Astapro.ru

33 квадратных метра
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие бывают дополнения в русском языке

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды, способы выражения, примеры.

Дополнение. Функции, способы выражения, виды

Обозначает предмет, объект действия (писать письмо ), объект восприятия (любить природу , увидел картину ), орудие или средство действия (рубить топором ).

Дополнения могут иметь добавочные обстоятельственные значение (познакомились у друзей ( у кого, где))

Дополнения чаще всего вступают в синтаксическую связь управление.

Дополнение может относиться к глаголу, существительному, прилагательному (в полной или краткой), к сравнительной степени прилагательного и наречения, к наречию.

Дополнение может выражаться:

  • Существительными и словами в роли существительных
  • Местоимением
  • Числительным
  • Цельными (нечленимыми) словосочетаниями (получил пятьсот рублей)
  • Фразеологизмом (стреляного воробья на мякине не проведешь)
  • Субъектным и объектным инфинитивом (врач посоветовал лечиться).

Субъектный инфинитив. Субъект основного действия и субъект инфинитива совпадают.

Пример: Они уговорились встретиться.

Объектный инфинитив. Инфинитив называется объектным, если субъект действия, обозначенного инфинитивом, не совпадает с субъектом действия, которое обозначено глаголом-сказуемым.

Пример: Эй, завяжи на память узелок: просил я помолчать, не велика услуга (Гр.).

В этом предложении глагол-сказуемое просил и инфинитив помолчать относятся к разным производителям действия (просил Фамусов, а помолчать, как мы помним, должен Чацкий), поэтому инфинитив выступает в роли дополнения: просил (о чем?) помолчать.

Дополнения могут приобретать определительный оттенок, т.е. совмещать две функции — дополнения и определения

Примеры:

  • памятник (из чего?) из гранита и памятник (какой?) из гранита;
  • есть (о чем?) о прибытии и весть (какая?) о прибытии.

Прямое дополнение (примеры, способы выражения)

Примеры:
Спрашивайте препараты компании во всех аптеках.
Он поместил в одной газете заметку .
Власти готовы задействовать ручные рычаги управления .

Прямое дополнение выражается:

1. Формой винительного падежа без предлога (относится к переходному глаголу и некоторым словам категории состояния)
Примеры: Строить здание , видеть шкаф , разбить тарелку , видно лодку
2. В некоторых случаях прямое дополнение может выражаться родительным падежом. Прямое дополнение может быть в форме родительного падежа, если оно относится к переходному глаголу с отрицанием или к безлично-предикативному слову (не знать обычаев , не помнить слов ; Мне жаль потраченного времени ), Р.п. со значением части или неопределенного количества (выпить воды , купить хлеба – выпить воду, купить хлеб).
3. Служебными частями речи в роли существительного (возвращаю письмо с большим спасибо . Не обращал внимание на ее но .

Косвенное дополнение (примеры, способы выражения)

В роли дополнения может употребляться любая часть речи, выступающая в значении существительного: наречия, междометия, союзы.

Примеры:

  • В ответ на просьбу о помощи мы услышали привычное сейчас .
  • Я устал от ваших ахов .
  • Уповать на если в нашем случае не стоит.

Дополнение, как правило, распространяет глагол-сказуемое, но может относиться также к существительным (как правило, отглагольным),
прилагательным и наречиям.

Значения косвенных дополнений:

  • Адресат
  • Инструмент
  • Субъект действия (задание выполняется студентами )
  • Лицо, испытывающее состояние ( мне не нравится)
  • Совместность (гулять с товарищем )

Существует трудность в разграничении дополнений и несогласованных определений.

Дополнениями являются такие предложно-падежные формы, которые можно заменить синонимичным глагольным словосочетанием, в котором существительное будет обозначать объект действия.

Примеры:
Изучение синтаксиса – изучать синтаксис.
Подведение итогов – подвести итоги.
Директор завода – руководить заводом.
Занятие спортом – заниматься спортом

Прямое и косвенное дополнения в русском языке

В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют грамматическую основу и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.

Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.

Читать еще:  Наклеить керамогранит на пол

Определение

Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими частями речи:

  1. Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
  2. Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
  3. Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
  4. Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
  5. Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).

Функция и вопросы дополнения

В русском языке дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:

  1. К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
  2. К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
  3. К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
  4. К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).

Виды дополнений

Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:

  1. Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в винительном падеже. Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
  2. Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других косвенных падежах без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).

Значения прямых дополнений

Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:

  1. Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
  2. Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
  3. Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
  4. Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
  5. Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
  6. Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).

Значения косвенных дополнений без предлогов

Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:

  1. Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
  2. Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
  3. Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
  4. Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).

Значение косвенных дополнений с предлогами

Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:

  1. Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
  2. Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
  3. Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
  4. Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
  5. Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
  6. Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).
Читать еще:  Мебель из полетов своими руками

Дополнение как часть оборота

В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.

Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение – это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.

Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.

Как в предложении найти дополнение?

Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это пунктирная линия.

Второстепенные члены предложения – основа полных высказываний

Второстепенные члены предложения – тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение – это те составляющие предложения, которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.

Прямое и косвенное дополнение в русском языке

В про­стом пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Укажем, как выра­жа­ет­ся пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние, как их отли­чить в пред­ло­же­нии.

Одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния явля­ет­ся допол­не­ние. В зави­си­мо­сти от части речи и падеж­ной фор­мы сло­ва, управ­ля­е­мо­го ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным гла­го­лом, в пред­ло­же­нии ука­жем пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Прямое дополнение

Например:

Я сего­дня пой­мал было рыб­ку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыб­ку.

«Рыбку» — это пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Оно управ­ля­ет­ся пере­ход­ным гла­го­лом «пой­мал» (пой­мать кого? что?), то есть дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, пере­хо­дит на пред­мет.

Прямое допол­не­ние может зави­сеть так­же от слов кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ных наре­чий):

Жалко (кого?) девоч­ку , сирот­ку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жал­ко (чего?) радо­сти былой и даже про­шлых жаль (чего?) стра­да­ний (Н. Огарев).

Способы выражения прямого дополнения

Прямое допол­не­ние обыч­но выра­жа­ет­ся:

1. суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

2. суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

а) дей­ствие направ­ле­но на часть или неопре­де­лен­ное коли­че­ство пред­ме­та:

б) при отри­ца­тель­ном ска­зу­е­мом с части­цей «не»:

3. несво­бод­ным сло­во­со­че­та­ни­ем:

Примеры предложений с прямым дополнением

Вскоре уви­де­ли (кого?) винов­ни­ка шума (В. Арсеньев).

Свою (кого?) Тамару не бра­ни (М. Ю. Лермонтов).

(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) стра­ну (К. Паустовский).

Он любил (что?) море в любую пого­ду (Ф. Искандер).

Ночью я вышел на ули­цу, и (кого?) меня пора­зи­ло еще неви­дан­ное зре­ли­ще (И. Соколов-Микитов).

Пароход ведёт из Нижнего с ярмар­ки в Астрахань (что?) четы­ре бар­жи (М. Горький).

В перед­ней (кого?) нико­го не было; валя­лись пустые бутыл­ки, пла­щи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).

Косвенное дополнение

Косвенное допол­не­ние так назы­ва­ет­ся из-за того, что оно выра­жа­ет­ся фор­ма­ми кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных, место­име­ний без пред­ло­гов и с пред­ло­га­ми, в том чис­ле фор­мой вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и место­име­ние в фор­ме кос­вен­ных паде­жей:

  • увле­ка­ем­ся (чем?) спор­том;
  • веришь (во что?) в побе­ду;
  • ходи­те (на чём?) на лыжах;
  • сочув­ство­ва­ли (кому?) при­я­те­лю;
  • жать (чем?) сер­пом;
  • зай­ду (к кому?) к нему.

2. Косвенное допол­не­ние может выра­жать­ся так­же сло­ва­ми дру­гих частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми:

Это чис­ло делит­ся (на сколь­ко?) на четы­ре .

Читать еще:  Как называются держатели для полок в шкафу

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти каран­да­шам .

Лес печаль­нее и одно­об­раз­нее (чего?) моря , осо­бен­но сос­но­вый лес, посто­ян­но оди­на­ко­вый и почти бес­шум­ный (И. С. Тургенев).

Все ста­ли про­сить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рас­ска­зал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове .

Гость веж­ли­во поздо­ро­вал­ся (с кем?) с Виктором и покло­нил­ся (кому?) его сест­ре .

Мама при­гла­си­ла в дом (кого?) масте­ра на все руки — Степана.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Павлуша, стоя на коле­нях, тыкал щеп­кой в заки­пев­шую воду (И. С. Тургенев).

Науки юно­шей пита­ют (М. Ломоносов).

Так вот и устро­ил­ся у меня жить ёжик (М. Пришвин).

Еще не вся чере­му­ха тебе в окош­ко бро­ше­на (М. Исаковский).

Айвазовский сидел на бере­гу. Художник думал о кар­тине , кото­рая сто­я­ла неокон­чен­ная (Н. Григорович).

Видеоурок

Проверим свои зна­ния и выпол­ним тест, ука­зав в пред­ло­же­ни­ях пря­мые и кос­вен­ные допол­не­ния.

Каждый народ гор­дит­ся побе­да­ми, одер­жан­ны­ми в борь­бе за сво­бо­ду и неза­ви­си­мость Родины, и свя­то чтит память утрат, поне­сен­ных во имя побед (В. Быков).

Зачем боб­ру хвост? В слу­чае опас­но­сти боб­ры гром­ко шле­па­ют хво­стом по воде, пре­ду­пре­ждая таким обра­зом соро­ди­чей (А. Чижевский).

Надо взять у дру­га эту кни­гу, что­бы про­чи­тать повесть к сле­ду­ю­ще­му уро­ку.

Мне при­шлось засту­пить­ся за девоч­ку, кото­рую оби­жа­ли дети.

Тебе налить ещё ква­са?

Девочка усерд­но гото­ви­лась к пред­сто­я­ще­му экза­ме­ну.

Она зажгла све­чу и понес­ла её в ком­на­ту, при­кры­вая колеб­лю­ще­е­ся пла­мя рукой.

Шила в меш­ке не ута­ишь (посло­ви­ца).

Директору нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить на эту тему.

Что с тобой слу­чи­лось сего­дня?

Знаю, что ско­ро мне при­дет­ся заду­мать­ся о буду­щем.

Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю довер­чи­вость.

«Дополнение» в русском языке

Дополнение – это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект в каком-либо отношении к действию или проявлению признака. Выполнять задание, защитник свободы, полный надежды.

Мальчик пишет письмо карандашом.

На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены предложения? К какому члену предложения они относятся?

(Кто?) Мальчик – это подлежащие.

Мальчик (что делает?) пишет – это сказуемое.

Пишет (что?) письмо.

Пишет (чем?) карандашом.

Второстепенные члены предложения относятся к слову пишет.

В роли морфологизованного дополнения выступает имя существительное в косвенном падеже.

Дополнение приглагольное — дополнение, зависящее от глагола. Читать газету, рисовать карандашом. Дополнение при глаголе сильного управления является конструктивным элементом предложения. Проверить работу. Любоваться закатом.

Дополнение приименное — дополнение, зависящее от имени существительного (выбор профессии, забота о детях) или имени прилагательного (довольный результатами, способный к математике).

Дополнение при существительном, в отличие от несогласованного определения, выражается:

а) родительным объекта; защита Родины, завоеватель пустыни;

б) родительным отношения к производителю, владельцу, руководителю: автор повести, директор школы;

в) родительным содержания: цель исследования, проверка исполнения;

г) дательным адресата: ответ другу, помощь больному;

д) творительным содержания (отвлеченного и вещественного): занятия музыкой, портфель с бумагами, таз с водой;

е) творительным совместности: журнал с приложениями, чай с вареньем.

Дополнение прямое – дополнение, выраженное формой винительного падежа без предлога и зависящее:

а) от переходного глагола (написать изложение, дать совет);

б) от некоторых слов категории состояния (жалко девочку, больно руку).

Форма родительного падежа может выступать в функции прямого дополнения:

а) при переходных глаголах с отрицанием (не любить музыки, не замечать ошибок);

б) при некоторых словах категории состояния (жаль потерянного времени).

Дополнение косвенное – дополнение, выраженное формами косвенных падежей. Выпить воды, накупить тетрадей, желание свободы.

На письме дополнение обозначается пунктиром.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector