С пистолетом и мандатом
Автоматический револьвер Х. Ланстада (Норвегия)
В настоящее время стрелковое оружие строится по нескольким отработанным и проверенным временем схемам. Радикально новые нововведения появляются чрезвычайно редко и почти никогда не получают широкого распространения. В конце XIX и начале XX века ситуация была иной. Используемые сейчас отработанные схемы либо еще не существовали, либо еще не успели завоевать популярность. Из-за этого будущим классиком оружейного дела мог стать любой конструктор со своей оригинальной идеей. Так, в самом конце XIX века попытку создать кардинально новый образец предпринял норвежский оружейник Хальвард Ланстад.
Одним из многообещающих подходов к созданию перспективных систем с высокими характеристиками является объединение положительных черт разных образцов. Именно по этому пути решил пойти норвежский оружейник в своем новом проекте. Он предложил создать пистолет с магазинным питанием и револьверным барабаном. Такая концепция получила название «автоматический револьвер». Следует отметить, что это название в те времена применялось и в отношении самозарядных револьверов, что может быть приводить к путанице.
Проект «автоматического револьвера» был разработан Х. Ланстадом в 1899 году. Вскоре был получен патент на это изобретение. В дальнейшем оружейник предложил свою разработку норвежским военным, которые провели испытания и сделали определенные выводы. Вероятно, их заинтересовало любопытное предложение, но реализация оригинальной конструкции явно не устроила потенциального заказчика.
В новом проекте предлагалось объединить положительные черты самозарядных пистолетов и револьверов. От пистолетов перспективное оружие должно было получить сравнительно большой готовый к применению боезапас, от револьверов – надежность, простоту эксплуатации и безопасность. Для реализации таких планов Х. Ланстаду пришлось заново проектировать все элементы своего оружия, не используя в качестве основы какие-либо существующие образцы.
Основным элементом нового оружия была металлическая рамка с впрессованным в нее стволом калибра 7,5 мм. По общей форме этот агрегат напоминал детали револьверов, однако оригинальные идеи проекта привели к появлению некоторых отличий. В передней части рамки закреплялись ствол и опорный цилиндр оси барабана (под стволом). Позади ствола имелось крупное окно для барабана, под которым располагалась скоба спускового крючка. На задней части рамки, позади окна, предусматривались крепления для деталей ударно-спускового механизма и систем подачи боеприпасов. Под ними, в свою очередь, имелась рукоятка в виде полой конструкции с местом для установки магазина.
Наибольший интерес в «автоматическом револьвере» Х. Ланстада представляет система боепитания. Желая повысить характеристики оружия, изобретатель буквально скрестил самозарядный пистолет с магазином и револьвер с барабаном. Это привело к созданию оригинальной системы подачи патрона к стволу.
В переднем окне рамки устанавливался барабан особой плоской формы, в котором предусматривались всего две каморы для патронов. Применение полноценного магазина позволило уменьшить барабан в разумных пределах, сохранив его основные функции. В рукоятку предлагалось помещать однорядный магазин особой изогнутой формы. По неким причинам магазин предлагалось помещать не через нижнее приемное окно в рукоятке, а вставлять в нее слева сбоку, в соответствующее крупное окно. При этом левая стенка магазина выполнялась в виде полноценной боковой части пистолета и даже оснащалась деревянной накладкой. Емкость магазина составляла 6 патронов калибра 7,5 мм системы Нагана (7,5х23 мм R). В то время этот боеприпас был основным патроном своего класса в норвежской армии.
Верхняя часть магазина, помещенного в рукоятку, находилась на одном уровне с нижней каморой. При помощи специального устройства, смонтированного в задней части рамки, верхний патрон из магазина при подготовке к выстрелу должен был досылаться в нижнюю камору барабана.
В задней части рамки имелись две цилиндрические проточки, связанные между собой и содержавшие основные детали ударно-спускового механизма. Справа на рамке устанавливалась пластина-крышка, на которой крепились прочие детали УСМ. Кроме того, она не давала пружинам и иным деталям вылетать со своих мест. Использованная конструкция УСМ позволяла вести огонь в самозарядном режиме, взводя затвор-ударник и проворачивая барабан с патронами. Также она обеспечивала автоматическую экстракцию стреляной гильзы.
По имеющимся данным, автоматика револьвера Х. Ланстада строилась на основе свободного затвора (по другим данным, на основе «гибрида» УСМ двойного действия и свободного затвора). В верхней проточке-полости рамки помещался подпружиненный затвор, совмещенный с ударником, при помощи которого осуществлялось воспламенение капсюля патрона. Также с затвором был связан экстрактор. В нижней полости, как следует из имеющихся данных, помещалась деталь для подачи патронов из магазина в барабан. Затвор и подаватель вместе двигались назад, а их смещение вперед обеспечивалось собственными пружинами и осуществлялось отдельно. Для первоначального взведения механизмов использовалась система, аналогичная пистолетным УСМ со сдвигаемым затвором.
Номинально являясь револьвером и используя револьверные механизмы, оружие Х. Ланстада не нуждалось в предохранителе. Безопасное обращение с ним должно было обеспечиваться характерными особенностями конструкции.
Для прицеливания прототип нового оружия получил крайне простые приспособления. Над дульной частью ствола располагалась небольшая мушка, а на верхней части рамки, позади барабана, выступ с прорезью, выполнявший функции целика.
Рукоятка, в том числе боковая стенка магазина, оснащалась двумя деревянными накладками для большего удобства заряжания. На нижней ее поверхности предусматривалось металлическое кольцо для страховочного шнурка. С точки зрения эргономики «автоматический револьвер» Х. Ланстада мало отличался от обычных револьверов того времени, в том числе состоявших на вооружении Норвегии.
Оригинальная конструкция привела к появлению нестандартного способа работы механизмов. При подготовке к стрельбе следовало поместить в рукоятку «автоматического револьвера» снаряженный магазин. Затем требовалось потянуть рукоятку затвора в задней части рамки и отпустить ее. При этом затвор-ударник становился на взвод, а подаватель досылал верхний патрон из магазина в нижнюю камору барабана. После этого можно было нажимать на спусковой крючок и вести огонь. При нажатии на крючок при помощи специальной тяги усилие передавалось на привод барабана, что приводило к его повороту на 180°. После подачи каморы с патроном освобождался затвор. Ударник бил по капсюлю и производил выстрел.
Откатываясь назад под действием отдачи, затвор захватывал гильзу, извлекал ее из каморы и выбрасывал через соответствующее окно в верхней части рамки, а сам становился на упор. При движении назад затвор-ударник также смещал подаватель, который после этого сдвигался вперед собственной пружиной и досылал в нижнюю камору новый патрон. Для производства следующего выстрела следовало вновь нажать на спусковой крючок, повернув барабан и освободив затвор.
Нетрудно заметить, что конструкция «автоматического револьвера» Хальварда Ланстада была оригинальной и интересной, но отличалась излишней сложностью. Кроме того, соединение двух видов стрелкового оружия в одном образце привело к появлению нескольких принципиально неустранимых проблем. Исправление этих недостатков потребовало бы полностью переделать всю конструкцию или даже отказаться от идей, лежащих в ее основе.
В 1901 году Х. Ланстад представил свое изобретение норвежским военным. По имеющимся данным, представители военного ведомства сразу отнеслись к его предложению со скепсисом. Тем не менее, несмотря на мнение, появившееся после первого знакомства, «автоматический револьвер» отправили на полигон для проверки на практике. Такие испытания позволили выявить все незначительные плюсы и массу минусов.
Главным и, пожалуй, единственным плюсом нового проекта был сам факт создания оригинальной архитектуры оружия норвежским специалистом. Прочие ожидаемые положительные черты, такие как безопасность револьвера и боекомплект пистолета, на практике не подтвердились.
Слишком сложной оказалась перезарядка оружия. Необходимость вставлять в боковое окно рукоятки достаточно крупного магазина усложняла работу с оружием, а также не давала особых преимуществ перед иными способами перезарядки, включая обоймы для револьверов. Кроме того, по некоторым данным, для произведения первого выстрела требовалось потянуть рукоятку затвора дважды, чтобы подать патрон в нижнюю камору, а затем повернуть барабан.
По огневым характеристикам представленный образец вряд ли мог серьезно отличаться от оружия, состоявшего на вооружении. Тем не менее, он отличался от них иными особенностями. Он был сложнее и дороже в производстве, даже с учетом массового изготовления больших серий, а также не имел особых преимуществ в размере боекомплекта, скорости перезарядки и т.д. Скептики от норвежской армии оказались правы: предложенное оружие не могло использоваться на практике.
По результатам испытаний армия Норвегии решила не принимать «автоматический револьвер» Х. Ланстада на вооружение и не заказывать его серийное производство. В армейских арсеналах осталось менее смелое, но проверенное временем оружие. Прототипы перспективной системы более никому не были нужны.
По-видимому, было изготовлено не менее двух опытных пистолетов, которые применялись в начальных и полигонных испытаниях. Эти образцы отличались друг от друга некоторыми внешними деталями и элементами отделки. Кроме того, нельзя исключать, что изменениям подвергались и внутренние механизмы.
Известно, что, как минимум, один из прототипов «автоматического револьвера» принадлежал лично Хальвару Ланстаду. Со временем он уехал из Норвегии в Великобританию, где жил до самой смерти в 1955 году. Наследники изобретателя передали уникальный образец оружия британской Национальной стрелковой ассоциации, которая поместила его в свой музей. В течение двух десятилетий оружие являлось музейным экспонатом, пока в 1977 году не было продано на аукционе. Дальнейшая судьба прототипа неизвестна. Сведения о других образцах отсутствуют.
Х. Ланстад предпринял попытку соединить положительные черты двух классов стрелкового оружия, но потерпел неудачу. «Гибрид» оказался нежизнеспособным из-за излишней сложности конструкции и многочисленных проблем технического и эксплуатационного характера. Таким образом, революции в области стрелкового оружия не случилось. Однако нельзя не отметить, что неудача норвежского проекта позволила пополнить список бесперспективных направлений, которыми не следует заниматься, и тем самым поспособствовала будущим успехам оружейников.
С пистолетом и мандатом. Тайны биографии Татьяны Москальковой
Sobesednik.ru изучил карьеру нового уполномоченного по правам человека генерал-майора МВД Татьяны Москальковой.
Цитата
«Правозащитная тема стала активно использоваться западными и американскими структурами в качестве орудия шантажа, спекуляции, угроз…»
Татьяна Москалькова, 25 апреля 2016 г.
Вооружена, но не опасна
Споры о назначении главным защитником прав россиян генерала в юбке Татьяны Москальковой и не думают прекращаться. Даже своим хобби Москалькова подтверждает репутацию самого необычного уполномоченного по правам человека за всю новейшую историю России. На досуге она любит… пострелять из наградного пистолета Макарова.
– Мы регулярно ездим в один московский тир, куда также выбираются и Дмитрий Рогозин, и полпред Юрий Трутнев с детьми, и Антон Федоров из администрации президента со своим сыном. Но Татьяна любит задачи посложнее: пострелять по движущимся мишеням (имитация плывущей лодки, например) в открытом тире в Мытищах, – рассказал Sobesednik.ru заместитель председателя Центробанка, экс-сенатор Александр Торшин.
Официальные источники объясняют происхождение наградного «макарова» очень скупо – «выполнение специального задания». На персональном сайте Москальковой сказано – «ветеран боевых действий».
– Татьяна бывала в горячих точках – Чечне, Ингушетии – по линии правового департамента МВД, в котором работала. Пистолет ей, видимо, дали по совокупности заслуг ее работы в горячих точках. Знаю точно, что получение наградного оружия для женщины – уникальный случай. Еще такая деталь: меня всегда удивляло, что свой пистолет Татьяна всегда чистит сама, несмотря на маникюр, хотя это грязное, нудное и совсем не генеральское занятие, – говорит Александр Торшин.
Александр Торшин / Global Look Press
По словам Торшина, Москалькова долго прицеливается и точно выстреливает. Примерно так же, точными выстрелами, развивалась и ее карьера.
Мисс МВД
Татьяна Москалькова родилась в Витебске, в возрасте 10 лет потеряла отца, который служил в ВДВ, и вместе с матерью и братом переехала в Москву. Для учебы выбрала Всесоюзный юридический институт. Ее однокурсником был известный адвокат, действующий полпред правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. Правда, в разговоре с Sobesednik.ru юрист не смог вспомнить свою коллегу по вузу.
– Мы учились в разных группах, и как-то не отложилось в памяти, – пояснил он.
Тем не менее хорошая успеваемость помогла Москальковой устроиться сначала в Инюрколлегию, затем референтом в отдел по помилованию, а после перейти на службу в милицию. Генерал Москалькова может не кривя душой сказать, что прошла всю карьерную лестницу с самой нижней ступени – от референта до первого заместителя главы правового департамента МВД.
Звание генерала Москалькова получила в конце 90-х годов, когда министры менялись как перчатки: Анатолий Куликов, Сергей Степашин, Владимир Рушайло.
– Генеральское звание, особенно для женщины, – это годы упорной службы, когда нельзя выбывать из строя ни на день, устав-то один – и для женщин, и для мужчин, – говорит Торшин. – Конечно, важно иметь хорошие отношения. Татьяна – душа любой компании. И несмотря на свою великолепную внешность (в 90-е годы ее даже как-то назвали «мисс МВД». – Ред.), она умеет дружить по-настоящему, по-мужски.
Как вспоминают коллеги, Москалькова никогда не была служакой в чистом виде. Она успевала не только служить, но и публиковать научные (и не только) работы и заниматься общественной деятельностью. Например, в журнале «Наука и религия» в 1996 году опубликовала две необычные статьи: «Каким судом судили Иисуса?» и «Меч и сила в борьбе со злом».
Дама с мандатом
– В 1999 году Татьяна Москалькова впервые баллотировалась в Госдуму от «Яблока», но не прошла, – рассказал Sobesednik.ru бывший лидер «Яблока» Сергей Митрохин.
– Она очень упорная, – считает Торшин. – Как-то она пришла на дебаты с температурой 40. Еще может позвонить мне в полпервого ночи, потому что «на третьей странице» документа мы не учли «важный момент».
Очередной, уже удачный, заход в российский парламент у Москальковой состоялся в 2007‑м. Правда, службу при этом не оставила, а лишь прервала, оставив шанс на возвращение. Депутаты помнят, что Москалькова до сих пор очень ревностно относится к чести мундира: однажды она даже дрожащим голосом с трибуны отчитала депутата Андрея Макарова, сравнившего полицию с бандой.
– Я помню, мы пикетировали здание Госдумы. Депутаты шли на заседание, немногие обращали на нас внимание, но Москалькова подошла, поинтересовалась, чего мы хотим. Выслушала, сказала: вникнет и разберется. Но потом мы посмотрели результаты голосования – она проголосовала против нашей позиции. Вот и «разобралась», подумали мы, – вспомнил Митрохин.
Сергей Митрохин / Global Look Press
Москальковой припоминают голосование в Думе за «закон Димы Яковлева» (против иностранного усыновления) и за закон против некоммерческих организаций, который ставил крест на многих общественных начинаниях. Но особенно экзотично выглядели две ее инициативы. После истории с «Пусси Райот» Москалькова предложила принять закон о нравственности, который отвергли даже ее однопартийцы-эсеры. Сергей Миронов написал на своей странице в твиттере: «С нравственностью все плохо, но закон принимать нельзя». А в разгар кризиса Москалькова предложила переименовать МВД в ВЧК и дать соответствующие «чрезвычайные» полномочия по наведению порядка и сохранению безопасности, но «революционная» идея также не прошла. Правозащитники до сих пор критикуют ее по каждому из этих пунктов.
– Я не поддержал Москалькову в ее выдвижении на должность уполномоченного, но не соглашусь, что все так плохо с ее назначением. Например, мы с ней вместе разработали и продвинули важный закон «О содержании под стражей. », который сделал условия в российских СИЗО более цивилизованными. Потом, Москалькова – одна из немногих депутатов, которая, я знаю точно, реально работала с обращениями простых граждан и по возможности помогала им, – рассказал Sobesednik.ru правозащитник, председатель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин.
За 9 лет депутатства Москалькова участвовала в 119 законодательных инициативах.
– Понятно, что не все от и до она разрабатывала сама, к каким-то инициативам она просто присоединялась, но это все равно значительная депутатская активность. Вообще, она была добротным, работающим депутатом, не прогуливала, – вспомнил экс-депутат Геннадий Гудков.
Сейчас правозащитники гадают, что возьмет верх в работе нового уполномоченного – полицейское прошлое или правозащитное настоящее.
– Для нее даже придумали «название» – «генерал-омбудсмен», – сказал Гудков. – Но только одно слово в этом сочетании будет главным. Надеемся, все-таки – омбудсмен.
Геннадий Гудков / Global Look Press
Личное дело
Татьяна Москалькова – вдова. Есть дочь и двое внуков.
Графа «имущество» в декларации остается неизменной несколько лет: квартира площадью 85 кв. м – в собственности; два дома (площадь 254 и 19 кв. м); недостроенный дом (343 кв. м); 4 земельных участка общей площадью 7 тыс. кв. м.
Автоматический револьвер Х. Ланстада (Норвегия)
В настоящее время стрелковое оружие строится по нескольким отработанным и проверенным временем схемам. Радикально новые нововведения появляются чрезвычайно редко и почти никогда не получают широкого распространения. В конце XIX и начале XX века ситуация была иной. Используемые сейчас отработанные схемы либо еще не существовали, либо еще не успели завоевать популярность. Из-за этого будущим классиком оружейного дела мог стать любой конструктор со своей оригинальной идеей. Так, в самом конце XIX века попытку создать кардинально новый образец предпринял норвежский оружейник Хальвард Ланстад.
Одним из многообещающих подходов к созданию перспективных систем с высокими характеристиками является объединение положительных черт разных образцов. Именно по этому пути решил пойти норвежский оружейник в своем новом проекте. Он предложил создать пистолет с магазинным питанием и револьверным барабаном. Такая концепция получила название «автоматический револьвер». Следует отметить, что это название в те времена применялось и в отношении самозарядных револьверов, что может быть приводить к путанице.
Проект «автоматического револьвера» был разработан Х. Ланстадом в 1899 году. Вскоре был получен патент на это изобретение. В дальнейшем оружейник предложил свою разработку норвежским военным, которые провели испытания и сделали определенные выводы. Вероятно, их заинтересовало любопытное предложение, но реализация оригинальной конструкции явно не устроила потенциального заказчика.
В новом проекте предлагалось объединить положительные черты самозарядных пистолетов и револьверов. От пистолетов перспективное оружие должно было получить сравнительно большой готовый к применению боезапас, от револьверов – надежность, простоту эксплуатации и безопасность. Для реализации таких планов Х. Ланстаду пришлось заново проектировать все элементы своего оружия, не используя в качестве основы какие-либо существующие образцы.
Основным элементом нового оружия была металлическая рамка с впрессованным в нее стволом калибра 7,5 мм. По общей форме этот агрегат напоминал детали револьверов, однако оригинальные идеи проекта привели к появлению некоторых отличий. В передней части рамки закреплялись ствол и опорный цилиндр оси барабана (под стволом). Позади ствола имелось крупное окно для барабана, под которым располагалась скоба спускового крючка. На задней части рамки, позади окна, предусматривались крепления для деталей ударно-спускового механизма и систем подачи боеприпасов. Под ними, в свою очередь, имелась рукоятка в виде полой конструкции с местом для установки магазина.
Наибольший интерес в «автоматическом револьвере» Х. Ланстада представляет система боепитания. Желая повысить характеристики оружия, изобретатель буквально скрестил самозарядный пистолет с магазином и револьвер с барабаном. Это привело к созданию оригинальной системы подачи патрона к стволу.
В переднем окне рамки устанавливался барабан особой плоской формы, в котором предусматривались всего две каморы для патронов. Применение полноценного магазина позволило уменьшить барабан в разумных пределах, сохранив его основные функции. В рукоятку предлагалось помещать однорядный магазин особой изогнутой формы. По неким причинам магазин предлагалось помещать не через нижнее приемное окно в рукоятке, а вставлять в нее слева сбоку, в соответствующее крупное окно. При этом левая стенка магазина выполнялась в виде полноценной боковой части пистолета и даже оснащалась деревянной накладкой. Емкость магазина составляла 6 патронов калибра 7,5 мм системы Нагана (7,5х23 мм R). В то время этот боеприпас был основным патроном своего класса в норвежской армии.
Верхняя часть магазина, помещенного в рукоятку, находилась на одном уровне с нижней каморой. При помощи специального устройства, смонтированного в задней части рамки, верхний патрон из магазина при подготовке к выстрелу должен был досылаться в нижнюю камору барабана.
В задней части рамки имелись две цилиндрические проточки, связанные между собой и содержавшие основные детали ударно-спускового механизма. Справа на рамке устанавливалась пластина-крышка, на которой крепились прочие детали УСМ. Кроме того, она не давала пружинам и иным деталям вылетать со своих мест. Использованная конструкция УСМ позволяла вести огонь в самозарядном режиме, взводя затвор-ударник и проворачивая барабан с патронами. Также она обеспечивала автоматическую экстракцию стреляной гильзы.
По имеющимся данным, автоматика револьвера Х. Ланстада строилась на основе свободного затвора (по другим данным, на основе «гибрида» УСМ двойного действия и свободного затвора). В верхней проточке-полости рамки помещался подпружиненный затвор, совмещенный с ударником, при помощи которого осуществлялось воспламенение капсюля патрона. Также с затвором был связан экстрактор. В нижней полости, как следует из имеющихся данных, помещалась деталь для подачи патронов из магазина в барабан. Затвор и подаватель вместе двигались назад, а их смещение вперед обеспечивалось собственными пружинами и осуществлялось отдельно. Для первоначального взведения механизмов использовалась система, аналогичная пистолетным УСМ со сдвигаемым затвором.
Номинально являясь револьвером и используя револьверные механизмы, оружие Х. Ланстада не нуждалось в предохранителе. Безопасное обращение с ним должно было обеспечиваться характерными особенностями конструкции.
Для прицеливания прототип нового оружия получил крайне простые приспособления. Над дульной частью ствола располагалась небольшая мушка, а на верхней части рамки, позади барабана, выступ с прорезью, выполнявший функции целика.
Рукоятка, в том числе боковая стенка магазина, оснащалась двумя деревянными накладками для большего удобства заряжания. На нижней ее поверхности предусматривалось металлическое кольцо для страховочного шнурка. С точки зрения эргономики «автоматический револьвер» Х. Ланстада мало отличался от обычных револьверов того времени, в том числе состоявших на вооружении Норвегии.
Оригинальная конструкция привела к появлению нестандартного способа работы механизмов. При подготовке к стрельбе следовало поместить в рукоятку «автоматического револьвера» снаряженный магазин. Затем требовалось потянуть рукоятку затвора в задней части рамки и отпустить ее. При этом затвор-ударник становился на взвод, а подаватель досылал верхний патрон из магазина в нижнюю камору барабана. После этого можно было нажимать на спусковой крючок и вести огонь. При нажатии на крючок при помощи специальной тяги усилие передавалось на привод барабана, что приводило к его повороту на 180°. После подачи каморы с патроном освобождался затвор. Ударник бил по капсюлю и производил выстрел.
Откатываясь назад под действием отдачи, затвор захватывал гильзу, извлекал ее из каморы и выбрасывал через соответствующее окно в верхней части рамки, а сам становился на упор. При движении назад затвор-ударник также смещал подаватель, который после этого сдвигался вперед собственной пружиной и досылал в нижнюю камору новый патрон. Для производства следующего выстрела следовало вновь нажать на спусковой крючок, повернув барабан и освободив затвор.
Нетрудно заметить, что конструкция «автоматического револьвера» Хальварда Ланстада была оригинальной и интересной, но отличалась излишней сложностью. Кроме того, соединение двух видов стрелкового оружия в одном образце привело к появлению нескольких принципиально неустранимых проблем. Исправление этих недостатков потребовало бы полностью переделать всю конструкцию или даже отказаться от идей, лежащих в ее основе.
В 1901 году Х. Ланстад представил свое изобретение норвежским военным. По имеющимся данным, представители военного ведомства сразу отнеслись к его предложению со скепсисом. Тем не менее, несмотря на мнение, появившееся после первого знакомства, «автоматический револьвер» отправили на полигон для проверки на практике. Такие испытания позволили выявить все незначительные плюсы и массу минусов.
Главным и, пожалуй, единственным плюсом нового проекта был сам факт создания оригинальной архитектуры оружия норвежским специалистом. Прочие ожидаемые положительные черты, такие как безопасность револьвера и боекомплект пистолета, на практике не подтвердились.
Слишком сложной оказалась перезарядка оружия. Необходимость вставлять в боковое окно рукоятки достаточно крупного магазина усложняла работу с оружием, а также не давала особых преимуществ перед иными способами перезарядки, включая обоймы для револьверов. Кроме того, по некоторым данным, для произведения первого выстрела требовалось потянуть рукоятку затвора дважды, чтобы подать патрон в нижнюю камору, а затем повернуть барабан.
По огневым характеристикам представленный образец вряд ли мог серьезно отличаться от оружия, состоявшего на вооружении. Тем не менее, он отличался от них иными особенностями. Он был сложнее и дороже в производстве, даже с учетом массового изготовления больших серий, а также не имел особых преимуществ в размере боекомплекта, скорости перезарядки и т.д. Скептики от норвежской армии оказались правы: предложенное оружие не могло использоваться на практике.
По результатам испытаний армия Норвегии решила не принимать «автоматический револьвер» Х. Ланстада на вооружение и не заказывать его серийное производство. В армейских арсеналах осталось менее смелое, но проверенное временем оружие. Прототипы перспективной системы более никому не были нужны.
По-видимому, было изготовлено не менее двух опытных пистолетов, которые применялись в начальных и полигонных испытаниях. Эти образцы отличались друг от друга некоторыми внешними деталями и элементами отделки. Кроме того, нельзя исключать, что изменениям подвергались и внутренние механизмы.
Известно, что, как минимум, один из прототипов «автоматического револьвера» принадлежал лично Хальвару Ланстаду. Со временем он уехал из Норвегии в Великобританию, где жил до самой смерти в 1955 году. Наследники изобретателя передали уникальный образец оружия британской Национальной стрелковой ассоциации, которая поместила его в свой музей. В течение двух десятилетий оружие являлось музейным экспонатом, пока в 1977 году не было продано на аукционе. Дальнейшая судьба прототипа неизвестна. Сведения о других образцах отсутствуют.
Х. Ланстад предпринял попытку соединить положительные черты двух классов стрелкового оружия, но потерпел неудачу. «Гибрид» оказался нежизнеспособным из-за излишней сложности конструкции и многочисленных проблем технического и эксплуатационного характера. Таким образом, революции в области стрелкового оружия не случилось. Однако нельзя не отметить, что неудача норвежского проекта позволила пополнить список бесперспективных направлений, которыми не следует заниматься, и тем самым поспособствовала будущим успехам оружейников.
Мастер клинка и пули
— Я надеялся уговорить их выбрать другое оружие, заменить пистолет шпагой. Пуля слепа. — Вам это удалось? — быстро спросил Монте-Кристо с едва уловимой искрой надежды. — Нет, потому что всем известно, как вы владеете шпагой. — Вот как! Кто же меня выдал? — Учителя фехтования, которых вы превзошли. — И вы потерпели неудачу? — Они наотрез отказались. — Моррель, — сказал граф, — вы когда-нибудь видели, как я стреляю из пистолета? — Никогда. — Так посмотрите, время у нас есть. Монте-Кристо взял пистолеты, которые держал в руках, когда вошла Мерседес, и, приклеив туза треф к доске, он четырьмя выстрелами последовательно пробил три листа и ножку трилистника. При каждом выстреле Моррель все больше бледнел.
Быть фанатом ножей и мастером фехтования — это очень круто, но порой непрактично; быть крутым стрелком, пожалуй, получше, но порой огнестрел бывает бесполезен — да и патроны надо где-то брать. Что же делать прагматичному персонажу, чтобы быть готовым к любой ситуации и оставаться при этом невероятно крутым? Правильно — держать паритет клинка и огнестрела!
До появления огнестрела аналогами были Мечник с арбалетом и Лучник и рубака; в мире, где существует магия — Колдун и воин; в современном мире, где холодное оружие отошло на третий план — Мастер кулака и пули.
Содержание
Примеры [ править ]
Литература [ править ]
- Н. В. Гоголь:
- «Страшная месть» — колдун. «Э, козак! знаешь ли ты… я плохо стреляю: всего за сто сажен пуля моя пронизывает сердце. Я и рублюсь незавидно: от человека остаются куски мельче круп, из которых варят кашу». Судя по тому, что спокойно держался в сабельной схватке против молодого зятя, бывалого рубаки, а потом ещё и подстрелил его из кремневого пистолета — это явно не пустое бахвальство.
- «Тарас Бульба» — тут таких много (см. эпиграф).
- А. Дюма:
- «Три мушкетёра».
- «Граф Монте-Кристо» (см. эпиграф).
- Р. Л. Стивенсон, «Похищенный» — Алан Брек Стюарт (впрочем для дворянина и профессионального военного и шпиона XVII в. это норма). Пополам с мастер кулака и пули.
- «Досье Дрездена»:
- Томас Рейт огнестрелом владеет куда лучше Гарри, но, являясь сверхсильным вампиром, частенько носит с собой саблю, фалькату или кукри.
- Его сестра Лара тоже не против держать в одной руке холодное, а в другой огнестрельное оружие, да и вообще белая коллегия вампиров обожает этот троп.
- Саня, рыцарь креста с волшебным мечом, не против в своих врагов ещё из «калаша» пострелять.
- Многие ли помнят что Керрин Мёрфи тоже иногда пользуется священным мечом?
- А также Стражи Совета, когда шли на чернокнижников с мечами и огнестрелом… По крайней мере, когда Люччо могла изготавливать всем индивидуальные мечи.
- Марконе предпочитает штурмовые винтовки и пулемёты, но при этом отменно кидается ножами.
- «Хроники странного королевства» — Кантор не только отличный стрелок, но и мастер боя на ножах.
- Рокэ, извините за выражение, Алва.
- Dogs of War — Жан-Бастист Лангаротти отлично управляется как с винтовкой, так и с ножом.
- Корней Чуковский, «Доктор Айболит» — Бармалей.
Кино [ править ]
- Эквилибриум — Главный герой, устраивая массовые расстрелы противников из двух пистолетов, вполне может прирезать их катаной.
- Любой фильм про пиратов.
- Star Wars — Люк Скайуокер, в отличие от своих предшественников, не брезговал использовать бластер. А стреляет он хорошо.
- «Достояние республики» — Маркиз. Виртуозно владеет шпагой, одно время обучал дворянских детей фехтованию. Но шпагу в Советской республике с собой не потаскаешь. Зато если ему в руку попадает короткоствол (хоть наган, хоть кремнёвый дуэльный пистолет), он уверенно поражает цели даже вслепую. Да и на кулачках явно что-то умеет, уверенно противостоя в рукопашном бою Макару Овчинникову.
- «Матрица» — во втором фильме Морфеус показывает, что он умеет не только стрелять, но и мечом махать.
Мультсериалы [ править ]
- RWBY — педаль в асфальт, практически все персонажи, кроме тех, кто не любит пушки.
- «Черепашки-ниндзя» (2012) — Тигриный Коготь.
- «Самурай Джек» — к пятому сезону до такого состояния прокачивается протагонист.
Комиксы [ править ]
- Вселенная Marvel: Дэдпул. Просто Дэдпул.
- Не забываем про Блейда.
- И про Таскмастера!
- DC Comics — Дефстроук.
Аниме, манга и ранобэ [ править ]
- Zero no Tsukaima — Агнесс де Милан, капитан королевских мушкетёров Тристейна. Одинаково хорошо владеет шпагой и мушкетом.
Видеоигры [ править ]
Троп вообще весьма характерен для игр жанра «стелс».
- Dishonored — главгерой использует как верный клинок, так и арбалет, и огнестрел, и даже гранаты. И противники тоже. Тем не менее, Корво ещё и практикуетмагию, что даёт преимущество над врагами.
- Mass Effect 3, коллективная игра — Тень N7, Убийца N7 и кроган-воевода. Правда, первая и третий больше всё же заточены под холодное оружие (технологичные меч и молот соответственно), а второй — на биотические способности, но пострелять тоже могут, как и все персонажи (другое дело, что огнестрел нужен лёгкий, для быстрой «перезарядки» абилок).
- Строго говоря, у большинства персонажей есть мономолекулярный клинок в омни-инструменте на запястье, который можно включить и ударить им вблизи, но это обычно довольно слабо. Эти трое — единственные, кто обладают «твёрдым» и нескладным холодняком, причём у Тени и Варлорда одни из самых сильных рукопашных ударов.
- SWKOTOR 1 и 2 — ничто не мешает игроку изучать одновременно навыки обращения со световым мечом (либо обычным виброклинком) и бластером (без навыков и то, и другое — круто, но непрактично).
- А до становления джедаем (в первой части) и восстановления светового меча (во второй) это и вовсе крайне желательно, поскольку противники попадаются разные, заточенные под ближний или дальний бой.
- Серия Devil May Cry же! Как холодного, так и стрелкового оружия в одних и тех же руках там встречается немало.
- Assassin’s Creed — начиная со второй части начинает проявлять признаки тропа. В Brotherhood и продолжениях троп встречается уже в чистом виде.
- Team Fortress 2 — пожалуй, все наемники могут и умеют применять оружие ближнего боя — от ножей и кастетов до мечей и топоров. И все из них отлично стреляют: кто из дробовика, кто из винтовки и автомата, а кто из гатлинга или базуки!
- XCOM 2 (перезапуск) — бойцы класса «рейнджер» вооружены дробовиком и мечом (сначала обычным, затем энергетическим). Причем обоими инструментами владеют отменно. Среди противников такие тоже присутствуют.
- X-Com 2 (оригинальный) — любому персонажу можно дать в одну руку трофейное звуковое ружьё, а в другую — трофейный же виброклинок.
- Arcanum — Вполне можно сделать своего персонажа мастером клинка и пули. Если развивать мага, то мастером посоха и пули
- Но из-за штрафа от перекоса в магию такой «мастер» пока не прокачает до собственно «мастера» умение стрелять будет чаще себе в ногу попадать чем во врага.
- Victor Vran: протагонист Виктор может использовать как мечи и боевые молоты, так и дробовик или даже электропушку.
- Gun. Ганфайтер-метис по имени Колтон Уайт — бесстрашный и умелый воин. С дистанции он красиво расстреляет врагов. Но и в ближнем бою у них не будет преимущества: Колтон со сказочной быстротой покромсает их в мясо. Саблей или армейским тесаком.
- Серия Bloodrayne — протагонистка.
- Также во второй игре появляюттся древние вампиры из личной охраны Кагана вооруженные саблями и автоматами.
- Fable 2 и 3 — главный герой и многие мобы, вроде наемников, или хоббов, которые меняют орудие в зависимости от дистанции.
- Wet — Руби Малоун одинаково хорошо владеет как огнестрелом, так и мечом.
- Тарантула использует пистолеты-пулеметы с приделанными клинками.
- Shadow Warrior (серия) — Ло Вэнг превосходно владеет как катанами, так и целыми арсеналом огнестрельного оружия.
- Risen 2 и 3 — главные герои.
- Clive Barker’s Jericho — Билли Чёрч. Вооружена нодати, маленьким кинжалом и небольшим пистолетом-пулемётом. Предпочтение отдаёт всё же холодному оружию.
- Prototype — в обоих частях. И Мерсер, и Хеллер используют не только холодное оружие, в которое превращают тело, но также могут использовать и огнестрельное оружие.
- Игры серии GTA — в арсенале главных героев имеются и огнестрельное, и холодное оружие.
- Vampyr — главный герой может использовать одноручное клинковое оружие в правой руке и огнестрельное в левой. Некоторые охотники — тоже.
- Samurai Warriors — Масамунэ Датэ в местной интерпретации. Плюс он ещё мастер акимбо.
- Mount & Blade: Огнём и мечом — тут таких много, да и игрок может стать одним из них. Как-никак, 17 век на дворе.