Печерская икона божией матери
Икона Божией Матери Свенская (Печерская)
Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.
Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой — Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении.
Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.
На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».
Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.
Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.
В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.
Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.
Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.
Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.
Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).
Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.
В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.
Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:
«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».
Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».
Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле — родине воплотившегося Христа и христианства.
«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» — как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.
Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.
Печерская икона Божией Матери
Православный мир знает множество икон Божией Матери, многие из которых обладают чудотворной силой и способны исцелить прихожан от болезней, защитить от всевозможных неприятностей. Не является исключением Печерский образ Богоматери.
С древнейших времен православные христиане обращались с молитвами к Богоматери, которая внимала каждому слову. Они просили защиты не только для себя, но и для всех живущих людей. Написанная преподобным Алипием Печорским икона являла чудеса исцеления, а также наделяла православных христиан Божьей Благодатью.
Эта икона известна также под названием «Свенская-Печерская». По сей день она является чудотворной. Списки с иконы находятся во многих городах и являют миру доказательства могущества Высших сил.
История иконы
Согласно источникам, дошедшим до наших дней, икона была написана примерно в 1114 году, в августе. Вплоть до 1925 года она пребывала в Киево-Печерском монастыре. Там образ неоднократно проявлял чудеса, исцеляя прихожан об болезней, помогая в скорбях и защищая от негатива. Затем икона была перенесена в Брянский Свенский монастырь. Православные источники сообщают, что икона проявила чудотворную силу и исцелила ослепшего князя черниговского Романа Михайловича. По пути в Брянск икону сопровождал священник и путники. Утром после пробуждения они не обнаружили иконы в лодке. Она оказалась на берегу, стоящей в кроне дуба меж ветвями. Весть дошла до князя, и он пешком прибыл к иконе, где горячо молился Богоматери, прося исцеления от недуга. Со временем на месте дуба был построен монастырь, а дерево срубили, сделав из древесины заготовки для других икон.
Где находится чудотворный образ Печерской иконы Божией Матери
Известно, что икона находилась в Киево-Печерском монастыре. Затем она была перенесена, и сейчас можно предположить, что святыня находится в Нижегородском Государственном Историко-архитектурном музее заповеднике. Списки с иконы можно найти во многих городах России. Так, полюбоваться на святыню и вознести ей молитвы можно в следующих городах: в нижнем Новгороде, В Нерехте Костромской области, в Печорах Псковской области, в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в Москве, в Торопце Тверской области, в Козельске Калужской области, в Кириллове Вологодской области.
Описание Печерской иконы Божией Матери
На чудотворном образе изображена Богоматерь, держащая на руках младенца Иисуса. Она восседает на троне и держит сына обеими руками. Богомладенец держит руки в благословляющем жесте. По правую и левую сторону от Богоматери выписаны Антоний и Феодосий Печерские. В их руках мы видим свитки с письменами. Великолепно написанная икона вызывает у прихожан душевный трепет и словно открывает им источник Божией Благодати, защищая каждого молящегося от невзгод.
В чем помогает чудотворный образ
Святыня с древних времен почитается в православном мире. Не раз являла икона чудеса исцеления, в том числе освободив князя Черниговского от слепоты. Ей молятся и при психических заболеваниях, при различных недугах, связанных с заболеваниями нервной системы. Каждый, кто желает получить помощь от Богородицы, может вознести молитвы и раскаяться в своих грехах. Недаром эту икону в древние времена брали в дом прихожане. Считалось, что она вносит в каждое жилище Благодать, защищая всех живущих от любого негатива и зла.
Молитва перед чудотворным образом
«Пресвятая Богородица! К Тебе взываем о помощи. Не откажи рабам Божьим в просьбах искренних. Раскаиваемся пред ликом Твоим во всех своих деяниях неблагочестивых да просим о Твоей милости. Помолись Господу нашему Всемогущему о Благодати его и даруй нам исцеление от недугов телесных. Кров наш да домочадцев сохрани в здравии да не допусти дьяволовых происков. Аминь».
Дата празднования
Дату празднования приурочили к явлению иконы на реке Свене, когда она перенеслась из лодки в ветви дуба. Православный мир 16 мая (3 мая по старому стилю) присутствует на торжественной литургии и вместе со священнослужителями молится перед ликом Богоматери о защите и покровительстве, просит исцелить телесные и духовные раны. Второй датой является 30 августа (17 сентября по старому стилю), в память об избавлении Брянска от армии Наполеона.
Каждый верующий может приобрести к себе в домашний иконостас список со святыни, который будет охранять дом и живущих в нем от любого зла и негатива. Помолиться Богоматери можно в любой момент. Главное, чтобы ваши слова шли от самого сердца, а в душе было искреннее желание встать на путь исправления и следовать заповедям Божьим. Желаем вам счастья и удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и
30августа-день иконы Богородицы Свенская-Печерская
Дни празднования 16 мая и 30 августа
Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.
Свенская икона Божией Матери — древнейшая Святыня Брянской Земли. Она была перенесена во град Брянск из Киево-Печерского монастыря в конце XIII века.
«В лето 6796(1288), — так повествует древнее сказание, — Благоверный Великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами, и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления». Д
Древний же список Свенской чудотворной иконы, с изображением в лицах явленных чудес от нее поясняет, что великий князь Роман Михайлович Брянский послал в Киев вместе со священниками и «архимандрита Петровского» (Брянского Петро-Павловского монастыря).
Печерский архимандрит, с согласия братии, отпустил к Благоверному князю со священниками икону на лодке рекою Десною. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны, но едва провожавшие Святую икону сказали: «Проведем эту ночь в Свене реке», лодка пошла, и они заночевали на правом берегу.
Проснувшись, они пошли помолиться пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, но не нашли ее. Тогда они пошли искать Святую икону на горе против реки Свены и нашли ее на большом дубе, между ветвями.
Об этом чуде было донесено Благоверному князю Роману. Князь, сопровождаемый Епископом и священниками, отправился пешком к месту, где находилась икона. Дойдя до того места, где теперь стоит Свенский монастырь, вздохнув, он со слезами сказал: «О, Пречудная Владычице Богородице, Матерь Христа Бога нашего! Даруй мне, Госпоже, видеть очами своими свет и Твой чудотворный образ».
Князь Роман дал обет на этом месте построить храм и монастырь, и дать ему столько земли, сколько увидит с этого места. В ту же минуту он увидел небольшую тропинку и велел поставить Крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко сказал: «О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услышь глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!» После этой молитвы он прозрел и стал видеть лучше, чем прежде. Князь Роман приказал снять с дерева икону, но никто из простых священников не мог ее снять; только Епископ снял ее и поднес к князю.
Приложившись к чудотворному образу, Благоверный князь повелел отслужить молебен, и сам со всеми бывшими на том месте начал рубить деревья. Вскоре был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже князь созвал братию, устроил монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом. Дерево, на котором стояла икона, срубили и употребили на доски для икон и на кресты.
Пресвятая Богородица изображается на Свенской иконе величественно возседающей на золотом возвышенном троне, который поставлен на особом амвоне в одну ступень. Правая стопа Матери Божией стоит на небольшом камне, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвято Девы возседает Предвечный Младенец, Господь наш, Иисус Христос и благословляет, Пречистая Богородица держит Своего Божественного Сына обеими руками. По обеим сторонам трона Владычицы на особых возвышениях стоят: с правой стороны — Преподобный Феодосий, а полевую — Преподобный Антоний, Печерские чудотворцы, — оба со свитками в руках.
На свитке у Преподобного Антония написано: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника». На свитке у Преподобного Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшного (на) хвалу и славословие Тебе». Преподобный Антоний представлен в полной монашеской схиме, а Преподобный Феодосий изображен вмантии и епитрахили, без клобука, с открытою главой.
Через некоторое время после основания монастыря оклад чудотворной иконы обломался. Вследствие просьбы Свенского игумена переделать оклад, царь Иоанн Васильевич велел принести икону в Москву и переделать оклад, прибавив много золота, серебра и драгоценных камней. Оклад сделали через три года и икону с молебствием возвратили в Свенский монастырь. Цари и великие князья Иоанн Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Феодорович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елисавета Петровна, Святейшие Патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие князья и вельможи почитали чудотворную Свенскую икону Божией Матери и благотворили Святой обители Свенской многими дарами.
Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).
В 1566 году в Свенской обители заложили храм и через год выстроили его. Своды новопостроенного храма упали, но игумен Мартиниан с братией вышел из него невредимым. Однажды к обители подошли иноплеменники с намерением разорить ее, но Царица Небесная не допустила их: нападавшие вдруг были все ослеплены и все сокровища, взятые ими, были возвращены в обитель. И в другие времена неприятели подходили к Брянску, чтобы разорить его и жителей взять в плен, но каждый раз Царица Небесная не допускала их.
В 1673 году из города Трубчевска к чудотворному образу Богоматери привели земледельца Потапия, который так сильно бесновался, что едва могли удержать его. Как только отслужили молебен, он получил исцеление и постригся в Свенской обители в монашество.
В 1677 году 20 ноября теплый каменный храм Преподобных Антония и Феодосия Печерских разрушился, но Царские Врата и Святые иконы были найдены в Алтаре неповрежденными. Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после разрушения храма был найден под кирпичами в щебне, также целым, между тем как аналой совершенно был раздавлен.
В 1685 году из города Трубчевска пришел земледелец Иоанн, бесноватый и, после молитвы перед Свенскою иконою Божией Матери, получил исцеление.
Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов.
Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.
В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.
В 1830 году Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска, семь недель сильно страдала глазной болезнью и затем ослепла. В мае месяце во время болезни девица Екатерина слышала голос, повелевающий принести в их дом из Свенского монастыря чудотворную икону. Узнав об этом, Иван Яковлевич Климов попросил принести Святую икону 19 мая 1830 года. На другой день принесли к нему Свенскую икону, отслужили перед нею молебен и освятили воду. Когда слепую подвели приложиться к Святому Кресту и окропили Святой водою, она немного прозрела. Но когда подвели ее приложиться к Святой иконе, больная прозрела и совершенно исцелилась от сильной боли. «Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу,- радостно воскликнула несчастная, — и боли нет. Пусти, голубчик, нести образ». Но ей это не позволили. Свидетелей прозрения и выздоровления девицы Екатерины было десять человек.
В 1830 году Иван Васильев, сын Абрамов, крестьянин села Ревен Трубчевского уезда просил Преосвященного Никодима, Епископа Орловского, позволить принести в его дом чудотворную икону Божией Матери. «Я, — писал он, четыре года страдал помрачением ума, сильною тоскою и унынием; но как только дал я обет — поднять в свой дом чудотворную икону Божией Матери, то тотчас получил утешение и отраду». Епископ позволил, и чудотворная икона была поднята в село Ревны.
В 1832 году в Свенский монастырь приехала женщина из Смоленской губернии, одиннадцать лет страдавшая беснованием. Во время припадков она сильно кричала. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. После молебна больная приложилась к Святой иконе и получила исцеление.
Благочестивые брянские жители очень чтили Свенскую икону и во всех важных обстоятельствах своей жизни усердно молились перед нею. Вступали ли в брак, отправлялись ли суда в далекое плавание, или обозы шли с товарами, в радостях и печалях, — всегда приходили в Свенскую обитель и усердно молились перед Святою иконой Божией Матери.
Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска.
Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы взорвали величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Чудотворную икону Божией Матери передали Главнауке Наркомпроса на реставрацию, а оттуда — в Третьяковскую галерею, где она находится и в настоящее время.
Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.
С 2000 года возобновлен ежегодный Крестный ход со Свенской иконой Пресвятой Богородицы, который совершается теперь в самый день празднования ей, 30 августа, и с 2004 года проходит из Свенского монастыря по городу Брянску к Кафедральному Собору во Имя Святой Троицы.
«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» —
как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.
«Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Свенская Похвало и наше присное утешение».
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Свенской-Печерской, глас 4
Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской, глас 3
Дева днесь невидимо предстоит в церкви и с лики Печерских отцев молится о нас, благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему, явльшуюся в чудном образе Ея, обитель Печерскую украшающем.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Свенской — Печерской
О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего.
Приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем,
да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоим Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.
Икона Пресвятой Богородицы «Свенская» («Печерская»)
Свенская Печерская икона Божией Матери известна своими чудесами, которые происходили с верующими, молящимися ей. Она удивительна своей красотой и невероятными легендами, окружающими ее.
Однако все верующие знают, что Богу все возможно, поэтому приходят к святой Деве Марии с молитвами о ходатайстве и заступничестве ее за них, грешных, перед Святым Господом. Истории о чудесах святого лика «Печерской» подтверждают то, что Дева Мария всегда отвечает на искренние молитвы.
История святого образа
Свенская Печерская икона Божией Матери нарисована преподобным Алипием. Он был известным мастером иконописи и учился этому мастерству у мастеров Византии, которые прибыли в Киев по приглашению князя для росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Монах Алипий принадлежал к этой обители и после обучения стал иконописцем, первым на Руси. Неизвестны годы его жизни, до сегодняшних дней дошла лишь информация о дате его смерти — 1114 год.
Еще о православных лаврах:
- Свято-Успенская Почаевская лавра
- Свято-Троицкая Сергиева лавра
- Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Для справки! Когда именно был создана доска Свенской Богоматери неизвестно, но благодаря преданиям, верующие 21 века могут узнать о чудесах, которые были совершены им.
Одно из самых известных чудес — это исцеление от слепоты князя Чернигова. Об этом повествует предание монахов. Летом 1288 года правитель Чернигова, гостивший в Брянске, ослеп. Это было по воле Господа, который сотворил этот недуг для демонстрации Своей силы и могущества.
Уже в ту пору доска была известна своими чудесами, услышав о которых, правитель послал гонца и своих священников в Лавру и ее обитель, и попросил настоятеля прислать чудотворную в Брянск, чтобы он мог помолится и приложиться к ней для исцеления.
После совета со всеми монахами архимандрит Печерской Лавры разрешил посланникам взять чудотворный образ.
Доставить доску решили по реке Десне, однако во время плавания лодка внезапно остановилась, плывущие решили, что это знак об отдыхе и, причалив, заночевали. Наутро никто не мог отыскать изображение Богоматери, и лишь спустя какое-то время оно было обнаружено среди ветвей раскидистого дуба в роще.
Все это произошло возле речки Свены, на холме. Ослепший государь узнал об этом чуде и пешком отправился к роще для молитвы. Придя, он молился со слезами об исцелении и пообещал построить на том месте храм и монастырь. Сразу же после молитвы зрение вернулось к князю. Снявши лик с дерева, епископ, бывший с князем, отслужил благодарственный молебен перед ним. Все люди после этого стали вырубать деревья на том месте, и вся древесина пошла на роспись икон.
Там же спустя какое-то время был воздвигнут храм с обителью, и назвали его «Успение Пресвятой Богородицы».
Хранилась доска в монастыре, построенным на том месте и покидала его только для реставрации в Москве, где ее поместили в оклад, состоящий из золота, серебра и украшенный обилием драгоценных камней.
Важно! С тех пор она известна как чудотворная, ведь способна возвращать зрение слепым, освобождать от бесов и творить другие чудеса.
Вернувшись в Печерскую Лавру, лик больше никогда не покидал пещер, в которых хранился. А монахи стали писать списки с него.
Значение иконы
Удивительной красоты Свенский образ размером 67×42 см.
Несмотря на небольшой размер, он вмещает в себя:
- восседающую Святую Деву Марию;
- Младенца Христа;
- Феодосия Печерского;
- Антония Печерского.
Из-за своего возраста картина достаточно потерта и на ней много надписей более поздних датировок, однако, несмотря на это, все еще хорошо можно разглядеть изображенных персонажей. Пречистая Дева сидит на троне так, что ее правая нога опирается на маленький камень, а левая — на амвон. Сам трон золотой, а его подножие сделано в виде арок. Младенец Христос находится у Богородицы на левой руке и благословляет людей своими перстами.
Основатели русского иночества Феодосий и Антоний стоят по правую и левую руку Богородицы соответственно и держат свитки. Феодосий изображен с непокрытой головой и в мантии, а вот Антоний облачен в схимнические ризы.
Феодосий и Антоний — это основатели монашества на Руси, которые создали восточную ветвь христианского монашества. Феодосия канонизировали третьем на Руси, сразу после невинно убиенных князей Бориса и Глеба. Они держат свитки, на каждом из которых написана молитва к святой Деве и прошение о помиловании Руси.
Читайте о других православных святых:
Богородица, изображенная на троне, символизирует ее силу как Царицы Небесной. Так часто изображали Деву Марию, стремясь показать ее силу и могущество на земле. Этот образ повторяется почти в каждой иконе, написанной в Византии.
В чем помогает образ
Свенская Богородица известна множеством чудес, сопровождающим ее на протяжении всего существования. Монахи задокументировали многие из них, и сегодня можно прочесть о тех чудесах в их хрониках. Перед ней проводились все таинства от венчания до крещения, и она всегда была почитаема, независимо от места ее нахождения, будь то Киев или Брянск.
Молиться Господу перед иконой Богоматери Свенская следует о:
- исцелении больных;
- возвращении зрения;
- освобождении от бесов;
- восстановлении душевного здоровья и равновесия.
Верующие просят перед ликом об укреплении веры и о стойкости в испытаниях, а неверующие молятся ей о помиловании их душ и ходатайстве перед Господом.
Важно! Часто перед ликом возносят молитвы благодарения за спасения душ родных и близких, за исцеления и милость Господа.
Месторасположение лика
Сегодня найти образ Богородицы можно в Третьяковской галерее, где он хранится как памятник иконописи.
А вот оригинальный образ (по крайней мере самый древний) так и остался в Киево-Печерской Лавре. Он хранится в Дальних пещерах возле гроба святого Феодосия.
Есть список Свенской Богородицы в храме Всех преподобных Печерских, который также был написан монахами из Лавры во второй половине 19 века. Он хранился там же до 1930 года, а позже его прятали от советской власти монахини и архимандрит Спиридон. После смерти архимандрита икона была возвращена в Лавру по его завещанию.
Сегодня ее можно увидеть на напольном киоте.
Важно! Каждый год 3 и 16 мая священник совершает молебен перед иконой и читает акафист, который можно читать и дома вместе с молитвами Свенской Печерской иконе Богородице.