Почему ребенок получает двойки
8 причин, по которым дети добровольно становятся двоечниками
Двойка – это всегда неприятно. Этой оценкой наказывают за невыполненные уроки, ею можно напугать даже самых «неприступных» учеников. Но, оказывается, эти страшилки не для ребят, выбравших путь «сознательного двоечника». Кто ими становится и как найти на них управу, «Летидору» объясняет психолог-педагог Ольга Юткина.
Ольга Юрьевна Юткина, психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития
«Тройка» или «двойка» – какая разница!
Такое случается, когда родители ждут от детей исключительно победы: для них есть только одна оценка – «пятерка». А приносить домой только хорошие оценки у школьника пока не получается. В итоге ребенку становится все равно, что он получит – «двойку» или «тройку», ведь результат всегда один и тот же: родители расстраиваются. А для того чтобы влепили «два», даже и стараться не нужно.
К более высоким успехам ребенка приведет его усердие. А стараться он начнет только тогда, когда осознает, что даже один лишний балл – это уже маленькая победа.
Кто бы меня похвалил
В возрасте 4-7 лет дети особенно нуждаются в одобрительном отношении взрослых даже за незначительные достижения. Если не поддерживать малыша в его малых успехах, в будущем у него не будет потенциала идти к более высоким успехам.
В младшей школе дети учатся отнюдь не для того, чтобы «быть образованными», а потому что рассчитывают на похвалу за свои старания от счастливых мам и пап. Отсутствие похвалы и поощрений способны перечеркнуть любое рвение к учебе. Эмоциональное «Какой же ты молодец!» в сотни раз эффективнее строгого «Ты должен!».
Учитель не похож на лидера
Если педагог в глазах ребенка не выглядит авторитетным человеком, у своего школьника вы не обнаружите ни интереса к знаниям, ни стимула к учебе. Ребенок не способен настроиться на урок, не может запомнить материал, да и вообще не считает нужным воспринимать информацию на уроке всерьез.
В этом случае родителям нужно найти и подчеркнуть в учителе максимальное количество достойных качеств, которые оценит и сам ребенок. Маленький секрет: на младшеклассника хорошо подействует сходство с любимым героем из фильма.
Двоечником быть круто
Подростки могут решить, что в старших классах девочки обращают больше внимания на «плохих» мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь в сложном подростковом возрасте многие школьницы приписывают отрицательным персонажам особенную силу и привлекательность. А «скатиться до двоек» в учебе – это самое простое, что можно сделать, чтобы сразу стать «плохишом» и «лидером».
Здесь помогут хорошие примеры из жизни и активные занятия спортом: продемонстрируйте ребенку, что для мужчины на самом деле значит «быть крутым».
Назло родителям
Все родители заинтересованы в том, чтобы их чадо достойно училось в школе. Но случается, что ребенок идет наперекор желанию мамы и папы, чтобы их «наказать». Например, семейные конфликты или развод родителей могут поселить в душе ребенка сильную обиду: школьник решает, что став двоечником, донесет до мамы и папы мысль, что «я тоже имею на вас влияние!», «вы будете со мной считаться!», «вот только захочу и доведу вас до истерики!».
Главное – не упрашивать школьника взяться за ум, иначе он решит, что это идеальный рычаг для управления родителями. Просто расскажите ребенку что-нибудь из серии: «Ничего страшного! Даже когда после школы ты пойдешь работать дворником, мы все равно будем тебя любить».
Я требую внимания!
Ваш школьник запросто может приносить домой двойки, чтобы заполучить родительское внимание. Возможно, сын уже просил папу помочь с домашним заданием только потому, чтобы тот просто провел вечер рядом с ним, а дочь наверняка пыталась обратить на себя внимание мамы с помощью красивой тетрадки с ровным почерком. Но родители почему-то не проявили сильных эмоций. Тогда ребенок решает, что он идет неверным путем, и начинает думать: «А уж на двойки мама и папа точно отреагируют!».
Вовсе не обязательно часами сидеть рядом с детьми, обсуждая каждую мелочь, случившуюся за день. Достаточно дать понять ребенку, что вас всегда интересуют его дела, несмотря на сильную занятость.
Переоценка возможностей
Например, сосед по парте уделяет урокам всего 10-15 минут и всегда отвечает «на пять». «Значит, и я так могу. Просто прочитаю и все запомню!» – думает ученик. Увы, нет. Возможно, ваш школьник более медленный в восприятии материала, ему не так легко дается запоминание. Но пока еще в силу возраста он неадекватно понимает свои способности и возможности.
Расскажите своему ребенку, что у всех разные подходы к выполнению домашнего задания. К тому же никто на самом деле не знает, сколько потребовалось времени Васе, сидящему за соседней партой, чтобы выучить стихотворение дома.
«У бывших двоечников больше шансов стать богатым»
Сколько «поучительных» историй о том, что самые богатые люди нашей планеты отнюдь не корпели над учебниками, нам рассказывают СМИ. И знакомые всегда готовы привести парочку примеров «несправедливости жизни», в которых их одноклассники-двоечники теперь почему-то успешнее и богаче, чем они – круглые отличники.
Объясните ребенку, что это лишь отдельные истории, которые к тому же далеко не всегда соответствуют действительности. Вспомните, кто из любимых актеров ребенка или просто из взрослых, которых он уважает, в детстве были отличниками: дети возьмут пример с тех, к кому они испытывают симпатию.
Ребёнок учится на двойки
А. Энштейн был в школе двоечником. Отднако, если ваш ребёнок будет двоечником, это не значит, что он станет вторым Энштейном.
В современном мире дети сталкиваются с беспрецедентным уровнем стресса и небрежения. Многим детям вообще так и не удаётся почувствовать себя детьми. Их с рождения возят по развивающим кружкам, заставляют делать что-то не соответствующее возрасту и потребностям ребёнка. Многие родители считают, что иметь детство ребёнку непозволительная роскошь, и понимают под детством только кучу игрушек и отличное питание.
Общение с детьми напоминает игру в армию: убери игрушки, помой посуду, вынеси мусор, уберись в своей комнате, работай на уроке, перестань проявлять эмоции, не зли родителей, не груби, не бегай, собери портфель, делай, как тебе сказано…
Большая часть урока в школе напоминает игру «кто кого переорёт». Причём громче всех кричит учитель, и вместо объяснения темы она выбирает обсуждение того, как кто-то уронил карандаш, и как этот секундный шорох сорвал урок.
Дома мотивация к выполнению домашних заданий или домашних дел заключается в угрозах: если ты получишь двойку, то я отберу у тебя компьютер.
Иногда наказание превращается в моральное истязание, причём чем больше страдает ребёнок, тем агрессивнее становится родитель.
Важно понять, почему ребёнок не успевает по предмету:
- ходит в школу дружить,
- ходит в школу общаться с друзьями и искать своё место в системе иерархии группы,
- есть другой любимый предмет или деятельность, и на это тратится много времени,
- пережитое чувство стыда во время данного урока,
- поведение учителя на этом уроке меняется, оно отличается от поведения на других уроках, ребёнок дезориентирован,
- пережитое чувство страха (угрозы со стороны учителя, обращённые к ребёнку, к одноклассникам, к классу),
- ребёнку скучно, он уже знает, о чём речь,
- ребёнок желает выделиться. Учитель разговаривает с ним, обращает на него внимание, при общении у неё меняется мимика и интонация. Чувство собственной исключительности, я особенный, страх труда и трудностей,
- ребёнок не понимает значения слов в правиле, в тексте задачи, в объяснении учителя (незнакомые слова),
- только делая этот предмет с мамой, которая сидит рядом, проверяет, объясняет можно чувствовать, что мама есть, она живая, она рядом, слушать её голос, быть с нею,
- желание контроля со стороны родителей (как потребность во внутреннем стержне) — здесь скрывается психотравма, депрессия у ребёнка. Причину нужно выявить в терапии,
- страх, что ничего не получится. Но когда мама или папа сидит рядом, это есть разделение ответственности — «одна голова хорошо, а две лучше». Если не получится, то оба виноваты. Так не страшно, потому что степень вины ребёнок возложит на родителя,
- неприятные воспоминания, страх, неприятие у родителя к этому предмету в своём детстве,
- родитель именно к этому предмету показывает своё недоверие, возмущение, не доволен программой обучения, говорит: «Зачем это надо?», «Трудная программа»,
- межличностный конфликт с учителем. Образ женщины учителя напоминает кого-то из семейной системы, с кем отношения у ребёнка не складываются,
- разочарование в учителе, как в человеке. Падение идеала.
Это не всё. У каждого ребёнка своя история.
Для того, чтобы разобраться и выйти на уровень «хорошиста», необходимо проработать травму с психотерапевтом. Тогда у ребёнка повышается успеваемость, собственная значимость и уверенность в успехе.
Как быть родителю до визита к психотерапевту?
Во-первых, отслеживать свои порывы и сохранять спокойствие.
Не идти на конфликт.
Не включаться в систему приказов.
Во-вторых, проговаривайте чувства ребёнка: «Сейчас ты злой, это нормально — злиться», «Тебе стыдно, это нормально».
Отслеживайте свои привычные реакции и поступайте иначе.
Обязательная похвала себя за труд. Дети не умеют хвалить себя даже за небольшие достижения. Потому что родители себя никогда не хвалят и не относятся к себе с благодарностью. Начните благодарить себя за то, что вы делаете. Встали утром — подвиг. Себе благодарность. Сделали что-то, хвалите себя!
Награда за каждый этап работы. Например: «Вот этот кусочек работы сделаю и займусь (компьютерной игрой, отдыхом, съем что-то вкусное, и т.д.)«. После этапа работы можно вознаградить себя конфетой, чаем с шоколадкой или горстью вкусных орехов (или 10-минутным просмотром клипа или игрой между этапами работы).
Ещё способ — похвала. И тут возникает подводный камень. Мы не умеем хвалить не только себя, но детей и подростков.
Представьте, что ребёнок принёс вам рисунок. Похвалите его. (Обычно это — «Молодец! Красиво!»)
После такой похвалы ребёнок будет радовать себя рисованием, радоваться своим достижениям или станет радовать ими вас?
Так точно! Будет радовать ими кого угодно, только не себя. Включится в сценарий «Радуй других».
Первая заповедь — детям трудно принимать похвалу в форме оценки. Похвала в форме оценки подростком воспринимается как унижение.
Как похвалить так, чтобы ребёнку хотелось рисовать и получать от рисования радость, а не радовать вас своими рисунками?
Это техника описательной похвалы.
Такая похвала состоит из двух частей: описание и умение.
Сначала описываете, что нарисовано на рисунке.
Например, «Я вижу, ты нарисовал яркое жёлтое солнце, облака, дерево с густой зелёной кроной. Ты чувствуешь цвет и умеешь выражать свои чувства на бумаге!».
Если это собранный портфель, то описательная техника будет такой: «Я вижу, что ты подготовился к завтрашним занятиям. Ты выполнил домашнее задание, собрал учебники. Ты умеешь планировать будущий день!»
Описать даже самое незначительное для вас достижение ребёнка, не оценивая привычно на «хорошо», «отлично» и «молодец», оказывается сложнее, чем вы думаете. Потому что описывать трудно, да и к такому общению вы не привыкли. Однако вам стоит потренироваться, и обязательно выйдете на новый уровень взаимодействия.
Например, вместо — «Какой красивый рисунок! Ты просто настоящий художник!«, вы говорите: «Я вижу небо, белую луну и жёлтые звёзды», и ребёнок уже понимает, что рисовать ночь он умеет.
Или, например, ситуация. На приём пришла девочка с очень сильным чувством вины и стыда, сгрызла все пальцы до крови. В процессе анализа вышла на свет история о том, что девочка нашла кошелёк в школе и отнесла его в учительскую. Мама, узнав об этом, сказала: «Молодец! Ты хорошая, честная девочка!«. А девочка подумала о том, что она вовсе не честная, т.к. вчера на уроке математики она списывала. Ей стало стыдно, возникло чувство вины и самонаказующее поведение.
Как сказать девочке про ситуацию с кошельком, используя технику описательной похвалы? «Учитель сказала мне, что ты нашла кошелёк с деньгами и отнесла его в учительскую. Ты умеешь принимать решения!»
А как похвалить ребёнка, который говорит: «Сегодня я получил пятёрку!«. Хвалим так: «Я вижу, ты очень доволен. Ты так много трудился!».
Как хвалить ребёнка, который сказал: «Я всё сделал!» Говорим: «Ты сосредоточился на работе и не прекращал работать, пока не закончил. Ты умеешь работать!»
Что сказать ребёнку, который писал палочки-крючочки, и не вся строчка идеально написана?
Как вы бы похвалили? Наверное, скажете: «Молодец! В другой раз ты напишешь лучше!»
И вы создали два послания. Ребёнок получил оценку в виде «Молодец!». И работа тут же обесценена — «В другой раз ты напишешь лучше!», слово «молодец» стало не значимым, а как насмешка.
Другого раза не будет. В другой раз он создаст себе новый другой раз, когда он, наверное, напишет лучше, и так до бесконечности.
Как же сказать в технике описательной похвалы?
«Я вижу, ты написал палочки и крючочки. У тебя получилась эта палочка и этот крючочек. Написать так всю строчку трудно, а ты стараешься».
Вместо того чтобы показывать то, что вам не нравится, указывайте на достижения, которые сделал ребёнок. Из всей работы всегда найдётся что-то, на что можно сказать — «у тебя получилось это».
Вместо того, чтобы сказать: «Ну что ты возишься? Ты до сих пор решил три примера? В таком темпе ты до утра не закончишь!». Лучше сказать: «Я вижу, ты сделал больше половины заданий! Три примера ты уже решил, осталось всего два!»
Вместо: «Ну, посмотри на себя! Волосы не причесала! Давай быстрее! Опоздаешь!», сказать: «Я вижу, ты почти оделась. Чистая блузка, юбочка в тон, осталось только причесаться, и ты готова выходить в школу».
Вместо того, чтобы сказать: «Вот ты списал упражнение, опять ошибок наделал! Невнимательный! Смотришь в книгу, видишь фигу!», сказать: «Достаточно исправить несколько ошибок в паре слов, и твоё упражнение будет на хорошую оценку».
Похвала, которая создаёт зависимость от чужого одобрения, выглядит так: «Отлично! Я горжусь тобой!», «Делаешь домашнее задание? Молодец!».
Похвала, которая помогает осознать ребёнку собственные способности и достижения, выглядит так: «Ты настойчиво и упорно трудился. Я думаю, ты гордишься собой!», «Я вижу твоё упорство и ответственный подход к делу, чтобы сесть за домашнее задание».
Описательная похвала — дело трудоёмкое. Но очень благотворно влияет на ребёнка. Это и есть та эмоциональная поддержка, которая помогает ребёнку стать человеком с активной жизненной позицией.
Изобретайте в каждой ситуации фразы описательной похвалы, и вы заметите, как ребёнок станет меняться.
5 советов психолога, что делать, если ребенок приносит плохие оценки?
У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.
Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!
Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?
Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:
Совет №1 Прежде всего – успокойся. Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?
Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!
Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.
Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания, какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.
Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, — основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.
Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.
Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.
Двойка двойке – рознь. Нужно ли ограждать детей от плохих оценок?
Двойки нужно ставить чаще! С таким призывом к уральским учителям на педагогическом совещании обратился представитель Рособрнадзора. По мнению чиновника, большое число отличников и хорошистов подозрительно, а отказ от плохих оценок плохо сказывается на качестве полученных знаний. В ведомстве подчеркивают: это только личная позиция чиновника. Однако, свою позицию в ответ на это тут же высказали учителя, психологи и родители по всей стране. Главный предмет дискуссии – является ли двойка стимулом к получению знаний? Ответы внимательно выслушала Марина Костюкевич .
Объективность школьных оценок – вечно болезненная тема. И для учителей, и для родителей, и для самих учеников. Прямой призыв чаще ставить двойки, да еще накануне начала учебного года, резко повысил градус разговора. Педагоги готовы признать: случается, оценки завышаем. Таковы условия – рассказал в эфире нашей радиостанции учитель истории и обществознания Ломоносовской школы Владимир Кружалов.
КРУЖАЛОВ : К сожалению, в системе это есть. Отсутствие двоек является одним из не только оцениваемых, но и оплачиваемых результатов. Поэтому чиновники лукавят, задавая, с одной стороны такие критерии оценки работы в школе, с другой давая такие ценные указания.
Низкие оценки ставить невыгодно – пояснил в ходе интерактивного обсуждения наш слушатель, учитель Максим, потому что ставя двойку, педагог берет на себя дополнительную нагрузку.
«Я не ставлю двойки, если у меня выйдет двоечник в четверти, я должен создать коррекционный план работы с ним. Никто за это платить не будет. А при нагрузке 40 часов я работаю в две смены . Физически заниматься этим мне некогда».
В результате получается, что не ставя двоек, учитель избегает массы проблем. Ему не пеняют на плохой уровень работы, он не занимается дополнительно с отстающими, и в целом демонстрирует высокие показатели. А в системе образования это важно! Но за этим фасадом теряются знания – вступают в разговор родители. Нужны образованные дети, а не те, кто не приносит низкие оценки. Прошли те времена, когда в 90-е модно было приплачивать за хорошие отметки. Современные родители уже не против двоек. Но пусть они будут показателем ошибок, которые стоит исправлять, а не росписью в неумении обучить. Такое мнение высказал наш слушатель Алексей.
«Двойка двойке – рознь. Одно дело, что человек сделал задание с ошибками, это один аспект. А другое дело – когда дают текст английского и надо выучить к концу дня. Человек физически не успевает. И тоже двойка. В результате у ребенка просто озлобление на того же преподавателя».
А может быть двойка – хороший стимул? Получая негативные оценки, ребенок может стремиться доказать, что он способен на большее. Да и для родителей хороший «толчок» для того, чтобы встряхнуться – рассуждает наш слушатель Даниил.
«Двойка – это хороший сигнал для родителей, чтобы можно было прийти и заствить ребенка позаниматься над этой темой, заставить исправить. Когда у меня была у ребенка двойка, мы пришли в школу, выяснили почему у ребенка двойка, позанимались и все исправили.»
Стимулом для хорошей учебы неудовлетворительные оценки служат только в двух периодах – в начальных классах и в выпускном . Большинство остальных школьников двойка как таковая мало волнует. Современному школьнику это чаще сигнал к действию в сторону того, как ее избежать в дальнейшем. Ребенок начинает искать иные способы получить хорошие оценки, но не знания. К этому также может стимулировать необъективная система оценок – уверена семейный психолог Наталья Гришаева.
ГРИШАЕВА : Можно так изловчиться, но ничего не зная, человек может получать хорошие отметки. Стимулируя детей двойками, мы многих учим изворачиваться, кого-то бояться, кого-то чувствовать несправедливость этой оценки.
Впрочем, есть те, кто считают, что двойки – это стресс и ребенка нужно оградить от этого. Кнутом ничего не добиться – их довод. Но учеба не может быть только пряником – возражают их оппоненты. Не надо крайностей, в шкале оценок – 5 баллов и умный учитель может хорошо этим управлять – напоминает Владимир Кружалин.
КРУЖАЛИН : Вопрос заключается в том, насколько объективно выставлены оценки. Это тонкий инструмент, который используется очень индивидуально.
Чего точно не должно быть в школе – уверены все – очковтирательства. Когда учитель, ставит 3, держа в уме 2, когда родитель выдыхает: «слава богу, пронесло, переведут в следующий класс». И когда видя все это ученик думает: как бы я не учился, все равно натянут на трояк . Реально знания детей, говорят психологи, стимулируют вовсе не оценки. А отношение учителей к своему делу и детям .Туда, где школьник видит неподдельный интерес педагога, он тянется сам . Причем, совсем не за оценками!
Хороший первый учитель – это важно!
ВЛАДИМИР АВЕРИН: Дети всегда – и в наше время, и в моё время, и позже, и сейчас – далеко не все обуреваемы желанием учиться, познавать что-нибудь, выполнять все школьные требования и быть дисциплинированными, когда идут в школу. И вот здесь вот их встречает первый учитель.
Систему образования нужно спроектировать по новой
ДМИТРИЙ КУЛИКОВ: «Сфера образования должна быть государственной службой. Либо это – действительно важнейшее государственное и «государево» дело, и таковым его надо проектировать, либо нам надо перестать говорить красивые слова о том, насколько нам это важно».
От родителей требуют согласия на всё, в том числе на чаты «мам-пап»
Справка на каждый шаг и каждый чих – в школах перед началом учебного года запасаются стопками разрешений от родителей буквально на все.
Школьный минимум: памятка для родителей
Сменка, канцтовары, тетради, зарядки для телефонов и всего с запасом. Родители составляют списки наборов к новому учебному году.
Меньше гаджетов и больше домашних заданий: что ждет школьников с 1 сентября
Новые предметы и проекты, новое меню, новая школьная форма – учеников ждет немало сюрпризов с 1 сентября.