Названы лучшие лицеи и гимназии столицы
Названы лучшие лицеи и гимназии столицы
ТОП-10 нового рейтинга московских школ фактически не изменен
11 октября столичный департамент образования обнародовал новый, уже второй по счету, рейтинг московских школ. Как и в прошлом году, школы ранжировали по результатам ЕГЭ и олимпиад. Однако в этом году решили учесть и результаты аттестации в 9 классе (ГИА). Это единственные объективные, независимые измерители, которые нельзя сфальсифицировать, пояснили «МН» в Московском институте открытого образования (МИОО), который и составил этот рейтинг. Верхнюю часть ТОП-300 составляют действительно самые известные и популярные учебные заведения.
Первая пятерка гимназий и лицеев по сравнению с прошлым годом не изменилась. В ТОП-10 московских школ появились новички. На шестом месте теперь Центр образования 218, на седьмом — физмат лицей 1580 при МГТУ им. Баумана, на девятом — гимназия 1518.
«МН» публикуют самые интересные выдержки из интервью с директорами школ, которые лидируют в рейтинге второй год подряд
1. Лицей № 1535
Михаил Мокринский
— Говорят, что интернет — это помойка, что телевидение калечит детей, что современное кино ужасно сказывается на них, — это неправда. И это вдвойне неправда, поскольку это формирует у ребенка пространство выбора. Школа это пространство сужает, а торгово-развлекательный центр говорит: «Здесь лучше, чем во дворе, приходи сюда, у тебя есть возможность выбрать этот продукт, этот. Конечно, мы поработали на тебя как команда, желающая что-то продать. Но мы сделали так, чтобы тебе было интересно, чтобы у тебя было пространство свободы. Конечно, эта свобода структурирована, ты выберешь это или это, ты своими руками и головой уже ничего не создашь, но выбор — это же увлекательная штука».
И вот здесь школа все время как-то отступала, она привыкла, что она партнер традиций, что она партнер семьи, которая выращивает ребенка, исходя из понятий о нравственности, из традиций семейного воспитания. Учитель пришел с теми же нравственными позициями, с той же самой традицией и пытается в школе с рупором в руках продолжать это делать. Этого уже недостаточно, семья не успевает сегодня справляться с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Предложение значительно богаче, динамичнее, и оно не «про хорошо или плохо», оно «про разное». Школа должна вступить на эту непривычную для себя землю, научиться воевать на чужом поле. Полный текст интервью.
2. Центр образования № 57
Сергей Менделевич
— Как я уже говорил, мы здесь занимаемся той частью социума, для которой инструментом является голова. Как эта голова причесана, помыта и приглажена: французскими духами или шипром, нас, честно говоря, не интересует. Интересует то, что там внутри. Когда человек состоится, а состоится он тогда, когда у него будет возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал. Вот это меня интересует. Если мы будем считать, что в этой касте такие есть, а в этой нет, то мы перечеркнем главный принцип: нас интересует не форма головы, не цвет кожи и не запах от нее, а то, что внутри, – способность совершать те или иные интеллектуальные операции. Главную воспитательную задачу своей деятельности мы видим все-таки в формировании того, что в шутку у нас принято называть пуританским кодексом труда. Есть притча о Марфе и Марии, но, если не углубляться в богословие, то, когда полсемьи в церкви, а полсемьи в лавке осталось, то и те, и другие правы. Полный текст интервью.
3. Лицей «Вторая школа»
Владимир Овчинников
— И можно, и нужно говорить о новой интеллигенции. В этом смысле, я всегда вспоминаю термин, который придумал Солженицын. Он некоторых людей с высшим образованием называл «образованцами», потому что дальше образования, суммы знаний, подчас очень глубоких знаний, ничего другого в человеке не присутствовало. С моей точки зрения, интеллигентом может быть человек, не получивший высшего образования, но вот Бог дал ему такие качества интеллигентного человека. Интеллигентность — это совокупность нравственных, моральных качеств и принципов. Так мы подбираем и учителей. В понятие хороший учитель входит не только его умение общаться с детьми и вкладывать в их головы знания. Их идейные и нравственные качества должны быть созвучны тем остальным, которые уже работают в этой школе. И ребята сюда шли не только потому, что здесь было интересно учиться, не только потому, что к 6-му, 7-му классу они уже были влюблены в математику, физику. Полный текст интервью.
4. Гимназия № 1543
Юрий Завельский
— Самая сложная область человеческой деятельности, это педагогика. Потому что воспитание ребенка, я все время об этом говорю, это постоянный поиск почти невесомого: поистине золотого ключика, который дает нам возможность приоткрыть чуть-чуть внутренний мир ребенка и через узкую щелочку посмотреть туда. Потому что без знания этого внутреннего мира общение с ребенком очень трудно. А поскольку найти этот ключик, вот это все невесомое страшно трудно, поэтому педагогика – это одна из самых сложных все-таки видов деятельности человеческой на земле. Вообще ребенка трудно понять. Вот я, проработав всю жизнь в школе, я не могу сказать, что я до конца понимаю ребенка. Понять более-менее ребенка может только другой ребенок. Потому что их ментальность совпадает. А взрослому трудно понять, потому что для того, чтоб приблизиться к этому пониманию, для этого нужно постоянно делать усилия над собой – физические, нравственные, душевные — какие хотите. Это очень большой труд. А мы ленивы. Полный текст интервью
5. Гимназия № 1514
Анна Белова
— Важно дать такое образование, чтобы, выйдя из школы в изменяющийся мир, ребята могли реализовать себя, чтобы им было интересно. Получив образование в одном профиле, чтобы это не мешало им реализовывать себя в другом. Не знаю, насколько в этом уникальность школы, но один из наших преподавателей – физик, он кандидат философских наук, у нас есть математик, кандидат биологических наук, учитель физики, который имеет второе образование филологическое, очень многие филологи окончили математическую школу или физико-математическую школу. Полный текст интервью.
6. Центр образования №218
7. Физико- математический лицей №1580 при МГТУ им. Баумана
8. Центр образования № 548 «Царицыно»
Ефим Рачевский
Я записал интересную серию монологов детишек старшей группы детского сада на тему «Кем ты хочешь стать?». Девочки говорят об удачном замужестве, а мальчики о желании социально состояться. Поэтому для них точка опоры — это образ своего будущего ближайшего, который они себе создают. Совершенно точно это — их семья. И третье, на мой взгляд, это их сверстники. Мы до конца еще не оценили такой важнейший фактор влияния, как социальная сеть и открытость, емкость и ментальность информации, которой она располагает. Ещё дети адски не переваривают ложь во всех ее проявлениях. Вообще, школа не должна быть территорией лжи — к сожалению, это часто практикуется. Мы стараемся, чтобы такого не было. У этого поколения сложно с авторитетами. Они очень сильно хотят видеть некую референтную фигуру в нашем политическом истеблишменте, видеть людей, соответствующих их идеалу. Недавно у нас была микроконференция памяти Стива Джобса. Вот, пожалуйста, однозначно авторитет.
9. Гимназия №1518
10. Школа-интернат «Интеллектуал»
Юрий Тихорский
Мы принципиально не делаем школу ареной политической борьбы. Мы можем дискутировать, обсуждать, доносить свои позиции друг другу, дети могут задавать любые вопросы, но, в общем, это частное, личное мнение каждого. Позиции у детей могут быть совершенно разные. Вот в 11-м классе, классным руководителем которого я являюсь, есть дети либерально-православные, есть дети этно-конфессиональные, которые придерживаются национальных серьезных взглядов, татары, при этом они мусульмане. Есть дети, придерживающиеся либерально-демократических взглядов в классическом понимании вопроса. Самые разнообразные мнения. Интересна палитра детей, которая направлена на гуманитарные профессии, там будущие социологи, лингвисты, экономисты, историки, вот у них такая яркая политика, возникают политические дискуссии. Есть биологи, которые анархисты. (Смеются.) Есть абсолютно аполитичные дети, кто-то дозрел, кто-то не дозрел. Кому-то интересно, кому-то не интересно. Но возможность пообщаться, поговорить и про политику, и про религию, есть. Полный текст интервью
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
- Частное образование
- Доп. развитие
С 2017-2018 учебного года из названия школ уберут все отличительные особенности, которые были ранее. Все школы будут называться одинаково без таких слов как «специальная», «коррекционная», «гимназия», «лицей», «школа с улубленным изучением» и т.д. Отныне будет просто «Школа».
С 1 сентября 2017 года из обихода столичного среднего образования исчезают такие понятия, как «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением» того или иного предмета и даже «коррекционная школа», а все образовательные организации этого уровня, независимо от качества обучения и степени погружения в предмет, становятся «просто» школами.
Как теперь узнать, в чем особенности контретной школы и как теперь выбирать место обучения ребенка? Несомненно, каждая из школ останется какой же, какой она была, т.е. «с углублением» или «специализацией». Но, почему все так упростилось в названии и для чего это сделано?
Отразятся ли перемены в названии на качестве обучения?
История вопроса.
Почему произошла унификация образовательных учреждений
Переименование «продиктовано стремлением предоставить всем школам Москвы те же возможности, что были у лицеев и гимназий».
Решение уравнять возможности образовательных организаций было принято несколько лет назад. Названия «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением» остались лишь как дань тардиции, а сейчас и они приведены в соответствие с принципом права каждого ребенка на качественное образование, независимо от места проживания и школы, к которой он прикреплен.
Качественное образование не зависит от названия
У части родителей распространено ощущение, что лицей — это школа повышенного уровня.
Однако на практике все мы видели, что некоторые лицеи не давали качественного образования, да и по рейтингам занимали последние места, фактически вводя родителей в заблуждение своим официальным статусом.
Зато ряд «простых» школ вошел в топ-20. И вполне заслуженно. Так что качественное образование не зависит от названия».
Унификация столичных школ как подтверждение равных образовательных возможностей для каждого ребёнка
Этот шаг формирует в сознании москвичей, что каждая наша школа дает максимальные возможности для развития каждого ребенка.
При этом унификация образовательных организаций не противоречит ставке на индивидуальные образовательные маршруты каждого столичного школьника.
Просто если раньше в Москве можно было найти школу, которая тебе нужна, то сейчас нужное тебе можно найти в каждой школе, и для этого не надо ездить на другой конец города.
Все возможности равным образом осуществляются в любой образовательной точке города. Именно так надо воспринимать унификацию образования в Москве.
Унификация образования — приведение уебных программ и методов преподавания к единым стандартам (ФГОС)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования]. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.
Только школы. В Москве исчезнут гимназии и лицеи
Лента новостей
Все новости »
Никакого разнообразия. Все школьники Москвы будут ходить в школы. Понятия «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением того или иного предмета» и «коррекционная школа» исчезнут
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
С 1 сентября в столице исчезнут понятия «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением того или иного предмета» и «коррекционная школа». Все образовательные организации этого уровня теперь будут называться просто школами. Родители в недоумении. Для многих переименование стало неприятным сюрпризом, говорит москвичка Мария:
Мария москвичка «У нас гимназия, мы случайно зашли на сайт перед новым учебным годом и узнали, что мы теперь обычная школа. Собрания не было, и, по-моему, пока не предполагается. Конечно, хотелось бы, чтобы не пострадало качество обучения. Я думаю, что для нас мало что изменится, потому что наша школа не оправдывала уровень гимназии. И я боюсь, что будет тенденция к ухудшению качества, меня это не может не беспокоить».
Категорически против переименования гимназий и лицеев в школы доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени Ломоносова и многодетная мама Татьяна Кузнецова:
Татьяна Кузнецова доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени Ломоносова «Я считаю, что линейка школ должна быть разнообразная. Как вы лодку назовете, так она и поплывет. То есть то, что они собираются менять название на слово «школа», это подразумевает некое усреднение и обеднение школьных программ. Полагаю, следует сохранять разнообразие для ребенка каждого уровня с любыми запросами. Существует большое количество других проблем, в том числе в образовании, чтобы заниматься переименованиями всякого рода».
В самих учебных заведениях не считают переименование проблемой. На уровне образования смена вывески не отразится, говорит директор гимназии № 1274 имени Маяковского Антон Уколов:
Антон Уколов директор гимназии № 1274 имени Маяковского «Все образовательные организации Москвы являются на самом деле комплексными, которые предоставляют все по максимуму. Возьмите сейчас любую школу Москвы, во всех школах есть профильные классы, есть разные учебные планы. А название просто вводило в заблуждение москвичей, поэтому такой процесс и пошел. Смена вывески не означает смену содержания или смену уровня образования. Это просто чисто техническое действие. Если у нас, как у всех, были достаточно серьезные образовательные ресурсы, так они и остаются. Мои родители отнеслись к этому достаточно спокойно. Их волновало, изменится ли образовательная программа, изменятся ли требования. Когда я объяснил, что ничего не меняется в нашей жизни, то родители абсолютно успокоились».
Традиционно лицеи, в отличие от школ, имеют определенный профиль. Главная их задача — подготовка к поступлению в вуз, с которым у лицея, как правило, подписан договор. Гимназия — это школа с более углубленным изучением основных предметов. В гимназии считается нормой изучение как минимум двух иностранных языков. Коррекционная школа — учебное заведение для детей с особенностями в развитии.
gp_okorokova
Галина Павловна Окорокова
Ректор ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса»
На днях промелькнула информация, что в Москве унифицировали общеобразовательные учреждения.
Если раньше были гимназии, лицеи и школы, то теперь — только школы.
Как отнестись к тому, что сформированное общественное мнение, что надо «биться», стоять в очередях с полуночи, чтобы записать ребенка в гимназию или лицей разрушено в одночасье.
Выяснилось, что многие обычные школы обучали значительно лучше, чем те,к которым было повышенное внимание во всем. Наверняка, и в финансировании они были на других строках.
Станет ли такое развенчивание столичных школьных учреждений примером для регионов?
Но, главное, конечно, не в названии. Это также, как и в высшем образовании: институт, академия, университет. А: требования едины, дипломы об окончании высшего учебного заведения едины, контроль — един. Однако же.
Вернемся в исходную позицию
Дело не в названии.
Главное — концептуальные изменения в содержании работы.
Как видно из последних событий, одним из приоритетов в школьной деятельности становится развитие личности ученика.
Дать почувствовать каждому питомцу, что его ценят за личные достоинства, умения. Что у него есть, безусловно, есть собственное место в обществе и он может приносить пользу.
В последнее время часто говорят о проектной деятельности, как возможности работать в группах, принимать общее решение. Может быть, используя опыт других стран, в школах разрешат вводить и групповой экзамен. Почему нет?
Ведь коллективная работа способствует выработке ответственности, уверенности в себе, которая передается и товарищам.
Коллективность, по-моему убеждению, способствует передаче и духовных ценностей, такких как уважительность, честность, толерантность. То есть, тех качеств, дефицит в которых очевиден сегодня.
Коллективный ученический труд, вкупе с учительским вниманием, будет способствовать тому, чтобы учащиеся полюбили процесс обучения. Чтобы им было радостно учиться, другими словами.
И, знаете, что еще?
Профориентационная работа.
Есть ли она в школах или нет, это тайна за семью печатями.
А ведь здесь тоже есть чему учиться у других стран.
Например, в Дании, на уровне коммун, то есть органов местного самоуправления, создаются социальные профориентационные службы, члены которых обсуждают с каждым молодым человеком его планы на будущее. Помогают ему определиться.
Вывод. Школа, выстраивая четкую систему обучения и воспитания, дает каждому выпускнику равные шансы на счастливое будущее.
А какже быть с «одаренными», спросите вы?
А это — отдельная тема для разговора.
Ведь запись делаю по разным причинам.
В том числе, и из-за «ивантеевского стрелка», когда обвинения сошлись на директоре школы и на том, что школа плохо охранялась.
Но ведь это не вся правда, верно?
Ирина Г.
Перед нами выдержка из Приказа Минобра от 25.12.2012 года:
2.3. Средняя общеобразовательная школа:
реализация основных общеобразовательных программ начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*;
реализация дополнительных образовательных программ*;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.4. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов:
реализация основных общеобразовательных программ начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*;
реализация дополнительных образовательных программ*;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.5. Гимназия:
реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля;
реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования*;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*;
реализация дополнительных образовательных программ*;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.6. Лицей:
реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля;
реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования*;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*;
реализация дополнительных образовательных программ*;
обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного
образования.
Разница естественно присутствует, но главное отличие — это педагогический коллектив и финансирование. Вот тут Москва и решила бюджет сэкономить. А экономить на детях нельзя, потом аукнется. Если вдруг не произойдет ухудшение условий деятельности образовательных учреждений, то как не назови,качество обучения не пострадает. Хотя старый анекдот: «Вам шашечки или ехать?» для нашей ментальности довольно актуален. Я все-таки за «ехать». Надеюсь, что первостепенная задача школы — достижение нового, современного качества образования под силу российским школам.