Волоковое окна Волоковое окно в избе
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Окошечко косящатое
Самым древним видом окна на Руси было узкое волоковое окно. Его делали самым простым, доступным и примитивным способом, выпиливая кусок из одного бревна, из которых была сложена стена избы.
Волоковое окно представляло собой длинную четырехугольную щель, вытянутую горизонтально. Через этот проем часто выходил дым, который заполнял всю избу во время растапливания русской печи. Волоковое оконце закрывалось деревянной задвижкой, которая называлась «волоком» — и именно благодаря этой задвижке окно и получило свое название.
Постепенно на смену волоковому типу окна пришло более окно более сложной и совершенной конструкции, которое получило название » косящатое». В основе косящатого окна лежал деревянный четырехугольник или колода, вставленная в специальный оконный проем, сделанный в стене дома. Оно состояло из двух боковых косяков, откуда и возникло его название, верхней притолоке и нижней доски — подоконника. Практически по своему внешнему виду косящатое окошко мало чем отличалось от внешнего вида современных окон в рамах из древесины .
В колоду была вставлена оконница, представлявшая собой деревянную раму, к которой прикреплялись пластинки из слюды или сделанные из кусочков бычьего пузыря окончины, являвшиеся предшественниками современного оконного стекла. Они почти не пропускали света, но в песнях и сказках обязательно назывались » хрустальными». И действительно, это была единственная на то время возможность обеспечить в русскую избу хоть минимальный доступ света.
Важной составной частью косящатого окна были наличники. Они закрывали щели между стеной и колодой и обязательно покрывались красивым декоративным орнаментом в традициях народного творчества того времени. Наличники чаще всего были резными и представляли собой настоящие произведения народного прикладного искусства. Иногда наличники расписывали вручную с помощью красок. Эти особенности оформления окон нашли отражения в поговорке » Ставенки резные, окна расписные».
Верхний наличник, который называли » кокошником», потому что он по своей форме действительно был похож на этот вид праздничного женского головного убора, в центре обязательно имел схематическое или стилизованное изображение солнца. Солярная символика была чрезвычайно популярной в древние времена. Считалось, что изображение солнца способно наделить членов семьи, живущей в доме, крепким здоровьем, долголетием и принести финансовое благополучие. Справа и слева от него располагались изображения богинь — стилизованные рисунки зооморфных фигур, оберегающих дом от нечистой силы.
Боковые наличники, которые назывались » полотенцами», благодаря сходству с декоративными полотняными полотенцами, щедро украшенными вышивкой , также покрывались орнаментом, обычно связанным с символикой изображений земли или воды. Весь орнамент окна представлял собой единое комплексное изображение, которое имело важное ритуально — охранительное значение и выполняло роль оберега дома от проникновения в него злых духов и нечистой силы.
Волоковое окно
- по материалу:
- из оцилиндрованного бревна
- из рубленого бревна
- из сухого профилированного бруса
- из двойного бруса
- из минибруса
- БАНИ
- по материалу:
- из оцилиндрованного бревна
- из рубленого бревна
- из сухого профилированного бруса
- из двойного бруса
- из минибруса
- ПРОЧЕЕ
- беседки
Волоковое окно — компактное смотровое окно в срубе, которое располагают между двумя бревнами, находящихся друг над другом. Изнутри конструкцию закрывают при помощи тесовой задвижки, выполненной из доски. В традиционных русских избах окна были именно волковыми и представляли горизонтальную щель между бревнами. Иногда конструкцию украшали резьбой. В центре задвижки делали небольшое отверстие, наподобие современного глазка.
На смену волковых конструкций пришли косящатые. Это отверстия с рамой и обрамлением из косяков. Они отличались высотой минимум в три бревна и более сложной конструкцией. Косящатые конструкции тщательно украшали резьбой или орнаментом. Снаружи они могли закрываться железными или деревянными ставнями.
Современные окна в загородном доме
Сегодня в деревянных коттеджах или дачных домах устанавливают классические в современном понимании окна. Кроме того, большой спрос имеет панорамное остекление. Остекление от пола до потолка выглядит стильно и изящно, делает строение роскошным и обеспечивает великолепный вид на окружающую природу.
Оно визуально увеличивает пространство и высоту потолков в комнате, делает помещение светлым, легким и воздушным. А вот для бани и парного помещения рекомендуется выбирать маленькие окна, чтобы внутри дольше сохранялось тепло.
В независимости от вида конструкции, важно правильно подобрать материалы и выполнить монтаж. Эксперты советуют выбирать современные деревянные стеклопакеты. Натуральное дерево сохранит экологичность и микроклимат бревенчатого или брусового строения, органично впишется в интерьер и дополнит облик фасада.
Древесину отличает высокая устойчивость к износу и хорошие теплоизоляционные свойства, эстетичность и экологическая безопасность. Кроме того, она не нагревается. В то время, как пластик, сильно нагревается и при нагревании выделяет неприятный запах, токсичные элементы. Какие окна выбрать для деревянного дома, расскажет статья из блога “МариСруб”.
Установка окон в деревянном доме
Монтаж окон в срубе осложняется тем, что бревенчатое или брусовое строение постепенно усаживается. В результате оконная конструкция может перекоситься или деформироваться. Чтобы этого не случилась, перед установкой стеклопакетов важно выполнить окосячку или установить обсадную коробку. Окосячку делают после основной усадки через 6-12 месяцев с момента установки сруба. Подробнее об установке окон в деревянном доме читайте здесь.
Мастера “МариСруб” эффективно и быстро справятся с установкой окон в деревянном доме. Подбираем надежные материалы, качественно устанавливаем обсадную коробку, оконные конструкции и стеклопакеты, утепляем косяки. Предлагаем строительство деревянных домов из бруса или бревна “под ключ” и самостоятельно изготавливаем пиломатериалы.
Дом от производителя — надежный и долговечный жилой коттедж или дачный домик по выгодной цене. Собственное производство позволяет тщательно контролировать отбор древесины и каждый этап изготовления пиломатериалов. А работа без посредников — предлагать низкие цены на брус и бревно. Выполняем комплексное строительство, которое включает разработку и установку сруба, монтаж фундамента и кровли, подведение и подключение коммуникаций. Устанавливаем окна и двери, утепляем дом, проводим отделку внутри и снаружи.
Курные избы в д. Большой Халуй
Курная изба — жилой дом с печью без кирпичного дымохода. Такие дома топили «по-черному», т.е. дым выходил прямо из устья и блуждал под потолком.
Мы побывали в деревне Большой Халуй (недалеко от Ошевенского). Примечательно, что жилая часть домов ориентирована на юг и протекающую рядом реку Халуй. Левый ряд изб стоит двором к улице, а главным фасадом внутрь земельного участка. Курная изба № 2 стоит параллельно дороге и его главный фасад также ориентирован на юг. Это связано с меньшей теплопотерей домов и с большей инсоляцией жилых помещений.
Вот так непримечательно с дороги выглядит курная изба № 1 (нумерация условная) сер. XIX-нач. XX вв.
Дом является объектом культурного наследия регионального значения
Окна жилой части западного фасада
«Дерни за веревочку, дверь и откроется». Замок входной двери на западном фасаде.
Южный (главный) фасад
Восточный фасад. Крыша самцово-слеговая. Измененная и больше не безгвоздевая: 1. Тес не поддерживают курицы с потоками. 2. Доски сверху покрыты асбесто-цементными плитами. Следы от куриц видны на верхнем бревне под кровлей (небольшие квадратные проемы).
Восточный фасад. Помещение с одним окном — сени. Справа еще одно жилое помещение с двумя окнами и печью на втором этаже, пристроенное к избе позже.
Схематичный разрез курной избы (вид со стороны главного фасада на заднюю стенку с входной дверью и печью, за стеной — сени). Рис. автора
Трапециевидный потолок — отличительная часть черных изб. Дым клубился вверху над условной границей полатей. Бревна выше воронцов (полатного и пирожного брусьев), полок, окон и дверей черные от сажи. Стены над полатями не отесывались. Плахи (полубревна) потолка поддерживают специальные балки — матицы. Под потолком также размещается тонкое бревно — жердь, которое могло использоваться для подвешивания колыбели, сушки одежды.
Печь топили рано утром, около часа-полутора. Во время топки дым ходил под потолком, отдавая свое тепло жилому помещению, и уже охлажденным хозяева выпускали его из избы посредством открытия двери и специального волокового окна над ней. Через это небольшое отверстие дым по деревянному коробу в сенях выводился наружу через крышу.
Входная часть в избе. Справа полатный брус, прямо по центру — пирожный брус и шкафы под ним. Оба воронца опираются одним концом на печной столб (зеленого цвета), другим концом врубаются в стену. На пирожный брус ставили только что выпеченный хлеб, а на полатях, опирающихся на полатный брус, спали. А на сам полатный брус люди могли положить головные уборы, когда входили в дом. Также полатный брус считал некой границей, за которую гостям можно было зайти только после приглашения хозяев дома.
Русская черная печь также претерпела изменения. Ее, посредством устройства кирпичной печной трубы, превратили в белую. Когда — не известно. Еще одна отличительная черта черной печи: она стоит на полу, на специальном деревянном основании — опечке. Белые же печи имеют собственный фундамент, т.к. такая печь тяжелее.
Неглубокие ниши в печи — печурки. Они повышали теплоотдачу печи за счет увеличения площади ее поверхности. А также использовались для сушки вещей, грибов, трав. Можно было прийти домой с холода и сразу сунуть сушиться в ниши мокрые варежки. Удобно.
Красный угол. Окна в таких избах небольшие для минимизации теплопотерь. Они расположены довольно низко, почти прямо над лавками. След от сажи на стене четкий, т.к. именно на этой границе по периметру избы располагались полки (надлавочники). Полки торцами врезались в стены и воронцы.
Под лавками неотесанные и грубо отесанные стены
А это домовой гриб, прижившийся на скосе трапециевидного потолка. Он похож на яичницу. Разрушает древесину. Появился, вероятно, от повышенной влажности, т.к. дом не эксплуатируется.
Волоковое окошко в одном из хоз. помещений дома
Дверь в том же помещении со старинным замком
Курная изба (№3) через дорогу. Еще одна особенность курной избы: большое расстояние от окон до крыши, т.к. потолок высокий, а окна расположены низко.
Слева юг, справа север. К северной стороне избы (к двору) позже пристроили еще один дом.
Ниже фотографии еще одной крестьянской курной избы начала XX в. (№2). Она также, как и дом № 1, является ОКН регионального значения.
Главный южный фасад
Резной кронштейн и выпуски бревен, поддерживающие крышу
Западный фасад. Дом стоит впритык к дороге
Довольно традиционный для Каргополья наличник
Сруб скотного двора опирается на бревна-столбы, чтобы легче менять сгнившие от навоза нижние венцы
Явно виден деревянный опечек печи (покрашен в коричневый цвет)
Шкафы для хранения различных вещей
Обеденный резной стол, традиционно рядом с красным углом
Входная дверь в избу из сеней. Слева над дверью волоковое окошко
Это же волоковое окошко. Вид изнутри жилой части дома. Справа печь. Слева от нее жердочка, а над ней матица.
Вид на задний двор со стороны жилой части дома
Вид со двора на стену жилой части. На стене читается четкий след от деревянного короба, по которому дым выходил наружу. Прямо под этой черной от сажи полосой волоковое окошко с входной дверью в избу.
Курные избы уже давно не используются как жилье и их становится всё меньше и меньше. А тем временем это уникальные памятники. Эти дома, конечно, не те, которые использовались еще когда вся страна только так и топилась — «по-черному». Тем не менее они являются примером жилой постройки с исторически более ранней системой отопления — отцом белой печки.
3.08.2018, д. Большой Халуй (недалеко от Ошевенского), Архангельская обл.
Очи русской избы — окна и их обрамление
Говоря о русской избе, нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.
Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.
Старинное слюдяное окноНеплохо видна «прозрачность» слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато.Волоковое окно с решеткойДвойное волоковое окно — тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепками
В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.
Другой вариант — заслонка двигается снизу вверх
Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.
Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание — наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой. Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.
Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».Простое косящатое окно с одной ставнейСтавня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями
С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.
Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.
О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:Варианты обрамленияТо же, но немного иначе
Наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);
Больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;
Интересно, что вместо обычных наличников — симметричные резные фигуры
А здесь общая подоконная доска, точнее «подзоры», и отдельные «очелья»
Если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга. Три окна — «красное» посредине, уменьшенные «косящатые» по бокам
Помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно.
Простые филенчатые ставни
Тоже филенчатые, но уже с резьбой.
Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов. Как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя..