Столярное дело обработка древесины
Столярное дело, обработка древесины
Столярное дело родилось из плотницкого, строительного — с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и чёткие детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить в изделии кусочки дерева, приобретенные из круглого древесного ствола. Отделка возникла существенно позднее. Сначала столярные изделия выполнялись в натуральной древесине — массиве.
Сейчас в столярном деле употребляются толстые бруски и доски, владеющие достаточной прочностью, и совсем тонкие дощечки, такие как фанерный шпон (узкий срез древесины), требующие несущей древесной базы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и’ для лицевых, открытых взгляду частей изделия, шпон используют только для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстрагиванием, порезкой, точением. Потому что природная база столярного материала не поменялась — это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а означает, и приемы старенькых мастеров, в совершенстве владевших ручным инвентарем, полностью могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд только облегчается внедрением устройств.
Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал и придать бруску надлежащую форму просит и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.
Как понятно, есть разные породы дерева, имеющие древесину различного цвета, строения и прочности. Любая порода имеет свои индивидуальности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит к тому же в том, чтоб уметь найти породу, знать её индивидуальности — плюсы и недочеты, уметь найти в кусочке дерева — заготовке — части, более подходящие для лицевых деталей, уметь соединить меж собой разные породы так, чтоб это соединение было гармоничным, прекрасным и соответствовало конструктивной характеристике изделия.
Древесина поддается различного рода отделке — крашению, морению, лакированию, полированию. Но способности таковой отделки для различных пород различны: есть древесина, просто принимающая протраву (окраску), есть — плохо принимающая; некие породы плохо полируются и т.д. Принципиальный раздел столярного искусства — понимание способностей отделки древесины, её выбор и умение эту отделку выполнить.
Любое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или по другому связанных меж собой. От прочности соединения этих деталей и зависит крепкость всего изделия. Мастеру нужно уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, также скрепляющие материалы.
Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узенькой, ножки табурета — и толстыми, и тонкими. Умение найти нужное для данной детали сечение с учетом не лишь работы, но и красы — одна из основных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называют «чувством дерева».
Сущность обработки древесины, как было сказано, сохранилась с древнейших времен фактически без конфигураций: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживаю рубанком, отверстия делают буравом, долотом либо стамеской. За крайнее время возникли ручные машинки, в которых режущие части приводятся в движение движком. Это существенно облегчило работу по заготовке материала и, не считая того, отдало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их производства. От профессионалы требуется умение так применять ручные машинки, чтоб по сопоставлению с ручным созданием возможность получения новейших форм столярных изделий не ограничивалась, а напротив, увеличивалась. Короче говоря, ручными машинками мастер должен владеть так же виртуозно, как стамеской либо рубанком.
Современное столярное создание пополнилось также некими новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный древесиной ценной породы тонкий щит на базе ДСП (древесностружечной плиты) либо столярного щита, собранного из склеенных меж собой древесных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это картонный либо пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и в-третьих, полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить крепкий толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение применять эти материалы — непременное условие столярного мастерства в наши дни.
Таким образом, столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть — обработку древесины инвентарем и соединение деталей в изделие, так и творческую — умение выбирать и соединять породы, ощущать гармонию в столярном изделии. Крайнее более тяжело, но владение гармонией и описывает реального профессионалы.
В связи с развитием механизированных способов обработки древесины за крайнее время утратилась непосредственная связь меж её структурой и формой изделия. Возникло много ложных в художественном и логическом смысле решений, которые вручную выполнить было бы нереально (к примеру, поперечное склеивание изогнутых углов и ребер плит; длинноватых, работающих на изгиб деталей) и которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Потому понять действительную логику устройства древесной вещи можно, только исследовав эталоны народной мебели, мебельно-сто-лярных изделий прошедших времен. Все детали фермерской мебели и изделий старенькых мастеров-столяров сделаны и соединены в согласовании с настоящей конструктивной работой древесного элемента в изделии. Снаружи это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, обычно, из массива. Но исследование логики построения старинной либо народной мебели совсем не обязано ограничиваться копированием старинных форм.
Занятие столярным делом интенсивно распространяется посреди людей самой различной квалификации — от мастеров, занятых столярной отделкой помещений в публичных зданиях, до домашних умельцев. При всем этом требования к качеству столярной работы постоянно растут. В то же время проф мастерство рабочих, занятых столярной отделкой интерьеров, не постоянно соответствует подабающему уровню. Это происходит поэтому, что уровень ручного мастерства снизился: умельцы-столяры старшего поколения ушли, не передав секретов собственной работы, столяры мебельных компаний очень специализированы. Столярами в строительстве сейчас работает много бывших плотников, не прошедших проф подготовки.
История столярного дела
Можно с уверенностью утверждать, что приобретение навыков столярного мастерства началось с момента появления Homo sapiens. Если с обработкой камней все было изначально сложно, то дерево как более податливый материал сразу стало адаптироваться под потребности владельцев всевозможных приспособлений. Так начиналась история деревообработки — от обжига и обтесывания камнями до центров с ЧПУ и лазерной гравировки. Шаг за шагом — от палки-копалки до совершенной современной мебели и других сложных столярных конструкций.
Региональные особенности столярного ремесла
Россия имеет собственные богатые традиции в деле обработки древесины. Некоторые методики были изобретены нами, другие технологии позаимствованы у соседей и дальних народов. Однако в любом случае родоначальниками столярного мастерства по праву считаются другие страны, в которых значительно раньше стали обрабатывать дерево и достигли в этом деле огромных успехов.
Древний Египет
В 15 веке до нашей эры был изобретен первый токарный станок. Это произошло в Египте, и именно эта нация считается родоначальником современного столярного мастерства. Египтянами были разработаны первые технологии обработки и декорирования дерева. Недостаток собственного леса фараоны компенсировали завозов материалов из соседних стран — Ливана, Нубии и Финикии.
В Египте делали не только прекрасную по тем временам мебель и предметы интерьера. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры там уже были большие парусные лодки. Об этом свидетельствуют изображения грузовых судов, найденные в гробницах третьей династии. С 15 века до нашей эры египтяне начали строить морские суда с водоизмещением 60-80 т. Эти корабли тогда объединили все лучшие наработки и технологии деревообработки. С 12 века до нашей эры Египет уже строил мощные для того времени военные суда.
Древний Рим
Истоки производства великолепной итальянской мебели, которая сегодня пользуется спросом во всем мире, находятся в Древнем Риме. Предки современных итальянцев научились делать роскошную мебель, которая украшалась элементами из слоновой кости, бронзы и камней. Кресла, столы и кровати той эпохи — настоящее произведение искусства. При этом римляне использовали свое столярное мастерство не только для бытовых нужд, но и военных. Хорошо известны орудия и корабли той эпохи, которые помогли этому народу покорить половину мира — в военных успехах Древнего Рима была немалая заслуга мастеров столярного дела.
Древняя Греция
Рисунки первых токарных станков в Древней Греции можно увидеть на изображениях, датированных 6 веком до нашей эры. Эллины в совершенстве овладели не только резьбой по дереву, но и научились при помощи пара придавать заготовкам выпуклые и вогнутые формы. В первом столетии нашей эры у греков уже был прототип современного токарного станка. Как и египтяне с римлянами, жители Древней Греции овладели искусством кораблестроения. Этому способствовала географическая близость к морю.
Большой интерес представляет греческая мебель той эпохи. Она была утонченной, имела оригинальные формы и украшалась резьбой. В тоже время почти во всех изделиях из дерева просматривались простота и гармония. В домашнем обиходе использовались сундуки, лари, два вида столов и стулья. Благодаря тому, что греки научились гнуть паром древесину, вся мебель была комфортной и элегантно выглядела.
Северная Европа
Найденное в Норвегии в начале 20 века погребение наглядно продемонстрировало, что скандинавы в совершенстве овладели художественной резьбой. Возраст находок – более 1000 лет. В погребении также был обнаружен корабль крупных размеров, на котором помимо деревянной утвари находились резные телега и сани. Также там находились фигуры животных из дерева. Эта датированная 9 веком находка доказывает, что европейцы с севера нашего континента к концу первого тысячелетия успешно освоили азы деревообработки.
Отечественная деревообработка
Нашу историю уместно разделить на деревообработку в Киевской Руси (современная Украина) и на территории современной России. В силу исторических и географических особенностей эти направления имеют существенные отличия. Однако есть и общее — огромное количество деревянных православных храмов.
Деревообработка в России
Наши земли богаты лесами, поэтому с первого тысячелетия нашей эры древние славяне, расселившиеся в долинах Волги, Ильменя и Дона возводили добротные постройки из дерева. Домашняя утварь и инструмент для земледелия также изготавливали из этого материала. Многие изделия украшались резьбой по дереву, причем несложно заметить региональные особенности этого искусства.
Зодчество Руси — отдельная история. До 17 века абсолютное большинство построек было еще из дерева. В этом имелись свои плюсы и минусы. Из достоинств стоит отметить неповторимую резьбу по дереву. Сегодня памятники деревянного зодчества можно увидеть в Кижах и малых Корелах, где открыты музеи под открытым небом. Особый интерес представляют образцы стиля «русского барокко», который получил свое развитие в 17-18 веках.
Благодаря недавним раскопкам в Новгороде, во время которых было найдено больше 1000 уникальных образцов, удалось многое узнать об истоках этого ремесла. Нашими предками в столярном и плотницком деле использовалось 27 пород древесины. Причем материал был как местного происхождения, так и привозной. Доставлялись в регион грецкий орех, кедр, пихта, тисс, самшит и др. Из местных пород использовались ель, дуб, ясень, береза, можжевельник, сосна, ива, липа, ольха, груша, яблоня, вяз, рябина, клен и осина.
Ель и сосну новгородцы использовали чаще всего. Из них возводились укрепления, мостовые, дома, станки, корабли и водопроводы, а также изготавливались инструменты и орудия труда. Дуб использовали для производства полозьев саней и бочек. Резная мебель делалась в основном из липы, а на посуду шли ясень и клен. Однако ложки с ковшиками делались в основном из клена. Для изготовления всех этих изделий требовался разнообразный и качественный режущий инструмент, который также был обнаружен во время археологических раскопок.
Русские мастера применяли множество технологических операций. Это подтвердил анализ находок. Соединение отдельных элементов конструкций из дерева выполнялось разными способами — механическими или деревянными связями и замками. Для приданию заготовкам из древесины нужной формы применялись процедуры рубки, пиления, долбления, тески, раскалывания, точения, сверления, строгания и художественной резки. Также существовало несколько технологий по наращиванию и сплачиванию деталей из дерева.
Деревообработка на Украине
Влияние на архитектурный стиль в Киевской Руси оказала Византия. Это касалось как каменного, так и деревянного зодчества. На территории современной Украины сохранилось приблизительно 3000 культовых объектов, возведенных с применением дерева. Одной из наиболее интересных культовых построек является Свято-Троицкий собор, который был построен в Новомосковске в 1778 году. При этом в степных регионах Украины сказывался дефицит древесины, поэтому предметов быта встречается меньше, чем в Полесье и на Западной Украине.
Столярная мастерская: обустраиваем, выбираем инструменты, учимся работать с деревом
Столярка – это не только помещение для работы с деревом. Это хобби, которым увлечены многие мужчины. Ведь оно позволяет смастерить все необходимое для дома и участка своими руками – от мебели до беседки. Какое оборудование столярной мастерской нужно, как и где обустроить это помещение, чтобы было удобно и безопасно работать, какими инструментами обзавестись, с чего начинать, как научиться работать с деревом, что вообще можно из него сделать – опытом и идеями делится FORUMHOUSE.
Статьи:
Обустройство столярной мастерской. Потребность в небольшой столярной мастерской у тех, кто занимается домашним хозяйством, существует всегда. И если вы не знаете, в каком помещении должна располагаться мастерская по дереву, как ее распланировать, что в первую очередь разместить внутри него, какие столярные инструменты начинающему столяру лучше не приобретать – прочтите данную статью до конца.
Деревянные фантазии. Необычные столярные изделия. Сколько бы ни появлялось новых синтетических материалов для строительства и декора, дерево остается нужным, незаменимым и любимым во все времена. Из пластичной и податливой древесины мастера столярного дела продолжают создавать свои шедевры. Работа с деревом не устаревает. Из этого обзора вы узнаете, какие неожиданные вещи можно сделать из этого самого экологичного и доступного материала.
Столярный верстак своими руками. Если главными инструментами кузнеца являются молот и наковальня, то для столяра нет ничего «роднее», чем его верстак. Именно верстак может одновременно являться раскроечной площадкой и сборочным столом, упором и подставкой, приспособлением для хранения инструмента и даже, если хотите, небольшим столярным станком.
Сушилка для древесины своими руками. Проблема поддержания оптимальной влажности у пиломатериалов актуальна как среди строителей, так и среди любителей что-либо изготовить в собственной столярной мастерской. Сушка древесины в домашних условиях позволяет неплохо сэкономить на ее покупке, ведь сухое сырье всегда стоит дороже влажного.
Строгать – так строгать! Электрический рубанок – важнейший инструмент для всех, кто имеет дело с обработкой древесины или собирается научиться этому ремеслу, а при строительстве или ремонте он может стать незаменимым помощником. Электрорубанком доводят заготовки до нужных размеров, выравнивают поверхности, удаляют зазубрины, заусенцы и сучки, срезают кромки, выбирают пазы. Как выбрать этот электроинструмент – разбираемся в статье.
Пила-помощница. В домашнем хозяйстве и на приусадебном участке пила – незаменимый инструмент, для которого всегда найдется работа. Какая пила лучше – бензиновая или электрическая со сравнением функциональности и цен читайте на FORUMHOUSE.
Строительные леса своими руками – рецепт от FORUMHOUSE. Рано или поздно строительство коттеджа доходит до отделки фасада. И тут возникает вопрос: как осуществить работы в диапазоне высот от 4 до 10 метров, ведь нужно и фронтоны «подшить», и сайдинг смонтировать, и водосточную систему установить. Выход один – ставить строительные леса. Эксперты FORUMHOUSE рассказывают, как и из чего их сделать самостоятельно.
Видео:
Верстак. Каким должно быть рабочее место столяра – краснодеревщика, рассказывает известный мастер Всеволод Полтавцев, у которого своя столярная мастерская в Москве. Работа краснодеревщика кипит за особым рабочим местом – верстаком. И это не просто стол или инструмент – это точный механизм, изготовление которого требует немало опыта и усилий.
Мебель своими руками. Нестандартные решения. Сергей Ильин построил дом практически полностью своими руками, а после, имея необходимые станки для столярной мастерской, мебель тоже решил делать сам. По нескольким причинам. Даже, можно сказать, с философским подходом к её изготовлению. Из недорогих мебельных щитов он изготовил кухню, кабинет, различные шкафы, стеллажи. Реализовал несколько нестандартных идей — меблированная комната, шкаф-стена, мебель, облегчающая уборку. В сюжете любитель столярничать делится, какие результаты дала его работа с деревом своими руками.
Инструменты в столярной мастерской. Рекомендации специалиста. Столярное дело для Александра Холодникова – это и хобби, и профессия одновременно. В видео Александр советует, как правильно обустроить свою столярную мастерскую. Какие станки нужны для столярной мастерской, каковы необходимые инструменты столярной мастерской, какие более редкие инструменты он рекомендовал бы купить, особенно, если вы собираетесь делать столярные изделия на заказ. А также рассказывает об устройстве фрезерного станка, изготовленного собственноручно из подручных материалов.
Гараж и столярная мастерская в одном здании. Александр – московский столяр, и сам изготавливает деревянные окна. На приобретенном загородном участке ему нужно было место для работ, и он решил совместить столярную мастерскую с гаражом. Установив столярные инструменты и станки, он принялся за работу!
Изготовление простой чердачной лестницы. В деталях. С помощью мастера-столяра демонстрируем все этапы изготовление простой чердачной лестницы из дуба.
Деревянные лестницы. Часто лестница, установленная в деревянном доме, спустя время меняет свою геометрию и начинает смещаться относительно основной конструкции. Но ошибок можно избежать. Как это сделать, расскажет столяр-краснодеревщик Денис Андреев. А заодно даст профессиональный совет для тех, кто любит делать мебель своими руками.
Состаривание древесины. Мастер-класс. Брашировка – особая технология структурирования древесины, благодаря которой изделия из дерева приобретают благородный состаренный вид. В сюжете — мастер-класс от архитектора Сергея Петрова по состариванию древесины для мебели. Способ, показанный Сергеем, позволяет сделать доску гладкой, приятной на ощупь и, что очень важно для мебели, – без заноз.
Тема на форуме:
Мастерская Оси – удивительный мир творчества. Интересы у Оси «самые разнообразные – слесарка, сварка, самодельные станки и механизмы и пр.». Форумчанин решил поделиться своими творческими планами и работами. И начал он с обустройства мастерской и изготовления стола типа верстака, а потом подтянулись и другие станки для столярки.
Слово третье о мастерской столярной… Эта тема – настоящая практическая энциклопедия, которую можно озоглавить: «Столярная мастерская, инструменты и оборудование». Здесь каждый, кто любит работать с деревом и делает это каждый день, найдет для себя самую разную полезную информацию – от очистки воздуха в столярной мастерской и оборудования этого помещения необходимыми недорогими инструментами до интересных идей с чертежами для изготовления деревянных изделий.
Столярка для дома и дачи – это еще одна многотомная тема о технологиях, которые можно использовать для обработки дерева и приемах работы с деревообрабатывающим инструментом. Здесь форумчане делятся своими секретами и личным опытом.
Токарная обработка дерева. dgusepe открыл отдельную тему об увлекательном занятии – точении дерева, и начал «с азов» – техники безопасности. Заходите посмотреть, какие изделия он и другие форумчане успели смастерить.
Выбор фрезера. Ручной деревообрабатывающий электроинструмент для фрезерования – еще один хороший помощник столяра, особенно, когда столярня вот-вот разрастется до размеров большого цеха. Обработать кромки, вырезать пазы, просверлить отверстия – далеко не полный перечень работ, с которыми он легко справится. При условии – если вы к его покупке отнеслись с пониманием дела, а не просто выбрали самый недорогой.
Столярное дело обработка древесины
Отраслевой журнал для деревообработчиков и не только
Мастерская современного столяра
Столярное дело в России как значимая отрасль производства было фактически уничтожено в начале XX века в связи с развитием массового фабричного производства. Несмотря на то, что столярные соединения прочнее и обеспечивают лучшую формоустойчивость конструкций, чем любые другие, трудоемкость и длительность их изготовления не позволили им выиграть конкуренцию с более дешевыми изделиями, изготовленными промышленным способом. В результате развитие столярного дела разделилось на два направления: фабричное, занимающее сегодня более 95 % рынка, и классическое столярное искусство, традиции которого массово начали возрождаться только в последнее десятилетие.
Начать обрабатывать древесину и изготавливать столярные соединения может каждый. Чтобы стать столяром, потребуется несколько лет, настоящие же мастера не прекращают учиться никогда. За 1–2 года стать профессионалом невозможно, этого времени хватает только на освоение основных столярных приемов работы с древесиной. К примеру, на настройку такого, казалось бы, простого инструмента, как рубанок, может потребоваться несколько часов, а для того чтобы научиться им пользоваться, необходимо прострогать несколько километров древесины.
Даже после продолжительного курса обучения на изготовление столярного шкафа или небольшого прикроватного столика в первое время у начинающего мастера будет уходить несколько недель. Работа над большими проектами идет в течение нескольких месяцев, и не каждый заказчик готов столько ждать, а тем более – оплачивать такие, весьма дорогие изделия.
Для изготовления столярных элементов необходимо использовать только самую лучшую древесину, с равномерно распределенными по объему физическими свойствами и не содержащую пороков строения. Это значительно увеличивает ее стоимость, а также создает сложности с ее приобретением, так как доля таких заготовок в общем объеме сравнительно невелика. Для примера можно привести точеные элементы мебели или деревянную посуду, которые могут быть полностью изготовлены на токарном станке в течение нескольких часов. С другой стороны, к примеру, при точении посуды может быть использована древесина с пороками, причем чем их больше, тем лучше – тем фактурнее получается конечное изделие.
СЫРЬЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Древесину для столярных работ приобрести достаточно сложно. В розничных строительных магазинах продаются преимущественно пиломатериалы естественной или транспортной влажности, не рассортированные по качественным характеристикам. Кроме того, очень немногие производители пиломатериалов имеют маленькие сушильные камеры, позволяющие им производить небольшие партии пиломатериалов требуемых сечений заданной влажности. Возникает интересный парадокс: вроде бы хвойных пиломатериалов выпускается много, а использовать их в столярном деле сразу, без дополнительной обработки, невозможно. Как ни странно, но в сухом виде, как правило, продается в основном древесина экзотических пород, которую тем не менее необходимо дополнительно выдерживать в мастерской при определенной температуре и влажности не менее месяца. Ценные породы древесины, такие как дуб и бук, поставляются с Кавказа. До определенных политических событий выполнялось большое количество поставок из Украины. Наибольший ассортимент древесины экзотических пород предлагается специализированными магазинами, такими как Bumans. Стоимость их достаточно высока, что в наибольшей степени объясняется высокими транспортными затратами и низким потребительским спросом, а это, в свою очередь, также сказывается на цене изделий.
СОВРЕМЕННЫЙ СТОЛЯР
В столярном деле можно выделить три основных направления:
белодеревцы – мастера, работающие с недорогими породами древесины и изготавливающие дешевую мебель, окна и двери;
краснодеревцы – мастера, работающие с ценными породами древесины. Конечно, из красного дерева или дуба могут быть изготовлены лестницы, окна и другие изделия, но все же основным продуктом их труда является дорогая мебель;
чернодеревцы – мастера, обрабатывающие наиболее ценные породы древесины, как правило, изготавливающие деревянные мозаики – маркетри и интарсии.
Сегодня к столярам часто относят людей, изготавливающих мебель, хотя при классическом понимании профессии это достаточно спорно, поскольку современная мебель в основном изготавливается из композиционных материалов на современных станках, в том числе с ЧПУ. При всех ее несравненных достоинствах такая мебель имеет мало отношения к классическому столярному искусству.
В промышленных масштабах труд классического столяра сегодня востребован только в литейном деле. Несмотря на высокий уровень удельных затрат на изготовление одного изделия, это все равно дешевле, чем одиночное станочное производство опытных образцов, изготовление которых на станках слишком затрат- но, а порой и невозможно без разработки дополнительных специальных приспособлений. Этот процесс практически невозможно механизировать, поскольку модели всегда разные. Даже в век высоких технологий большинство таких моделей изготавливают вручную.
В наше время искусство ручной обработки древесины следует рассматривать в качестве достаточно дорого, можно даже сказать элитного хобби. В современном мире существует немало других, более дешевых способов самореализации. Столярное искусство для многих является слишком сложным или недоступным по финансовым соображениям. Несмотря на это, в столярные школы поступает достаточно большое количество слушателей, причем все больше девушек хочет учиться этому мастерству. В некоторых группах доля представительниц прекрасного пола достигает трети от общего количества обучающихся.
СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
При организации собственной столярной мастерской необходимо исходить из параметров выпускаемых изделий. Каждое изделие требует использования определенных пород древесины и различных инструментов для ее обработки. Необходимый набор инструментов должен служить не для изготовления абсолютно любых вещей, а подбираться в зависимости от параметров конкретного проекта.
Изготовить небольшой прикроватный столик можно, даже обладая небольшим помещением, площадью от 4–5 м 2 . Здесь необходимо установить верстак, организовать место хранения древесины и поместить шкаф с инструментами. Минимальный набор инструмента для изготовления такого столика следующий:
рубанок для чистового строгания;
обушковая пила для точных работ, позволяющая изготавливать шипы;
двухсторонняя японская пила или две европейские, позволяющие распиливать древесину как вдоль, так и поперек волокон;
минимум 3 стамески, шириной 50, 20 и 6 мм;
разметочный инструмент (угольник, линейка, рулетка, разметочные нож и рейсмус);
Чтобы научиться пользоваться каждым из указанных режущих инструментов, необходимо несколько недель или месяцев. Снизить затраты времени можно, только используя качественные инструменты, не требующие постоянной правки во время работы. Доводка и постоянная заточка некачественного инструмента способна увеличить продолжительность работы в 2–3 раза. Кроме того, обработка древесины несбалансированным и плохо режущим инструментом не позволит ощутить удовольствие от работы с деревом, а также обязательно скажется на качестве работы. Стоимость подобного набора не может быть меньше 30–35 тыс. руб. При этом, большинство мастеров стремится купить еще более дорогой и качественный инструмент, понимая, что это значительно сэкономит силы и время.
Вместе с тем практически невозможно составить рекомендации по точному выбору моделей инструмента, которые удовлетворили бы каждого мастера. Столярное ремесло не относится к точным наукам.
Дереворежущий инструмент всегда подбирается индивидуально. Поскольку его заточка и настройка достаточно длительны и отнимают много сил, он не может быть общественным. По словам А. Ю. Дейкина, «инструмент – это продолжение руки мастера; пользоваться чужим инструментом в столярной среде не принято и считается неприличным».
Выбирая новый ноутбук, телефон или зимнюю резину для автомобиля, любой из нас стремится к приобретению последней модели и не желает покупать эти и многие другие вещи бывшими в употреблении или на блошиных рынках. На инструменте же, от которого в работе столяра зависят скорость и качество работы, а соответственно, и размер дохода для приобретения упомянутых вещей, многие почему-то пытаются экономить.
В последние годы набирает популярность применение японского инструмента. Приемы столярного мастерства в этой стране не изменялись с XV в., только повышалось качество сталей и развивались технологии изготовления режущих материалов. Хотя японский инструмент обладает серьезными отличиями от традиционно используемого в России, во многом он позволяет облегчить труд и повысить качество обработки древесины.
Несмотря на высокое качество современных инструментов, стоимость исходной древесины и высокая длительность выполнения вручную всех операций не позволяет говорить о возможности перевода классического столярного дела из категории хобби в коммерческую плоскость – слишком низкая окупаемость. На изготовление прикроватного столика даже опытному мастеру потребуется не меньше недели времени. При станочном изготовлении в условиях отработанной технологии такой столик может быть изготовлен за два дня. Фабричное изготовление при разделении труда и больших объемах производства позволит сократить это время еще в несколько раз.
Экономически эффективное изготовление столярных элементов сегодня возможно только при использовании современного станочного парка. Такой подход привел к тому, что в массовом понимании под профессией столяра сегодня воспринимается оператор-станочник, продукция которого при всем внешнем сходстве проигрывает столярным изделиям в уникальности, формоустойчивости и долговечности.