Astapro.ru

33 квадратных метра
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Окно определения и история

История окна

Прежде чем принять современный облик окно прошло длинную историю: от того момента, когда оно являлось просто отверстием в стене, до сложной современной конструкции, способной поддержать любое архитектурное решение.

Так как в древности способов защиты проемов от стихии еще не было изобретено, жилые дома практически не имели окон. Прародителем окна было элементарное отверстие для выхода дыма из первобытного жилища, которое в то же время обеспечивало некоторую освещенность помещения и поступление свежего воздуха. Извечное стремление человека отгородиться от опасностей внешнего мира (злых духов, птиц — вестниц беды и несчастий) послужило причиной полного отсутствия проемов во внешних стенах в древнейших постройках цивилизаций Средиземноморья — Египта, Греции, Римской империи. Свет проникал только через внутренний дворик. В греческих постройках окно было редкостью, и имело оно вид узкой щели. В зале для пиров, предназначенном только для мужчин, в стене с южной стороны прорезали одно или несколько таких окон-щелей. А на женской половине дневного освещения не полагалось.

Позднее в России в деревянных крестьянских постройках и даже городских зданиях стали применять слюдяные оконницы. Из-за больших морозов использовали специальную задвижную доску, «заволакивающую» оконный проем. Родилось так называемое волоковое окно. Первые остекленные окна появились в Романский период. И тогда архитекторы сразу почувствовали их огромные возможности: обеспечивать освещенность помещения, регулировать поступление свежего воздуха, украшать фасад здания и, что особенно важно, обеспечивать хороший вид из окна — безусловный дополнительный комфорт помещения.

Из истории известно, что первое остекленное здание — это помещение бани в Помпеях с окнами размером 0,9х1,2 м. В средние века Венеция становится главным центром декоративного и оконного стеклопроизводства.

Новая технология изготовления плоского стекла была разработана во Франции еще в XVII в. Производство стекол большой прозрачности и размеров существенно расширило сферу их применения — в качестве зеркал, например, в Зале зеркал Версальского дворца, для окон больших размеров, получивших название «французский балкон».

В России большие оконные проемы начали делать при Петре Первом. В строящемся Петербурге появились и реальные образцы, которым надлежало следовать архитекторам по указу Царя, — Летний и Зимний дворцы, дворец князя А.Меньшикова. «Французский балкон» у нас не прижился из-за климата. Но уже в начале XIX века здания, построенные в стиле классицизма, современники раскритиковали и назвали их малопригодными для жилья. С начала ХХ века до его середины «советская Россия» застраивалась типовыми домами с вставляемыми в них такими же типовыми деревянными окошками. В результате, как у всего массового и дешевого, происходит потеря качества.

Как результат: cреди всех северных стран Россия прочно удерживает первое место по площади «обогрева» окружающей среды. На 1 м2 отапливаемого помещения у нас расходуется энергоресурсов в 3 — 4 раза больше, чем в государствах Европы. И не только потому, что климат в России самый суровый. Главная причина — потеря тепла через наружные ограждающие конструкции: стены, крышу, двери и окна.

Безусловный лидер в этом списке — окна. Через них на улицу уходит в среднем 41% тепла, впрочем, в домах первых массовых серий соотношение «в пользу» окон еще более впечатляющее — 50 — 80% теплопотерь.

В 60-х годах XX столетия появились первые системы так называемых окон из поливинилхлорида, сокращенно ПВХ. Это материал, относящийся к группе термопластов. Чистый ПВХ на 43% состоит из этилена (продукта нефтехимии) и на 57% из связанного хлора, получаемого из поваренной соли. Для производства оконных профилей в порошкообразный ПВХ добавляют стабилизаторы, модификаторы, пигменты и вспомогательные добавки. Эти компоненты оказывают влияние на такие свойства оконных профилей, как светостойкость, устойчивость против атмосферных воздействий, цветовой оттенок, качество поверхности, свариваемость и т. д.

Окна из ПВХ сравнительно недавно появились в России, однако уже успели занять прочные позиции в силу целого ряда достоинств. Пластиковые окна герметичны, благодаря чему обладают прекрасными теплозащитными и шумоизолирующими свойствами. Они не требуют покраски и ремонта в процессе эксплуатации. Благодаря уникальной пластичности ПВХ-профиль способен принимать практически любые конфигурации, что предоставляет неограниченную свободу архитекторам и освобождает потребителей от длительных сроков изготовления заказов, что характерно для сложных работ по дереву.

Современное окно- это сложная инженерная конструкция, к которой предъявляются очень высокие требования и от которой во многом зависит комфорт и дизайн жилья или производственного помещения. Архитекторам нужны окна, которые служили бы украшением здания, пропускали бы много света и соответствовали бы строительным требованиям. Теплотехники оценят окна с хорошей теплоизоляцией, плотным прилеганием створок, которые, в то же время, можно легко открыть для проветривания. Жильцы мечтают о недорогих, тепло сберегающих, легко моющихся окнах, которые оберегают от шума и защищают от взлома.

Сегодня окна являются высокоразвитым архитектурным и инженерным элементом здания. Тем не менее можно утверждать, что известные возможности окон — обеспечивать визуальный комфорт, освещенность, поступление свежего воздуха, снижение теплопотерь в холодный период и теплопоступлений от солнечной радиации в летний период — недостаточно изучены, востребованы и оптимизированы, а возможности окон быть элементом системы отопления или системы вентиляции помещения, или элементом биоархитектуры здания известны только узкому кругу специалистов.

Материал подготовил Сергей Коротких,
ООО «Фэнстэр» — производство и продажа пластиковых окон.

История окна и исторические типы окон

Окно справедливо называют одним из важнейших конструктивных элементов здания. Но можно ли себе представить, что оно – ровесник колеса? Авторы статьи постарались описать, когда создавались отдельные части окна, как видоизменялась их конструкция и чем руководствовались архитекторы, выбирая конкретный тип окон.

Каждый человек, наверняка, хоть раз в жизни задумывался, как, кем и когда был сделан первый оконный проём? Самое раннее упоминание об окне датируется II тысячелетием до нашей эры. Связано оно с древнесемитским мифом о подарке, преподнесенном верховным богом одному из непокорных второстепенных богов:

Бал Зевул, бог грома, огня и плодородия, (кстати сказать, прообраз Вельзевула – дьявола в библейской традиции) был силён, отважен и ловок. В некоторых умениях он конкурировал с Верховным Богом. За неумеренную гордыню Верховный Бог обязал его жить на Земле среди людей, для чего возвёл для него золотой замок с серебряными орнаментами. Кроме того, Верховный Бог сделал в стене замка окно.

Читать еще:  Волоковое окна Установка окон в деревянном доме

Это был первый в истории цивилизации оконный проём, который получил названия: «око божье» (окно), «глаз ветра» (window). Человечество высоко оценило первое открытие окна, но средство защиты от агрессии внешней среды было найдено не сразу.

С исторической точки зрения, первое окно было дымоходом. Кстати, на северо-западе России и в Сибири до сих пор сохранились свидетельства существования этого периода в истории окна – бани, которые топятся по-чёрному. Окно в данном случае представляет собой обычную круглую дыру в потолке, прямо под которой сложена печь-каменка. Так как проём в крыше ничем кроме трубы не заделан, а лишь прикрыт ветошью от дождя, то он – единственный источник естественного освещения и проветривания. В конце 19 века в банях начали делать малюсенькие не открывающиеся (глухие) окна.

У некоторых народов оконный проём был совмещен с входной группой. Этот факт был запечатлён у Геродота в «Истории» в той её части, в которой он описывает Рифейские горы ( древнее название Уральских гор). Кстати сказать, даже сегодня пластиковую оконно-дверную конструкцию можно увидеть у некоторых народов Крайнего Севера – ханты, манси, ненцев и некоторых других. По своим внешним признакам она напоминает лаз, протиснуться в который можно, только встав на четвереньки. Вход не имеет ни двери, ни окна в привычном понимании этих слов. Он – закрыт растянутой шкурой оленя или медведя. Зимой, когда снег засыпает жилище по самую крышу, жители прокапывают ходы, ведущие из дома в дом. Именно столь необычный способ передвижения под снегом привлёк внимание древнегреческого историка.

Интересен тот факт, что даже в столь экзотических конструкциях, как окно-дымоход и окно-дверь, была продумана система ограждения помещения от влияния внешних факторов. Именно стремление защитить жилище от ветра, холода, солнца, дождя, шума определило всё дальнейшее совершенствование конструкции окна. С развитием цивилизации человек освоил производство стекла и металла, деревопереработку и выделку кожи. Поэтому,если перешагнуть через тысячелетия, то можно увидеть бани в Помпеях – первое здание в истории мировой архитектуры, в окна которого (размером 0,9 х 1,2 м) было установлено стекло . Именно этот тип окна получил название «средиземноморского». Подобного рода окна можно увидеть в Испании, Греции, Болгарии и других странах.

В северных странах вплоть до сего дня можно увидеть такие ограждающие конструкции, которые появились в конце 7 века и получили название «волоковые окна».Такое окно включало: оконницу (оконный переплёт), вправленную в него на зиму окончину (стекло, бычий пузырь или брюшину), волок (задвижной ставень, расположенный со стороны помещения), оконные вставки (откосы) и ставни. Им защищали окнище (оконный проём).Таким образом, впервые были созданы деревянные окна, конструктивный принцип которого сохраняется неизменным и по сей день.

В средние века появились «венецианские» окна и «французские» окна и балконы. Двойные окна, разделённые колонной или пилястрой на две симметричные части, которые объединены общей аркой или треугольным фронтоном, впервые появилось на домах Венеции в 15 веке. Оно получило название «бифорий» от латинского слова biforium (двойной, двусторонний). Позже, в период Ренессанса, когда бифории, богато украшенные витражами, стали популярны во всей Европе, они получили название «венецианские» окна по месту их рождения архитекторов, впервые установивших их.

Накопление строительного опыта позволило архитекторам менять высоту строения и пропорции зданий. Если в конце 15 века самыми высокими были своды собора Санлисе (17 м), то в 16 веке началось строительство собора в Бовэ со сводами в 48 м высотой. Кстати сказать, это здание неоднократно разрушалось именно из-за чрезмерной высоты, но по сей день, французские архитекторы продолжают постоянно поддерживать целостность композиции собора, постоянно реконструируя эти гигантские конструкции.

Эксперименты шли не только в высоту, но и в ширину. Оконные проёмы занимали все большую поверхность стены. Практически полностью отказавшись от простых прямоугольных форм, французские архитекторы превратили оконные конструкции в настоящие произведения искусств: кружева каменных переплётов – одновременно прочностные элементы окна, гармонировали с огромными витражами. За основу создания оконных композиций был взят принцип многократного повторения двухчастного венецианского окна, но усовершенствованный и возведённый мастерами в ранг художественного приёма. Архитектурной вершиной стали окна собора Нотр-Дам в Реймсе (Франция), получившие название «французских». Сегодня французскими называют любые конструкции, чей световой проём больше обычного.

В России большие окна не пользовались спросом вплоть до середины 19 века. Ситуация изменилась с изобретением русским инженером немецкого происхождения Францем Фридрихом Вильгельмом Сан-Галли (1824-1908) системы водяного отопления. Тепло стало доступно. Ради того, чтобы наглядно продемонстрировать это, автор за свой счёт выстроил в 1870-х гг. на Петровском острове «Колонию Сан-Галли» – несколько благоустроенных по его системе домов, предназначенных для сдачи в наем. Дома очень быстро стали модными и престижными апартаментами. Таким образом, этим экспериментом было доказано, что даже в северной стране с суровым климатом можно устанавливать окна с большим световым проёмом, если будет продумана система отопления и проветривания.

Двадцатый век вписал в историю окна самые яркие страницы. Об этом периоде, ведущих разработчиках, важнейших технологиях, инновационных решениях, которые умножили функциональность и эстетичность оконного проёма, читайте в статье: Двадцатый век – время новых прорывов в оконных технологиях.

Художниками всех времён и народов теме окна посвящено немало полотен, отражающих изменение оконных конструкций под веянием времени. Список имён знаменитостей художественного промысла, которые соприкасались с темой исторических типов окон бесконечен: Рембрандт, Рафаэль, Пикассо, Воровский, Тропинин, Каспар Фридрих, Редонто, Салентин, О,брайен, Леди Шалотт, Джефри. Блаас, Средин и многие другие. Некоторые картины представлены в тексте в качестве иллюстраций. Портал ОКНА МЕДИА благодарит создаталей художественной галлерени на тему: «Окна глазами художника».

Читать еще:  Стандартные размеры для окон

Портал ОКНА МЕДИА подготовил для своих пользователей цикл полезных и интересных статей об окнах, которые будут еженедельно публиковаться. В них вы найдёте ответы на многие интересующие Вас вопросы, а также сможете подискутировать на нашем Форуме.

Окно определения и история

см. Domus, Дом, 11 и . Осада, 8.

в древних восточных домах служило для тех же целей, что и ныне, только закрывалось решеткой (Суд 5.28-29) и выходило почти всегда во внутренний двор, редко-на улицу (Пр 7.6). (См. решетка)

Окнос — в греч. миф. персонаж царства мертвых, старик, плетущий солом. канат, пожираемый с др. конца ослом. Символ бесконеч. работы. Такому наказанию О. подвергался за то, что никак не хотел умирать, отсюда и имя (греч. медлительный).

Окнос (лат. Ocnus, греч. Медлительный), в треч. мифологии персонаж царства мертвых, старик, плетущий солом. канат, пожираемый с другого конца ослом. Символ бесконечной работы. Такому наказанию О. подвергся за то, что никак не хотел умирать, отсюда и имя.

сын Тибра и Манто, дочери Тирезия или дочери Геракла, прорицательницы. Говорят, что он построил Мантую и назвал ее по имени своей матери. Verg. Aen. 10, 168. Его называют также сыном Авлета, основателя Перузии, и основателем Фельзины, позднейшей Бононии.

имеются на моделях домов (вотивных и урнах) в до — и раннеист. эпоху, позже — в остатках построек и рисунках (напр., в живописи); в эллинистич. и рим. архитектуре элементы, делящие стену и фасад. В рим. обл. практиковалось застекление окон слюдой, в императорское время известны стекл. окна в свинц. рамах.

(лат. fenestra), имеются на моделях домов (во 1 ивных и урнах) в до — и раннеисторич. эпоху, позже в остатках построек и рисунках (например, в живописи); в эллинистич. и рим. архитектуре элементы, делящие стену и фасад В рим. областях практиковалось застекление окон слюдой, в императорское время известны стеклянные окна в свинцовых рамах.

с. Отверстие в нижней или боковой части золотопромывального устройства, через которое выпускается муть. — Во время амальгамации выпускное окно бывает замкнуто деревянной пробкой. ГЖ, 1858, № 3: 432; Образовавшаяся при истирании бегунами муть через боковое окно чаши вступает частью на 6 венгерских мельниц, частью в чашу Базена. ГЖ, 1888, IV: 175.

ОКНА (в деревянной архитектуре)

обрамление О. вначале было довольно простым. Округлость бревен вокруг оконного проема немного стесывали и на эти стесы наносили различные узоры, но наружных обкладок такие О. еще не имели.

Позднее появились косящатые О., т.е. обрамленные косяками. Их называли красными (красивыми). Верхний брус красного О. часто закрывался тесиной, украшенной резным орнаментом. Первоначально красное О. было одно, в центре фасада, а по бокам его были расположены волоковые (простые, без наружных обкладок) О. Такое расположение О. встречается на Руси в деревянных трапезных XVII в.

Суд 5:28). Окна в домах у древних Евреев служили отверстиями для пропуска света и воздуха. Так как стекло еще не было в употреблении, то окно ограждалось решеткою, которую можно было открывать или закрывать, смотря по желанию. В Восточных домах окна выходят большею частью на внутренний двор, а не на наружную улицу, и подобное устройство приспособлено, вероятно, к тому чтобы избежать пыли узких Восточных улиц. С лицевой стороны дома устраивался иногда небольшой балкон, или портик, тщательно огражденный решетками и открываемый иногда по поводу какого-либо торжественного события. Из подобного окна была выброшена и растоптана Иезавель, когда она смотрела на торжественное шествие Ииуя (4Цар 9:30). Ноев Ковчег был снабжен отверстием в виде окна (Быт 6:16, 8:6). У Даниила в Вавилоне окна обращены были к Иерусалиму: “окна в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того (Деян 6:10). Иногда слово “окно” употребляется в переносном смысле, в значении — облаков небесных (Малах. 3:10, Быт 7:11).

Найдено схем по теме ОКНА — 0

Найдено научныех статей по теме ОКНА — 0

Найдено книг по теме ОКНА — 0

Найдено презентаций по теме ОКНА — 0

Найдено рефератов по теме ОКНА — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

История возникновения оконного стекла

История возникновения оконного стекла

Впервые оконное стекло, хотя и весьма несовершенное, появилось на рубеже старой и новой эры летоисчисления у римлян. Однако после падения Римской империи секреты его производства были утеряны и в начальный период средневековья в Европе оконного стекла не знали. Естественно возникает вопрос, а что же было в окнах? Часто окна закрывались сплошными деревянными ставнями. В теплые дни они открывались, впуская дневной свет внутрь помещения. В иное время окна закрывались и помещение освещали свечами. В России свечи, которые были дороги, часто заменялись горящей лучиной.В некоторых дворцах, парадных зданиях и культовых сооружениях в Европе в мелкие ячейки в оконных проемах вставляли пластинки слюды, которые ценились очень дорого. В домах простых людей для этой цели использовались бычий пузырь и промасленная бумага или ткань. В середине XVI в. даже во дворцах французских королей окна закрывались промасленным полотном или бумагой. Лишь в середине XVII в. при Людовике XIV в окнах его дворца появилось стекло в виде маленьких квадратиков, вставленных в свинцовый переплет. Листовое стекло большой площади долго не умели получать. Поэтому даже в XVIII в. застекленные окна имели мелкий переплет. Обратите внимание на реставрированные здания петровской эпохи, например на Меньшиковский дворец в Санкт-Петербурге.

Как уже было сказано, римляне научились изготовлять оконное стекло в конце старой эры. Они делали это путем отливки и раскатывания жидкого стекла в форму в виде противня, который изготавливался из глины. Отливки извлекались из формы еще в горячем виде, пока стекло сохраняло пластичность. Таким способом получали оконное стекло толщиной около 10 мм и площадью до 0,5 м 2 . Поскольку прилегающая к форме сторона листа оказывалась шероховатой, то стекло не было прозрачным.Такое стекло находили при раскопках в западноевропейских колониях Рима, а также на Востоке вплоть до Черноморского побережья. Как уже было отмечено, после распада Римской империи это ремесло пришло в упадок и способ производства был забыт и никогда не возобновлялся. Новый способ производства оконного стекла был разработан несколько столетий спустя, т.е. в средние века. Этот способ принципиально отличался от древнеримского, так как получался не отливкой, а выдуванием. Вначале выдували шар, который раскатыванием на плитке и размахиванием в воздухе превращался в подобие большой ампулы. После отрезания верхней и нижней части получался цилиндр. Последний разрезался вдоль твердым минералом и на раскаленной глиняной плите разглаживался в лист деревянной гладилкой. Стекло получалось довольно тонким, хотя и небольшого размера. Сторона, прилегавшая к плите при разглаживании, также получалась шероховатой, а значит, стекло опять же было непрозрачным.

Читать еще:  Как сделать деревянное окно

На территории древнеславянского государства археологи многократно находили фрагменты стеклянных кругов диаметром 200. 250 мм с хорошо заделанными кромками. Ученые сходятся во мнении, что эти стеклянные круги служили для остекления окон крупных общественных зданий, например храма Киевской Софии и других церквей домонгольской Руси. Считают, что способ их производства сводился к следующему. В форме выдувался сосуд, похожий на конусообразный графин. Дно этого «графина» обрезалось и кромка завертывалась.

В конце средневекового периода в Европе начали широко применять «лунный» способ изготовления листового стекла. В его основу также был положен метод выдувания. При этом способе вначале выдувался шар, затем он сплющивался, к его дну припаивалась ось, а около выдувательной трубки заготовка обрезалась. В результате получалось подобие вазы с припаянной ножкой-осью. Раскаленная «ваза» вращалась с большой скоростью вокруг оси и под действием центробежной силы превращалась в плоский диск. Толщина такого диска была 2. 3 мм, а диаметр доходил до 1,5 м. Далее диск отделялся от оси и отжигался. Такое стекло было гладким и прозрачным. Характерная его особенность – наличие в центре диска утолщения, которое специалисты называют «пупком». Лунный способ производства сделал листовое стекло доступным для населения. Однако на смену ему уже в начале XVIII в. пришел другой более совершенный «халявный» способ, который использовался во всем мире почти в течение двух столетий. По существу, это было усовершенствование средневекового способа выдувания, в результате которого получался цилиндр. «Халявой» называли формируемую массу стекла на конце выдувной трубки. Она доходила до 15. 20 кг и из нее в итоге получались листы стекла площадью до 2. 2,5 м 2 .

Этот способ позволил получать оконное стекло хорошего качества и относительно недорогое для широких слоев населения. Таким образом, проблема светлого и теплого жилища была разрешена лишь в XVIII в. Это было достигнуто трудом многих поколений стеклоделов в течение двух тысячелетий.

Однако «халявный» способ трудно поддавался механизации, а потребности в оконном стекле росли быстрыми темпами. Поэтому поиски новых способов продолжались и в результате в начале XX в. был внедрен в промышленность механизированный процесс. В основе его лежало наблюдение американца Кларка, сделанное в первой половине XIX в. Оно состояло в том, что если на поверхность жидкого стекла положить железный стержень («приманку»), а затем поднимать его, то стеклянная масса приварится (приклеится) к стержню и потянется за ним в виде полотна. При остывании на воздухе получается стеклянный лист. Однако он получался не с параллельными кромками, а в виде клиновидного полотнища. Следующим шагом на пути разработки механизированного способа было изобретение бельгийца Фурко. Он предложил положить на поверхность расплавленной массы керамический брус («лодочку») с продольной щелью. Керамика легче расплавленной стеклянной массы и потому лодочка плавает на поверхности. Если нажать на лодочку, то расплавленная масса выдавливается из щели. На нее опускают «приманку» и тянут вверх. Если скорость подъема приманки будет равна скорости выдавливания стекломассы, то получится правильное полотнище с параллельными кромками. Дальнейшее завершение решения проблемы носит чисто технический и конструкторский характер – устанавливаются подъемные валики, холодильник и другие приспособления. Толщина листа зависит от скорости подъема и скорости охлаждения листа.

В настоящее время оконное стекло производят по данному способу. Имеется и несколько другой вариант технологического оформления процесса производства листового стекла, который используют в США. В нем вместо лодочки с каждого борта полотна располагается пара роликов, между которыми и проходит полотно. Ролики препятствуют сужению полотна и потому отпадает необходимость в лодочке.

В современном строительстве для остекления общественных зданий, гостиниц и витрин магазинов, а также для авто- и вагоностроения, широко используют стекло толщиной 6. 8 мм и даже до нескольких сантиметров. Такое стекло называют зеркальным. Оно изготавливается методом проката с последующей шлифовкой и полировкой. Когда говорят о здании, построенном из стекла и бетона, то имеют в виду именно такое зеркальное стекло.

Из сказанного видно, какими усилиями далось человеку прозрачное стекло. Однако в некоторых деталях промышленного и бытового интерьера необходимо, чтобы стекло, наоборот, было непрозрачным, но пропускало свет. Стекло для таких целей подвергают пескоструйной обработке или грубой шлифовке. В настоящее время с этой же целью изготавливают узорчатое листовое стекло, т.е. имеющее какой-либо рисунок. Его получают прокатом на столах или между вальцами, на которые нанесен рисунок.

Мелкие стеклянные изделия делают матовыми обработкой фтороводородной (плавиковой) кислотой. Последняя взаимодействует с диоксидом кремния, находящимся на поверхности, с образованием летучего тетрафторида кремния SiF4 в соответствии с уравнением

Вряд ли современный человек может оценить тот комфорт и удобство, которое дает ему прозрачное листовое стекло. Человек рождается в светлом и теплом помещении и принимает это как должное.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector