Astapro.ru

33 квадратных метра
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политические преобразования в период перестройки

Политические реформы в СССР во время Перестройки

Политические реформы в СССР во время Перестройки — реформы в политической сфере, которые были произведены в СССР в период правления Михаила Горбачева с 1985 по 1991 годы, завершились распадом СССР, отстранением М. С. Горбачева от власти, ликвидацией Варшавского договора и «бархатными революциями» в странах Восточной Европы.

Содержание

[править] Предыстория

11 марта 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Сергеевич Горбачёв.

Тремя основными лозунгами его реформ вскоре становятся перестройка, гласность и ускорение.

23 апреля 1985 года в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны и на котором впервые прозвучало слово «перестройка». При этом предыдущий период был охарактеризован как «застойный». [1]

В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года, была провозглашена гласность («нам надо сделать гласность безотказно действующей системой»). На съезде Горбачев заговорил также о перестройке мышления (сам термин «новое политическое мышление» появился тогда же из уст Э. А. Шеварднадзе), было заявлено о развитии социалистического самоуправления народа. [2]

27 января 1987 года, выступая на пленуме партии, М. Горбачев провозгласил 5 основных направлений преобразований в политической сфере государства, в которые вошли:

  1. преобразование КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию,
  2. расширение демократических свобод в партии,
  3. участие в выборах беспартийных кандидатов,
  4. проведение выборов в Советы на конкурентной основе, отмена безальтернативных выборов,
  5. превращение Советов в подлинные органы власти.

[править] Список внутриполитических реформ

[править] Реформирование Верховного Совета

28 июня-1 июля 1988 года в Москве прошла XIX конференция КПСС (предыдущая конференция созывалась в феврале 1941 года), по итогам которой был принят ряд политических решений.

Верховный Совет СССР, который избирался населением СССР по территориальным округам, стал избираться Съездом народных депутатов, который впервые был сформирован 25 мая 1989 года. Съезд народных депутатов на 2/3 избирался населением СССР, 1/3 избиралась общественными организациями. Всего на съезд избиралось 1250 депутатов.

[править] Изменение процедуры выборов народных депутатов

26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР, которые были первыми выборами в истории СССР, где предлагался выбор между кандидатами (ранее выборы проходили на безальтернативной основе). Позволялось выдвигаться кандидатами в депутаты всем желающим. По итогам выборов было избрано 2250 народных депутатов СССР, среди которых большинство были члены КПСС (1957 депутатов) и меньшинство — беспартийных (292 депутата).

[править] Введение многопартийности

15 марта 1990 года III Съезд народных депутатов отменяет статью 6 Конституции СССР, которая закрепляла политическую монополию КПСС, ее руководящую и направляющую роль. Таким образом, была официально разрешена многопартийность. Впервые руководящая и управляющая роль Коммунистической партии была закреплена в статье 126 Конституции СССР 1936 года. В Конституции 1977 года о роли КПСС гласила статья 6. Первыми зарегистрированными в СССР партиями стали ЛДПСС и ДПР.

[править] Введение поста президента СССР

Согласно решению III Съезда народных депутатов 14 марта 1990 года впервые в истории СССР была введена должность президента. Согласно принятым правилам президент СССР должен избираться на 5 лет путем прямого и тайного голосования. Первый президент СССР — Михаил Горбачев — в порядке исключения был избран на первый срок Съездом народных депутатов. Президент СССР являлся высшим должностным лицом государства, заменив в этом качестве председателя Верховного Совета СССР, который считался высшим должностным лицом СССР с 1938 года. Горбачев был первым и последним президентом СССР. 25 декабря 1991 года, после распада СССР, он подал в отставку.

[править] Суверенизация советских республик и автономий

Провозглашение суверенитетов советских республик началось с Эстонии 16 ноября 1988 года. Российская СФСР приняла декларацию о государственном суверенитете 12 июня 1990 года. Последней из союзных республик декларацию о суверенитете приняла Азербайджанская ССР 18 октября 1991 года. В августе-октябре 1990 года происходит так называемый «парад суверенитетов» в РСФСР, когда автономные республики поочередно принимают декларации о государственном суверенитете (см. также «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»).

[править] Запрет КПСС

6 ноября 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин издал указ о прекращении деятельности Коммунистической партии Советского союза на территории СССР и РСФСР. Через день после этого состоялось празднование 74-й годовщины Великой Октябрьской революции.

Политические преобразования в период перестройки

Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы: отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе; формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия; демократизация органов государственной власти; расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере; перестройка национальных отношений на демократической основе.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. Значительно увеличился выход из рядов партии. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы. В их числе закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон «О выборах народных депутатов», утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора.

Читать еще:  Пол в гараже из чего

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз» в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер. Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял «Демсоюз», выступающий за смену модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести: «Российское христианско-демократическое движение», «Христианско-демократический союз России», «Христианско-демократическую партию России» и др. Первыми представителями либерального направления стали «Демократическая партия Советского Союза», «Демократическая партия», «Либерально-демократическая партия» и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря — «Демократическая партия России», а в ноябре — «Республиканская партия Российской Федерации». В октябре 1990 года на базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России». В июне 1990 года была основана «Социалистическая партия». Анархистское направление нашло отражение в деятельности «Конференции анархо-синдикалистов» и «Анархо-коммунистического революционного союза».

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 — нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, «Демократическое движение коммунистов», центристское, «Марксистская платформа в КПСС», традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа «Единство» и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития:а) реформаторско-демократическая-отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой.б) национально-патриотическая- проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса. в) традиционно-коммунистическая.

Таким образом, пятилетка «перестройки» привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.

Политические преобразования в период перестройки

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Началось преобразование советского общества, которое должна было осуществляться в рамках социалистической системы.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (политика «ускорения»). Его рычагами должны были стать технологическое перевооружение производства и повышение производительности труда. Повысить производительность предполагалось за счет трудового энтузиазма (возрождались социалистические соревнования), искоренения алкоголизма (антиалкогольная компания – май 1985 г.) и борьбы с нетрудовыми доходами.

«Ускорение» привело к некоторому оживлению экономики, но уже к 1987 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем – и в промышленности. Ситуацию осложняли огромные капиталовложения, необходимые для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) и продолжающаяся война в Афганистане.

Руководство страны было вынуждено пойти на более радикальные преобразования. С лета 1987 г. начинается собственно перестройка. Программу экономических преобразований разрабатывали Л. Абалкин, Т. Заславская, П. Бунич. Образцом для перестройки стал НЭП.

Основное содержание перестройки:
В экономической сфере:

  1. Происходит перевод государственных предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Поскольку оборонные предприятия были не способны действовать в новых условиях, проводится конверсия – перевод производства на мирные рельсы (демилитаризация экономики).
  2. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.
  3. Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Директивный государственный план сменился госзаказом.

В политической сфере:

  1. Расширяется внутрипартийная демократия. Возникает внутрипартийная оппозиция, связанная, прежде всего, с неудачами экономических преобразований. На октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и методов преобразований выступил первый секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. На XIX Всесоюзной конференции КПСС было принято решение о запрете безальтернативных выборов.
  2. Существенно перестраивается государственный аппарат. В соответствии с решениями XIX конференции (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин (май 1990 г.). В марте 1990 г. В СССР был введен пост президента. Первым президентом СССР стал М.С. Горбачев.
  3. С 1986 г. проводится политика «гласности» и «плюрализма», т.е. в СССР искусственно создается некое подобие свободы слова, предполагающее возможность свободного обсуждения строго определенного партией круга вопросов.
  4. В стране начинает складываться многопартийная система.

В духовной сфере:

  1. Государство ослабляет идеологический контроль над духовной сферой жизни общества. Свободно издаются запрещенные ранее литературные произведения, известные читателям только по «самиздату» — «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Дети Арбата» Б. Рыбакова и т.д.
  2. В рамках «гласности» и «плюрализма» проводятся «круглые столы» по некоторым вопросам истории СССР. Начинается критика «культа личности» Сталина, пересматривается отношение к Гражданской войне и т.д.
  3. Расширяются культурные связи с Западом.
Читать еще:  Как посчитать сколько купить кафельной плитки

К 1990 г. идея перестройки практически исчерпала себя. Не удалось остановить падение производства. Попытки развить частную инициативу – движения фермеров и кооператоров – обернулись расцветом «черного рынка» и углублением дефицита. «Гласность» и «плюрализм» — главные лозунги перестройки – к падению авторитета КПСС, развитию националистических движений. Тем не менее, горбачевская администрация с весны 1990 г. переходит к следующему этапу политических и экономических преобразований. Г. Явлинским и С. Шаталиным была подготовлена программа «5оо дней», предусматривающая относительно радикальные экономические преобразования с целью постепенного перехода к рынку. Эта программа была отвергнута Горбачевым под влиянием консервативного крыла КПСС.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР о постепенном переходе к регулируемой рыночной экономике. Предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. Однако эти меры уже не могли спасти социалистическую систему и СССР.

Уже с середины 80-х фактически намечается распад государства. Возникают мощные националистические движения. В 1986 г. происходят погромы русского населения в Казахстане. Межнациональные конфликты возникли в Фергане (1989), в Ошской области Киргизии (1990). С 1988 г. начинается вооруженный армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. В 1988-1989 гг. выходят из-под контроля центра Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Молдавия. В 1990 г. они официально провозглашают свою независимость.

12 июня 1990 г. I Съезд Советов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации.

Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. Чтобы придать легитимность этому процессу в марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Большинство населения высказалось за сохранение СССР, но на новых условиях. В апреле 1991 г. начались переговоры Горбачева с руководством 9 республик в Ново-Огареве («Новоогаревский процесс»).

К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. Подписание договора было намечено на 22 августа.

Именно намеченное подписание Союзного договора спровоцировало выступление ГКЧП (19 августа–21 августа 1991 г), пытавшегося сохранить СССР в старой форме. В Государственный Комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП) вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков.

ГКЧП был издан приказ об аресте Б.Н. Ельцина, избранного 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР. Было введено военное положение. Однако большинство населения и военнослужащих отказались поддержать ГКЧП. Это предрешило его поражение. 22 августа члены были арестованы, но подписание договора уже так и не состоялось.

В результате августовского путча был окончательно подорван авторитет М.С. Горбачева. Реальная власть в стране перешла к руководителям республик. В конце августа была приостановлена деятельность КПСС. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых государств (СНГ) – «Беловежские соглашения». 21 декабря к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внешняя политика СССР В 1985—1991 гг

Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987—1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе «нового политического мышления».

Основное содержание «нового политического мышления»:

  1. Признание современного мира единым и взаимозависимым, т.е. отказ от тезиса о расколе мира на две противоположные идеологические системы.
  2. Признание универсальным способом решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.
  3. Отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей.

Для нового внешнеполитического курса требовались новые кадры – министр иностранных дел, символ успешной советской внешней политики, А.А. Громыко был заменен Э.А. Шеварднадзе.

Исходя из принципов «нового мышления» Горбачев определил три основных направления внешней политики:

  1. Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении.
  2. Урегулирование региональных конфликтов (начиная с Афганистана).
  3. Расширение экономических связей со всеми государствами независимо от их политической ориентации.

После встреч в верхах (практически ежегодных) СССР и США были подписаны соглашения об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г., Вашингтон) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1, июль 1991 г., Москва).

Одновременно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек.

Разрушена берлинская стена. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев дал согласие на объединение Германии. 2 октября 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.

В странах социалистического содружества с лета 1988 г. и до весны 1990 г. происходит серия народных революций («Бархатные революции»), в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к демократическим силам. Начинается форсированный вывод советских войск с военных баз в Центральной и Восточной Европе. Весной 1991 г. оформляется роспуск СЭВ и ОВД.

15 февраля 1989 г. СССР завершает вывод войска из Афганистана.

В мае 1989 г. М. С. Горбачев нанес визит в Пекин. После этого была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Несмотря на некоторые успехи, на практике, «новое мышление» стало политикой односторонних уступок СССР и привело к краху его внешней политики. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро потерял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990— 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к странам «Большой семерки».

Александр Ярославич (Невский) – князь Переяславский, Новгородский, великий князь Киевский (с 1249 года), великий князь Владимирский (с 1252 года).

Читать еще:  Полуавтомат сварочный своими руками схема

Политические реформы периода перестройки

Первоначально курс на ускорение и перестройку не предполагал радикальных изменений в политической системе Советского государства. Не ставились под сомнение руководящая роль КПСС, система выборов в Советы, принципы деятельности государственных и общественных организаций. Однако провал курса на ускорение социально-экономического развития страны, а также нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере свидетельствовали о необходимости политических преобразований.

Важным симптомом изменений в политическом курсе (в первую очередь, в области прав человека) стало освобождение в декабре 1986 года (по личному указанию М. С. Горбачева) из ссылки академика А. Д. Сахарова, который сразу же активно включился в политическую жизнь. Вскоре были освобождены из тюрем и лагерей еще около 100 диссидентов.

Изменениям подверглась и кадровая политика КПСС. С одной стороны, заменялись неспособные, бездеятельные, чем-то себя запятнавшие руководители, а с другой – те, кто выступал против Горбачева и его курса. С 1985 по 1991 гг. было заменено подавляющее число партийных и советских руководителей как в центре, так и на местах. Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал необходимым в целях ускорения реформ вести кадровую работу на основе главного критерия: руководители должны поддерживать курс на ускорение и перестройку. В результате Горбачев встретил серьезное сопротивление со стороны различных слоев партийного руководства.

На этом же пленуме Горбачев предложил проводить выборы в Советы, включая в бюллетени для тайного голосования несколько кандидатур, а не одну, как было раньше. Первые такие выборы в местные Советы состоялись летом 1987 года, но основная масса депутатов была избрана по-прежнему, на безальтернативной основе.

С 1987 года все более отчетливо стала проводиться линия на демократизацию и гласность, что вызвало недовольство не только в местных, но и в высших эшелонах власти. В руководстве ЦК КПСС консервативные силы пытались опереться на члена Политбюро Е. К. Лигачева. Во главе радикальных сил стал первый секретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин, который подверг критике медленные темпы перестройки. Вскоре Ельцин ушел в отставку и получил второстепенный пост председателя Госстроя СССР, но он стал символом тех, кто хотел более решительных преобразований. Горбачев в этих условиях пытался занять центристскую позицию, маневрируя между консерваторами и радикалами.

Важной вехой политических реформ и демократизации общества стали решения XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.). Они предусматривали реформирование государственной системы, расширение гласности, борьбу с бюрократизмом, а главное – переход реальной власти от КПСС к Советам.

Однако при этом не была учтена роль КПСС в государстве, сложившаяся за весь период советской власти, поэтому быстрое отстранение партии от руководства привело к потере управляемости страной, так как Советы, фактически не участвовавшие в управлении государством, не успели набрать ни опыта, ни авторитета.

В соответствии с решениями XIX партконференции в декабре 1988 г. Верховный Совет СССР внес соответствующие поправки в Конституцию 1977 года и принял новый Закон о выборах народных депутатов. Учреждался новый высший законодательный орган – Съезд народных депутатов СССР. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий парламент – Верховный Совет – и его главу – Председателя Верховного Совета СССР. Аналогичные структуры власти создавались в союзных и автономных республиках. В ходе выборов Советов всех уровней предусматривалось выдвижение нескольких кандидатов на одно место депутата.

Весной 1989 года состоялись выборы делегатов на I съезд народных депутатов СССР. Они проходили в острой политической борьбе между сторонниками и противниками реформ и проведения перестройки в целом.

I съезд народных депутатов СССР состоялся в мае – июне 1989 года в Москве. На съезде развернулись острые дебаты практически по всем вопросам.

На съезде М. С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, хотя его популярность уже снизилась. Н. И. Рыжков стал Председателем Совета Министров СССР.

На I съезде народных депутатов СССР произошло окончательное разделение сторонников перестройки на умеренных во главе с М. С. Горбачевым и радикалов, ведущую роль среди которых играли А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. После смерти А. Д. Сахарова в декабре 1989 г. Ельцин стал лидером радикально настроенных сил. С этого периода усилилась борьба между Горбачевым и Ельциным за политическое лидерство, завершившаяся в конце 1991 года распадом СССР.

В марте 1990 года состоялся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нем была отменена 6-я статья Конституции СССР, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. М. С. Горбачев был избран Президентом СССР. Эта должность вводилась в нашей стране впервые. Однако президентская система слабо сочеталась с властью Советов. Это также повлияло на дальнейшее обострение ситуации, так как власть Советов предполагала не разделение властей, а полновластие Советов.

К этому времени явно обозначился общий кризис в КПСС. Начался массовый выход из нее членов партии. За 1985–1991 гг. партия сократилась с 21 млн. до 15 млн. человек.

Одновременно в конце 80-х – начале 90-х гг. стала формироваться многопартийность в стране: возникали разнообразные политические движения, партии, организации. В союзных республиках появились Народные фронты. В Москве сформировались движение Демократическая Россия, Либерально-демократическая партия СССР (впоследствии Либерально-демократическая партия России – ЛДПР), Коммунистическая партия РСФСР (впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации – КПРФ), Демократическая партия России и др.

При этом подавляющее большинство возникших политических партий предлагали ориентироваться не на социализм, а на западную модель.

Летом 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. Российское Правительство было сформировано из его сторонников и начало подготовку программы радикальных экономических реформ.

12 июня 1991 года Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу на первых президентских выборах в России.

М. С. Горбачев к этому времени уже показал стратегическую и тактическую неспособность к эффективному руководству страной, потерял былую популярность среди подавляющего большинства населения. К концу 1990 года он занимал посты Президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами страны, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР, получил право непосредственно руководить Правительством.

Реформы не укрепили экономику и позиции социализма, напротив, привели к прямо противоположным результатам. В стране назревал политический кризис.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 343 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector