Astapro.ru

33 квадратных метра
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политические взгляды никколо макиавелли

Николо Макиавелли и его взгляды;

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение.

В истории политико-правовых теорий немного найдется таких идей, служивших предметом ожесточеннейших споров, как воззрения итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469-1527). Он был политическим деятелем, мыслителем, военным теоретиком, вошедшим в историю политической мысли как автор замечательных трудов «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532 г.) Он происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. Его предки и по отцовской и по материнской линии оставили значительный след в истории Флоренции и избирались на самые высокие должности в республике восемнадцать раз. Макиавелли также избрал государственную службу сферой приложения своих сил. С 1498 г. он в течение 14 лет занимал пост секретаря Синьории (высшего органа, юрисдикция которого распространялась на внутренние дела). В его ведении находилась также переписка с представителями Флоренции за границей, выполнение дипломатических поручений при дворах французского короля, германского императора, римского папы. После переворота, вернувшего власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре и выслан в свое поместье близ Флоренции, где и написал большую часть своих произведений.

По мнению многих исследователей, Макиавелли – единственный в своем роде мыслитель эпохи Возрождения, сумевший постичь смысл основных тенденций того времени, смысл политических требований и устремлений.

Во –первых, он заменил средневековую концепцию божественного предопределения идеей объективной исторической необходимости и закономерности.

Во-вторых, именно Макиавелли ввел один из ключевых терминов политической науки нового времени – stato (государство, как особым образом организованная власть). До Макиавелли для всех политиков-теоретиков главным вопросом была цель государства, а власть мыслилась лишь средством достижения общественного блага, свободы, реализации Божественной воли. Для флорентийца целью является сама власть, и обсуждаются только средства ее взятия, удержания и распространения. Саму же необходимость государства Макиавелли на полтора века раньше Гоббса обосновывал эгоистической природой человека и потребностью ее насильственного обуздания.

В- третьих, Макиавелли отделил власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей. Каноны власти и узы морали не соприкасаются, так как для государственного деятеля превыше всего интересы государства. «Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо ли оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно – спасет ли оно жизнь и свободу государства?».

Макиавелли создал четкую систему ценностей, отличных от общепринятой морали. Добро и зло в его трактате превратились из абсолютных категорий в относительные. Использовать власть – добро, если этим избавляешься от политического врага, тем более, если никто не узнает. Ведь главная цель политики — власть и то, что эффективно для ее достижения – добро, что неэффективно – зло.

Таким образом, Макиавелли – родоначальник особого взгляда на политику, влияние которого прослеживается в современной политической науке, в концепциях В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса. Для него политика – искусство правителя отслеживать меняющиеся властные интересы и учитывать их при принятии решений. Основной интерес – приобретение, сохранения и приращение власти, главное средство достижения властных интересов – насилие.

Перейдем к подробному анализу главного сочинения Макиавелли «Государь», в котором и были сформулированы теоретические подходы.

Макиавелли начинает с традиционной классификации различных форм государственной власти, различая две основных формы правления – республики и княжества, т.е. государства, управляемые единовластно. Далее мыслитель суживает рамки своего исследования, обращаясь только к княжествам и задаваясь вопросом, как можно ими управлять и их удерживать. Именно такая позиция позволяет выделить власть как специфическую область, требующую от государя определенного искусства поведения, соблюдения определенных правил. Выделению понятия власти способствует постулирование свободы воли. По мнению Макиавелли, политическая судьба зависит в первую очередь от концентрации собственной воли и разума политического деятеля, но не как ни от случая, «фортуны». «Если частного человека приводит к власти либо доблесть, либо счастье (милость судьбы), то может показаться, что они в равной мере помогут преодолеть трудности впоследствии, но это не так, ибо крепче держится тот, кто меньше полагается на счастье». Говоря о судьбе и о том, что она значит в человеческих делах, Макиавелли употребляет понятие «свобода воли», в котором содержится два смысловых слоя – свобода действий в рамках политического целедостижения и предельный уровень этой свободы, горизонт ответственности.

Рассмотрим оба смысловых слоя. Если говорить о первом, то его концентрированным выражением была бы формула «цель оправдывает средства», но у Макиавелли такой идеи нет, хотя есть весьма похожая. «О делах всех людей, а более всего князей, над которыми нельзя потребовать суда, судят по успеху. Пусть князь заботится о победе и сохранении государства – средства всегда будут считаться достойными и каждым будут одобрены, потому что толпа идет за видимостью и успехом дела». Как видим, речь идет о основаниях авторитета (и легитимности) власти государя; он может применять любые средства ради сохранения власти и победы над политическими врагами, если эти средства эффективны с точки зрения указанных целей. Таким образом, Макиавелли формулирует своего рода условный императив, техническое правило действования «если мы желаем добиться такого-то результата, то мы должны так-то и так-то использовать такие-то и такие-то средства».

Итак, со свободой действия ясно, теперь второй вопрос, до каких пор можно не обращать внимание на общественное мнение, каковы границы произвола? Послушаем самого Макиавелли «князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать подданных в единстве и верности. Ведь, показав несколько устрашающих примеров, он будет милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снисходительности допускает развиться беспорядкам, убийствам и грабежам. Это потрясает целую общину, а кары, налагаемые князем, падают на отдельного человека».

Макиавелли считал, что бороться с врагами можно двумя способами законами и силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю, так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. «Князь должен взять примером лисицу и льва, так как лев беззащитен против сетей, а лисица беззащитна против волков. Следовательно, надо быть лисицей, чтобы распознать западню, и львом, чтобы устрашать волков».

Отметим эту «зверочеловечность» государя как необходимое качество политика. Т.е. политик, кроме обыкновенного человеческого горизонта своего сознания, обладает способностью к преодолению заданных человечностью границ.

Далее Макиавелли вроде бы довольно традиционно рассуждает о положительных и отрицательных качествах государя, о его добродетелях и пороках в ряде глав своего трактата: «О свойствах, за которые хвалят или порицают людей, и больше всего князей», «О щедрости и бережливости», «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: быть любимым или внушать страх», «Как поступать князю, чтобы его почитали». Заметьте, даже в названиях глав речь идет не о том, чтобы сформулировать безусловные правила поведения, некий государев этикет, а об альтернативно-функциональной модели поведения, гибко ориентирующейся на меняющиеся обстоятельства. Государю надо лишь уметь сыграть требуемые качества, создать функционально определяемый (политической потребностью) образ в глазах подданных.

В данном случае речь идет о системе отношений между государем и политически значимыми группами. В каждом городе всегда есть народ и знать, их чувства весьма различны «народ не хочет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ. Эти два различных стремления приводят к одному из трех последствий – к единовластию, к свободе или произволу одной какой-нибудь партии». Народ, по Макиавелли, — более прочная опора для князя, чем знать. Властитель, окруженный знатью, зависит от многих, равных ему, что не позволяет властвовать так, как он хочет; невозможно удовлетворить знать, не ущемляя интересы многих других, тогда как цели народа более правые, он всего лишь не хочет, чтобы его угнетали. Именно народ князь должен постараться привлечь на свою сторону, «иначе у него в несчастье нет спасенья».

Читать еще:  Кому нужна тротуарная плитка

Продолжая тему образа князя, Макиавелли задается вопросом, что лучше: чтобы государя боялись или любили? «Отвечают, что желательно было бы и то и другое. Но так как совместить это трудно, то гораздо вернее внушить страх, чем быть любимым… Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы. Пока ты им делаешь добро, они все твои… до тех пор, пока нужда далека… как только она приближается, люди начинают бунтовать. люди меньше боятся обидеть человека, который внушал любовь, чем того, кто действовал страхом. Ведь любовь держится узами благодарности, на так как люди дурны, то эти узы рвутся при первом выгодном для них случае. Страх же основан на боязни, который не покидает тебя никогда».

В следующей главе автор говорит о том, как государю следует держать свое слово. «разумный правитель не может и не должен быть верным своему слову, когда такая честность обращается против него и не существует больше причин, побудивших его дать обещание. Если бы все люди были хороши, такое правило было бы дурно, но так как люди злы и не станут держать слово, то и тебе нечего блюсти слово, данное им… необходимо быть великим притворщиком и лицемером».

Макиавелли следующим образом подводит итог данной линии рассуждения «Итак, нет необходимости князю обладать добродетелями, но непременно должно казаться, что он ими наделен. Так, должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным, но при необходимости уметь превращаться в противоположное. Князь может не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь встать на путь зла, если это необходимо».

В целом «Государь» — трактат о роли, месте, значении главы государства в Европе 16 века. Но монархи и диктаторы превратили эту книгу в политическую библию. Принципы политики, которые Макиавелли одобрял только в определенных случаях и которые понять можно лишь в определенном историческом контексте, приобрели универсальное значение под названием «макиавеллизм» — политика яда и кинжала. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующую проблему – соотношение политики и морали.

Политические взгляды никколо макиавелли

Одну из первых светских государственно-правовых концепций в XVI в разработал итальянский политический мыслитель. Никколо. Макиавелли (1469-1527). Он в произведениях»Государь»,»История. Флоренции»,»Рассуждения о первой декаде. Тита. Ливия»отрицал теологический подход к выяснению сущности государства и права и обосновывал концепцию фортуны (судьбынтовував концепцію фортуни (долі).

По этому поводу. Макиавелли отмечал, что правители, которые полностью подчинялись судьбе, не смогли выстоять против ее ударов и потеряли власть. По его мнению, власть в государстве может быть полученной с помощью оружия й или милости судьбы. Формы государства зависят от количества правителей. Это, по учению ученого, государства, управляемые»единовластно»- монархии. Последние могут быть унаследованными или новыми, полученные с помощью оружия, или таким же образом присоединены к унаследованной монархеваної монархії.

Значительное внимание. Макиавелли уделял исследованию процесса образования монархии. Государство, образована силой с применением оружия, доставляет массу хлопот, и в ней трудно удержать власть

Рассуждая о монархии,. Макиавелли предпочитал абсолютной монархии — ведь власть, осуществляемая монархом с помощью магистрата, не может быть надежной, поскольку монарх полностью зависит от во оли граждан, входящих в магистрат.

Необходимым условием сильного централизованного государства, по мнению. Макиавелли, должны быть хорошее законодательство, хорошее войско и хорошие союзники. Король должен четко формулировать цель и достигать ее всевозможными за асоби. Если государству угрожает упадок или потеря независимости, то в этом случае он может игнорировать моральные. Более того, монарх постоянно находится в состоянии вражды. Его окружают враги как у государстве, так и снаружи. Поэтому он может пренебрегать моральными принципами и применять насилие, может уподобляться льву и лисе. Такой принцип в политике впоследствии получил название макиавеллизмллізму.

В целом заслуги. Н. Макиавелли в развитии политической науки состоит в том, что он:

1) отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;

2) заложил основы политической науки;

3) выступил против феодальной раздробленности, за создание централизованного. Пали;

4) ввел в политический лексикон понятие»государство»и»республика»в современном их понимании;

5) сформулировал противоречивый, но вечный принцип»цель оправдывает средства»

6 Теория естественного права и общественного договора

В последней трети XVI — начале XVII в произошла буржуазная революция в. Нидерландах, которая значительно повлияла на развитие капиталистических отношений в протестантских странах. Впоследствии (1640-1688) буржуазная р революция имела место в наиболее промышленно развитой. Англии. Эти события во многом были подготовлены развитием мануфактурного производства, которое заслонило ремесла. Новый способ производства способствовал дела е труда, росту его производительности, поисковые способов рационализации производственных процессов, стимулировал развитие общественных и естественных наунаук.

Первую попытку выяснить сущность и назначение государства в новых условиях сделал голландский юрист и общественный деятель. Гуго де. Гроот. Граций (1583-1645). Относительно происхождения государства мыслитель отмечал, что л люди объединяются в государство добровольно, для личной защиты и противостояния насилию и обязуются выполнять этот договор, а также нормы права, которые устанавливаются для поддержания порядка в д ержави царит гражданская власть, которая является верховной и суверенной. Государство осуществляет властные функции с помощью политических институтетів.

Мыслитель не отдавал предпочтения ни одной из форм правления. Он считал, что при создании государства народ мог выбрать любую форму, но выбрав, уже не имел права ее менять, кроме случаев крайней опас печении безопасности для существования самого народу.

Выдающимся основателем политических учений нового времени был английский мыслитель. Томас. Гоббс (1588-1679). Проблемы государственности, права, законности, мира и порядка исследовались им в трудах»Философские заса ады учения о гражданине»,»Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданскогоа громадянської».

Гоббс рассматривал три момента становления политического организма: 1) естественное состояние, 2) переход к государству; 3) государственный состояние

В естественном состоянии, отмечал. Гоббс, нет общей власти, нет законов и, соответственно, нет и справедливости. В этом состоянии отсутствует собственность, каждый имеет право на все, в том числе и на жизнь другого люди ини. В естественном состоянии идет»война всех против всех»Человек, как существо эгоистическое, всегда находится под страхом смерти, под влиянием инстинкта самосохранения, которые побеждают все другие чувства. Но ум, способность людей рассуждать, указывают условия выхода из этого состояния. Эти условия естественные законы. Закон может выполняться с помощью принуждения и силы. Такой силой является государствю силою є держава.

Т. Гоббс различал государства, возникшие вследствие добровольного согласия граждан, и государства, образовавшиеся при помощи физической силы. Он называет три основные формы государства-монархию, аристократию, демо атию. Лучшей, по мнению. ГОБ-БСА, является монархия, ибо она наиболее полно выражает и реализует абсолютный характер власти государства, в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверенена.

гоббсовский государственно-правовая концепция в значительной мере повлияла на нидерландского мыслителя. Баруха (Бенедикта). Спинозу (1632-1677). В своем»Богословско-политическом трактате»Спиноза отстаивал тезис, щ что человек, прежде всего, зависит от закона»природной необходимости», что вытекает из самой природы. Но, кроме этого, она зависит и от законов, установленных волей самих людей для безопасного и удобно го жизненноного та зручного життя.

Государство в. Б. Спинозы выступает носителем естественных прав всего населения. Основными ее функциями он считал:

1) составления религиозной жизни;

2) обеспечение неприкосновенности собственности;

3) распространение образования;

4) гарантирование беспрепятственного ведения торговли;

5) оценка поведения каждого;

6) наказания преступников;

7) разрешения конфликтов, возникающих между гражданами;

8) осуществление мероприятий, направленных на ведение войн и их предотвращения

В целом. Б. Спиноза вошел в историю политической мысли как критик теологических политико-правовых идей, как один из создателей светской доктрины государства и права

Видное место среди авторов политических концепций того времени занимает английский философ. Джон. Локк (1632-1704). Политическое учение. Джона. Локка изложенное в труде»Два трактата о правлении»(1690). По мнению в. Дж. Локка, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, но он не характеризуется как»война против всех»Для естественного состояния присуща равенство, право человека распоряжаться своей собств истю, но в обществе отсутствовали органы, которые объективно решали конфликты между людьми, наказывали преступников. Это привело обстановку неуверенности и напряжения. Для надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди создали государствості люди створили державу.

Читать еще:  Пол в мансарде из половой доски

Целостность государства и выполнения им своих основных задач способно обеспечить конституционное правление, при котором власть была бы ограничена законом и разделена. Первое место отводится законодательной ветви вла ады как верховной в государстве. Другие ветви власти должны подчиняться законодательной власти, но они также имеют большое влияние в государствві.

Дж. Локк сформулировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его считают основоположником либерализма и современного конституционализма

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Политические взгляды Н. Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) – итальянский политический мыслитель, писатель.

Главный труд – «Государь».

Макиавелли называют первым политологом. В действительности же он осуществил секуляризацию политических наук от церковной идеологии. Смысл его утверждений заключался в том, что то, что грешно с точки зрения церкви, не всегда грешно с точки зрения политики. Он первым доказал, что государство – есть дело рук человеческих, а отнюдь не творение Бога. Макиавелли всячески пытался выявить внутреннюю закономерность исторических событий с помощью установления причинно – следственной зависимости. Главной силой во всемирной истории Макиавелли считал политическую борьбу, абсолютизируя субъективный фактор. Эту политическую борьбу автор понимал в пространном смысле как войну всех недовольных имеющимися режимами против правящих верхов.

Лучшей формой правления Макиавелли считал республику в современном смысле этого слова. Но вместе с тем, в условиях раздробленной и растерзанной Италии он отдавал предпочтение деспотической монархии, которая одна только и могла объединить страну в то время. Ради этого мыслитель был готов на всё. Поэтому Макиавелли создал этическую концепцию в духе политического прагматизма. Макиавелли приписывают принцип «цель оправдывает средства». Но всё же философ утверждал, что к более негативному средству политик может прибегать лишь тогда, когда менее негативное средство для той же цели полностью подтвердило свою неэффективность. Таким образом, в понимании Макиавелли должна быть выстроена некая иерархия средств, пользоваться которыми каждый политик должен в строго последовательном порядке – от самой наигуманнейшей до наиболее аморальнейшей, а никак не иначе. Так, например, сначала необходимо использовать убеждение, а принуждение – только тогда, когда все более мягкие по сравнению с ним средства явили свои полную бесполезность и т. д. Кроме того, Макиавелли утверждал, что цель любого политика должна быть только благой, и, во всяком случае, каждый политик должен стремиться никак не к индивидуальному благу (для определённых лиц), а только к общему благу всех подданных. Только в таком случае, по мысли философа аморальные средства в политике будут оправданы. Он говорил, что лучший правитель государства должен» по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».

Руководствуясь макиавеллизмом, Игнатий Лойола создал глубоко законспирированный орден иезуитов для борьбы с реформацией в 1534 году. В этом ордене была учреждена наистрожайшая дисциплина, вплоть до того, что если вышестоящий иезуит говорил нижестоящему, что белое – это чёрное, то нижестоящий обязательно должен был в это верить, а Игнатий Лойола говорил, что если для достижения целей ордена необходимо даже перед кем – то унизиться, то и такую возможность ни в коем случае нельзя упускать.

Литература:

Никкола Макиавелли. Государь. Минск, 1999.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Утопизм (Т. Мор и Т. Кампанелла).

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) английский гуманист, основоположник утопического социализма, канцлер Англии в 1529 – 1532 гг. Будучи до самой смерти убеждённым католиком выступил против протестантских реформ Генриха VIII, за что был обезглавлен. В 1935 году канонизирован католической церковью. Ему принадлежат слова: «Человеческую жизнь по её ценности нельзя уравновесить всеми благами мира». В своём главном труде под названием «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», написанном в 1516 году Мор описал идеальное государство и общество, расположенное на одном фантастическом острове Утопия. Источником всех зол мира Мор считал частную собственность, объявив её так же и серьёзным препятствием для всякого государственного управления. Он говорил: «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Всякое общество, допускающее частную собственность, Мор назвал подлым заговором богачей, а всякое государство такого общества – их орудием. В отличие от них в «Утопии» частной собственности нет совсем. Производство и быт всех жителей полностью обобществлены, а все материальные и духовные блага распределяются исключительно по потребности. Каждая семья занимается определённым ремеслом, а все сельскохозяйственные работы отбываются на началах всеобщей трудовой повинности. Но есть в Утопии и рабы для осуществления зазорных работ, таких как убой скота, вывоз нечистот и т. п. Масса рабов пополняется только военнопленными, уголовными преступниками и теми, кто приговорён к смертной казни за пределами Утопии, но выкуплен утопийцами, поскольку в самой Утопии смертная казнь запрещена. Рабство не является наследственным – дети любого раба всегда свободные и полноправные граждане. Государственное устройство Утопии простое. Каждые 30 семей избирают одного филарха, а каждые 10 филархов – одного портофиларха. Тайным голосованием все филархи избирают одного пожизненного принцепса из четырёх кандидатов, названных народом. Этого принцепса всегда можно сместить по подозрению в тирании. Вместе с ним все дела решают Сенат и народное собрание. Правовые нормы острова столь немногочисленны и просты, что по признанию Мора у утопийцев «законоведом является всякий». Они все как один против насилия и войны, но постоянно упражняются в военном деле, имеют запасы оружия и вообще всегда находятся в боевой готовности на случай обороны острова от захватчиков. Сами же вторгаются войском в чужие пределы только из жалости к народу, угнетённому тираном и ради освобождения несчастных чужеземцев от него.

Сходное идеальное государство изобразил и доминиканский монах итальянец Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.), который за невероятную эрудицию был обвинён священниками в ереси, в которой так и не признался под жесточайшими пытками, благодаря чему только и выжил (инквизиторы не знали иного доказательства, кроме собственного признания обвиняемого, рано, или поздно добываемого всевозможными пытками). В общей сложности Кампанелла провёл 27 лет в тюрьмах. Главное сочинение философа в форме рассказа мореплавателя о неведомой земле – «Город солнца». Так он назвал идеальное государство, населённое соляриями, не знающими частной собственности. Условия жизни соляриев повторяют утопийские, только солярии не знают так же и семьи – все дети воспитываются государством. Рабочий день у всех соляриев равен четырём часам, чтобы каждый всегда мог читать и учиться. Благодаря этому просвещение и наука в Городе солнца весьма развиты. Во главе государства стоит теократическая учёно – жреческая каста. В государстве три ветви власти – одна заведует наукой, другая – военным делом, третья – всем остальным. Во главе каждой из трёх ветвей власти по одному правителю, имена которых, соответственно, Мощь, Мудрость и Любовь. Во главе же всего государства, наряду с ними стоит один метафизик – самый большой эрудит в стране и пребывает в своей должности до тех пор, пока не появится ещё больший эрудит, который его и заменяет. Все четверо не могут быть смещены по воле народа, а все остальные должности в государстве исключительно выборные. Кроме того, в отличие от Утопии, законов в Городе солнца не мало и все они выполняются не за страх, а за совесть. Даже литературная деятельность подвержена детальной регламентации вплоть до мельчайших подробностей.

Читать еще:  Как выбрать качественный линолеум для квартиры

Литература:

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Томас Мор. Утопия. М., 1978.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 238 ;

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

Введение

В XVII в. в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. На смену средневековья наступила эпоха Нового времени. В своей основе политические теории Нового времени отражали возможность переустройства общества. В этот период возрос интерес к вопросам, касающимся разработки принципов новых форм правления. На рубеже XVII — XVIII ст. возникает четкий запрос общества на модернизацию политической власти. Постепенно приходящая к власти буржуазия требовала теоретического и практического переосмысления механизмов жизнедеятельности государства и общества. Именно в это время формируется полноценное представление о государстве как об институте, закрепляющем за собой монополию на власть и принуждение. Получает развитие и теория гражданского общества, утверждающего ненасильственную, договорную самоорганизацию в соответствии с нормами естественного права и прав человека.

Краткая биография автора

Никколо Макиавелли принадлежал к обедневшей семье, происходившей из среды городского нобилитета и игравшей в свое время определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его был юристом, доходы семьи были самыми скромными и не позволили юному Никколо получить университетское образование. Но выросший в кругу флорентийской гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучи латынь, чтобы свободно читать древних авторов. С юных лет преимущественный интерес к политике, к современной политической жизни определил и круг его чтения — это прежде всего творения историков классической древности, воспринимаемые не с позиций ученого-эрудита, а в качестве материала для политического анализа, учебника политики.

На политической арене Флоренции Никколо Макиавелли появляется в возрасте около 30 лет, когда весной 1498 г. избирается на должность секретаря Второй канцелярии, а затем — секретаря Совета Десяти — правительства республики. На протяжении 14 лет он выполняет множество важных политических и дипломатических поручений флорентийской синьории, принимает участие в посольствах в Рим, Францию, в Германию, пишет отчеты, докладные записки, «Рассуждения», в которых затрагивает важные вопросы внешней и внутренней политики республики. Его «деловые» сочинения этого времени свидетельствуют о глубоком понимании политической обстановки в Италии и в Европе, о незаурядной наблюдательности, остроумном аналитическом подходе к событиям современности. Этот богатый политический опыт наряду с изучением древних авторов послужит основой позднейших его трудов в области политической теории.

После падения республики в 1512 г. и восстановления власти Медичи Макиавелли оказывается отстраненным от дел. По подозрению в участии в антимедичейском заговоре он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам, а затем сослан в свое деревенское имение. Попытки вернуться к активной политической деятельности ни к чему не приводят, и человек, вынашивающий планы спасения Италии от чужеземного владычества, вынужден оставаться бессильным наблюдателем трагедии своей родины. Только в 1526 г. его призывают для организации обороны Флоренции, он пытается объединить усилия итальянских государств и переживает полное крушение последних надежд. Восстановленная после нового изгнания Медичи республика отказывается от услуг своего бывшего секретаря, и через 10 дней после рокового для него решения Большого Совета Никколо Макиавелли умирает (21 июня 1527 г.).

В годы вынужденного отхода от Политической деятельности им были созданы главные литературные произведения. «Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени».

Политическая теория Никколо Макиавелли

Одно из самых ярких имен Нового времени — итальянец Николло Макиавелли, прекрасно разобравшийся в механизмах политического и существенно продвинувший политическую мысль в освобождении ее от догм и стереотипов. Знаменитое положение Макиавелли — «цель оправдывает средства» — следует понимать именно как попытку (в целом удачную) выстроить приоритеты в деятельности политического лидера, подчинить всю эту деятельность не аморальной цели, а напротив — высшему благу, которое великий флорентинец связывал с «безопасностью государства». «Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно задаваться только одним вопросом — спасет ли принятое решение жизнь и свободу государства? Никколо Макиавелли. «История Флоренции». — М., «Наука», 1987. — С. 85»

Любое политическое действие он связывает с соотношением политических сил. Именно сила, в его понимании, является ключевым компонентом в проведении государственной политики, и именно ее анализ должен, прежде всего, интересовать аналитика. Макиавелли не создал какой-то принципиально новой типологии политических режимов или форм правления. Но, во-первых, он придал им совершенно новую трактовку в условиях становления абсолютистского государства, продемонстрировал, что типология древних вполне работоспособна и при анализе политической борьбы в совершенно новых условиях; во- вторых, сделал ряд важных замечаний относительно перехода от одной формы правления к другой. Им впервые были вскрыты социальные корни установления тирании и показано, что ее приход подготавливают национальная раздробленность, ослабление государства от иноземных захватчиков, явления, которые Макиавелли называет «распущенностью» и «развращенностью».

Политический идеал Макиавелли — Древний Рим, в котором он видел воплощение идеи сильного государства, умеющего сохранить внутренний порядок и распространять влияние на другие народы. Республиканский Рим — образец политического устройства, так как в нем за каждым из компонентов его составляющих (первым человеком, или принцепсом, оптиматами и народом) предусмотрительно закреплялась необходимая и справедливая доля власти. В «Рассуждении. » Макиавелли описывает строй древнеримского государства, полагая, что республика — лучшая форма правления, так как она каждого делает ответственным за судьбу государства.

Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «Макиавеллизм» — синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.

Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.

Он первый в своем роде единственный мыслитель Эпохи Возрождения, который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций той эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями, максимами и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая увидеть новую Италию.

Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели — формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

Список литературы

1. История политических и правовых учений: Учебник для И90 вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2012.

2. Никколо Макиавелли. «История Флоренции». — М., «Наука», 1987.

3. Працко Г.С., Зелинский В.Е. Естественное право как необходимый элемент развития гражданского общества // Философия права. 2014. № 5 (66). С. 60-62.

4. Працко Г.С., Бухарова И.В., Кайсаров Р.Ш. К вопросу о понимании правового воздействия в истории учений о праве и государстве // Новая правовая мысль. 2014. №4 (63). – С. 18.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector