Astapro.ru

33 квадратных метра
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мера по обеспечению пожарной безопасности в школе

Пожарная безопасность в школе

Безопасность общеобразовательного учреждения — комплекс мер, разработанных государственными органами и администрацией учреждения для максимальной защиты учащихся и имущества от внешних и внутренних угроз.

Такая безопасность охватывает достаточно широкий спектр разных позиций и направлений: экологическая безопасность, взрывобезопасность, радиационная безопасность, электротехническая безопасность и пожарная безопасность, о которой и пойдет речь.

Мероприятия по пожарной безопасности школьников
распределяются по следующим направлениям:

• приобретение и поддержка в состоянии полной готовности первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава, шкафы, щиты, ящики, и т.д.);

• установка автоматической системы пожарной сигнализации;

• наличие сигнала тревоги на случай возгорания;

• наличие эвакуационных выходов;

• наглядная агитация по профилактике возгораний в виде стендов и плакатов;

• профилактическая работа с коллективом учеников и коллективом работников учреждения.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в школе несут руководитель и его заместители, заведующими учебными кабинетами и мастерскими.

Обязанность директора школы:

1. Обеспечивать выполнение правил пожарной безопасности и осуществление контроля за четким и неукоснительным выполнением режима работы всех работников, а также учащихся.

2. Принимать мгновенные меры по устранению недостатков, которые могут привести к возгоранию.

3. Регулярно (в соответствии с графиком) проводить разные виды инструктажей по противопожарной безопасности: первичный, повторный, внеплановый, целевой и др.

4. Разрабатывает и утверждает план эвакуации, а также порядок оповещения учащихся и работников о чрезвычайной ситуации.

5. Распределяет между работниками порядок действий на случай пожара.

6. Приказами по школе определяет ответственных за пожарную безопасность при проведении различных мероприятий (концертов, вечеров, новогодних елок и др.).

Правила поведения педработников, техперсонала
и учащихся при возникновении возгорания

Рассмотрим, какие действия должны осуществлять участники образовательного процесса в школе при пожаре.

1. При первых признаках пожарной ситуации (дым, запах жженого, запах газа и др.) учитель обязан оценить ситуацию, обеспечить безопасность школьников и возможное оказание им помощи.

2. Правильным поведением учитель обязан исключить появление паники среди детей и сотрудников.

3. Эвакуацию из помещения и здания осуществлять быстро, не паниковать и исключить встречные потоки людей.

4. При уходе из помещения, отключить оборудование и электроприборы, выключить свет, плотно закрыть окна, двери.

Действия педработников должны соответствовать установленной инструкции по пожарной безопасности.

Эвакуацию при пожаре педагог, ведущий урок, осуществляет согласно плану, пропустив вперед детей, взяв классный журнал, а оказавшись на безопасном расстоянии, сделать перекличку учеников по списку.

Перед педагогами, преподающими основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), стоит вполне конкретная задача — максимально научить детей предотвращать пожароопасные ситуации, а в условиях их возникновения — оценить ее правильно и выбрать верное решение.

В качестве профилактики возникновения пожароопасной ситуации первоочередная задача педагога-воспитателя — изучать правила пожарной безопасности, начиная с первого класса. Теоретические занятия чередовать с практическими.

В заключение необходимо отметить, что только правильно согласованные действия всех участников образовательного процесса позволят предупредить пожар, а в случае его возникновения — оперативно эвакуироваться и максимально сохранить материальные ценности.

Полный комплект необходимых документов по пожарной безопасности (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте.

Пожарная безопасность в школе. Приказ, инструкция, журналы по пожарной безопасности в учебных учреждениях

Школа объединяет учителей и учащихся, оказывает глубочайшее влияние на детей. Для того чтобы родители спокойно и уверенно отправляли детей в школу, проводится колоссальный объем работ по обеспечению безопасности, особое внимание уделяется вопросам пожарной безопасности.

Работа, включающая профилактические меры

Все профилактические меры по предупреждению пожаров должны проводиться на территории школы до начала учебного года. Классы должны быть обследованы специальными комиссиями, а работники пожарного надзора должны вынести решение о признании учебного заведения безопасным.

С целью защиты жизни и здоровья учащихся и персонала, родителей и материально-технической базы проводятся следующие профилактические меры:

  • обустраиваются места хранения инвентаря специального назначения;
  • устанавливаются автоматические системы извещений;
  • обеспечивается наличие запасных выходов;
  • разрабатывается и утверждается план эвакуации, в удобных местах на каждом этаже размещаются наглядные схемы для изучения детьми;
  • создается наглядная агитация (стенды, схемы, плакаты) по теме;
  • проводятся учения с учащимися и персоналом для отработки навыков эвакуации;
  • обеспечиваются условия для правильного хранения инвентаря и продуктов, не допускается захламление помещений.

Что входит в обязанности руководителя учебного учреждения

Пожарная безопасность в школе и все вопросы, связанные с ней, должны постоянно находиться под контролем руководителя, который должен:

  • приказом по школе назначить ответственного;
  • оказывать ему всяческую помощь и поддержку и контролировать его работу;
  • регулярно осуществлять инструктажи;
  • расписать обязанности и действия персонала на случай чрезвычайной ситуации.

Тщательным подбором квалифицированного персонала, которому будет доверен процесс монтажа, ремонта и обслуживания электропроводки и оборудования в здании, будет обеспечена пожарная безопасность в школе.

Документы администрации учебного учреждения должны включать все вопросы ПБ, освещенные в приказах, инструкциях, правилах и планах эвакуации.

Директор школы в своей работе опирается на нормативные и законодательные документы. Местные органы управления должны оказывать поддержку и содействие в приобретении качественного и современного оборудования и осуществлении контроля.

Инструкция: пожарная безопасность в школе

Инструкция о мерах пожарной безопасности обязательно должна быть утверждена директором школы. В ней изложены меры по содержанию в надлежащем порядке территории школы, коридоров и других помещений школы. Здесь же должно быть определено место для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае возникновения пожара, устанавливаются сроки проведения инструктажа и временных огневых работ, расписываются действия персонала при возникновении пожара.

К инструкции прилагается памятка, а в приложении должен быть план эвакуации учащихся и всего персонала из здания школы. В памятке расписаны первые шаги, необходимые для соблюдения при обнаружении пожара.

Действия сотрудников при обнаружении пожара

Пожарная безопасность в школе обеспечивается соблюдением правил и сотрудниками, и учащими. Но если все же возгорание произошло, как должен действовать персонал учебного заведения?

  1. Учитель при первых признаках пожара должен на собственном примере показать, как спокойно и взвешенно должны приниматься решения.
  2. Не должен позволять ученикам паниковать и хаотично покидать помещение.
  3. При выходе школьный кабинет обесточивается, закрываются окна и двери.
  4. Учитель должен провести эвакуацию класса в соответствии с планом. Первыми проходят дети. Когда дети оказываются на безопасном расстоянии, проводится перекличка, оказывается необходимая медицинская помощь.
  5. При обнаружении возгорания вахтер должен дать оповещающий звонок или голосовой сигнал, передать информацию о возгорании службе спасения, оповестить руководство или администрацию.
  6. Все сотрудники школы, включая библиотекарей, работников кухни и вахты должны содействовать эвакуации учащихся.
  7. Медицинский персонал ответственен за оказание первой помощи, для которой заранее подготавливаются необходимые медикаменты.

Что собой представляет план эвакуации

План эвакуации при пожаре позволяет упорядочить процесс эвакуации людей в чрезвычайных случаях. Он должен состоять из двух частей: текстовой и графической. В графической части, где изображена планировка самого объекта, должны быть указаны:

  • все возможные эвакуационные пути;
  • эвакуационные выходы и точное их расположение;
  • место расположения средств для спасения людей и противопожарной защиты;
  • лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы;
  • отметки «Вы находитесь здесь» (место расположения плана).

В текстовой части плана указывается расшифровка всех условных обозначений плана. Также указываются способы оповещения о возникновении пожара, аварии или другой ЧС, указывается порядок вызова пожарных подразделений, экстренных служб, обязанности и действия людей.

План эвакуации при пожаре используется для облегчения ориентации находящимся в зоне ЧС людей, для проведения аварийно-спасательных и других мероприятий на месте происшествия.

Читать еще:  Как утеплить перекрытие чердака

Как составить план эвакуации

Начинать составлять план эвакуации надо с вычерчивания поэтажного плана здания. При этом изображается лишь минимум самых существенных деталей. Сплошными зелеными стрелками должны быть обозначены основные пути эвакуации людей. Прерывающимися стрелками такого же цвета надо обозначить запасные пути эвакуации. При помощи условных знаков изображаются места нахождения огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, систем включения/отключения пожарной автоматики, электрощитов.

В виде таблице можно изобразить текстовую часть плана, где будут отражены способы оповещения о пожаре, организация эвакуации, способы проверки срабатывания пожарной автоматики. Дополнить эту часть можно памятками и инструкциями для работников, где будут описаны основные действия во время пожара.

В качестве приложения к таблице следует составить список ответственных лиц с графой для росписи об ознакомлении с планом эвакуации. В конце ставится дата составления плана, который скрепляется печатью организации и подписью должностного лица.

План эвакуации в школе вывешивается на заметных местах на каждом этаже.

Процесс эвакуации учащихся

Для того чтобы организовать эвакуацию учеников и учителей из школы, назначаются педагоги, несущие ответственность за порядок выхода из здания. Эти педагоги регулируют поток людей на каждом этаже. Эвакуацию класса должен проводить учитель, у которого на момент возгорания шел урок.

Ответственным за пожарную безопасность в школе на период проведения спортивных или культурно-развлекательных мероприятий становится организатор, который предварительно должен пройти и убедиться в том, что возможные пути эвакуации открыты, не заблокированы.

В течение года с ответственными за эвакуацию людьми должны проводиться специальные занятия и инструктаж. В план воспитательной работы классный руководитель обязан включить беседу с учащимися о том, как важно соблюдать правила пожарной безопасности не только в школе, но и во всех сферах жизни.

Мероприятия по пожарной безопасности в школе

В вопросе безопасности детей нет второстепенных тем. И в школе и дома детям постоянно надо напоминать о том, как опасен огонь. Правила пожарной безопасности в школе должны быть тщательно разработаны и неукоснительно исполняться всеми. К основным правилам следует отнести запрет на курение и преподавателям школы, и, конечно же, ученикам на территории школы; запрет на внос петард или других взрывчатых предметов в школу; не должны приносится в здание школы и на ее территорию легковоспламеняющиеся вещества, спички и зажигалки.

Пожарная безопасность в школе как правила поведения в подобных ситуациях учениками будут лучше и легче усваиваться, если информация будет включена в разные учебные занятия и внешкольные мероприятия. Формы и методы подачи информации должны быть разноплановыми, с творческим подходом и с задействованием самих детей, их инициативы и творчества. Конкурсы, эстафеты, сценки могут быть посвящены теме «Пожарная безопасность». Мероприятие в школе можно провести с привлечением работников МЧС или с экскурсией в пожарную часть.

Могут быть организованы выставки плакатов и рисунков на данную тематику. В начальной школе пожарная тема может быть использована как дидактический материал на уроке русского языка. Кроме того, можно создать соответствующую теме презентацию с любимыми мультяшными героями. Сами маленькие ученики могут инсценировать детские стихотворения Маршака и Чуковского. Еще больше будет энтузиазма, если будет возможность переодеться в костюмы.

Учеников средней и старшей школы можно смело привлекать к созданию плакатов, макетов, демонстрирующих меры пожарной безопасности в школе или процесс эвакуации из здания людей. Ребята с удовольствием примерят на себя комплект одежды, развернут пожарный рукав, используют огнетушитель.

Пожарная безопасность в школе будет обеспечена, если меры по проведению будут планомерными и регулярными. Если подход будет выбран не традиционный, а игровой — с вовлечением учеников в общественно-полезную деятельность.

Пожарная безопасность в школе

Из этой статьи вы узнаете, как обеспечить пожарную безопасность в школе – с каких мероприятий начать, как провести обучение, какие обязанности возложить на ответственное за ПБ лицо, разработать инструкции по пожарной безопасности, подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе.

Основной документ, которым следует руководствоваться при обеспечении пожарной безопасности в школе или на другом объекте, – это «Правила противопожарного режима в РФ».

Поскольку в школах одновременно находится больше 50 человек, по требованиям пожарной безопасности они относятся к объектам с массовым пребыванием людей. Особые требования предъявляются к школам-интернатам, детским садам и другим заведениям, в которых дети и взрослые находятся целые сутки.

С каких мероприятий по пожарной безопасности в школе начать?


Чтобы обеспечить пожарную безопасность в школе, разработайте и утвердите следующие приказы:

  • об установке противопожарного режима;
  • о назначении ответственных за ПБ в целом по школе и в отдельных кабинетах, мастерских;
  • о разработке инструкций по пожарной безопасности в школе – общеобъектовой, по отдельным видам работ, хранению материалов, кабинетам (для кабинетов физики, химии, информатики, мастерских – отдельных, для остальных – общих), для ответственного по ПБ, о действиях во время эвакуации при пожаре, о ПБ на прилегающей территории (стадион, школьный двор и т.д.);
  • об установке порядка обучения по ПБ (обучение по ПТМ, система инструктажей);
  • о разработке и утверждении программ обучения по ПТМ, инструктирований. Программу обучения по ПТМ нужно согласовать в подразделении МЧС, которое вас курирует;
  • об утверждении графика инструктажей, плана обучения по ПБ для сотрудников школы;
  • об утверждении графика проведения противопожарных тренировок;
  • об утверждении перечней необходимого противопожарного оборудования, инвентаря, графиков его техобслуживания, поверки, испытаний;
  • о разработке и утверждении правил пожарной безопасности в школе для учащихся.

После того как все указанные в приказах мероприятия по пожарной безопасности в школе будут выполнены, можно считать, что с ПБ у вас все в порядке.

Для успешной работы по ПБ понадобятся журналы:

  • регистрации инструктирований;
  • учета, осмотра огнетушителей;
  • техобслуживания пожсигнализации, системы оповещения;
  • проверки гидрантов;
  • проверки помещений;
  • учета, осмотра, испытаний средств противопожарной защиты.

Обучение правилам пожарной безопасности в школе

В учебном центре обучение по ПБ проходят:

  • директор;
  • инженер по ПБ;
  • ответственное за ПБ лицо;
  • работники, которые занимаются газо- и электросваркой;
  • члены комиссии по проверке знаний по ПБ.

При наличии минимум 3 прошедших обучение в центре сотрудников в школе можно организовать обучение и проверку знаний сотрудников в собственной комиссии. Для этого нужно разработать и согласовать в курирующем органе МЧС программу ПТМ.

Здесь выбирайте, что будет выгоднее и проще – обучать сотрудников самостоятельно или отправлять их на обучение в центр. Например, если в школе задействован всего 1 сварщик, проще отправить его на обучение в центр, чем разрабатывать для него отдельные программы обучения и обучать его «у себя».

Кто разрабатывает инструкции по пожарной безопасности в школе

Инструкции по пожарной безопасности в школе разрабатывает инженер, инструктор по ПБ (или как эта должность прописана в штатном расписании). Если подобного специалиста в штатном расписании нет, ее разрабатывает ответственное за ПБ лицо.

Единого требования к Правилам противопожарного режима по этому поводу нет, поэтому работодатель может поступать по своему усмотрению. Читайте как составляются инструкции по пожарной безопасности , в том числе в школе.

Обязанности ответственного по ПБ в школе

Ответственный за ПБ в школе:

  • следит за порядком содержания зданий и их частей, территорий;
  • обеспечивает наличие, соответствие требованиям и доступность эвакуационных путей;
  • обеспечивает наличие, исправность средств и систем пожаротушения, сигнализации, оповещения;
  • организовывает ПБ во время эксплуатации оборудования, мероприятий с массовым пребыванием людей (походов, дискотек, праздников);
  • разрабатывает планы эвакуации, обеспечивает их актуальность, наличие и доступность;
  • контролирует осмотр и закрытие помещений по окончании учебного дня у учеников и рабочего – у учителей;
  • проводит инструктажи по ПБ. Эту обязанность он может делегировать другому сотруднику, который прошел обучение;
  • организовывает тренировки персонала по эвакуации, использованию первичных средств пожаротушения, другие обучающие мероприятия по ПБ;
  • разрабатывает или согласовывает инструкции и правила пожарной безопасности в школе;
  • разрабатывает декларацию по ПБ. Образец заполнения пожарной декларации для школы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Читать еще:  Уют и тепло моего дома

Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе

Как выполняются мероприятия по пожарной безопасности в школе, контролирует ГПН (Государственный пожарный надзор) МЧС РФ. Это делается в ходе плановых и внеплановых проверок.

  • Плановые проверки соблюдения правил пожарной безопасности в школе проводятся по ежегодному плану. Смотрите пример плана и результаты проведения плановых проверок проверок или на сайте вашей областной прокуратуры (например, для Оренбургской области – здесь http://www.orenprok.ru/right-menu/spspd/plans). Эти проверки проводятся 1 раз в 3 года.
  • Внеплановые проверки проводятся, если в ГПН МЧС поступили заявления от частных или должностных лиц о нарушении требований ПБ в конкретном учреждении. Также их назначают после технического перевооружения, реконструкций, капремонтов. Внеплановой проверки не избежать, если органы власти устанавливают на территории, к которой относится ваша школа, особый противопожарный режим.

По результатам проверок выдаются предписания на устранение нарушений, могут выписываться штрафы. Из размеры зависят от тяжести и повторяемости нарушения (первичное, повторное):

  • на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб.;
  • на юридическое лицо – от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Деятельность предприятия может приостанавливаться на срок до 90 суток.

В некоторых случаях при впервые выявленном нарушении можно «отделаться» предупреждением.

Штрафы накладываются также в случае возникновения на объектах пожаров:

  • на должностных лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 350 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Если в результате пожара пострадал или погиб человек – от 600 тыс. руб. до 1 млн руб.

Избежать плановых проверок можно, проведя аудит ПБ. Если независимая оценка пожарного риска будет положительной, плановых проверок не будет до окончания срока действия соответствующего заключения.

Не забывайте, что выполнение мероприятий по пожарной безопасности ежегодно проверяется во время подтверждения готовности школы к началу нового учебного года, которое проводится до 20 августа.

Качественную работу ответственного за пожарную безопасность в школе лица подтверждает наличие исправного оборудования и следующих документов по пожарной безопасности:

  • актов обследования вентканалов, дымовых, газовых каналов;
  • актов, подтверждающих проведение огнезащитной обработки деревянных систем здания (например, чердачных стропил);
  • внутренних и наружных противопожарных водоводов, актов их испытаний;
  • декларации ПБ;
  • документации по работам по огнезащите конструкций из металла, лестниц, повышению пределов огнестойкости;
  • документации на противопожарные элементы здания – окна, двери, шторы, люки;
  • инструкций по действиям персонала по эвакуации людей во время пожара;
  • перезаряженных огнетушителей, их паспортов;
  • планов эвакуации, соответствующих знаков;
  • пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, проектной документации, договоров на их обслуживание;
  • пожарных рукавов, заполненных журналов их перекатки (форма 54-Э), соответствующих актов. Если по дате годность пожрукава закончилась, но он находится в рабочем состоянии, проводится его проверка на герметичность. В случае положительного результата срок годности рукава продлевается на 10 лет. Соответствующие документы также должны иметься;
  • приказов о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в здании в целом и в отдельных кабинетах, отделах, мастерских;
  • протоколов замеров сопротивлений изоляции;
  • протоколов испытания наружных противопожарных лестниц, ограждающих кровельных конструкций;
  • расчетов категорий взрывопожарной и пожарной опасности для некоторых категорий помещений;
  • сертификатов на отделочные материалы для внутренних работ;
  • удостоверений о прохождении обучения по ПБ, ПТМ, протоколов проверки знаний, журналов инструктирований;
  • эвакуационных выходов, их размеров, пропускной способности и состояния (свободный доступ, отсутствие хлама).

Кроме того, следует:

  • организовать места для курения;
  • не реже 1 раза в 6 месяцев проводить практические тренировки по эвакуации персонала и учащихся при пожаре для лиц, которые работают в пределах школы.

Кто несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в школе – арендодатель или арендатор?

Однозначного ответа, кто отвечает за пожарную безопасность в этом случае, в законодательстве нет. Поэтому если помещение в школе сдается в аренду частной секции или кружку, прописывать границы ответственности за ПБ следует в договоре.

Однако «спихнуть» все на арендатора, например перед проверкой, не получится. Установка системы противопожарной защиты – трудоемкая и затратная работа, которая, как правило, выполняется во время ремонта здания. И арендатор не сможет сделать эти работы сам (физически и финансово).

Поэтому целесообразно разделять ответственность за ПБ следующим образом: ответственность за установку системы противопожарной защиты возлагать на арендодателя, а за соблюдение правил пожарной безопасности (использовать исправные электроприборы, проходить инструктажи, не курить в помещении и т.д.) – на арендатора.

Итак, из этой статьи вы получили представление, как обеспечивается ПБ в школе. Были перечислены мероприятия, которые следует выполнить в первую очередь, обязанности ответственного за ПБ, порядки обучения и разработки по ПБ, даны рекомендации по подготовке заведения к проверке контролирующими органами, а также ориентировочные суммы штрафов за невыполнение требований ПБ.

Правила пожарной безопасности в школе: инструкция по новым правилам

Пожар — это экстренная ситуация, которая может вызвать панику и потери. Особый страх вызывает в сердцах одна лишь мысль о возможности возгорания в школе. Ведь отправляя детей на уроки, каждый родитель убежден, что драгоценное чадо находится в безопасности.

Охрана труда в школе

Охрана труда, обеспечение безопасности учащихся и работников — это 2 важных организационных вопроса в образовательных учреждениях. Мероприятия, которые включены в сферу охраны труда, состоят из следующих пунктов:

  • строгое ведение соответствующей документации;
  • обучение рациональному поведению в экстренных ситуациях;
  • создание безопасных условий.

Оформление уголка пожарной безопасности

В штатном расписании обязательно есть должность специалиста по охране труда. В перечень его обязанностей входит не только разработка норм и проведение инструктажа, но и регулярное тестирование знаний, обучение ППБ.

Нормативные документы

В основе лежат положения и инструкции, которые разработаны на государственном уровне. Они призваны обеспечить безопасные условия для учеников, педагогического коллектива и других сотрудников. Базовым документом считается приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». В нем описаны общие требования. Локальные документы, установленные в школе, не могут противоречить утвержденному закону, но могут дополнять его.

Обратите внимание! Ответственность за соблюдение норм возлагается на директора школы. Он имеет право делегировать часть полномочий. При назначении сотрудника издается внутренний приказ. Согласно ему работник выполняет все требования. Ответственность за возникшие экстренные ситуации и способы решения в этом случае переходит в зону его ответственности.

Документация котельной школы

Некоторые школы оборудованы своими котельными. Однако для этого требуется соблюдение некоторых правил и требований.

В первую очередь необходимо создать чертеж помещения. На основании снятых замеров специалисты рассчитают возможность установки дымохода или другого оборудования. Когда замеры сделаны, а организационные вопросы решены, можно приступать к установке оборудования. При покупке выдается технический паспорт установки. Его надо хранить на протяжении всего времени эксплуатации. Если же производился ремонт, то оператор заводит специальный журнал дефектов, в котором позже отмечается вид ремонтных работ и дата.

Читать еще:  Что сделать своими из газового баллона

Как выглядит котельная

Оборудование, которое установлено в школах, должно регулярно проверяться специалистами. Для этого тоже создается журнал. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые манипуляции, проводимые с котлами, а также график дежурств операторов, должны отражаться в виде отчета.

Общие правила пожарной безопасности в школе

Знание и выполнение правил практически исключает возможность возникновения экстренной ситуации. Но если ситуация возникла, то рациональное поведение и соблюдение установленных правил поведения поможет избежать трагедии и сохранить жизнь как себе, так и окружающим.

Важно! В этот ответственный момент необходимо отбросить в сторону все материальные ценности и начинать заниматься вопросом спасения жизней людей и детей, находящихся в опасности.

Ответственный сотрудник обязательно должен следить за тем, чтобы весь инвентарь для пожаротушения был в наличии, в рабочем состоянии, а также доступен. Это половина успеха в нейтрализации пожара. При этом хотелось бы отметить, что звонок в службу спасения — это обязанность каждого.

Инструкция по правилам противопожарного режима в школе

Рациональные и слаженные действия помогут в кратчайшие сроки выбраться из полыхающего здания. Паника — это не самый лучший союзник при пожаре. Есть ряд правил, согласно которым действуют педагогический состав, ученики и работники школы.

Действия работников школы при пожаре

Когда работниками обнаружены первые признаки возгорания или задымления, то он в обязательном порядке действует согласно инструкции:

  • оповещается пожарная служба. Работник называет адрес школы, область возгорания, фамилию и должность;
  • если система оповещения о пожаре не включилась автоматически, то ее необходимо запустить принудительно;
  • далее сотрудники выводят учеников из здания на выделенную площадку. Она определена в плане эвакуации;
  • по мере достижения пункта проводится перекличка учеников и сверяются сведения из журналов;
  • далее надо встретить пожарных и при возникновении необходимости оказать содействие в эвакуации и ликвидации пожара.

Важно! Если возникает необходимость дополнительно вызывается бригада скорой помощи.

Обязанности и дела, которые не касаются возникшей экстренной ситуации, необходимо отложить на второй план. Первостепенной задачей является спасение жизней и защита детей, максимально быстрая эвакуация.

Директор школы — это руководитель. Он должен организовать слаженную и четко действующую команду. При возникновении паники — уметь подавить ее и выработать алгоритм действий.

Правила поведения учеников при пожаре

Дети зачастую поддаются панике, поэтому очень важно, чтобы их действия соответствовали установленным правилам:

  • при обнаружении первых признаков пожара необходимо проинформировать любого работника школы;
  • если информация поступает от учителя или любого другого сотрудника необходимо внимательно выслушать ее и следовать указанному плану действий;

Организованная эвакуация детей

  • эвакуация из здания проводится довольно быстро, но бегать при этом нельзя. Движение по коридорам должно производиться в группе. Не поддавайтесь панике. Следование правилу позволит избежать травматизма и образования затора на выходе;
  • по мере успешной эвакуации из здания ученики продолжают следовать за учителем. Он проведет перекличку и составит списки.

Важно! Ученикам запрещено проникать в здание после эвакуации.

Что собой представляет план эвакуации

План эвакуации — это специфическая таблица, которая находится на всех этажах и доступна для изучения. На ней графически отображается схема здания с возможными путями для эвакуации. Помимо этого рисунок содержит информацию о местонахождении необходимого инвентаря. Словесное описание содержит инструкцию по плану действий и нормы поведения.

В правом нижнем углу стоит подпись и расшифровка ответственных лиц.

Средства пожаротушения в школе

Самым простым средством для ликвидации пламени считается песок. Он будет эффективен в большинстве случаев, особенно при возгорании керосина, масел, смолы и иных пожароопасных жидкостей. Недалеко от места хранения должны быть лопата и ведро.

Следующее по популярности средство — вода. Однако, она не всегда бывает эффективна (например, при тушении бензина, керосина), более того, в некоторых случаях становится опасной — ее запрещено использовать для тушения электропроводов и элементов под напряжением.

Обратите внимание! Для тушения небольшого пламени можно применять асбестовое или войлочное полотно, которое должно храниться в водонепроницаемом футляре.

Первичные средства для тушения пожара

Очень важно следить за исправностью первичных средств пожаротушения. Регулярно проверяйте показания манометра на огнетушителе. Возможно, потребуется перезарядка. Убедитесь, что они расположены в доступных и видным местах, а проход к ним свободен и не закрыт препятствиями.

За состоянием пожарного водопровода также важно регулярно следить. Обязательно регулярное выполнение следующих манипуляций:

  • проверка внутреннего пожарного водопровода;
  • перекатка рукава на новое ребро.

Важно! Своевременное осуществление указанных процедур поможет отследить возникновение неисправности для скорейшего ремонта или замены.

Работоспособность систем автоматической пожарной сигнализации

Сегодня все учебные учреждения должны быть снабжены автоматической пожарной сигнализацией. Иногда чуткая автоматика может издавать ложные сигналы. Это считается рядовой ситуацией. Дежурному или охраннику в этом случае надо позвонить в пожарную службу и сообщить диспетчеру о том, что сигнал был ложным.

Важно! Отключать систему автоматического оповещения о возникновении пожара категорически запрещено. Даже в случае проведения ремонтных работ.

Сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, должен отслеживать идентификационные сигналы на панели управления. Все лампочки должны быть зеленого цвета. Если потухла хотя бы одна, то об этом необходимо оповестить обслуживающую фирму. Специалисты изучат проблему и исправят ситуацию.

Внешкольные мероприятия

Уроки ОБЖ — обязательный предмет в школьной программе. Однако, для вовлечения школьников необходимо проводить дополнительные занятия, а также на пользу пойдут тематические конкурсы и экскурсии.

Ученикам всех возрастов интересно прослушать лекцию от спасателя или начальника пожарной части. Как правило, лекции проходят в формате диалога, что позволяет максимально доступно преподнести информацию. Регулярность бесед поможет закрепить полученные знания на всю оставшуюся жизнь. Неоспоримую ценность несет в себе посещение самой части.

Педагоги отмечают, что для каждого возраста лучше использовать разные методы преподнесения информации. Так, ученикам младшей школы нравятся костюмированные сценки, проведение эстафет и тематических конкурсов.

Для средней школы интересно создание плакатов и оформление стендов. Лекции от работников пожарной службы наиболее эффективны в средних классах. Учеников старшей школы рекомендуется обучать основам эвакуации, а также проводить беседы с целью профориентации.

Профилактическая работа

Ежегодно в период летних каникул каждую школу посещает особая делегация, во главе которой инспектор по пожарной безопасности. Работники проверяют здание на соответствие нормам, а также работоспособность всех систем.

В коридорах здания не должно находиться лишней мебели, а учебные классы не должны загромождаться лишними партами, стульями, а также шкафами с дидактическим материалом. Пожаро- и взрывоопасные вещества, используемые для обучения должны храниться в соответствующих условиях. Так же сотрудники проверяют огнетушители на срок годности и исправность, а также наличие других средств пожаротушения.

Плановой проверке подлежит и электропроводка. На основании полученных данных инспектор выносит решение о возможности проведения учебного процесса в стенах здания.

Обратите внимание! По новым правилам, в инструкцию о мерах пожарной безопасности в школе включен пункт об обязательном обеспечении средствами индивидуальной защиты органов зрения и дыхания.

Также следует отметить, что очень важно проводить регулярную плановую эвакуацию. Это позволит обучить работников и школьников правильно реагировать на сигнал о пожаре.

Соблюдение правил пожарной безопасности, регулярные проверки и проведение лекций на первый взгляд кажутся бесполезной тратой времени. Такое мнение ошибочно, ведь при этом освежаются ранее полученные знания. А в некоторых случаях может быть получен абсолютно новый опыт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector