________________________
Сведения о дополнительном образовании (музыкальная, художественная, спортивная, школа иностранных языков или иная школа)_________________
Опыт работы по специальности (где и в какой должности)________________
2. ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ
2.1. Учебно-профессиональная деятельность
Название профессиональных модулей
Место прохождения практики, сроки прохождения практики
Положение о портфолио студента
Утверждено приказом директора
ГОУ СПО РМЭ «УОР»
от 01.01.2001 г. № 52
О ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
Общие положения
Портфолио студента – папка – накопитель, фиксирующая направление деятельности студента, его достижения и успехи и позволяющая объективно оценить приобретенные им профессиональные (практический опыт, умения и знания) и общие компетенции. Портфолио студента служит необходимым условием для промежуточной аттестации по соответствующему профессиональному модулю (квалификационного экзамена).
Структура и содержание портфолио
Портфолио студента оформляется в пластиковой папке с файлами. Портфолио включает следующие разделы:
Раздел 1. Общие сведения о студенте
Фамилия, имя, отчество, год рождения.
Курс, номер группы, избранный вид спорта.
Фамилия, имя, отчество тренера преподавателя.
Раздел 2. Результаты деятельности
по освоению профессионального модуля
В этот раздел помещаются материалы, демонстрирующие сформированность отдельных профессиональных и общих компетенций студента:
— планирующая документация по профессиональной практике;
— аналитические материалы по профессиональной практике;
-методические разработки (физкультурно-спортивные и воспитательные мероприятия, теоретическая часть курсовой или дипломной работы (проекта), тематические внеаудиторные самостоятельные работы студента, связанные с поиском, отбором, анализом и преобразованием информации),
— характеристика школы – базы практики, выводы об организации физкультурно-спортивной работы в школе, предложения по ее совершенствованию.
Этот раздел обязательно включает отчет по профессиональной практике, а также другие материалы по усмотрению студента в рамках темы раздела.
Раздел 3. Характеристика деятельности
в процессе освоения профессионального модуля
В этом разделе содержатся материалы – результаты наблюдения (самонаблюдения) за деятельностью студента по освоению профессионального модуля:
— характеристика студента с места прохождения профессиональной практики,
— характеристика студента, составленная тренером,
— самоанализ тренировочно-соревновательной деятельности на основе записей в дневнике тренировок,
— выписка оценок за дифференцированные зачеты и экзамены по междисциплинарным курсам, входящим в состав профмодуля.
Раздел 4. Мои достижения
Раздел содержит материалы, свидетельствующие о профессиональном и личностном развитии студента:
— план карьерного роста,
— документы, подтверждающие присвоение разрядов, званий,
— сертификаты, дипломы, грамоты, подтверждающие участие студентов в олимпиадах по дисциплинам, конкурсах, конференциях, семинарах и т. д.,
— электронные презентации своих успехов, фото, видеоматериалы,
— другие материалы в рамках темы по желанию студента.
Материалы этого раздела должны показать положительную динамику результатов саморазвития студента за определенный период.
3 Требования к оформлению портфолио
При оформлении портфолио необходимо систематизировать материалы: четко выделить разделы и содержание материалов в них. Общий объем материалов портфолио не нормируется, формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал 1,15. Наименование разделов и заголовки внутри них выделяются жирным шрифтом. Абзацный отступ — 1,25 см. Оценивается эффективность использования компьютерных технологий при оформлении потфолио.
Государственное образовательное учреждение
«Училище олимпийского резерва»
Раздел 1. Общие сведения о студенте
Раздел 2. Результаты деятельности по освоению профессионального модуля
Раздел 3. Характеристика деятельности
в процессе освоения профессионального модуля
Раздел 4. Мои достижения
Раздел 1. Общие сведения о студенте
Фамилия, имя, отчество студента________________________________
Курс_______________________ номер группы _____________________
Избранный вид спорта________________________________________
Фамилия, имя, отчество тренера-преподавателя___________________
Фамилия, имя, отчество классного руководителя__________________
Раздел 2. Результаты деятельности
по освоению профессионального модуля
Раздел 3. Характеристика деятельности
в процессе освоения профессионального модуля
Положение о портфолио учащегося
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
На второй ступени (средняя школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
На третьей ступени обучения (старшая школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.
2. Цели и задачи портфолио
Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Основными задачами применения портфолио являются:
- повышение качества образования в школе;
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
- развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
Обязанности администрации учебного заведения:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
4. Структура портфолио
Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов.
Оформление титульного листа представлено в Приложении 1.
I раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования.
III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Ведомости участия в различных видах деятельности представлены в Приложении 2.
IV раздел: «Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.
5. Оформление портфолио
Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
При оформлении следует соблюдать следующие требования:
- Записи вести аккуратно и самостоятельно.
- Предоставлять достоверную информацию.
- Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
- В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
6. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 3.
Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении 4.
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Если учащиеся школы участвуют в конкурсе на звание «Ученик года», то они предоставляют свои портфолио в жюри конкурса в сроки, согласно «Положению о конкурсе».
Портфолио студента: что это такое и как его оформить
Согласно ФГОС и закону об образовании портфолио студента, или папка его личных достижений, способствует объективности оценки результатов, достигнутых вузовцем в ходе учебной деятельности. Этот своеобразный презентационный портфель документов может формироваться в бумажном и электронном виде (последний вариант считается более предпочтительным). Если администрацией университета или института выбран е-формат, то вуз обязан в рамках цифровой информационно-образовательной среды организации обеспечить технические условия для создания студенческих портфолио, доступных к просмотру и изучению с помощью средств ИКТ.
Еще одна функция студенческого портфолио – накопление материала для резюме, с которым выпускник вуза будет устраиваться на работу.
Что такое портфолио студента
Применительно к современным образовательным стандартам портфолио студента – это файловая папка с документально подтвержденной информацией о личных, общественно значимых и академических достижениях учащегося, продемонстрированных за время освоения вузовской программы. Эти сведения служат одним из инструментов объективного оценивания результатов обучения. Методика особенно эффективна для творческих и прикладных направлений: архитектуры, дизайна, технологий, программирования, строительства, журналистики и т. д.
Главная цель создания портфолио – анализ и наглядное представление наиболее важных результатов учебной деятельности студента, демонстрация его культурного и образовательного роста, поэтому его составление начинается с первого курса и продолжается в течение всего времени обучения.
Портфолио студента – это не только способ фиксации успехов в учебе и измерения степени сформированности ключевых профессиональных компетенций, но и действенный метод продвижения выпускников вузов на рынке труда, помогающий грамотно презентовать себя при будущем трудоустройстве. Документ часто служит основой для написания резюме при трудоустройстве.
Как оформлять
Ведут портфолио в печатном (на листах А4) или электронном виде с обязательным указанием даты каждой сделанной записи. Фиксация результатов происходит систематически. Сделать портфолио можно самостоятельно, однако необходимо ответственно отнестись к его созданию: структуру следует хорошо продумать и привести в соответствие стандартам оформления и ведения, если они установлены вузом. Недопустимо наличие серьезных ошибок (стилистических, орфографических).
Если согласно локальным нормативным актам формирование электронного портфолио для студента обязательно, то учебное заведение должно предоставлять технические площадки для размещения, но функции по его наполнению возлагаются на студента.
Недостоверная информация, внесенная в личную папку, расценивается как подделка документов, что может закончиться отчислением из вуза.
Портфолио для студента может быть оформлено в одном из трех вариантов:
- подборка документов, которые подтверждают достижения (грамоты, дипломы, патенты, справки);
- сборник различных видов работ: творческих, научно-исследовательских и т. д.;
- портфолио-отзыв, где собраны мнения преподавателей, руководителей практики и других официальных лиц об учебной, производственной, общественной деятельности студента.
Часто эти типы объединяются в общее портфолио в электронном варианте, который более удобен и практичен в использовании. Для его создания необходимы лишь базовые знания приложения Ворд.
Примерная структура
Стандартный способ включает:
- титульную страницу;
- краткую автобиографию;
- перечень официальных документов (примеры работ, успеваемость, отзывы);
- сведения о профессиональной деятельности (практика на предприятии, мастер-классы);
- отчеты о научно-исследовательской деятельности (олимпиады, конференции, наличие публикаций);
- рассказ о внеурочных мероприятиях (конкурсы, соревнования и прочее);
- данные о дополнительном образовании (секции, курсы, вторая специальность).
Титульный лист для портфолио студента – обложка и первая страница, которая должна содержать основную информацию:
- ФИО, год рождения, курс;
- наименование учебного учреждения, специальность;
- отчетный период;
- контакты (мобильный телефон, электронный адрес);
- фотографию в верхнем правом углу листа.
Образец портфолио студента
Сегодня в интернете есть немало сервисов, которые предлагают онлайн создание портфолио-презентации, образцы слайдов и бесплатные шаблоны для собственного варианта, но можно воспользоваться и универсальным шаблоном.
Пример портфолио для студента
- Титульник.
- Автобиография.
- Успеваемость: средний балл (или отметки по всем дисциплинам, позиции в вузовском рейтинге, если он составляется).
- Производственная практика, мастер-классы