Митрополит Иларион Алфеев впервые совершил старообрядческую Литургию
Митрополит Иларион (Алфеев) впервые совершил старообрядческую Литургию
В субботу Светлой седмицы 18/5 апреля в одном из храмов Русской Православной Церкви (РПЦ), придерживающихся древнерусского богослужебного чина (такие приходы называют старообрядными или, как в XIX – нач. ХХ века, единоверческими), состоялась архиерейская служба. Божественную Литургию по старому обряду в московской церкви Покрова Пресвятыя Богородицы в Рубцове совершил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Митрополиту сослужили 6 священников: клирики храма Покрова в Рубцове отец настоятель — архимандрит Дионисий (Шишигин), протоиерей Иоанн Миролюбов и иерей Андрей Фастов, настоятель Михаило-Архангельского монастыря в городе Юрьеве-Польском игумен Афанасий (Селичев), настоятель старообрядного храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), а также настоятель храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, принимавший участие в недавних переговорах с делегацией РПСЦ по вопросу изучения канонического достоинства белокриницкой иерархии. Диаконское служение совершал иеродиакон Николай (Оно) из храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (отец Николай — японец, продолжатель династии священнослужителей). За Литургией также молился клирик Михайло-Архангельского единоверческого храма иерей Евгений Саранча.
Следует отметить, что это было уже не первое богослужение по старому чину, совершенное митрополитом Иларионом. Несколькими неделями раньше, 25/12 февраля, он служил краткий молебен и совершил хиротесии двух свещеносцев и четырех чтецов для общины покровско-рубцовского храма. Однако Божественную Литургию по древнему чину служить ему прежде не доводилось. Молящиеся отметили пошитые по древним образцам элементы облачения святителя: скуфью с восьмиконечным крестом, полумантию и нарядную лестовку. К сожалению, из-за нехватки времени не удалось к службе изготовить архиерейский головной убор и жезл в древнерусском стиле, поэтому митр. Иларион использовал традиционные для современного епископата МП посох со змеями и новогреческую митру. Интересно, что проблема дораскольной аутентичности облачений и церковной утвари характерна также для нынешнего богослужения поповских старообрядческих согласий. И в Русской Православной старообрядческой Церкви, и в Русской Древлеправославной Церкви архиереи нередко употребляют митры, саккосы, панагии и рясы новообрядческого образца. На этот факт обратил внимание один из недавних соборов РДЦ, постановивший начать работу по приведению священнических облачений и церковной утвари к дораскольному знаменателю (XVII в.).
Как пишут наблюдатели богослужения в рубцовском храме, в остальном было отмечено следование общей эстетике службы по древнему чину. Митрополит Иларион и благословлял, и осенял себя исключительно двоеперстным крестным знамением. И он, и иеродиакон Николай, и сослужившие священники из числа новообрядцев большое внимание уделяли таким нюансам, как дораскольные нормы произнесения Имени Спасителя Исуса, ударения в словах «во веки веком» и в подобных ситуациях, когда их «на автомате» тянет произнести аналогичный богослужебный текст в привычной послениконовской редакции.
Для общины храма Покрова в Рубцове архиерейские службы по-прежнему большая редкость, несмотря на то, что у действующего при храме Центра древнерусской богослужебной традиции имеется статус Патриаршего. В прежние годы несколько раз в храме служил епископ Южноамериканский и Каракасский Иоанн (Берзиньш), викарий Первоиерарха Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) по окормлению единоверцев. Вообще в целом в единоверческих (старообрядных) приходах Московской Патриархии архиерейские службы проходят достаточно редко, поскольку в структуре Русской Православной Церкви единоверческие храмы подчинены местному священноначалию (эта временная схема управления была принята из-за репрессий в отношении единоверческих викарных иерархов в 1937 году и с тех пор не пересматривалась). Каждая архиерейская служба становится для старообрядной паствы РПЦ событием — особенно значима и памятна для единоверцев служба в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Макария, Митрополита Московского 12 января 2013 года — первая после Раскола XVII века Литургия в одном из кремлевских соборов.
Относительной регулярностью архиерейских служб может «похвастаться» крупнейший и наиболее обустроенный единоверческий приход в Михайловской Слободе — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посещает его не реже 1-2 раз в год, а потому именно опыт михаило-архангельских священников был наиболее ценен для подготовки службы владыки Илариона. Однако при совершении Литургии в рубцовском храме учитывались и наработки игумена Кирилла с Берсеневки, где также время от времени бывают архиерейские службы.
Часы и Литургия субботы завершили период Светлой седмицы, когда чинопоследования служб существенно отличаются от обычных и логически продолжают, а во многом и повторяют праздничную службу Святой Пасхи. Стихеры празднику в наонной поморской традиции пел хор под управлением головщика Даниила Григорьева. После исходных поклонов и отпуста состоялся крестный ход вокруг храма. На службе молились как постоянные прихожане храма Покрова в Рубцове, так и члены других единоверческих общин, и гости из обычных приходов РПЦ.
Следует отметить, что у российских старообрядных приходов РПЦ МП до сих пор нет своего старообрядного епископа, хотя этот вопрос не раз обсуждался в единоверческой среде в последние 10 лет. До революции 1917 года Синод отказывал единоверцам в своем епископе из опасения создания параллельной старообрядческой иерархии. В тот период единоверческими считались порядка 600 приходов синодальной церкви, которые представляли собой реальную силу. После февральской революции Поместный собор синодальной церкви 1917-1918 годов наконец разрешил хиротонии единоверческих епископов в разряде викариев. Наибольшую известность среди таковых приобрел епископ Уфимский Симон (Шлеев). Однако в ходе большевистского террора 1920-1930 годов все единоверческие епископы (включая т. н. катакомбных ответвлений) были уничтожены.
С конца 90-х годов ХХ века возможность поставления своего епископа для старообрядных приходов РПЦ МП вновь стала актуальной. Однако пока этот вопрос не может найти своего решения, в том числе и по причине того, что непонятен алгоритм взаимодействия такого епископа с местными архиереями, обладающими всей полнотой власти в епархиях РПЦ. Аналитики подчеркивают, что подобная проблема может быть решена путем переподчинения старообрядных приходов непосредственно Патриархии, придания им ставропигального статуса. Однако, как известно, старообрядные приходы РПЦ сегодня весьма разнородны и имеют существенные различия не только в Богослужебной практике, но приходских обычаях и устройстве.
Автор фото — А. Дебабов (благочиние Богоявленского округа г.Москвы).
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию древнерусским чином
Москва, 19 апреля 2015 г.
18 апреля 2015 года, в субботу Светлой седмицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, при котором действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, сообщает Патриархия.ru.
По завершении Литургии иерарх прочитал молитву на раздробление артоса; вокруг храма был совершен крестный ход.
В приветственном слове к митрополиту Волоколамскому Илариону протоиерей Иоанн Миролюбов отметил, что прихожане этого храма имели духовную радость видеть владыку на первой седмице Великого поста, ныне же, на Светлой седмице, счастливы разделить с ним пасхальную радость за Божественной литургией.
Отец Иоанн подчеркнул:
«Для нас особенно важно Ваше попечение и Ваши советы, поскольку мы идем сложным и ответственным путем. Он не у всех вызывает понимание, иногда задают вопросы: а почему вам это нужно? Ведь так хорошо, когда все единообразно славят Бога. И мы хотим единообразно, и мы хотим единодушно, вместе со всеми, но нам также очень дороги те древности, которые существуют в Русской Церкви.
Нам представляется, что это ее дар и особенный Промысл Божий о ней, что существование древнего чина внутри Русской Церкви — это залог ее единения. К сожалению, сейчас она не совсем едина, более трехсот лет продолжается это неединство. Но залог остается — остается и надежда. Особенно важно, что мы стараемся сохранить лучшее, что было и есть в Русской Церкви за тысячу лет ее существования, мы храним ее древние обычаи и обряды. Сейчас это особенно притягивает людей, потому что, встречаясь с древним пением, древними иконами, древними книгами, мы видим такую искренность, такую доброту, такую высоту души, какие уже теряет современный человек. Вот почему эта древность особенно для нас дорога.
С другой стороны, нам очень важен опыт, который существовал в Церкви и в дальнейшее время — и XVIII, и XIX, и XX веках. Святой Дух никогда не отходит от Церкви, и все, что в ней накоплено и собрано, — это тоже наше».
В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал:
Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Иоанн! Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Дионисий! Дорогие собратья и сослужители! Дорогие братья и сестры!
Праздник Святой Пасхи — Светлого Христова Воскресения — каждый раз приходит к нам для того, чтобы обновить нашу веру во Христа Воскресшего, нашу надежду на спасение и любовь, которую мы имеем к Господу нашему и друг ко другу.
Праздник Святой Пасхи напоминает нам, прежде всего, о событии, которое развернуло весь ход человеческой истории, — о Воскресении Христовом. Господь наш много раз предсказывал Своим ученикам, что Он будет вознесен на Крест, умрет и потом воскреснет. Но никто не представлял, как это будет и что за этим последует. И когда Его тело было снято со Креста и положено во гробе, вряд ли кто-нибудь даже из самых близких к Господу людей мог думать, что эта история продолжится, что она не закончилась на трагическом распятии. Между тем, история Церкви только начиналась. Именно Воскресение Христово положило начало нашей церковной истории, и именно в свете этого события она развивается.
Христос воскрес, чтобы открыть нам Царство Небесное. Господь смертию смерть попрал или, как мы сегодня пели, смертью на смерть наступил, растоптал ее для того, чтобы она не была страшна нам, чтобы мы, не боясь смерти, жили своей человеческой жизнью и знали, что после кончины нас ожидает жизнь вечная. В дни Святой Пасхи этот отсвет вечной жизни особенно сильно ощущается нами. Мы чувствуем присутствие Царства Небесного, о котором говорил Спаситель, и радуемся тому, что оно не просто обещано нам как награда за какие-то наши добродетели, которую мы получим после смерти. К Царству Небесному мы приобщаемся уже здесь, в нашей земной жизни, когда причащаемся Святых Христовых Таин, когда предстоим престолу Божию, когда единем сердцем и единеми усты обращаемся к Господу с молитвой, которую на небесах возносят ангелы. Здесь, на земле, мы возносим ее вместе друг с другом и со святыми ангелами.
А что означают слова «единем сердцем и единеми усты»? Единым сердцем — то есть в единомыслии душ и сердец, а «едиными устами» значит, что люди и ангелы поют в один голос не в переносном, а в буквальном смысле этого слова. Это не полифоническое пение, разделенное на четыре или восемь партий, когда один голос вступает, потом другой, когда голоса перебивают друг друга, как бы споря между собой, но когда все люди поют одну и ту же мелодию. И в этой мелодии слышится нам ангельское пение, которое тоже, не сомневаемся, не полифоническое, а унисонное.
И поэтому древний обряд напоминает нам о единстве между миром человеческим и миром ангельским. Он напоминает нам о той чистой молитве, которая выражается в древних песнопениях знаменного распева, в котором каждая попевка отображает молитвенное воздыхание человеческой души. В знаменном распеве мелодия разделена не на ноты, а на молитвенные интонации, обозначаемые крюками, и каждая из интонаций соответствует тому или иному молитвенному воздыханию, которыми мы сопровождаем свои молитвы к Господу.
Вы напомнили нам, отец Иоанн, о словах Вашего наставника, говорившего, что в первую очередь мы должны быть учениками Христа и сверять свою жизнь с Евангелием. Только во вторую очередь мы можем называть себя не просто христианами, а православными, восточными христианами. И лишь в третью очередь мы можем говорить о тех или иных обрядах, с которыми сопряжено наше благочестие. Это очень правильный подход, потому что вне зависимости от того, по какому обряду молимся, мы, прежде всего, являемся последователями, учениками Христовыми.
Мы являемся малым стадом (см. Лк. 12:32), которое Господь на этой земле создал для того, чтобы своей жизнью мы, по слову апостола, возвещали совершенство Призвавшего нас от тьмы в чудный Свой свет (см. (1 Пет. 2:9). Тьмой здесь называется жизнь греховная, а чудным Божественным светом — тот свет, который апостолы увидели на горе Преображения. Он воссиял всему миру, когда Христос воскрес из гроба, его невозможно сравнить ни с чем земным: свет солнечный меркнет по сравнению с этим нетварным Божественным светом. И мы радуемся тому, что в дни Святой Пасхи приобщаемся к этому свету и через него — к самому Источнику света. Мы приобщаемся ко Христу, Свету Истинному, Который освещает и просвещает весь мир.
Хотел бы пожелать всем нам, всем прихожанам этой общины, чтобы Господь укреплял нас на жизненном пути, чтобы радость о Воскресении Христовом всегда сопутствовала нам, чтобы Пресвятая Богородица, Покрову Которой посвящен этот храм, Своим небесным омофором покрывала нас от всякого зла. Аминь.
МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН В СОСЛУЖЕНИИ 23 ЕДИНОВЕРЧЕСКИХ КЛИРИКОВ СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ СТАРЫМ ЧИНОМ В ХРАМЕ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ
22 января 2018 года, в день празднования святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается ОЦАД.
За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, настоятель Покровского храма в Рубцове, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия священник Михаил Желтов, а также клирики старообрядных приходов Русской Православной Церкви из города Москвы и Московской области, Киевской митрополии, Тихвинской, Ростовской и Новочеркасской, Нижнетагильской, Кузнецкой, Иваново-Вознесенской, Лысковской, Витебской, Ростовской епархий.
В их числе сослужащего духовенства единоверческих старообрядных приходов– архимандрит Иринарх (Денисов), архимандрит Ахилла (Шахтарин), игумен Кирилл (Сахаров), иеромонах Сергий (Гапонов), иеромонах Антоний (Аненко), иеромонах Варсонофий (Яшин), протоиерей Евгений Саранча, протоиерей Борис Кицко, протоиерей Сергий Гончаров, протоиерей Георгий Крылов, протоиерей Виктор Баденков, иерей Андрей Фастов, иерей Алексей Гугливатый, иерей Сергий Чиж, иерей Даниил Хохоня, иерей Валерий Булычев, иерей Сергей Комаров, иерей Сергий Ефременко.
В алтаре молился проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин).
За богослужением молились учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор фонда, член Наблюдательного совета Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции Л.М. Севастьянов.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
В архипастырском слове по завершении Божественной литургии Владыка сказал:
«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим днем, когда мы вспоминаем святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.
Подвиг христианской жизни и христианского свидетельства может иной раз стоить человеку самой жизни. В дни, когда царь Иван Грозный ввел на Руси опричнину и несправедливо подверг многих людей репрессиям и казням, святитель Филипп встал на защиту правды Божией. Он не побоялся грозного царя, ибо перед своим духовным взором имел только одного Царя – Господа Иисуса Христа. Именно Ему он служил от юности своей, Ему посвятил все свои силы и отдал всю свою жизнь. И когда настало время засвидетельствовать перед грозным царем о правде Божией, он бесстрашно встал на защиту этой правды. И жизнь его окончилась мученически: по приказу царя он был сначала свергнут с митрополичьего престола, затем заточен, и в конце концов удушен царским опричником Малютой Скуратовым.
Всякий раз, вспоминая эту историю из жизни нашего русского государства, мы прославляем святителя Божия как человека, который явил нам тот образ действий, по которому и нам надлежит соизмерять свою жизнь. Не всякого из нас Господь призывает к свидетельству именно такого рода, даруя нам возможность жить во времена благополучные и мирные, когда между Церковью и земной властью установлены добрые взаимоотношения.
Но за свою 2000-летнюю историю Церковь неоднократно переживала эпохи гонений и времена мученичества. Эти времена еще помнят и многие из нас, когда исповедание святой православной веры было подвигом и когда человек, открыто исповедующий веру, нередко рисковал своей жизнью, а иной раз и жизнью своих близких.
Мы живем в благополучные времена, но это не значит, что нам следует расслабиться и успокоиться. Господь все равно ожидает от нас подвига свидетельства о Его правде. Эта правда Божия раскрывается через наше богослужение, доброделание, через исполнение заповедей Божиих, а если необходимо, то и через свидетельство о Боге и о правде Его перед внешним миром.
Я хотел бы сегодня сердечно приветствовать собравшихся здесь клириков единоверческих старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Впервые, думаю, в таком количестве собрались вместе клирики, несущие служение по старому обряду. Мы еще поговорим сегодня о значении старого обряда на семинаре, который также впервые проводится в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия.
Церковь Христова сильна своими традициями, своим благочестием, своей древностью и тем, что, несмотря на различные веяния времени, мы все сохраняем ту правду Божию, которую получили от Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов.
Неслучайно наша Церковь называется Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Каждое из этих слов имеет особое значение.
Церковь едина, потому что, несмотря на различия во взглядах людей, в их мировоззрении, в их социальном положении, она объединяет всех тех, кто добровольно захотел последовать за Христом. Она объединяет все приходы и все епархии по всему миру. Это единство невозможно поколебать ничем. И если происходит в Церкви какой-либо раскол, то это не Церковь раскалывается надвое или на несколько частей, а отдельные группы людей по тем или иным причинам отходят от Церкви. Церковь же по-прежнему сохраняет свое единство.
Церковь является святой не потому, что состоит из святых людей. Если бы Господь хотел иметь Церковь, состоящую из одних святых, у которой нет проблем и конфликтов, то, наверное, Он создал бы ее из ангелов, а не из людей. Но так как Церковь создана из людей, а несть человек иже жив будет и не согрешит, и все мы носим на себе человеческую плоть, и все мы подвержены разного рода грехам и соблазнам, то святость Церкви обеспечивается не нашей святостью, а святостью Самого Бога, Который ее создал. Сам Господь Иисус Христос – краеугольный камень нашей Церкви. На Нем зиждется все церковное здание, а мы лишь кирпичики в этом здании.
Каждый из нас важен для Бога. Но не мы даем Церкви святость, а она дает ее нам. И в Церкви мы приобщаемся к этой святости через церковные Таинства и наипаче через Святое Причащение, когда внутрь своего тела принимаем Тело Господа и когда частью нашей крови становится Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
Церковь является соборной, ибо управляется собором епископов, и служение в ней совершается соборно; в Церкви сохраняется наследие Вселенских и Поместных Соборов древней Церкви. А все новые вопросы, которые надлежит решить, так же решаются соборно. И все мы в той или иной степени участвуем в этом соборном церковном делании.
И, наконец, Церковь является апостольской, потому что в основании своем имеет апостольскую веру. И каждая Поместная Церковь возводит свое бытие к тому или иному апостолу. Как, например, Русская Православная Церковь свое бытие возводит к святому апостолу Андрею Первозванному, а другие Церкви имеют начало от других апостолов. Но еще более важно то, что апостольское учение сохраняется в Церкви.
Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы, независимо от того, какого обряда придерживаемся, старого или обычного (я не хочу называть обычный обряд новым, ибо это другой извод того же древнего православного обряда) – независимо от того, как мы молимся, сколькими перстами крестимся, осознавали себя членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой Господь наш Иисус Христос сказал, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18). Пусть Господь помогает каждому из нас на тех местах, где мы несем свое служение, укрепляет нас в наших трудах, а Пресвятая Богородица покрывает от всякого зла честным Своим омофором. Пусть молитва святого Иоанна Предтечи, в храме которого мы сегодня собрались, и молитва святителя Филиппа, чью память мы сегодня торжественно празднуем, укрепляет нас на жизненном пути. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС
E-mail: [email protected]
© Митрополит Волоколамский Иларион
Разработка сайта: Интернет агентство «Вебстрой», 2015
Ахилла
Главное Меню
- Главная
- Новости
- Митрополит Иларион (Алфеев): Те, кто бравируют своим Православием, ведут себя по-фарисейски
Митрополит Иларион (Алфеев): Те, кто бравируют своим Православием, ведут себя по-фарисейски
25 марта 2020 Ахилла
Патриархия.ru перепечатывает интервью главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева), данное им РИА Новости по поводу коронавируса.
Отвечая на вопрос, как на местах восприняли «Инструкцию» Синода о санитарных мерах во время богослужений, митрополит ответил, что есть те, кто «бравирует своим Православием» и ведет себя «по-фарисейски»:
«В целом реакция положительная, благодарная и спокойная.
Но есть люди, которые пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы, что называется, «раскачать лодку», подорвать доверие к Священноначалию. Один диакон [митрополит намекает на статью диакона Ильи Маслова, руководителя «Аналитического центра свт. Василия Великого». Напомним, что на последних Рождественских чтениях конференция по миссионерству устраивалась совместно с этим „аналитическим центром“ — прим. „Ахиллы“] вот недавно написал: „Хочется задать нашим иерархам вопрос: зачем вы так быстро, без боя, под гуманистическим соусом „заботы о ближних“ продаете свободу Церкви? Ведь для православных людей очевидно, что через Святое Причастие никакая инфекция не передается. Думать иначе — богохульство“.
Я хотел бы повторить то, что Церковь в последние дни говорила много раз: мы твердо верим в то, что никакая зараза не может передаться через Святые Дары. Тело и Кровь Христовы принимаются верующими „во исцеление души и тела“, то есть они сами являются источником исцеления. Но Чаша и ложка для причащения — это те предметы, которые не защищены от попадания на них бактерий и вирусов. А потому принимаются специальные меры для их санитарной обработки. К этому надо относиться смиренно и спокойно.
Те, кто сегодня бравируют своим Православием, кто с гордостью говорят, что „исповедники на карантин не уйдут“, ведут себя не по-евангельски, а по-фарисейски. Они пользуются кризисом для выпячивания себя: посмотри, мол, я не такой, как прочие люди, я исповедник веры, не то, что Патриарх и прочие архиереи. Это безответственное и эгоистичное поведение. Не боишься заразиться сам, подумай о других.
Таких людей не переубедишь, но я хотел бы обратиться к тем, кто под влиянием этих проповедников может соблазниться. Поверьте, дорогие мои, Святейший Патриарх и Священный Синод не хуже наших горе-ревнителей знают Священное Предание Церкви. Когда готовилась инструкция, были изучены прецеденты. Ведь Церковь не в первый раз сталкивается с эпидемией».
Высказался митрополит Иларион и по поводу ношения масок в храме, сославшись на выходку с противогазом протоиерея Андрея Ткачева:
«Ношение масок может снизить риск передачи инфекции. В некоторых храмах они используются и мирянами, и священнослужителями. На днях появилась фотография из храма Русской Православной Церкви в Пхеньяне, где после перерыва, вызванного карантином, возобновились богослужения. Так вот, там священник стоит в маске. Если ситуация будет ухудшаться, вполне возможно, что и в других местах будут надевать маски.
Правда, и на сей счет есть желающие поиронизировать. Один батюшка перед произнесением проповеди надел нечто похожее на противогаз, чтобы рассмешить прихожан и продемонстрировать несерьезность тех, кто боится заразиться. Но многим сейчас не до смеха. Например, в Италии, Испании, Франции, Германии».
Но закрывать храмы глава ОВЦС не спешит призывать, только предлагает меры по снижению угрозы заражения:
«Есть разные способы сократить число одновременно присутствующих в храме прихожан. Например, вместо одной воскресной литургии служить две — раннюю и позднюю. Скоро потеплеет, и можно будет при необходимости совершать богослужения на улице. Кое-где такие меры уже применяются, в частности, на Украине».
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: