Astapro.ru

33 квадратных метра
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Окно в русской избе

Очи русской избы — окна и их обрамление

Говоря о русской избе, нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.

Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.

Старинное слюдяное окноНеплохо видна «прозрачность» слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато.Волоковое окно с решеткойДвойное волоковое окно — тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепками

В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.

Другой вариант — заслонка двигается снизу вверх

Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание — наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой. Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.

Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».Простое косящатое окно с одной ставнейСтавня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями

С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.

Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.

О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:Варианты обрамленияТо же, но немного иначе

Наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);

Больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

Интересно, что вместо обычных наличников — симметричные резные фигуры

А здесь общая подоконная доска, точнее «подзоры», и отдельные «очелья»

Если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга. Три окна — «красное» посредине, уменьшенные «косящатые» по бокам

Помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно.

Простые филенчатые ставни

Тоже филенчатые, но уже с резьбой.

Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов. Как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя..

Новое в блогах

«Очи» русской избы — окна и их обрамление

Говоря о русской избе, нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.

Читать еще:  Как убрать царапины на пластиковом подоконнике

Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.

Старинное слюдяное окноНеплохо видна «прозрачность» слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато.Волоковое окно с решеткойДвойное волоковое окно — тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепками

В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.

Другой вариант — заслонка двигается снизу вверх

Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание — наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой. Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.

Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».Простое косящатое окно с одной ставнейСтавня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями

С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.

Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.

О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:Варианты обрамленияТо же, но немного иначе

Наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);

Больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

Интересно, что вместо обычных наличников — симметричные резные фигуры

А здесь общая подоконная доска, точнее «подзоры», и отдельные «очелья»

Если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга. Три окна — «красное» посредине, уменьшенные «косящатые» по бокам

Помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно.

Простые филенчатые ставни

Тоже филенчатые, но уже с резьбой.

Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов. Как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя..

Русская изба. История создания и внутреннее убранство

Русская изба является частью русской культуры. Архитектура русской избы свидетельствует о верности многовековым традициям в построении жилищ, а стойкость и уникальность конструкции — это её характерная черта. Планировка и внутреннее убранство избы создавались на протяжении многих лет. В наше время традиционных русских домов осталось не так много, но всё же в некоторых регионах они до сих пор сохранились.

Читать еще:  Схема подключения бойлера к одноконтурному котлу

Что такое русская изба?

Русская изба — это дом из брёвен, в котором издавна жил славянский народ. В то время предки русских были людьми домашними, поэтому вся их жизнь проходила в стенах этого уникального сооружения. Слово «изба» происходит от «истьба», что в переводе с древнеславянского языка означает дом или баня.

История создания русской избы

До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.

Внешнее и внутреннее убранство русской избы

В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо

Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.

Сени

Сени — это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.

Русская печь

Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.

С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.

Печной угол

Печной угол или как его еще называют «бабий кут» — это важное пространство в женской судьбе, которое выполняло целый ряд функций. Он был отделен занавеской, иногда деревянной перегородкой. Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.

В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.

Мужской угол (коник)

Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.

Читать еще:  Ремонт утюга своими руками разбираем и чиним

В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал.

Красный угол

Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.

Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Окошечко косящатое

Самым древним видом окна на Руси было узкое волоковое окно. Его делали самым простым, доступным и примитивным способом, выпиливая кусок из одного бревна, из которых была сложена стена избы.

Волоковое окно представляло собой длинную четырехугольную щель, вытянутую горизонтально. Через этот проем часто выходил дым, который заполнял всю избу во время растапливания русской печи. Волоковое оконце закрывалось деревянной задвижкой, которая называлась «волоком» — и именно благодаря этой задвижке окно и получило свое название.

Постепенно на смену волоковому типу окна пришло более окно более сложной и совершенной конструкции, которое получило название » косящатое». В основе косящатого окна лежал деревянный четырехугольник или колода, вставленная в специальный оконный проем, сделанный в стене дома. Оно состояло из двух боковых косяков, откуда и возникло его название, верхней притолоке и нижней доски — подоконника. Практически по своему внешнему виду косящатое окошко мало чем отличалось от внешнего вида современных окон в рамах из древесины .

В колоду была вставлена оконница, представлявшая собой деревянную раму, к которой прикреплялись пластинки из слюды или сделанные из кусочков бычьего пузыря окончины, являвшиеся предшественниками современного оконного стекла. Они почти не пропускали света, но в песнях и сказках обязательно назывались » хрустальными». И действительно, это была единственная на то время возможность обеспечить в русскую избу хоть минимальный доступ света.

Важной составной частью косящатого окна были наличники. Они закрывали щели между стеной и колодой и обязательно покрывались красивым декоративным орнаментом в традициях народного творчества того времени. Наличники чаще всего были резными и представляли собой настоящие произведения народного прикладного искусства. Иногда наличники расписывали вручную с помощью красок. Эти особенности оформления окон нашли отражения в поговорке » Ставенки резные, окна расписные».

Верхний наличник, который называли » кокошником», потому что он по своей форме действительно был похож на этот вид праздничного женского головного убора, в центре обязательно имел схематическое или стилизованное изображение солнца. Солярная символика была чрезвычайно популярной в древние времена. Считалось, что изображение солнца способно наделить членов семьи, живущей в доме, крепким здоровьем, долголетием и принести финансовое благополучие. Справа и слева от него располагались изображения богинь — стилизованные рисунки зооморфных фигур, оберегающих дом от нечистой силы.

Боковые наличники, которые назывались » полотенцами», благодаря сходству с декоративными полотняными полотенцами, щедро украшенными вышивкой , также покрывались орнаментом, обычно связанным с символикой изображений земли или воды. Весь орнамент окна представлял собой единое комплексное изображение, которое имело важное ритуально — охранительное значение и выполняло роль оберега дома от проникновения в него злых духов и нечистой силы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector