Использование игр драматизаций в дошкольном возраста
Роль игры-драматизации в дошкольном образовании
статья (средняя группа) по теме
Данная работа содержит теоретический и практический материал, в котором представлен опыт работы по теме: «Роль игры – драматизации в дошкольном образовании». Она включает в себя инсценировку сказки на новый лад «Три поросенка».
Область образования: социально коммуникативное. Речевое развитие. Безопасность. «Важные телефоны».
Пятый год жизни — период высокой речевой активности, интенсивного развития всех сторон жизни. Драматизация помогает ребенку легче и быстрее освоить материал, познать собственные возможности в перевоплощении. Драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Минченок Надежда Ивановна
Воспитатель ГБДОО детский сад № 11 общеобразовательный Невского р-на
Роль игры-драматизации в дошкольном образовании
Детский сад – это место, где ребенок находится большую часть времени, где он получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Одна из целей образования, согласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам, является воспитание любознательных, активных, физически развитых, эмоционально отзывчивых детей овладевших средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Для воспитания этих качеств используются различные методы, я применяю к этим методам метод «игра-драматизация». Драматизация способствует самовыражению ребенка, его самоутверждению в группе сверстников. Игра-драматизация развивает речь, эмоции и чувства, решает вопросы социализации детей, коммуникативности, учит выходить из трудных ситуаций.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, воспитание. В игре развивается чувство коллективизма, воображения, целеустремленности, сообразительности, организованности.
Для работы с детьми я разработала, апробировала инсценировки сказок на новый лад, направленные на развитие умения передовать свои чувства, впечатления словами, на владение своим голосом и телом. Игра драматизация – это импровизация на основе литературного текста с внесенными в него новыми изменениями, в которой ребенок принимает на себя роль персонажа и передает ее через слово, движение, действия. В игре-драматизации должна присутствовать импровизация. Под игрой-драматизацией понимается сюжетно-ролевая игра, которая проходит по законам театрального искусства. Педагог – организатор и участник драматизации. В сюжетно ролевой игре важен не результат, а процесс игры. В драматиизации так же важен процесс – процесс «оживление» сказки.
Этапы игры-драматизациим включают в себя знакомство со сказкой, распределение ролей освоение сказки, репетиции сказки, показ сказки зрителям. Дети воспроизводят содержание сказок, поведение персонажей, изображают действующих лиц, ведут диалоги. Особенно яркую окраску приобретает драматизация, если изготовлены декорации, костюмы, маски.
Характерное для игры-драматизации образное, яркое изображение социальной действительости, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии, побуждает их думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы и обобщения, способствует совершенствованию умственного развития и совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается память, у ребенка улучшается диалогическая речь, грамматический строй.
Содержание инсценировок имеет нравственную направленность. Это дружба, доброта, честность, смелость. Разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на детей как положительных, так и отрицательных образов, поскольку отрицательные осуждаются, то дети хотят подражать положительным персонажам.
Художественная литература формирует чувство языка, художественный вкус, умение слышать выразительность речевой интонации. Я пользуюсь таким методом: читаю сказку, разбираю сказку с детьми, а потом через какое-то время, рассказываю эту сказку с различными интонациями голоса. Я заметила, что детям больше нравится рассказаная сказка, они с удовольствием слушают ее даже без показа картинок. В рассказе сказки я использую не только голосовую интонацию, но и мимику, и жесты, как бы проигрываю сказку. Дети сами представляют картину сказки и потому с удовольствием играют в инсценировке сказки.
Творчеству детей способствует сотрудничество с родителями. Они помогают делать декорации, изготавливают костюмы, помогают учить текст.
Драматизиция поднимает детей на более высокую ступень развития, она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию.
Ссылки на источники
1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова. — Дошкольное воспитание, 2005.-№ 4, с.
2. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [текст] /А. Е. Антипина.- М.:
ТЦ Сфера, 2003. – с. 3-6
3. Гербова, В. Занятия по развитию речи в средней группе / В. Гербова. Дошкольное воспита-
ние. — 2000. — № 3. — с. 78-80.
4. Куцева Н. И. Роль игры-драматизации в речевом развитии детей / Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8.
СКАЗКА «ТРИ ПОРОСЕНКА»
1. Познакомить с народной сказкой.
2. Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.
3. Совершенствовать выразительное мастерство.
4. Закреплять умение общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.
5. Развивать воображение и фантазию.
Беседа по содержанию сказки.
Подготовка реквизитов и декораций.
Показ инсценировки для зрителей.
Два нарисованных на ватмане домика из соломы, из веток.
Нарисованный огонь, коробок спичек (пустой).
Номера телефонов 01, 02, 03.
Одежда полицейского (пистолет, наручники).
Одежда пожарного (ведро, шланг).
Одежда врача (чемоданчик, бинт, вата).
Домик третьего поросенка, деревья.
Врач скорой помощи.
Ход инсценировки (содержание).
Ведущий – жили 3 поросенка, у каждого поросенка был свой домик. У первого поросенка из соломы, у второго – из веточек, у третьего поросенка крепкий дом из дерева. Поросята жили весело (пляшут и поют).
А в лесу жил волк, услышал он песню поросят и захотел их съесть (волк выглядывает из-за зановеса). Подкрался волк к поросятам, кинулся на них (поросята разбежались по домикам). Волк погнался за первым поросенком.
Волк – (стучится) Открывай, немедленно!
Первый поросенок – Нет, не открою!
Волк – Ну, смотри! (угрожающе, дует на домик, домик падает).
Ведущий – Первый поросенок бежит ко второму поросенку, волк за ним.
Волк – Вот, здорово! Сразу двух поросят съем! (стучит) Открывайте, сейчас же!
Поросята – Нет-нет, не откроем! (дрожат).
Ведущий – Начинает волк дуть на домик (волк дует), домик не разваливается, тогда волк поджигает домик (волк чиркает спичкой, потом ставит огонь к домику).
Домик горит, поросята выбегают, один из поросят ранен, они бегут к третьему поросенку, волк гонится за ними. Поросята закрываются в домике третьего поросенка.
Волк – Отлично! Съем сразу трех поросят! (стучится) Открывайте, слышите?! А ни то я ваш дом в щепки разнесу (поросята дрожат, раненый – плачет).
Третий поросенок – (набирает номер 02 ) Алло, полиция? Приезжайте, здесь нам волк угрожает! (набирает номер 01 ) Алло, пожарные? Приезжайте, дом поросенка горит! (набирает 03 ) Алло, скорая помощь? Приезжайте, поросенок ранен!
Ведущий – Первыми приехали полиция и пожарные (пожарные тушат домик, огонь кладут на пол, уходят за занавес).
Полицейский – Лапы вверх! Лицом к стене! (волк поднимает руки, поворачивается к стене, полицейский надевает наручники и уводит волка за занавес).
Ведущий – Потом приехала скорая помощь (врач смазывает лапку поросенка, забинтовыввает).
Врач – Поправляйтесь, не болейте (уходит за занавес).
Третий поросенок – Вот, какие важные телефоны (показывает номер телефона 01 — пожарные )
Первый поросенок – 02 – полиция (показывает номер телефона).
Второй поросенок – 03 – скорая помощь (показывает номер телефона).
Поросята (вместе) – Эти номера телефонов от беды вас спасут.
Ведущий – Вот и закончилась сказка, волка посадили в клетку, а поросята живут все вместе (поросята танцуют и поют). А наши артисты с вами прощаются, (все участники строятся в ряд и кланяются).
Игра-драматизация – средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно – практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.
Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения ребёнка, возможности которого связаны с вхождением в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий.
Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.
Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:
- Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
- Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
- Непосредственная игра детей
Игра – драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами.
Организация работы с детьми
Работа с детьми проводится в двух основных формах:
— специально организованная работа педагога с детьми;
— нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.
Время проведения специально организованной работы педагога с детьми – пятница – вторая половина дня. Нерегламентированная деятельность может осуществляться дошкольниками ежедневно (в утренние или вечерние часы) в процессе их свободной самостоятельной деятельности.
Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.
Предлагаемые нами задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определённому этапу обучения. Мы выделяем пять этапов обучения и, соответственно, пять блоков игр.
На всех занятиях мы обучали детей приёмам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе игры оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.
Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребёнком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему игр, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
При разработке системы нами учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, развитии психики в деятельности, о потенциальных возможностях ребёнка, “зоне ближайшего развития”.
На первом этапе (первый блок) главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.
Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.
Примеры игр из первого блока.
“Скворушка прощается”, “Осень”, “Маленькие труженики”
Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.
Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая её соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.
«Игра — драматизация в воспитании дошкольника».
Нина Солдатенко
«Игра — драматизация в воспитании дошкольника».
Поговорим об играх драматизациях
Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям
В отдельных дошкольных учреждениях игры-драматизации похожи на подготовительные инсценировки с разученными заранее ролями или отсутствуют совсем. При отборе конкретного содержания, приемы педагогического руководства воспитатели не всегда помнят, что творчество дошкольника имеет свои, специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер, который сохраняется даже в том, случае, если дети разыгрывают спектакль на литературный сюжет.
Драматизировать — значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Игра драматизация — это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому,что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.
При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и
творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить у каких-то движениях, мимике, интонациях — ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, действующих лиц приемов передачи образа выбывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, т. е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.
Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.
При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.
Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др.
Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу», «Мышонок и карандаш»,.
Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька», «Где мой пальчик?» и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.
Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.
Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).
Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.
Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.
Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того,как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.
Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду». В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.
Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.
Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.
Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо,
передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например,детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».
Помогает и следующие упражнение: одни ребенок произносит слова разных персонажей.
Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.
Детям можно предложить игры-упражнения такого типа: представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.
В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.
Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.
Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.
Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.
Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают
сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.
Игра-драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует
делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.
Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, перед детьми следует поставить цель — подготовительную драматизацию показать родителям или детям другой группы. Это вызывает у дошкольников желание поделиться с другими результатами своих усилий, своими достижениями.
Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов,атрибутов — все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности вне занятий.
При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.
В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации, и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они
начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.
Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.
Таким образом, игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.
Презентация к родительскому собранию «Игра в жизни ребенка» во 2 младшей группе в форме игрового практикума. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в.
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Особенности сюжетно-ролевых игр. Структурные компоненты игры. Сюжеты игр бывают:бытовые,производственные,общественные. Значение роли в игре. Роль-это.
Игра-драматизация – средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно – практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.
Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения ребёнка, возможности которого связаны с вхождением в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий.
Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.
Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:
- Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
- Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
- Непосредственная игра детей
Игра – драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами.
Организация работы с детьми
Работа с детьми проводится в двух основных формах:
— специально организованная работа педагога с детьми;
— нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.
Время проведения специально организованной работы педагога с детьми – пятница – вторая половина дня. Нерегламентированная деятельность может осуществляться дошкольниками ежедневно (в утренние или вечерние часы) в процессе их свободной самостоятельной деятельности.
Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.
Предлагаемые нами задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определённому этапу обучения. Мы выделяем пять этапов обучения и, соответственно, пять блоков игр.
На всех занятиях мы обучали детей приёмам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе игры оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.
Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребёнком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему игр, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
При разработке системы нами учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, развитии психики в деятельности, о потенциальных возможностях ребёнка, “зоне ближайшего развития”.
На первом этапе (первый блок) главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.
Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.
Примеры игр из первого блока.
“Скворушка прощается”, “Осень”, “Маленькие труженики”
Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.
Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая её соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.